РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
статья на тему

Генералова Наталья Дмитриевна

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Сенсорное воспитание направлено на формирование и развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений), с помощью которых они приобретают опыт ориентирования во внешних свойствах предметов и явлений. Его задача - научить дошкольников точно полно и расчленено воспринимать предметы, их свойства и отношения (цвет, форма, величина, размещение в пространстве, высота звуков и т.п.) Без и кого обучения восприятия ребенка длительное время будет поверхностным, фрагментарным, не создавать необходимых основ для общего умственного развития, не формировать наблюдательность, мышление, речь, не происходить полноценное усвоение знаний и навыков в начальных классах школы.

Восприятие как целостное отражение предметов, ситуаций, явлений возникает в сознании человека при непосредственном воздействии объектов на анализаторы Процесс перехода от ощущения к восприятию - это переход к сложному отражению мира, которое увеличивает возможности человека относительно приспособления и активного его преобразования.

Развитие восприятия является сложным процессом, который предполагает усвоение ребенком определенных сенсорных эталонов

КОТОРЫЕ является результатом общественного опыта; овладение способами обследования предметов

Сенсорные (лат sensorium-орган чувств) эталоны - выработанные человечеством представления об основных свойствах и отношения предметов и явлений окружающей действительности

Эти эталоны функционируют как общепринятый образец свойств и отношений предметов Например, при восприятии формы сенсорными эталонами являются геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, цилиндрической др т.д.), цвета - семь цветов спектра, а также белый и черный В природе существует многообразие форм и красок, однако человечество упорядочило их в определенную систему Овладение сенсорными эталонами позволяет воспринимать ты окружающий мир сквозь призму общественного опыта. И так, ребенок приучается видеть свойства предметов как разновидности или сочетание известных образцов.

Обеспечить усвоение сенсорных эталонов - значит сформировать представление об основных разновидностях каждого свойства предмета (цвет, величина, форма и т.д.) Однако непосредственно такие представления не смогут управлять восприятием, если ребенок не знает способов обследования предметов - установление, коему образца соответствует свойство определенного предмета, с которым она имеет дело - в игре, на занятии, в процессе ежедневного наблюдения, развлечений. Этим способам ребенка нужно учить специально.

Содержание сенсорного воспитания в дошкольном учреждении заключается в ознакомлении детей с сенсорными эталонами и обучении их способов обследования предметов

В повседневной жизни во время самостоятельных игр, труда, на прогулках малыши имеют дело со многими свойствами предметов, однако замечают, выделяют, осознают лишь некоторые из них. Практика и специально исследования подтверждают, что приобретенный стихийно, без руководства взрослых, сенсорный опыт достаточно бедным, поверхностным. Руководство сенсорным воспитанием ребенка должно учитывать ее возрастные особенности. До трех лет он еще не способен понять значение образцов (эталонов), с которыми необходимо сравнивать свойства предметов Кружочек, шарик, цветная полоска для них такие единичные и конкретные, как мяч, часы, чашка, книга и т.д. На этом этапе важно обеспечить накопление разнообразных представлений, сформировать основу для дальнейшего усвоения и использования сенсорных эталонов, используя в работе с детьми основные виды форм и цветов, которые впоследствии выступают  как эталоны. Воспитатель должен использовать названия цветов и форм, организовывать такие действия малышей с предметами, которые способны стимулировать внимание на их определенные свойства, способствовать образованию соответствующих представлений. При этом не нужно требовать, чтобы ребенок обязательно запомнила их. Полноценное усвоение названий возможно только после усвоения сенсорных эталонов.

В этой работе важно знать и использовать действия, которые обеспечивают выделение свойств и образования элементарных представлений о них. Такими действиями является сопоставление предметов по форме, размеру, цвету м: ребенок подбирает пары из группы предметов или ищет среди них названные  взрослым. Важно, чтобы он научился использовать как образец любой предмет, способствовать усвоению усвоения общепринятым их эталонов легче малыши выбирают предмет по форме, сложнее - по размеру (размеру), и самое  трудное - за цветом.

Осваивая сопоставление предметов по свойствам, подбирая предметы с одинаковыми свойствами, дети сначала накладывают их один на другой, сравнивают по форме, величине или цветом. Это дает им легко, а затем, овладев приемами внешнего сопоставления, они переходят к сопоставлению \"на глаз\" (зрительное сопоставление) В раннем и младшем дошкольном возрасте в процессе сенсорного воспитания лучше использовать плоские предметы, которые легко и удобно накладывать, прикладывать, сравнивая по определенными свойствами. Со вступлением ребенком определенного опыта можно использовать объемные предметы.

Современная методика сенсорного воспитания направлена прежде всего на формирование познавательной активности ребенка. Для этого она должна обладать процедурой обследования в зависимости от его цели. Перед конструированием, например, главное внимание обращают на строение, основные узлы креплений, рассматривают предмет с разных сторон для определения его формы. Перед рисованием внимание детей сосредотачиваются на контуре предмета. Для этого воспитатель предлагает обвести пальцем или ладонью его внешнюю часть, движением руки в воздухе воспроизвести форму. Характер обследования предметов зависит от следующей продуктивной деятельности детей. При организации деятельности дошкольников выделяют следующие основные моменты:

а) восприятие целостного предмета, создания общего впечатления о нем;

б) выделение основных частей предмета, определение их свойств;

в) определение пространственного размещения одних частей относительно других (выше, ниже, слева, справа);

г) выделение мелких частей предмета и выяснения их пространственного размещения по основным;

г) повторное целостное восприятие предмета, закрепление впечатление

В этой последовательности обследуют самые разнообразные предметы, поэтому такое обследование называют обобщенным

Для обследования во время работы на природе важно, чтобы дети умели отличить сухую землю от влажной, разрыхленную от твердой, культурное растение от дикорастущей. Для этого им нужны представления о характерных свойствах почвы (цвет, консистенция, влажность) и растений (признаки стеблей и листьев).

Различение звуков речи (звуковой анализ слова, формирование фонематического слуха) организуют в форме подчеркнутой, расчлененной произношения

Итак, способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании зависят от характерных свойств предметов (цвет, форма, звук, запах и др.) и его цели направлены  на организацию познавательных  действий ребенка, формирования \"его умственной активности.

В дошкольном учреждении сенсорное воспитание осуществляется на занятиях и в повседневной жизни, при разнообразной деятельности детей. Все его формы направлены на создание у детей богатого чувственного к своему виду, способности ориентироваться в различных свойствах предметов, на воспитание культуры восприятия, внимания, способности реагировать на непосредственное воздействие явления действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровых технологий в развитии сенсорных процессов у детей с нарушениями зрения

Игра, как способ познания. Что такое игровая тезхнология и ее роль для дошкольника. Сенсорное развитие ребенка. игровые технологии, применяемые в группе (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобо...

Взаимодействие с родителями. «Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с сенсорной алалией (из опыта учителя-логопеда)»

МАСТЕР - КЛАССВзаимодействие с родителями.«Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с сенсорной алалией (из опыта учителя-логопеда)»3 мая 2016 года учитель-логопед старшей группы Матвиенко Е.Н. б...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Выступление на тему "Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов"

Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов....

Возникновение и развитие сенсорных процессов у детей раннего возраста.

Согласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятие представляет собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребёнка – з...