"Применение ТРИЗ в совместной деятельности взрослого и детей"
консультация (средняя группа) на тему

Применение технологии ТРИЗ в совместной деятельности взрослого и детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности взрослого и детей

Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.

Идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания дошкольников будет лежать развитие мышления.

В последние годы распространилось новое направление в развитии творчества детей – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Г.С. Альтшуллером.

ТРИЗ это прикладная диалектика, то есть система знаний о закономерностях развития, отказ от метода проб и ошибок в науке, технике, в повседневном нашем быту. Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем.

        Элементы ТРИЗа прекрасно стали вживаться в дошкольное воспитание, благодаря М.Н. Шустерман, в Великом Новгороде и Новгородской области организовал ТРИЗ-движение Ю.Г. Тамберг.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Можно говорить всё!».

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

        Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Как же ввести элементы ТРИЗ в совместную деятельность взрослого и детей? Для этого необходимо:

  • Организовать проведение занятий таким образом, чтобы они естественно вписывались в естественную жизнь детей
  • Иметь специальную игрушку – героя занятия, которая «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги.
  • В конце занятия подводить итоги для того, чтобы обучать детей навыкам рефлексивного анализа (чем занимались, что узнали нового, что осталось непонятным и другое). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: игры «интервью», «копилка новостей», «доскажи предложение» и другие; обсуждение планов на будущее (вот мы сегодня узнали о …, а в следующий раз узнаем еще и о …..); продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ.
  • Эти упражнения можно рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

В любом общении с детьми нужно стараться базироваться на методах развития творческого воображения (РТВ).

        Игра является, как бы отправной точкой для дальнейшего преобразования, развития и создания множества интересных вариантов.

Разберем один из основных методов РТВ по выявлению противоречий – упражнение «хорошо - плохо». Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей, например: деревянный карандаш, жаркое лето.

Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств  предмета или явления в целом, например: карандаш или лето (в целом, полная характеристика).

Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

        Я работаю в средней группе и в этом году применяла элементы ТРИЗ-технологии:

- прием «Будущее предметов»: игра «Съедобное-несъедобное»

- прием «Противоречия»: игра «Мало-много»

- прием «Противоположные признаки»:  игра «Зима-лето»

- прием «Фантазирования»: игра «Маша-растеряша»

- прием «Подсистемы предметов»: «Какой чайник лучше?», «Какие бывают машины?» и т.д.

- серия игр «Хорошо-плохо»

- прием «Предварительного действия»: «Как быть, что бы Красную Шапочку не съел волк…», «Что сделать, что бы лиса не съела колобка» и т.д.

  1. Игровое упражнение «Как быть, чтобы красную шапочку не съел волк?»

  1. Игра «Да-нет-ка»

С помощью вопросов отгадать, какая игрушка находится в коробке.

  1. Игра «Оживи предмет»

На листе бумаги нарисован круг.

«Посмотри, на листок дружок,

На листе ты видишь круг,

Прояви своё умение

Призови воображение

Бери фломастер не зевай

И к работе приступай»

  1. Игра «Раз, два, три беги»

1 вариант

Детям дается инструкция:

- У кого есть в одежде карманы к двери бегите, у кого нет – к окну.

- У кого есть красный цвет в одежде бегите к двери, у кого нет – к окну.

- У кого длинные рукава бегите к двери, у кого короткие рукава – к окну. 

Необходимо детям давать четкие признаки, нельзя давать  такие задания:

- Кто любит конфеты к двери бегите, а кто не любит - к окну. Ребенок может шоколадные конфеты любит, а леденцы нет.

2 вариант

Детям раздаются картинки и  дается инструкция:

- У кого есть дикие животные к двери бегите, у кого нет – к окну.

 

  1. Игра «Самородок»

Дети должны назвать слова со словом САМ

САМовар

САМолет

САМокат

САМурай и т.д.

  1. Игра «Чайник»

  1. Серия игр «Хорошо-плохо»

Игра «Солнце-дождь», «Хлопать-топать», «По цепочке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»...

Презентация для педагогов Мастер - класс "Применение метод Триз в совместной деятельности детей с педагогом"

Презентация к мастер-классу "Применение метод Триз в совместной деятельности детей с педагогом"...

Мастер-класс «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»...

Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста

активизировать словарь, учить узнавать предметы по заданным признакам, формировать быстроту мышления.учить находить противоречия.учить сравнивать признаки разных предметов и явлений, развивать воображ...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

Мастер-класс для педагогов на тему:  «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»Цель мастер-класса: практическое о...

Мастер-класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ».

laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»....

Мастер- класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

Мастер- класс для педагогов  «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ» Цель мастер-класса: практическое освоение технологии...