Консультация для воспитателей на тему: «Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей»
консультация (младшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vos-lya.docx | 51.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
на тему:
«Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей»
Жизнь детей в детском саду, правильно организованная воспитателем, дает им достаточно много разнообразных впечатлений. Одежда, которую ребенок надевает и снимает, посуда, из которой он ест, постельные и туалетные принадлежности, которыми он пользуется, - все это предметный мир, окружающий ребенка ежедневно. Для трехлетнего малыша чулок, у которого надо отличить пятку от носка, башмак с правой и левой ноги – предметы, требующие пристального разглядывания и различия. В дальнейшем предметы быта с их отличительными признаками и не требующими особого внимания.
Для различия сенсорных способностей очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том. Что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов, испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. На эту сторону воспитателю следует обращать особое внимание, давать детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести; беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру.
Восприятие обостряется с изменением характера действий или жизненной ситуации. Дежурным необходимо различать тарелки по величине, по глубине, чашки и блюдце по цвету; в процессе работы они ощущают тяжесть, гладкую поверхность холодок фарфоровой посуды, легкость пластмассовой. Сдвигание столов, расстановка стульев вызывает иные – двигательные, осязательные ощущения, требуют восприятия пространственных отношений, линий контура.
Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающем.
Сенсорное познание тесно связано с эстетическим восприятием: хорошо красивы расставленная на полках посуда, украшенные цветами столы; мелодично позванивают стеклянные сосуды, в их гранях солнечные лучи отражают радугой.
Мир простых вещей воспринимается маленьким ребенком как чудесный, еще неведомый и прекрасный мир. Следует предостеречь воспитателя от излишней дидактизации впечатлений, получаемых детьми в быту. Сосчитывание предметов, определение их относительной величины и т.д. должно вызывать необходимость практической, а не желанием воспитателя по упражнять детей в счете или в различении величины, цвета. Представления детей формируется в процессе правильно организованной жизненной ориентировке, а не путем обучения и специальных упражнений, место которым на занятиях.
Знакомство с предметным миром осуществляется также в играх, когда дети воспроизводят бытовые ситуации. Миниатюрные игрушечные предметы возбуждают у детей приятные чувства, желание действовать с ними. Пренебрежительное же отношение взрослых к ненастоящим, игрушечным вещам, небрежное обращение с ними передаются и детям: в процессе игры вещи эти действуют, а затем их сваливают в кучу и они перестают что – либо значить. Если воспитатель привлекает внимание детей к предмету, помогает восприятию его красоты, целесообразности, то уже у малышей формируется бережное отношение к нему.
Труд детей также связан с использованием предметов, орудий. Лопаты, совки, ведерки, лейки, щетки и многое другое дети употребляют, ухаживая за растениями, убирая комнату. Подчас предметы эти хорошо сделаны, украшены, но дети относятся к ним безразлично, небрежно.
В нашей стране уделяется много внимания эстетике рабочего места, и очень важно воспитывать у детей к вещи, к ее красоте и целесообразности, приучить бережно хранить орудия труда. Такое отношение к предметам труда, воспитанное в раннем возрасте, сохраняется на всю жизнь.
В детском саду детей в течение круглого года знакомят с природой, поручают им уход за растениями, животными. Это создает богатые возможности для чувственного познания свойств земли, воды, солнечного тепла.
В любое время года дети испытывали радость от множество ощущений, которые дает природа. Как предоставить им возможность полнее испытывать все эти приятные, радостные ощущения! Окунуться в атмосферу природы можно всего на несколько мгновений, но ценность этих мгновений для сенсорного развития детей очень велика.
Большинство детей реагируют на новые, острые ощущения бурными движениями: бегают, прыгают, валяются по траве, кричат, визжат, смеются. Такая реакция естественна, и надо дать ей проявиться.
Дети затевают разнообразные игры - бегают вокруг деревьев, прячутся за ними, обнимают руками стволы, сбегают с горки, а то и скатываются по траве. Особенно привлекает детей вода: они опускают в ручей руки, бросают ветки и следят, как они уплывают по течению. Из трав, корней, песка, воды готовят «кушанья». Если воспитатель примет участие в детских забавах и играх, сколько интересных свойств вещей и явлений откроет он детям, сколько представлений уточнит, не придавая своему общению с детьми обучающего характера! Как легко и охотно малыши усваивают названия цветов, трав, камней, непосредственно общаясь с природой, как безошибочно их затем находят, ориентируясь по форме, цвету, строению, запаху, по влажности, гладкости, пушистости!
Недостаточно внимания уделяется обычно движению, двигательным ощущениям. Вместе с тем эти ощущения очень важны в процессе познания и отражения воспринятого.
Большое значение для познания имеют движения рук. Путем ощупывания, поглаживания предмета ребенок знакомится с его величиной объемом, формой. Очень важно также для познания пространственных свойств движение взора по предмету.
Общение с природой обогащает слуховые впечатления. Необходимо учить детей вслушиваться в пение птиц, шум прибоя, дождя, в раскаты грома. Вслушиваться можно и в звучащую человеческую речь: выделять в ней слова, а в словах звуки, их повторение, сочетания. Известно, как любят дети считалки, скороговорки, в которых особое внимание уделяется звучанию слова иногда и звукосочетаниям.
Постепенно ребенок учится расчленять, упорядочивать непрерывный поток впечатлений, выделять в нем главное, характерное для многих предметов и явлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей» Возраст1.6-2 года
Доклад на тему «Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей» Возраст1.6-2 года (из опыта работы)адрес ссылки: http://nsportal.ru/sites/default/files/013/2/sensornoe_vospitanie_v_povsednevnoy_zhiz...
Консультация для воспитателей "Использование малых форм фольклора в повседневной жизни"
Тема: «Использование малых форм фольклора в повседневной жизни детей». Воспитатель:Мачкалян Г.А. В воспитании дошкольников мы широко используем фольклор,...
консультация сенсорное воспитание в повседневной жизни детей
сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает, прежде всего, обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, жизни, с миром вещей, созданнных руками чело...
Консультация для воспитателей. Тема: "Развитие двигательных способностей в повседневной жизни детей"
Консультация для воспитателей.Тема: Развитие двигательных способностей в повседневной жизни детей.Воспитатель МАДОУ № 48Некрасова Т.И.г. Томск 2015 г....
Консультация для воспитателей "Развитие двигательной активности дошкольников в повседневной жизни"
В материал включены игры с тихими тренажёрами...
Консультация для воспитателей по теме "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей по теме "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста"...
Консультация для воспитателей на тему: «Роль музыки в повседневной жизни дошкольника. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя»
Консультация для воспитателей на тему:«Роль музыки в повседневной жизни дошкольника.Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя»...