Опыт работы Нищенко Елены Васильевны
материал (младшая группа) по теме

Горбань Наталья Васильевна

Опыт работы на тему "Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx72.93 КБ
Файл prilozhenie_diagnostika.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 27

 Опыт работы на тему: «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

                                  Выполнила:

                                                                                                      воспитатель    Нищенко Е. В.

                                                                                                      II квалификационная категория

                                                                                                     

                                                                                                     

                                         ст. Темиргоевская

                                                 2014 год

                                    Пояснительная записка        

        

    Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

                                                                                                                                                               В. А. Сухомлинский

Среди воспитательно-образовательных  задач,  выдвигаемых  обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоит на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям  предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного  отношения  к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей — не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст — ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления — обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

В данной работе  представлена методика работы с детьми по всем видам трудовой деятельности, доступной для детей младшего дошкольного возраста.                                

Цель: формировать положительное отношение к труду.

Задачи:

- формирование предпосылок трудовой деятельности;

- воспитание положительного отношения к труду взрослых;

- воспитание личности ребёнка.

Во всех видах труда учитываются возрастные особенности дошкольников; объем умений и навыков, которым овладевают дети, дается с постепенным увеличением.

В конспектах организации трудовой деятельности детей приводится интересный фольклорный материал; предложен разнообразный практический материал.

Глава 1 Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Значение труда

   Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

   Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

   Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.

                                                                                               А. С. Макаренко.

   Труд основа человеческой жизни.

   Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания                          А. С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка.  Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.                            

   Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.            

   Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.

Великие педагоги о труде

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему.

И Великий Ушинский, и Белинский, и Л. Толстой; и Горький и А..С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Некоторые из их высказываний я приведу в своей работе.

Надо сделать так чтобы труд был интересным и посильным, и в тоже время, чтобы это был творческий труд, а не только механический.

                                                                                        Н.Н. Крупская.

Великий педагог «В.А. Сухомлинский» писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает     волнующую     радость     преодоление     трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.

                                                                                           В.А Сухомлинский.

«Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства»

                                                                                           К. Ушинский.

Мысли Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Ушинский утверждает что, материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья.

Организация трудового воспитания детей дошкольного возраста.

                                 Задачи трудового воспитания.

       Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.

Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей.

«Программа воспитания в детском саду» раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Так, например, формируя у младших дошкольников навыки и умения хозяйственно – бытового труда, воспитатель учит их протирать игрушки влажной тряпкой, полоскать белье и т.п. В средней группе дети прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются игрушки, намыливают кукольное белье, стирают его. Старшие дошкольники моют игрушки губкой с мылом, стирают мелкие вещи, готовят необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его затем в порядок.

Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно – гигиенические требования к его организации.

В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться.

Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем – втроем, то общее задание может выполнять группа 6-7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.

                              Виды труда дошкольников.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями , выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

 Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Работа с природным материалом - листьями, желудями, соломой, корой и т. д. - дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

                                  Формы организации труда.

            Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

           Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

                 Условия воспитания дошкольника в труде.

           Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации детей. Так, для хозяйственно – бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе – лопаты, грабли, лейки; в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование. Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, желудей, брусков дерева и т.д. Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. – все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствия.

Оборудование на участке и в групповой комнате размещаются таким образом, чтобы им было удобно пользоваться. Так, целесообразно объединять оборудование по видам труда: в природном уголке – лейки, пульверизаторы, корм для животных; в месте отведенном для ручного труда, – пилы, молотки; принадлежности для хозяйственно – бытового труда - щеточки и совки для убора мусора можно разместить на специальных полках в умывальной комнате, а для дежурных по столовой – ближе к буфетной и пр.

Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжение внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет – 20-30 минут. Наиболее трудоемкие виды труда – сгребание снега, вскапывание земли – требует особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, воспитатель обращает внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях переключает ребенка на другую деятельность. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут: одни – вскапывают землю, другие – рыхлят ее граблями или одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведенное для будущего строительства место.

Заботясь о создании гигиенических условий для труда, воспитатель предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения (пришивания пуговиц, подклеивание книг), должна проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (согнутыми коленями, на корточках и пр.). следует обеспечить регулярное проветривание помещения. Особо ценным является труд на воздухе.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

                            Средства трудового воспитания

             Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых, о труженике, его отношении к делу, о важности труда в жизни общества; помощь в обучении детей доступных им трудовым умениям и организацию разных видов труда с целью воспитания у них в процессе деятельности положительного отношения к труду и установление доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Такими средствами являются:

ознакомление с трудом взрослых;

обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;

организация труда детей в доступном им содержании.

Методы руководства трудовой деятельностью в младшем дошкольном возрасте.

Детский труд занимает особое место в жизни ребенка. У детей 3-4 лет процесс познания происходит эмоционально-практическим путем. Ребенок стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Наиболее близкие и естественные для ребенка этого года виды деятельности - игра и детский труд - занимают особое место в программе , разработанной коллективом преподавателей МБДОУ № 27.  Именно в этих видах деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к самоконтролю, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе. Труд следует рассматривать, как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения. Труд детей в дошкольном учреждении организуется как деятельность. Эта деятельность постепенно отличается от игры и приобретает самостоятельное значение уже на ранней ступени дошкольного возраста.

Выделяются следующие виды дошкольного труда: - самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);

- хозяйственно-бытовой труд (уборка участка);

- труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);

-  ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы; починка, подклеивание клеем коробок).

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Характерное для ребенка этого года жизни требование «я-сам», прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях. Ребенку 3-4 лет свойственен естественный интерес к деятельности взрослых. Поддерживая этот интерес, воспитатель помогает детям освоить первые представления о труде взрослых как способе создания и преобразования предметов, необходимых людям. Важно обеспечить правильное восприятие ребенком простейших трудовых процессов, помочь увидеть направленность результатов труда взрослых в конкретных трудовых процессах на заботу о детях, воспитывать добрые чувства к близким, бережное отношение к предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, побуждать к отражению полученных впечатлений в играх. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать примеры поведения взрослых, ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых и научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействия и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. Наблюдение за трудом взрослых в детском саду имеет большое образовательное значение: оно уточняет представления детей, пробуждает любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствует выработке положительного отношения, уважения к труду. Например, во время утренней уборки няня поручает детям принести в маленькой лейке воду, протереть листья растений.

Няня выступает не просто организатором детского труда, она трудится с детьми, выполняет основную часть работ. Таким образом, няня влияет на детей личным примером и в то же время становится организатором небольшой группы детей, приучает их самих к труду. Так постепенно дети начинают понимать смысл труда. Они видят его результаты, заражаются его энтузиазмом. Дети, которые не только будут радоваться процессу труда, но и почувствуют его пользу для себя и для общего дела, будут больше ценить и труд взрослых. У них постепенно будет созревать психологическая готовность к труду.

Роль труда малыша по самообслуживанию так велика, что его влияние на развитие личности ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Своевременное освоение процессов самообслуживания дает возможность ребенку самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным, умным. Труд по самообслуживанию требует несложной, но четкой организации. Сам процесс труда диктует здесь такую организационную форму, как повседневное, продолжительное систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей.

В организации самообслуживания детей необходимо единство требований со стороны воспитателя.

Для детей 3-4 лет характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только названия, но и простейшие причины наблюдаемых явлений. Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, птицах. Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Важно внедрять ребенка в посильную деятельность по уходу за живыми существами. Воспитатель может решать в процессе труда вопросы эстетического воспитания детей, учить их видеть красоту окружающей среды, красоту творений, созданных руками человека, учит стремиться к созданию красивого.

В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду, активизировать его влияние на формирование у детей трудовых навыков, определить условия наиболее   действенного   влияния   примера   взрослых,   а   также наметить принципы, формы и содержание труда взрослых, проводимого при детях или совместно с ними. Каждый ребенок развивается в своем темпе, и задача воспитателя - бережно относиться к этому процессу, создавать условия для совместного индивидуального личностного роста.

Глава 2 Процесс трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Педагогические и психологические исследования последних лет в нашей стране свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей происходят при условии, если дети получают знания в определенной последовательности, если в доступной форме перед детьми раскрываются основные закономерности тех или иных явлений действительности.

В начале года проводилась диагностика исследования особенностей проявления самостоятельности детей 3-4 лет в разных видах труда. Полученные результаты показали, что большинство детей находятся на низких уровнях самостоятельности. Динамика развития самостоятельности от начала учебного года (сентябрь) до середины учебного года (январь) увеличивается медленно. У детей преобладает самостоятельность, репродуктивного характера. Творческая самостоятельность связанная с переносом трудовых умений в новые условия, способность к проявлению инициативы выявлены у незначительной части детей. Для того чтобы осуществлять воспитательно-образовательную работу с детьми, планировала трудовую деятельность детей.

1.  Постоянный труд, организуемый со всеми детьми (фронтальная работа, например: уборка участка, группы, совместный труд взрослого и ребенка).

2.   Труд,    содержание    которого    меняется эпизодически (дежурство по столовой, разнообразные поручения) и ежедневно.

3.  Труд детей на участке детского сада во время дневной или вечерней прогулки ежедневно.

Также  соблюдала требования и к качеству планов; чтобы стать руководством к действию, план должен быть конкретным, а не схематичным.

Планируя работу,  уделяла внимание формированию таких качеств личности, как чуткость, внимательность, тактичность, которые помогают видеть и различать состояния человека.

В группах и других помещениях  создавала все условия для трудовой деятельности детей. Занятия и продолжительность их строго не регламентировала и проводила по подгруппам. Работа с каждой подгруппой проводится в месяц:

-  самообслуживание в процессе одевания и раздевания - 4 раза;

- самообслуживание в процессе умывания — 4 раза;

- поручения, связанные с трудом в природе, - 4 раза;

- поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом, - 4 раза;

- ознакомление с трудом взрослых (со всеми детьми) - 4 раза;

- совместный труд детей и взрослых, ручной труд - 1 раз. Все    виды    работ    планировала    поочередно    с    каждой подгруппой.

Самообслуживание

Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детей навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.

Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей - длительный процесс, требующий от воспитателя знания малышей и большого терпения. Известно, что ребенок трех лет при хорошем педагогическом руководстве может многое сделать самостоятельно. Поэтому работу по формированию у детей 2-ой младшей группы навыков самообслуживания я начала с первых дней учебного года.

Начала с выяснений умений воспитанников. Дети, пришедшие из яслей, сами надевали колготки,   рубашку   -   конечно   не   все.   Ангелина,   Дима,   Юра,   Толя, Ульяна, Лиза самостоятельно застегивали пуговицы, оказывали помощь товарищам. Однако все они не знали, в какой последовательности надо одеваться и раздеваться. У детей, пришедших из дома, отсутствовали не только элементарные навыки самообслуживания, но и желание что-либо делать самостоятельно.

Из бесед с родителями я узнала, что они чрезмерно опекают детей, все за них делают сами. Поэтому стремление детей к самостоятельности, проявляющееся у них уже в начале третьего года жизни, не поддержанное своевременно, было утрачено. В первые дни дети, пришедшие из яслей, сосредоточенно одевались, а пришедшие из семьи во время одевания играли, разговаривали, ссорились, дожидаясь, когда их оденут взрослые. Вот этим детям в первые дни я и уделила особое внимание.

В программе младшей группы говорится, что у малышей нужно формировать простейшие навыки самообслуживания: научить их есть самостоятельно, умываться, одеваться и раздеваться. Эти требования умещаются в программе в несколько строк, но какую нужно вложить кропотливую работу, чтобы их реализовать! Необходимо продумать все мелочи, знать каждого ребенка и его родителей.

В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, оборудование. Попросили родителей сделать в шкафах крючки, надежнее закрепить полочку для обуви. По моей просьбе родители сделали петли на одежде удобными для застегивания и расстегивания. Постоянно следила, чтобы шнурки на обуви были с твердыми наконечниками.

Одновременно с созданием необходимых условий я обучала детей правилам поведения: за столом - во время приема пищи, в умывальной комнате - при выполнении гигиенических процедур, в приемной - при одевании и раздевании. Учила производить все действия правильно и в определенной последовательности.

При формировании любого навыка надо обучать детей определенным действиям. Без этого формирование навыков самообслуживания немыслимо. Младших детей необходимо учить застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Большое значение при этом придаю многократным упражнением ребенка в выполнении этих действий.

Я изготовила несколько плоскостных пособий, на которых дети учились шнуровке и застегиванию. Организуя действия детей с этими пособиями, следила, чтоб они не занимались с ним долго, так как однообразные действия могли привести к потери интереса, к переутомлению.

Основная деятельность маленьких детей - игра. Я старалась ее организовать так, чтобы дети в играх овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании.

Для кукол сшила платья, кофточки, юбки с пуговицами, с крючками. Сначала в присутствии детей сама одевала кукол на прогулку, раздевала их, укладывала спать, показывала способы застегивания и расстегивания одежду, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в совместной с ребенком игре предлагала ему выполнить то или иное действие.

Не всё у меня проходило хорошо, были и ошибки, неудачи. Например, начав обучать детей зашнуровывать ботинки в начале года, я не учла, что у них слабо развита мелкая мускулатура рук. Пришлось отложить обучение шнуровке и заняться пока лишь обучением застегиванию пуговиц.

В уголок ряженья я поместила предметы, использование которых заставляло детей

упражняться в завязывании, застегивании (блузки с пуговицами, юбки с пуговицами, платья с пуговицами, банты, косынки).

Научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно, правильно, аккуратно оказалось не так просто. Необходимо было учесть при этом индивидуальные особенности каждого ребенка, продумать доступные детям правила действия и их последовательность.

С самого начала учебного года я договорилась с няней о правилах одевания и раздевания. Прежде всего, я учила детей последовательно и рационально выполнять действия. Объяснила, что прежде чем надеть колготки, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться, туфли надо поставить так, чтобы они «смотрели» друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались; чтобы правильно надеть платье, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; куртку следует вначале разложить на банкетке, а потом надевать и т.д. Одновременно с объяснением показывала детям, как собрать гармошкой гольфы и носки и правильно натянуть их, как определить перёд платья (по пуговицам, по вороту и т.п.) и как правильно надеть его. Все это помогло детям быстрее овладеть необходимыми навыками одевания.

По мере овладения навыками одевания и раздевания, я решила перейти от непосредственной помощи к напоминанию, стараясь делать это ненавязчиво, чтобы не отвлекать других детей. Например, если ребенок неправильно надевал колготки, говорили ему: «Проверь и положи их на колени так, чтобы сверху был один шов».

Обучая детей навыкам самообслуживания, не забывала о таком эффективном приеме, как поощрение. Одобряя действия малыша, я привлекала внимание остальных детей к тому, что он сам что-то сделал, например, надел колготки туфли. Говорила: «Вот видишь, сегодня постаралась - у тебя все получилось». Поощрения вызывают у ребенка чувства радости, создают уверенность в том, что он может, умеет сам что-то делать, побуждают его к проявлению усилий, к самостоятельности. Одобряла и тех, кто еще вчера не справлялся с каким-либо действием, а сегодня выполнил его самостоятельно.

Однако следует помнить, что похвала - дело тонкое, и если она часто применяется, то может отрицательно сказаться на формировании характера. Поэтому я иногда говорила тому или иному ребенку: «Правильно, что сделал сам. Ты должен уметь делать это для себя». Я стремилась создать в группе обстановку доброжелательности, поощряла взаимопомощь детей, одобряла тех, кто по собственному желанию приходил на помощь товарищам.

Формируя навыки самообслуживания, я воспитывала и бережное отношение к вещам. Показывала и рассказывала, как надо складывать вещи, вешать в шкаф. В конце года, использовала художественную литературу. Так, применяя различные приемы, я достигла к концу года того, что дети в хорошем темпе стали дружно одеваться на прогулку.

Создала условия, обеспечивающие, формированию у детей умения самостоятельно и аккуратно есть. Старалась красиво сервировать стол, так как это способствует формированию навыков культуры еды.

Так же, я учила самостоятельности детей и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Использовала игровые приемы. Например, вносила в группу новую куклу, Петрушку, который очень хотел научиться правильно, держать ложку, просила показать кукле, как надо держать ложку. Проводила серию дидактических игр: «Угостим куклу чаем». «Накормим куклу».

В программе детского сада поставлена задача совершенствования навыка мытья рук и умывания. Я с первого дня показывала, как взять мыло, намылить руки над раковиной, чтобы не забрызгать окружающих и пол, как пользоваться полотенцем и тщательно вытирать. Затем помогала детям попробовать сделать то же. К раковинам приглашала не всех сразу, а небольшими подгруппами, не более 8 человек.

Однажды я заметила, что Дима и Ваня открывают воду так, что она разбрызгивается, их рубашки становятся мокрыми, а руки не промываются, полотенца быстро становятся грязными. По моей просьбе няня в присутствии этих детей учила куклу Машу мыть руки: завернула рукава, включила воду тонкой струйкой и стала мыть руки с обеих сторон, а я объясняла ее действия.

Я добилась того, что все дети без напоминания идут мыть руки подгруппами, самостоятельно засучивают рукава (иногда с помощью взрослого или товарища), правильно пользуются мылом и водой.

Естественно, дети неодинаково быстро усваивают правила и действия, которым я их учила. Но у каждого ребенка при правильном воспитании вырабатывается стремление все делать самостоятельно.

Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе.

Хозяйственно-бытовой труд.

Хозяйственно-бытовой труд детей младшей группы по содержанию представляет собой помощь взрослому в протирке мебели, расстановке игрушек, стирке мелких предметов, уборке снега на участке, украшении участка и т.п. в процессе такого труда я формирую у детей умение сосредотачивать внимание на одном занятии, довести с помощью взрослого дело до конца. Очень важна положительная оценка, похвала.

Постепенно дети приобретают самостоятельность в этом виде труда. Я использую методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способом выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава и т.п.). Важно формировать у детей представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и опрятным то окружение, в котором живет- Я всегда обращаю внимание детей на эту сторону. Если каждый из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно, и не станет рисовать на стене. Только тот, кто не любит свой дом, может так поступать. Таким образом, воспитывается умение замечать непорядок и без напоминаний взрослого устранять его.

Хозяйственно-бытовой труд детей этого возраста, так же как и в первой младшей группе, сводится в основном к выполнению простейших индивидуальных поручений. Содержание их несложно — это отдельные действия, которые дети поначалу совершают совместно с взрослым, например, убирают на участке листья, сметают снег со скамеек, ступенек, ведущих на веранду, и т.п. И пусть их помощь невелика (порой дети только мешают взрослому), но ее следует всячески поощрять, поскольку эти действия содержат зачатки коллективного труда и способствуют воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых.

Необходимо, чтобы труд был посильным для ребенка. Однако уже в этом возрасте он должен почувствовать, что всякий труд связан с преодолением трудностей. Только прилагая усилия, малыш ощутит радость от своего труда. Важно также, чтобы труд завершался наглядным результатом. Тогда дети осознают его значимость, необходимость  "Мы все вместе убирали игрушки, навели порядок в нашей группе. Полюбуйтесь, как стало просторно, светло и уютно".

В течение дня воспитатель должен для каждого ребенка найти нужное и полезное дело. Можно одно и то же поручение дать нескольким детям одновременно, например, разложить листы бумаги для рисования, дощечки для лепки и т.п. Это первая ступень коллективного труда - труд рядом.

Поручения использовала для поддержания интереса к труду, желания трудиться, для обучения трудовым умениям и навыкам, для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях, для удовлетворения потребности в общении с взрослыми, для подготовки к другим формам организации труда.

Я предлагала детям через отдельные поручения оказывать друг другу помощь, услуги «Отодвинь стульчик, Юра, чтобы Лизе легче было пройти к игрушкам. Алена, помоги Диме засучить рукава». Так дети привыкают понимать общественную нравственность, выполняя мои поручения, и овладевают способами доброжелательных взаимоотношений. Учила доводить дело до конца, видеть результаты своих трудовых усилий.

Труд в природе

Воспитывая у детей любовь к труду, старалась вызвать у них желание работать в уголке природы и на участке.

Осенью организовывала наблюдения за сбором старшими детьми урожая овощей на огороде. Малыши выполняли некоторые поручения (например, с помощью воспитателя собрать на участке сухие листья, погрузить их в большие игрушечные грузовики и отвезти в указанное место).

С наступлением весны  проводили наблюдения за обрезкой деревьев и кустарников, посадкой на участке цветов, перекапыванием огорода. На групповом участке разбили огород. Малыши наблюдали за тем, как  перекапываю большой лопатой землю, делаю ровные грядки и дорожки.  Предлагала детям стать друг за другом и, медленно двигаясь вдоль грядки, утоптать дорожку. «Вот какая получилась ровная дорожка». — По ней мы будем ходить, а на грядках будем выращивать овощи. По грядкам ходить нельзя». С помощью воспитателя дети сажают на грядках лук, высевают крупные семена овощей (бобы, горох, фасоль). По всей длине грядки (по центру)  прокладывала шнур. Дети встают по обе стороны грядки. Каждый ребенок раскладывает семена (по одному) в заранее подготовленные воспитателем бороздки. Засыпаю бороздки и поливаю грядку. «Вот теперь наши семена будут расти в тепле, мы их будем поливать, и вырастут вот такие вкусные бобы!», показываю картинку и ставлю ее на грядку.

Привлекаю детей  к посеву крупных семян цветочных растений :фасоль декоративная, бобы садовые, эхиноцистис  «ежовый огурец».

Прополку, рыхление, подкормку выполняла сама, показывая и рассказывая детям, что я делаю.

Ухаживая в утренние часы за растениями уголка природы, показываю и объясняю детям, что я делаю и для чего, привлекаю их к посильному участию. Дети могут поливать растения (с помощью педагога). Протирая лист растения влажной тряпочкой,  говорю: «Осторожно протираем листик, чтобы он не сломался. Вот какой красивый, блестящий он стал! А теперь ты, Наташа, возьми вот так лист на ладошку, а в правую руку возьми тряпочку. Протирай осторожно».

Проводила с детьми посадку лука и посев крупных семян декоративных растений в уголке природы.

Со второго полугодия детям разрешают дежурить в столовой. Готовят их к этому постепенно, начиная с первой младшей группы. Путем поручений у ребенка исподволь формируют умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. В начале я дежурила с двумя детьми и каждому давала лишь одно поручение, Ульяна расставляла кружки на тех двух столах, а Дима на этих. Затем задание усложняла: один ребенок должен на всех столах расставить тарелочки, а другой - разложить ложки. И наконец, один ребенок расставляет на столах все, что нужно: салфетки, чашки, раскладывает приборы. И лишь научившись всему этому, дети осваивают умения согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности самостоятельно. Трудно «привязать» каждый из описанных этапов работы с детьми к конкретному возрасту - все зависит от уровня развития у детей навыков совместной деятельности, трудовых навыков, а также систематичности данного труда в их практике. Но важно соблюдать эту последовательность и своевременно переводить детей с одной ступеньки трудности на другую.

 Использовала  также  дидактические  игры: "Накроем стол для кукол", "День рождения  мишки"  и др.  Дежурят  дети  за теми столами, за которыми сидят. Дежурные должны быть в "униформе" (фартуки, колпаки и т.п.). Маленьким детям и форма, и само дежурство доставляют радость. Не всегда им удается сообразить, сколько тарелок, ложек, чашек необходимо поставить, но не это главное. Главное - дети, которым поручили "ответственное" дело, ощущают себя значимыми. И очень гордятся тем, что "престижную" работу дежурных доверили именно им.    

В группе поручение и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, стало возможным перейти к более сложной форме - общему, совместному, коллективному труду.

Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы. Например, я предлагала детям навести порядок в группе, и распределяла обязанности*. «Влад и Паша, вы сложите строительный материал в коробку, а Алена и Вероника, надеть на кукол чистые платья, мы с Димой и Олей будем протирать стульчики». После окончания работы я обращала внимание детей на то, что каждый трудился хорошо и вот результат - в комнате стало чисто и красиво.

Ручной труд.

Отдельные элементы ручного и художественного труда я вводила в создании поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно. Малыш ведет, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик - в голову смешного клоуна. Это волшебство завораживает детей, восхищает и побуждает к собственной деятельности.

Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Результат же, может быть материализованным (изготовленный ребенком предмет, выращенное растение), может быть представленным через улучшение качества (постиранное кукольное белье). Я приучаю детей, подумать прежде, чем сделать, объяснять для себя и других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения и, наконец, получать удовлетворение от самостоятельного решения («додумался»). Я хотела, чтобы любой вид детского труда выполнялся сознательно. Я хочу воспитать у детей интерес и уважение к умственному труду, показать его значение для людей и для конкретного ребенка. Умственный труд ребенка имеет все структурные компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, процесс, результат. Осуществляла его как в ходе учебной деятельности, так и в повседневной жизни.

Заключение

 Подводя итог своей работы, хочу сказать, что: 
1. Дети овладели умениями, позволяющими ему выполнять содержание трудовой деятельности, которого мы придерживались в работе в течении 1 года по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, в уходе за растениями и животными.
2.
Умывание: соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельное мытье рук, знать свое полотенце и пользоваться им. Испытывать неприятные чувства по поводу своих грязных рук. Радоваться, когда руки и лицо чистые, чистый носовой платок.

3 Поведение за столом: умело пользоваться ложкой . Есть самостоятельно, пользоваться салфеткой. Откликаться на просьбы взрослого помочь накрыть на стол, убрать со стола отдельные приборы.

4. Одевание: самостоятельно одеваться в правильной последовательности. Знать свой шкафчик, порядок складывания одежды в шкафчик.

5. Уход за вещами, игрушками: бережно относиться к вещам, игрушкам. Участвовать вместе со взрослыми в уходе за вещами: помогать маме полоскать носовые платки.

6.Отношение к труду: испытывать положительные эмоции в ходе выполнения трудовых процессов по самообслуживанию. Учиться пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи. Ярко выражать стремление к самостоятельности в самообслуживании, желание самоутвердиться.

 7. Мир природы: выполнять совместно с воспитателями посильные действия по уходу за растениями и животными: поддерживать лейку и наклонять ее при поливе растений, насыпать корм рыбкам, птичкам, наливать воду. По примеру взрослого проявлять сочувствие, огорчение, сопереживание при неосторожном обращении с объектами природы. С помощью воспитателя поливать растения, обтирать пыльные листья, кормить аквариумных рыб, птиц. Сажать луковицы и крупные семена, проявлять интерес к труду взрослых по уходу за животными, растениями.

   Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.

Использованная литература:

1.     Программа «От рождения до школы» / Под ред. А.А.Веракса.- М., 2011.

2.     Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду.-М.:Мозаика-Синтез,2008.

3.     Комарова Т.С., Куцакова Л.В., ПавловаЛ.Ю. Трудовое воспитание в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4.     Метенова Н.М. Нравственное воспитание. Ярославль, 2006. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                   Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Хозяйственно-бытовой труд:

1. Учить детей приемам ухода за игрушками, последовательности и содержанию работ по уборке кукольного уголка.

Игра:  «Поручение»
Цель : учить детей убирать свои игрушки по местам. Выполнять инструкцию воспитателя. 
Ход игры: В группу приезжает грузовик и привозит игрушки  (выгружает )
Воспитатель говорит: Наши игрушки вернулись домой. Давайте с вами их уберем на свои места. А какие они у нас не опрятные приведите их в порядок (причесывают, обувают туфельки, застегивают пуговицы на платье и.т. д) Саша возьми маленькую куклу и посади ее на маленький стульчик. Игра продолжается пока не разложат все игрушки по местам. Молодцы ребята все убрали игрушки по местам, навели порядок в нашей группе. Полюбуйтесь , как стало просторно , светло, уютно и красиво.

Игра занятия: «Как игрушки убежали от Милаши»
Цель: Воспитывать у детей правильное отношение к хозяйственно - бытовому труду, интерес к нему, обеспечивает овладение необходимыми действиями.
Ход  игры: Содержание игры заключается в том, что девочка любила играть в игрушки, но ленилась их убирать. Однажды все ее игрушки убежали.  Ей стало скучно, и она заплакала: Почему я игрушки не берегла, не убирала на место?» Вот если они ко мне вернулись , я стала  бы их всегда убирать . Игрушки услышали эти слова и вернулись обратно к Милаше. Она обрадовалась кукле, кубикам, мячу, машине, и все разложила на полочку аккуратно. 

2.Учить детей раздавать дидактические пособия для занятий по инструкции взрослого.
3. Учить детей замечать непорядок в одежде, в обстановке группы, на знакомой территории. Учить детей подметать осенние листья с дорожки, убирать мусор с веранды.
4. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия помощника воспитателя(приносит еду, моет посуду и.т.д) Воспитывать интерес, уважение к труду взрослых; (Рассматривание картинок; Чтение художественной литературы)

Выполнение посильных поручений: «Поставь хлебницу, поставь салфетницу»…. 
Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья».

                                   

 Работа в уголке  природы:

1.Учить детей заботится о природе, осознавать важность своего труда.
2.Познакомить детей с комнатными растениями, которые имеют ярко выраженные характерные признаки (толстый ствол, крупные и широкие листья: (бегония, различные фикусы, бальзамин, колеус,  хлорофитум  и.т.д)).

Учить детей рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки цветков, их цвет, запах. 
Занятие: «Комнатные растения».
Цель: Учить детей вести наблюдение за объектом живой природы; формировать навыки ухода за растениями.
Ход занятия: Воспитатель: Ребята , я сегодня нашла в коридоре в самом углу цветок в горшочке и принесла его к нам в группу
-Вы знаете, как он называется? (Хлорофитум)
- А у нас есть такой цветок  в группе?(Да)( на стол выставляются оба цветка. Дети сравнивают их отмечают , что чахлому цветку нужна помощь, т.к как у него вялые листочки, земля сухая).
- Прежде  чем помочь нашему новому другу давайте вспомним – цветок-это растение? (Да).
- А вы знаете, что все растения растут из семечка? (Да).
- Давайте сейчас используем карточки, посмотрим, что происходит с семечком, когда его сажают в землю. 
- А зачем растениям корни?( чтобы пить воду).
-Мы с вами все повторили, а теперь пришло время помочь нашему другу. Что мы  будем делать?(поливать и говорить ласковые слова). 
-А еще можно рассказать стихотворение
                                           Люблю я маме помогать.
                                           Люблю цветочки поливать
                                           Цветочкам надо воду пить
                                           Ведь без водички им не жить
                                           Прожить не могут без водички
                                           Ни звери, ни жучки, ни птички.
- Давайте найдем самое светлое место в группе и поставим туда наш цветочек. Будем каждый день за ним ухаживать, любить и посмотрим, что с ним происходит.

3.Учить протирать крупные листья комнатных растений (использовать для протирания тряпочку специальную).
Воспитывать навык поливания цветов (водой комнатной температуры, из лейки, без брызг и подтеков воды).
(Наборы для ухода за комнатными растениями (лейки, палочки для рыхления. Тряпочки, фартучки, ведерка)). 
Воспитывать у детей трудолюбие, ответственность за порученное дело. 

Занятие: «Мытье комнатных растений». 
Цель: Закрепить название растений и знания детей о них. Учить умение протирать листья влажной тряпкой. Поддерживать интерес к растениям  и ухаживать за ними. Побуждать детей к использованию слов: фикус , ухаживать, поливать , протирать листья. 
Игра: «Цветочный магазин»
Цель: Учить детей узнавать растение по описанию. Выделять характерные признаки растений.
Ход игры: Воспитатель назначает кого, либо из детей продавцом. А остальные покупатели. На столе раскладываются карточки с изображением известных детям растений раскладывать нужно так, чтобы видели все дети. Чтобы купить растение, нужно, не называя, описать его, а продавцу узнать растение по описанию. Когда покупатель дает неполное  описание растений, продавец может задать дополнительный вопросы. Выигрывает тот. Кто больше продал или купил растений (карточки). Если игра проводится в первый раз , то  роль покупателя или продавца сначала берет на себя воспитатель.

4. Формировать положительные отношения к растениям, цветам;
развивать навыки бережного отношения - не рвать, не топтать.

Игра Поручения: «Собери семена в коробочку»,  «Помоги отнести сухие листочки», Д/И : «Покажи такой же цветок».

5.Учить детей рассказывать о выполненных заданиях и способах их выполнения.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Занятие по трудовому воспитанию для 2-й младшей группы "Путешествие в страну цветов"

Цели:                                                                                                                                                                                                                                 -Научить детей ухаживать за комнатными растениями.
-
Дать первоначальное представление о влиянии человека и условий природы на жизнь растения. 
-Воспитывать самостоятельность, доброжелательность, желание ухаживать за растениями.
-Развивать связную речь ,умение рассуждать ,делать выводы. 
-Закреплять полученные знания при помощи схематических рисунков.

Ход занятия:                                                                                                                                                                                                                  (Воспитатель приглашает детей в путешествие, в страну цветов) 
 
 Воспитатель:
- Вы готовы? Эта страна ждет добрых, ласковых, отзывчивых и трудолюбивых детей. 
 Предлагаю всем взяться за руки и отправиться в путь. 
 Мы идем дорожками, мы идем тропинками. 
 Все мы очень дружные, добрые, красивые. 
Очень дружно мы идем и в страну Цветов придем. 
(Воспитатель подводит детей к ковру-поляне). 
- Вот мы и пришли в Страну цветов. Первая остановка - «Лесная поляна.»
Давайте посидим на полянке и послушаем сказку, как появился на свет один замечательный цветок. 

(Дети рассаживаются на ковре.) 

Воспитатель: 
- Жило-было маленькое семя .Вот однажды упало оно на землю .Лежит и никто его не видит. Но тут стало греть солнышко, потом приплыла туча, полная дождя и стала поливать
согретую землю. И тогда случилось чудо, семя проросло, оно превратилось в маленький росточек. Дождик и солнышко еще не раз сменяли друг друга, а росточек все рос и рос, пока не превратился в красивый цветок. 

(Воспитатель сопровождает свой рассказ картинками.) 

Воспитатель:
- Давайте порадуем цветочек и подарим ему красивые слова.

(Ответы: красивый, цветущий ,удивительный ,восхитительный.)

Воспитатель:
- Дети, вспомните ,что помогло маленькому семени стать красивым цветком?

 (Дети дают ответы, а воспитатель показывает соответствующие рисунки-схемы.)

Воспитатель: - Давайте опять возьмемся за руки и отправимся дальше.

Мы идем дорожками, мы идем тропинками.
Все мы очень дружные, добрые, красивые.
Очень дружно мы идем и в Страну цветов придем.

Остановка вторая - «Цветочный сад». Посмотрите, как здесь красиво! Сколько цветов!
Хотите поиграть? Я знаю очень интересную игру «Раз, два ,три -цветок найди.»

Воспитатель говорит:  «Раз, два, три (называет название комнатного растения цветка) найди».

Воспитатель: - Скажите, а зачем нужны людям цветы? (Ответы детей). Хотите, чтобы наши цветы стали еще красивее? Посмотрите, у них на листочках собралась пыль. Как вы думаете, что надо сделать? (Ответы детей). Воспитатель показывает способы очистки.
- Но это еще не все, земля сухая. (Дети подсказывают ,что землю нужно полить).
Чтобы земля была мягкой, ее нужно рыхлить маленькой лопаткой (Показ воспитателя).
Глубоко подкапывать нельзя, чтобы не повредить корни. У нас много цветов и все нужно полить, взрыхлить и очистить. Вы поможете мне?

Самостоятельная деятельность детей: Перед работой дети надевают фартуки, объясняя, почему это необходимо. В ходе работы воспитатель беседует с детьми (с каждым индивидуально) о том, как называется растение, которое они выбрали, что ребенок делает и т. д.
В случае необходимости показывает, как делать правильно, или просит показать ребят, у которых это получается хорошо. Отмечает старательных детей, дети «дарят» растениям добрые слова. По окончании работы дети убирают свои рабочие места, при необходимости протирают столы, где стоят растения .Дошкольники делятся своими впечатлениями о прошедшем занятии, каким инструментом им понравилось работать больше. Воспитатель отмечает, что у них получилось хорошо, а в чем они затруднялись . Все любуются чистыми красивыми растениями.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Примерный перечень оборудования, инвентаря для организации труда дошкольника

Наименование предмета и цель его использования

   Кол-во

   (штук)

Фартуки хлопчатобумажные (ситцевые) для дежурства по столовой

         4

Фартуки    хлопчатобумажные     (цветные)    для уборки помещения.

         6

Клеенчатые фартуки для мытья игрушек, стирки кукол, белья и работ в уголке природы.

       2-4

Щетка для сметания крошек со стола.

        1

Совок

        1

Ведра, лейки.

      2-4

Подносы.

      2-4

Сервировочный столик.

        1

Тряпочки для протирания пыли.

        5

Щетка для чистки одежды.

        2

Деревянная лопатка для расчистки снега.

        5

Грабли  металлические  для рыхления,  очистки поверхности почвы от камней

        2

Метелки для уборки участка от сухих листьев и другого сора.

        5

Совки  для  выкапывания  и  посадки растений, окучивания и рыхления почвы.

       1

Бумага     белая,     цветная,     тонкая,     плотная, прозрачная. Картон тонкий, гофрированный.

На каждого ребенка

Разные виды тканей для ремонта и обслуживания пособий.

на каждого ребенка

Клей в тюбиках и др. упаковках (крахмальный, мучной, ПВА), клеящие карандаши.

на каждого ребенка



Предварительный просмотр:

                                                                            ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ « ТРУД»

Диагностические задания

Что изучается

Дидактические игры, вопросы, упражнения

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

1

2

3

4

Умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности

Наблюдение за ребёнком  в режимные процессы

Педагог даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка во время одевания и раздевания.

Одевается и раздевается по порядку; при небольшой помощи взрослого снимает одежду, обувь (расстегивает пуговицы спереди, развязывает шнурки ботинок), в определенном порядке, аккуратно складывает снятую одежду, правильно надевает одежду и обувь (застегивают большие пуговицы спереди). В процессе одевания и раздевания не мешает другим детям. Замечает неопрятность в одежде, с помощью взрослого приводит себя в порядок.  

3 балла - Ребёнок самостоятельно одевается и раздевается в определённой последовательности. Часто говорит « Я- сам» Одежду складывает аккуратно. Замечает неопрятность в одежде, с помощью взрослого приводит себя в порядок.  

У ребёнка сформировано бережное отношение к предметам одежды.

2 балла- Ребёнок не соблюдают  правильную последовательность действий. Одежду складывает небрежно. Просит воспитателя о помощи.

1 балл - Не одевается и не раздевается самостоятельно. КГН- не сформированы.

Может помочь накрыть на стол к обеду

( во 2-й половине года)

Педагог даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка во время дежурства

Ребёнок помогает накрывать на стол к обеду (раскладывает ложки, расставляет хлебницы,  

( без хлеба), тарелки, чашки и т.п.

3 балла-  умения у ребёнка сформированы.

2 балла- умения у ребёнка сформированы частично.

1 балл- умения у ребёнка не  сформированы

Кормит рыб и птиц ( с помощью воспитателя)

 Педагог даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка во время прогулки

Воспитатель фиксирует, есть ли у ребёнка желание участвовать в уходе за животными:  кормить птиц  с помощью взрослого во время прогулки  на участке.

3 балла -  ребёнок проявляет инициативу в уходе  за животными и птицами.

С удовольствием кормит их,  ухаживает.

2 балла - ребёнок не проявляет инициативу  участвовать в уходе за животными и птицами. Только при напоминании взрослого.

1 балл- ребёнок не проявляет желание участвовать в уходе за животными и птицами.

Высокий уровень – 9-7 баллов; средний уровень – 6-4 баллов; низкий уровень – 3  балла.

Диагностическая карта

МБДОУ  № 27

Воспитатели:___Нищенко Е. В.

Дата проведения диагностики:     начало года _сентябрь___________________конец года____май___________________________________

№ п\п

Ф.И. ребёнка

Умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности

Может помочь накрыть на стол к обеду

Кормит рыб и птиц ( с помощью воспитателя)

Итоговый показатель по каждому ребёнку ( среднее значение)

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1

2

3

4

 Данил

       1

       3

       1

       2

       1

       3

       3

       8

 Софья

       1

       3

       1

       3

       1

       3

       3

       9

  Денис

       1

       2

       1

       2

       1

       2

       3

       6

  Валерия

       1

       3

       1

       3

       1

       2

       3

       8

  Александра

       2

       3

       1

       3

       2

       3

       5

       9          

  Матвей

       1

       2

       1

       2

       1

       2

       3

       6

  Дмитрий

       2

       3

       2

       3

       2

       3

       6

       9

 Илья

       1

       3

       1

       3

       1

       2

       3

       8

  Виолетта

       2

       3

       2

       3

       2

       3

       6

       9

 Анастасия

       1

       3

       1

       3

       1

       3

       3

       9

                                                 Результаты диагностики уровня развития детей

Начало года:

Высокий уровень ____0___ детей ___0_____%

Средний уровень ____3___ детей ___30_____%

Низкий уровень    ___ 7____ детей __70_____%

Конец года:

Высокий уровень ___8____ детей ___80_____%

Средний уровень ___2___ детей ____20____%

Низкий уровень    ___0____ детей ___0____%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы Яворчук Елены Николаевны воспитателя МБОУ д/с№ 9 г.Славянска-на-Кубани, на тему: «Воспитание любви к малой Родине как средство формирования у детей патриотических чувств и развития духовности»

Опыт работы Яворчук Елены Николаевны, воспитателя МБОУ д/с№ 9 г.Славянска-на-Кубани, на тему: «Воспитание любви к малой Родине как средство формирования у детей патриотических чувств и развития духовн...

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

Опыт работы по патриотическому воспитанию Подберёзной Елены воспитателя МБДОУ № 16 ст.Луковской

Данный опыт может быть использован воспитателями дошкольных учреждений по патриотическому воспитанию с детьми....