Консультация для воспитателей на тему: «Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей»
консультация (младшая группа) по теме

Жизнь детей в детском саду, правильно организованная воспитателем, дает им достаточно много разнообразных впечатлений. Одежда, которую ребенок надевает и снимает, , из которой он ест, постельные и туалетные принадлежности, которыми он пользуется, - все это предметный мир, окружающий ребенка ежедневно. Для трехлетнего малыша чулок, у которого надо отличить пятку от носка, башмак с правой и левой ноги – предметы, требующие пристального разглядывания и различия. В дальнейшем предметы быта с их отличительными признаками и не требующими особого внимания.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vos-lya.docx51.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

на тему:

«Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей»

Жизнь детей в детском саду, правильно организованная воспитателем, дает им достаточно много разнообразных впечатлений. Одежда, которую ребенок надевает и снимает, посуда, из которой он ест, постельные и туалетные принадлежности, которыми он пользуется, - все это предметный мир, окружающий ребенка ежедневно. Для трехлетнего малыша чулок, у которого надо отличить пятку от носка, башмак с правой и левой ноги – предметы, требующие пристального разглядывания и различия. В дальнейшем предметы быта с их отличительными признаками и не требующими особого внимания.

        Для различия сенсорных способностей очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том. Что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов, испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. На эту сторону воспитателю следует обращать особое внимание, давать детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести; беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру.

        Восприятие обостряется с изменением характера действий или жизненной ситуации. Дежурным необходимо различать тарелки по величине, по глубине, чашки и блюдце по цвету; в процессе работы они ощущают тяжесть, гладкую поверхность холодок фарфоровой посуды, легкость пластмассовой. Сдвигание столов, расстановка стульев вызывает иные – двигательные, осязательные ощущения, требуют восприятия пространственных отношений, линий контура.

        Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающем.

        Сенсорное познание тесно связано с эстетическим восприятием: хорошо красивы расставленная на полках посуда, украшенные цветами столы; мелодично позванивают стеклянные сосуды, в их гранях солнечные лучи отражают радугой.

        Мир простых вещей воспринимается маленьким ребенком как чудесный, еще неведомый и прекрасный мир. Следует предостеречь воспитателя от излишней дидактизации впечатлений, получаемых детьми в быту. Сосчитывание предметов, определение их относительной величины и т.д. должно вызывать необходимость практической, а не желанием воспитателя по упражнять детей в счете или в различении величины, цвета. Представления детей формируется в процессе правильно организованной жизненной ориентировке, а не путем обучения и специальных упражнений, место которым на занятиях.

        Знакомство с предметным миром осуществляется также в играх, когда дети воспроизводят бытовые ситуации. Миниатюрные игрушечные предметы возбуждают у детей приятные чувства, желание действовать с ними. Пренебрежительное же отношение взрослых к ненастоящим, игрушечным вещам, небрежное обращение с ними передаются и детям: в процессе игры вещи эти действуют, а затем их сваливают в кучу и они перестают что – либо значить.  Если воспитатель привлекает внимание детей к предмету, помогает восприятию его красоты, целесообразности, то уже у малышей формируется бережное отношение к нему.

        Труд детей также связан с использованием предметов, орудий. Лопаты, совки, ведерки, лейки, щетки и многое другое дети употребляют, ухаживая за растениями, убирая комнату. Подчас предметы эти хорошо сделаны, украшены, но дети относятся к ним безразлично, небрежно.

        В нашей стране уделяется много внимания эстетике рабочего места, и очень важно воспитывать у детей к вещи, к ее красоте и целесообразности, приучить бережно хранить орудия труда. Такое отношение к предметам труда, воспитанное в раннем возрасте, сохраняется на всю жизнь.

        В детском саду детей в течение круглого года знакомят с природой, поручают им уход за растениями, животными. Это создает богатые возможности для чувственного познания свойств земли, воды, солнечного тепла.

         В любое время года дети испытывали радость от множество ощущений, которые дает природа. Как предоставить им возможность полнее испытывать все эти приятные, радостные ощущения! Окунуться в атмосферу природы можно всего на несколько мгновений, но ценность этих мгновений для сенсорного развития детей очень велика.

        Большинство детей реагируют на новые, острые ощущения бурными движениями: бегают, прыгают, валяются по траве, кричат, визжат, смеются. Такая реакция естественна, и надо дать ей проявиться.

        Дети затевают разнообразные игры  - бегают вокруг деревьев, прячутся за ними, обнимают руками стволы, сбегают с горки, а то и скатываются по траве. Особенно привлекает детей вода: они опускают в ручей руки, бросают ветки и следят, как они уплывают по течению. Из трав, корней, песка, воды готовят «кушанья». Если воспитатель примет участие в детских забавах и играх, сколько интересных свойств вещей и явлений откроет он детям, сколько представлений уточнит, не придавая своему общению с детьми обучающего характера! Как легко и охотно малыши усваивают названия цветов, трав, камней, непосредственно общаясь с природой, как безошибочно их затем находят, ориентируясь по форме, цвету, строению, запаху, по влажности, гладкости, пушистости!

        Недостаточно внимания уделяется обычно движению, двигательным ощущениям. Вместе с тем эти ощущения очень важны в процессе познания и отражения воспринятого.

        Большое значение для познания имеют движения рук. Путем ощупывания, поглаживания предмета ребенок знакомится с его величиной объемом, формой. Очень важно также для познания пространственных свойств движение взора по предмету.

        Общение с природой обогащает слуховые впечатления. Необходимо учить детей вслушиваться в пение птиц, шум прибоя, дождя, в раскаты грома. Вслушиваться можно и в звучащую человеческую речь: выделять в ней слова, а в словах звуки, их повторение, сочетания. Известно, как любят дети считалки, скороговорки, в которых особое внимание уделяется звучанию слова иногда и звукосочетаниям.

        Постепенно ребенок учится расчленять, упорядочивать непрерывный поток впечатлений, выделять в нем главное, характерное для многих предметов и явлений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей» Возраст1.6-2 года

Доклад на тему «Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей» Возраст1.6-2 года (из опыта работы)адрес ссылки: http://nsportal.ru/sites/default/files/013/2/sensornoe_vospitanie_v_povsednevnoy_zhiz...

Консультация для воспитателей "Использование малых форм фольклора в повседневной жизни"

Тема: «Использование малых форм фольклора в повседневной жизни детей». Воспитатель:Мачкалян Г.А.      В воспитании дошкольников мы широко используем фольклор,...

консультация сенсорное воспитание в повседневной жизни детей

сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает,  прежде всего, обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, жизни, с миром вещей,  созданнных руками чело...

Консультация для воспитателей. Тема: "Развитие двигательных способностей в повседневной жизни детей"

Консультация для воспитателей.Тема: Развитие двигательных способностей в повседневной жизни детей.Воспитатель МАДОУ № 48Некрасова Т.И.г. Томск 2015 г....

Консультация для воспитателей по теме "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей по теме "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей на тему: «Роль музыки в повседневной жизни дошкольника. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя»

Консультация  для  воспитателей на тему:«Роль музыки в повседневной жизни дошкольника.Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя»...