Распевание в лучших традициях русской вокальной школы.
методическая разработка (младшая группа) по теме

Осокина Ирина Евгеньевна

Музыкальному руководителю надо понять важность правильного подбора музыкального материала для  распевания, чтобы ребёнку развивать голос и слух., укреплять голосовые связки.  Существуют разные методики и приёмы  работы над распеванием. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_raboty_nad_raspevaniem.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Распевания   в лучших традициях русской вокальной школы. Принципы работы над распеваниями. Требования к распеваниям.

Что бы развивать голос и слух, рекомендуется использовать распевания.

Распевания – это комплекс специальных упражнений, с помощью которых у детей развивается музыкальная память, мелодический и динамический слух, чувство ритма, формируется ладовое чувство; развиваются вокальные навыки – звукообразование дыхание, дикция, и хоровые – строй и ансамбль.

Замечательный знаток детских голосов А.А. Сергеев писал, что распевания – «это один из способов подготовки детей к овладению элементарными вокальными навыками».

Великий русский композитор М.И. Глинка создал так называемый «концентрический метод», который является фундаментом русской вокальной школы и может быть основой методики певческого воспитания детей.

Распевания можно использовать в течение всего занятия: в начале (приветствие, дыхательная гимнастика) в середине, непосредственно перед пением, перед игрой (можно пропеть считалку, а не прочитать) и в конце (момент прощания). Важным условием для успешной работы  над распеванием явлется заинтересованность самого педагога. Он должен увлечь ребёнка, включив в сам процесс распевания разнообразные приёмы и игровые моменты.

Приёмы работы над распеваниями:

  • Собственный показ, используя мимику, жесты и артикуляцию;
  • Образные пояснения. Дети правополушарники мыслят образно. Например, если звук надо взять сверху – «запрыгнем на стул», спеть сверху в низ – « спустимся по лесенке», сделать  вдох – «понюхаем цветок» и так далее;
  •  Пение по музыкальным фразам («цепочкой»), таким образом можно определить уровень индивидуального певческого развития. Этот приём способствует активизации всех детей, формированию правильного дыхания, развивает внимание;
  • Пение «про себя». Это значит – при почти полной задержке дыхания имитировать ритмически точно произнесение слов, представляя себе звучание мелодии. При этом дети следят за мимикой и губами педагога. Этот приём полезен: хорошо усваиваются слова, улучшается дикция, чётче становится ритм. Умение петь беззвучно важно для детей с небольшим диапазоном и слабо развитым слухом;
  • Во время пения прикрыть ладошкой ухо, Такой приём позволяет лучше себя слышать;
  • Пение в сопровождении металлофона, отрывистое и поверхностное звучание которого приближает детей к условиям, близким к пению без сопровождения
  • Пение на legato и staccato способствует формированию смешанного голосообразования у детей;
  • Предварительно прохлопывание сложного в ритмическом отношении фрагмента, либо всей попевки, чтобы понять её ритмическую структуру;
  • Пение без сопровождения, либо с частичной поддержкой. Если дети начинают ошибаться, педагог поддерживает их голосом, а в конце играет аккорд, проверяя точность попадания в тональность;
  • Приём эхо. Сначала поют относительно громко, а затем повторяют в тихой динамике: как будто тот же мотив повторяет далеко эхо. При этом у детей формируется умение вслушаться в звучание собственного голоса в нужной динамике;
  • Пение с транспонированием вверх и вниз, что способствует расширению диапазона;
  • Пение с применением мануальной  системы, ручных знаков;
  • Пение по подгруппам – «соревнование», например, между мальчиками и девочками. После пропевания, педагог или сами дети дают оценку исполнению, кто точнее спел;
  • Вдох возгласов «эх»», «ух», «ах», «ох» вверх и вниз на глиссандо  в быстром и медленном темпе, так, ой приём даёт возможность почувствовать свой голос, снимает напряжение помогает расслабиться;
  • Пение всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально, находясь на расстоянии от инструмента. При таком пении дети лучше себя слышат.

Требования к распеваниям.

  • Распевания должны носить  универсальный характер, что очень важно при пении хором;
  • Принципиальное значение имеет относительная стабильность, постоянство отдельных приёмов, используемых педагогом;
  • Необходимо периодически пополнять группу приёмов;
  • Распевания должны быть простыми и доступными, небольшими по объёму (музыкальная фраза или период в 4-8 тактов);
  • Распевания должны нести эстетическую ценность.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Быт и традиции русского народа"

Под аудиозапись русской народной музыки Хозяйка располагается в горнице и приветствует гостей...

Конспект открытого занятия образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей подготовительной к школе группе Тема: «Быт и традиции русского народа»

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.Задачи: Познакомить детей с русскими традициями.Развивать мышление, внимание речь, память, коммуникативные навыки.Закреплять знания о быте, х...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Традиции русского народа»

Цель: Обогащение знаний детей об истории и традициях российского государства....

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в подготовительной к школе группе . Тема: Народная культура и традиции русского народа

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  Группа :  подготовительная к школе...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...