Консультация на тему: "Роль воспитателя в обучении детей слушанию музыки" младшая группа (3-4 года)
консультация (младшая группа) по теме

В данной консвультации советы педагогам, как правильно учить детей слушать музыку. С чего начинать, какой использовать материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vospitatelya_v_obuchenii_detey_slushaniyu_muzyki.docx643.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Работа с педагогами.

Консультация на тему:

«Роль воспитателя в обучении детей слушанию музыки»

Младшая группа (3-4 года)

Музыкальный руководитель Кукшина В.А.

В первые месяцы пребывания малышей в детском саду слушание музыки является одним из ярких путей обогащения чувств ребенка и расширения его кругозора. Эмоционально отзываясь на музыку, откликаясь на ее содержание, дети в три года еще не могут выразить своих мыслей и чувств, но впечатление, вызванное тщательно, умело подобранной и хорошо исполненной музыкой, оставляет след в их сознании и чувствах. Основная задача воспитательной работы — привлечь внимание детей к музыке, воспитать у них умение внимательно слушать музыку, вызвать соответствующие чувства.

Прежде всего надо научить детей слушать музыку. Этот навык дети приобретут, если у них возникнет интерес к музыке и они научатся внимательно слушать ее. Надо воспитывать у детей умение прослушать музыкальное произведение или его отрывок до конца, не прерывая исполнение репликами, движением, активизировать их восприятие, приучать детей узнавать знакомые произведения. Узнавание же произведения свидетельствует о наличии у них представлений о музыке. Особую роль при этом играет повторное слушание. Частое повторение произведений облегчает детям запоминание, дает возможность полюбить музыку.

Активность восприятия воспитывается также путем привлечения внимания к характеру наиболее контрастных музыкальных ! произведений. Быстрее и легче всего дети различают характер музыки в процессе игры: например, на веселую, подвижную музыку «воробьи» — дети «летают», на более тяжелую, медленную — они «выезжают». Различный характер музыки дети могут демонстрировать сидя, движениями рук: на веселую, плясовую мелодию — руки «танцуют», на спокойную мелодию — руки «спрятались» за спину. Таким образом детей подводят к умению слушать музыку, узнавать знакомые песни, различать яркий характер музыки в процессе музыкальных игр, плясок.

Музыкальные произведения, предлагаемые детям, очень просты.

Слушание пения без музыкального сопровождения — первый этап работы с детьми младшей группы. Уже с первых дней воспитатель дает возможность детям пережить различные чувства, послушать песни различного характера. Так, в народной песне «Петушок» музыка ласковая, спокойная, а песня «Зима» В. Красевой отличается бодрым характером.

Подводя детей к инструментальной музыке, педагог чаще всего сначала знакомит их с песнями, где есть фортепианное вступление или заключение в конце песни (например, во вступлении к песне «Птичка» М. Раухвергера передан образ птички). Текст песни придает конкретность этим небольшим фортепианным вступлениям и заключениям, делает их понятными и интересными для детей.

Одновременно педагог предлагает для прослушивания и инструментальные музыкальные произведения, очень короткие, ясные по форме, выразительные, с конкретным характером: веселые — плясовые мелодии народных плясок, спокойную колыбельную или же маршевую музыку. Эти небольшие произведения — песни и инструментальная музыка — очень просты и основаны на одном образе, без его особого развития.

Выразительное исполнение произведения педагогом или в записи является при этом основным методом. Чем эмоциональнее исполнение музыки, тем лучше воспримут ее дети.

Этому могут способствовать и пояснения педагога. Они должны быть направлены на раскрытие содержания произведения. О характере музыки лучше всего рассказывать в связи с ее содержанием. Например, педагог говорит: «Наша кукла пляшет весело, и музыка веселая, плясовая». Пояснения педагога очень кратки, точны, эмоциональны. Сами дети мало участвуют в беседе. У них еще нет достаточных представлений и запаса слов. Воспитатель постепенно уточняет содержание произведения; при этом надо последовательно указывать на различные его стороны. Например, при слушании «Курочки» Н. Любарского воспитатель на одном занятии обращает внимание детей на общий характер музыки, а на следующем более детально уточняет ее содержание.

На первом занятии педагог предлагает послушать маленькое стихотворение:

Наша курочка по дворику гуляет,

Она ходит и все зернышки клюет

И цыпляток своих маленьких зовет:

«Ко-ко-ко-ко».

— Послушайте, я сыграю вам про эту курочку.

На втором занятии педагог показывает картинку, на которой изображена курица: «Вот как курочка гуляет и зернышки клюет». Вслед за этими словами звучит музыка.

Воспитатель продолжает:

— Теперь послушайте, как курочка зернышки клюет. (Звучат 7-й и 14-й такты.)

— Теперь послушайте всю музыку, а когда вы услышите, как курочка клюет, постучите пальчиками.

Воспитатель показывает движение: постукивает одним пальцем правой руки о левую ладонь. Звучит музыка, и дети выполняют задание.

Хорошо способствует развитию интереса детей и помогает организации внимания при прослушивании музыки художественная игрушка. Показывая игрушку, воспитатель привлекает внимание детей к характерным чертам образа, о которых поется в песне.

Например, перед прослушиванием песни «Петушок» воспитатель обращает внимание на внешность игрушечного петушка, его гребешок, нарядную головку и т.д. и предлагает детям спеть, как поет петушок.

Свой рассказ педагог строит примерно так:

— Петушок рано проснулся, запел и деток разбудил, а мама петушка спела песенку, чтобы он так рано ее не будил. Послушайте, какую песенку мама спела петушку.

Дети слушают песню с большим интересом, потому что содержание песни стало им понятно и близко

При планировании первого занятия можно поставить такую задачу: прослушивание песни «Петушок», чтобы привлечь внимание детей к песне.

Ход занятия:

— Какой красивый Петушок-красный гребешок, какой у него хвостик! А как поет петушок? (Показывает детям игрушку — петушка.)

Дети:  Ку-ка-ре-ку!

— Петушок рано встает. Еще все спят, а он уже поет: «Ку-ка- ре-ку — пора вставать!» Послушайте, я спою песню петушка. (Поет. В конце песни говорит: «Ку-ка-ре-ку!» Дети повторяют. Прячет игрушку.)

— Я засну, а вы все будете петушки и меня разбудите. (Закрывает глаза, спит.)

Дети:  Ку-ка-ре-ку.

— Кто это меня разбудил? (Повторить два раза.) Послушайте еще раз песенку про петушка.

2-е занятие. Прослушивание песни. Уточнение содержания песни.

Воспитатель: Дети, а петушок к вам не приходил? (Ответ детей.)

Так давайте его позовем! Скажем все вместе: «Петушок, петушок, иди к нам!» (Воспитатель говорит протяжно, дети повторяют 2-3 раза; воспитатель показывает игрушку.) Вот и услышал нас петушок, пришел к нам. Послушайте песню про петушка. (Поет.) «А кому петушок спать не дает?» (Ответ детей.)

— Да, Ване спать не дает. Давайте поиграем с вами. Иди ко мне, Саша, садись рядом.

Обращаясь к детям: Это будет Ваня (игрушку дает в руки или ставит на стул к Ване). Закрой глазки, Ваня, засни. (Поет песню.)

По окончании шепотом говорит: «Давайте разбудим Ваню вместе с петушком».

Дети: Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель: Проснулся Ваня. (Выбирает другого ребенка. Игра повторяется.)

Однако воспитателю надо помнить, что игрушка употребляется для того, чтобы заинтересовать ребенка слушанием музыки, поэтому на последующих занятиях не обязательно каждый раз при прослушивании песни «Петушок» рассматривать с детьми игрушку. Надо, чтобы интерес к песне, вызванный показом игрушки, способствовал выработке у маленького ребенка внимания и интереса к самой песне и желания послушать ее еще раз.

Если для прослушивания выбрана песня типа «Праздник» М. Раухвергера, то показ какой-либо игрушки неуместен. Игрушку можно использовать тогда, когда для восприятия нужны конкретные образы: кукла, животные, птичка и т.п.

Воспитатель должен умело использовать все, что окружает ребенка, чтобы еще больше заинтересовать его песней, чтобы ребенок лучше понял и почувствовал ее содержание. Например, перед тем как слушать песню «Птичка» М. Раухвергера, на прогулке воспитатель обращает внимание детей на птиц, как они чирикают, прыгают. Инструментальное сопровождение усиливает интерес к песне. Воспитатель говорит: «Дети, вчера мы с вами гуляли и видели птиц. Как они чирикают?»

Дети отвечают:

Воспитатель продолжает: «Послушайте, я сыграю вам про птичку».

Исполняется сначала только фортепианное сопровождение, потом поется песня.

Короткие вступления и заключения характерны для песен младшей группы и являются хорошей основой для подготовки детей к слушанию инструментальной музыки. Вот примеры музыкальных вступлений и заключений в различных песнях, иллюстрирующих содержание песни: русская народная прибаутка «Петушок», «Птичка», музыка М. Раухвергера, «Барабанщик», музыка М. Красева и др.

Воспитатель обращает внимание не только на изобразительность, но и на общий ярко выраженный характер музыки.

Особое место занимают игровые приемы. Почти всегда слушание музыки в младшей группе сопровождается ими. Вот некоторые примеры: на плясовую музыку руки детей «пляшут» (повороты кистями рук), на колыбельную — руки «спрятались»; под маршевую музыку дети встают, маршируют на месте, машут флажками и т.д. Воспитатель обращает внимание на ярко выраженный характер музыки.

Таким образом, в работе с детьми младшей группы педагог наряду с исполнением музыки дает краткие и конкретные пояснения содержания музыкальных образов, используя при этом художественные игрушки и внося игровые приемы.

1. «Портрет одной кошки» — К. Швейн.

2. «Моя лошадка» — музыка А. Гречанинова.

3. «Кукла танцует» — Э. Тамберг.

4. «Новая кукла», «Болезнь куклы» П.И. Чайковского.

5. «Чувство» М. Глинки. (Отрывок.) Содержание и примеры обучения слушанию музыки

Консультация для педагогов младшей группы.

Роль воспитателя в обучении детей слушанию музыки.    

Музыкальный руководитель

Кукшина В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: Роль дидактических игр при обучении детей элементам математики.

Развитие мышления у детей не происходит само по себе, им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребенка.  При  правильном использование дидактических игр, у детей формируются усидчиво...

Консультация на тему: «Роль сказки в развитии речи детей раннего возраста».

Материал может использоваться для сообщения на педагогическом совете для воситателей или как информация для родителей....

конспект зимней прогулки в старшей группе+Консультация на тему роль прогулки во всестороннем развити детей

конспект зимней прогулки в старшей группе+Консультация на тему роль прогулки во всестороннем развити детей...

Консультация на тему: «Роль сказки в нравственном воспитание детей дошкольного возраста»

Консультация на тему: «Роль сказки  в нравственном воспитание  детей дошкольного возраста»...

Консультация на тему «Роль подвижных игр в жизни детей дошкольного возраста»

Консультация на тему «Роль подвижных игр в жизни детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов. Роль воспитателя в обучении детей с ФФНР

Консультация для педагогов. Роль воспитателя в обучении детей с ФФНР...