Система работы с родителями.(Из опыта работы)
статья на тему

Троценко Наталья Анатольевна

Система работы с родителями в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_s_roditelyami.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с родителями.(Из опыта работы)

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка

 за руку в детские годы, что вошло в его разум

и сердце из окружающего мира – от этого

 в решающей степени зависит, каким человеком

станет сегодняшний малыш.»

        В.А. Сухомлинский

          В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.

          Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

        Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

       Когда я начала работать в детском саду (2011 год), мое общение с родителями ограничивалось плановыми родительскими собраниями, индивидуальными беседами. Но очень скоро я поняла, что сложно бывает достучаться до пап и мам; что все труднее объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Стала задумываться, как же изменить такое положение? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

      Поэтому с июня 2011 года я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи.

      Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.

Остановимся подробнее на каждом.

Информационно-аналитическое направление.

          С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования(Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей, Я и мой ребенок, Какой вы родитель?, Воспитание ребенка в семье).

Анализ позволил выделить три группы родителей.

  1. Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
  2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
  3. Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Свои цели я сформулировала так:

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
  3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:

  1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

С этой целью я использовала следующие формы и методы работы с родителями:

  • групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • занятия с участием родителей;
  • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
  • совместные экскурсии;
  • Дни добрых дел;
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
  • совместное создание предметно – развивающей среды;
  • утренние приветствия;
  • работа с родительским комитетом группы;
  • беседы с детьми и родителями;
  • конкурсы;
  • мастер-классы для родителей.

          В рамках модуля был проведен конкурс «Милый сердцу уголок», в ходе которого дети совместно с родителями должны были сделать макет своего дома. Родители и дети очень творчески подошли к выполнению задания. Дома были настолько похожи на оригиналы, что без подписи легко определялась принадлежность дома. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности.

          К родительским собраниям обычно готовлю выставку детских работ или фотовыставку, где использую фотографии из жизни группы.

         Провожу мастер-классы для родителей по ознакомлению с программами, по которым работаем с детьми, нетрадиционными методами работы. Очень ярко прошел мастер-класс по ознакомлению с нетрадиционными методами рисования. Мною была проведена большая предварительная работа: совместно с детьми приготовила пригласительные билеты, подобрала дидактические игры, физкульминутки, музыку, подготовила презентацию. Родители были рады окунуться в атмосферу детства.      Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи.   Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.

         Большая работа проводится с родителями при подготовке детей к школе: анкетирование родителей «Скоро в школу», тесты для детей «Хочу ли я в школу», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе», совместные занятия с детьми «Путешествие в страну Математику», «В гости к Мухе-Цокотухе», «Моя Россия». Провела родительское собрание, на которое пригласила школьного психолога, будущего классного руководителя.

       Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

Наглядно-информационное направление.

Наглядно – информационное направление включает в себя:

  • родительские уголки,
  • папки - передвижки «Советы доктора Айболита», «Игры на свежем воздухе», «Как устроить ребенку праздник», «Детские страхи» и др.
  • семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Мое родное село» (см. Приложения),
  • фотовыставки «Папа, мама, я - дружная семья», «Во саду ли, в огороде», «Профессии наших родителей»
  • копилка Добрых дел.

 

        Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей, я использую рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети»,  «Поиграем», «Почитай-ка», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

 

            Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление. 

           Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе проведены:

  •  «День матери», Ярмарка мастеров «Кузьминки», Масленица, Веснянка,  «Наурыз – казахский новый год»,  Maibaumaufstellen (Установка майского дерева), Erntedankfeste (праздники урожая), Advent(предрождественское время), Ostern(Пасха).
  • Встреча с родителями «Профессии наших мам и пап».
  • Спортивные досуги и праздники «Мама, папа, я – спортивная семья»,  «Неразлучные друзья – бабушка, дедушка, мама, папа, я».
  • Празднование дней рождений.
  • Совместные походы.
  • Совместные экскурсии в школу, ДК, почту, хлебопекарню, ток.

Сценарии праздников и развлечений разрабатываю совместно с родителями. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

  • выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
  • консультации для родителей;
  • составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
  • распределение ролей взрослых;
  • изготовление пригласительных билетов;
  • подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
  • индивидуальные встречи и консультации;
  • изготовление атрибутов, пособий.

          Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Было немного страшно проводить первый семейный праздник «Масленица». Но, все оказалось довольно просто, хотя некоторые родители сначала отнеслись настороженно. Предполагалась большая предварительная работа. Мамы помогали готовить необходимые атрибуты, сделали чучело Масленицы, напекли блинов.

        Весь праздник был построен на играх родители – дети, потому что целью встречи было: познакомить детей и родителей с народными обычаями празднования этого праздника, развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».

        Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.

          Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Праздник закончился на улице народными подвижными играми, чаепитием с блинами и конфетами. Родители и дети очень радовались, были счастливы.

         Поэтому мы решили, что такие праздники нужно проводить чаще. В нашей группе появились традиции отмечать народные праздники «Масленица», «Кузьминки», «Троица».

          Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями. Именно поэтому я решила включать в праздники и досуги конкурсы и игры для бабушек и дедушек. Дети, родители, бабушки и дедушки принимают активное участие в играх, конкурсах, поют песни, частушки, читают стихи, танцуют. Эти семейные досуги доставляют много всем радостных и волнующих минут.

          Мамы и папы гордятся своими детьми, а внуки и внучки – бабушками, а я – творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами. Проведенные мною конкурсы и мероприятия расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями.

         В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогают нам приобретать новые игрушки, оформлять центры развития детей. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

         Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

          На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

       Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Все родители посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

      Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

     Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

        Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка в помощь воспитателю для работы с родителями /из опыта работы/

7 страниц, краткое содержание:Сведения которые должен собрать воспитатель /Социальный анамнез семьи/Рекомендуемые методы для знакомства с родителями.Формы семейных отношенийОпределение микроклимата в ...

Новый взгляд на работу с родителями. (Из опыта работы).

Цель: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Задачи: •Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.•Активизировать и обогатить воспитательные и об...

Система помощи логопеда родителям (из опыта работы)

Родителям, помощь логопеда, опыт работы...

Современные направления работы с родителями (из опыта работы)

Современные направления работы с родителями (из опыта работы)...

Skype - мой друг и помощник в работе с родителями (из опыта работы).

Эта статья о том как можно сотрудничать с родителями с помощью компьютерных технологий. Все плюсы этой работы....

Работа с родителями. (из опыта работы)

Только единые педагогические воздействия воспитателей и родителей на маленьких детей способствуют успешной подготовке к переходу их на следующую возрастную ступень....

Проектная деятельность по теме "Откуда хлеб на стол пришел" в работе с родителями(из опыта работы воспитателя Гутовой Т.С.)

Мы посмотрели мультфильм «Хлеб». После просмотра дети стали задавать вопросы: Какой он? Зачем? Из чего его делают? Где берут? Для родителей мы повесили информацию о начале проекта, о сроках его р...