Тема: «Вижу, действую, познаю»
консультация по теме

Галушко Людмила Степановна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.dlya_v-ley_vizhu_deystvuyu_poznayu.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Вижу, действую, познаю»

Из опыта работы МБДОУ №76 «Капелька»

Г.Сургут, Тюменская область

Подготовила и провела:   воспитатель Галушко Л.С.

Л.С Выготский  в своих исследованиях доказывает, что восприятие является основной психической  функцией детей раннего и младшего дошкольного возраста. Всякое восприятие в этом возрасте отличается двумя особенностями.

Аффективный  характер – так Выготский определяет первую особенность, отражающую яркость (страстность) и эмоциональную окрашенность всего  воспринимаемого ребенком. Вторая особенность определяется тем, что именно на основе восприятия развиваются остальные психические  функции ребенка: внимание, речь, мышление, воображение. В активном восприятии окружающего мира на основе узнавания развивается память как продолжение восприятия.

Мышление младшего дошкольника проявляется в наглядно- действенной форме как умение восстанавливать ранее воспринятые связи, но в конкретной наглядной ситуации. Выготский подчеркивает, что в этом возрасте « все сознание работает на пользу восприятия». Следовательно, для обеспечения гармоничного развития детей 3-4 лет педагогам, прежде всего, необходимо создать благоприятные условия для развития детского восприятия. А благоприятными они будут в том случае, когда педагог организует эмоционально окрашенное восприятие детьми предметов и явлений окружающей действительности, переходящей в действие, сопровождаемое словесными комментариями взрослого. Тогда основной принцип организации обучения детей этой возрастной группы можно обозначить так: что вижу, с чем действую, то и познаю!

В младшем дошкольном возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются смутностью и нечеткостью. Дети 3 -4 лет при восприятии изображения  незнакомого объекта выхватывают из него какую-то деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь предмет. Например, впервые увидев изображение морской свинки, дети нередко называют ее «киса» по аналогии с другим, знакомым им животным. Такое, по одной детали, осмысления предмета в целом является природной особенностью детского восприятия и носит название «синкретизм».

Опираясь на результаты исследований Н.А. Коротковой особенностей развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, я считаю, что игры-занятия познавательного характера с детьми 2-4 лет  целесообразно строить на основе организации практических действий с предметами и игрушками и игровых упражнений с образно-символическими материалами: разного рода картинками, настольно-печатными материалами, кубиками с предметными картинками.  

Познавательное развитие осуществляется в процессе различных видов детской деятельности: игровой (сюжетные игры и игры с правилами), продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование), восприятия художественной литературы, музицирования, - организуемых взрослыми вокруг тем, близких по своему содержанию детям. Оно будет носить целостный характер, базирующийся на целостном восприятии детьми окружающего мира.

При таком подходе к  организации совместной деятельности взрослого с детьми хорошо использовать единый игровой сюжет (игра в козлят, зайчиков, прогулка в осенний лес) или внесение и обыгрывание привлекательной игрушки-персонажа (куклы, мишки, игрушки театра бибабо). Кто-либо из персонажей приходит в гости к ребятам и предлагает поиграть вместе с ним. Организация занятий в форме упражнений игрового характера позволяет обеспечить целостность   образовательного процесса, наилучшим   образом соответствует интересам воспитанников.

Вплетение в сюжетное обрамление игр на развитие интеллектуальной и физической компетенции позволяет поддерживать интерес детей к  совместной  деятельности с педагогом на протяжении всего периода  партнерской деятельности.

Основными приемами, которые можно использовать при организации игр-занятий с детьми младшего дошкольного возраста, могут стать:

        Сюрпризные моменты, связанные с внезапным появлением или исчезновением игрушек и предметов.

        Использование зрительных (картинки, иллюстрации, книги, предметы и игрушки), слуховых (музыка, речь, шумы, записанные на магнитофонную ленту  или СД) и тактильных (предметы и игрушки разной фактуры и текстуры) приемов в сочетании с сопровождением действий ребенка комментариями взрослого или небольшими литературными текстами.

        Приход в гости к детям игрушек или персонажей театра кукол бибабо с просьбой помочь им в чем-то.

        Побуждение малышей к подражательным действиям («Давайте поскачем, как кузнечики, полетаем, как бабочки» и т.д.).

        Образно-выразительное предъявление предметного материала («Ой, что это тут на подносе стоит?» - воспитатель приподнимает один конец салфетки, которой накрыты игрушки, стоящие воспитатель приподнимает один конец салфетки, которой накрыты игрушки, стоящие на подносе;  удивляется и опускает салфетку: «Вот это чудеса! Ребята, знаете, кто к вам в гости пришел? К вам в гости зверята пришли. Вот они». Снимает салфетку, демонстрирует игрушечных животных).

        Использование загадок, потешек, чтение произведений  художественной литературы как привлекательного момента, позволяющего побудить к познавательной или продуктивной деятельности. Например, чтение рассказа Н.Калининой  «Про снежный колобок» позволяет обсудить с детьми свойства снега.

        

Про снежный колобок

Гуляли ребята на дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки - сделал глаза, нашел палочки -сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман.

Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, легли после обеда спать, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана- кап, кап, кап, кап- вода капает.

Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка.

Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.

Смотрит Алеша на всех, спрашивает:

- Где мой колобок?

А колобок где? Как вы думаете?

        

        Прием «психологического поглаживания», когда воспитатель называет ребенка по имени, делает комплимент в его адрес, чем дополнительно мотивирует к общению и взаимодействию.

Вместе с тем доминирующим приемом, позволяющим организовывать содержательную партнерскую деятельность взрослого с детьми, на наш взгляд, является заинтересованное участие воспитателя в предлагаемой деятельности. Воспитатель привлекает детей не только как демонстратор содержания предлагаемой деятельности, но и как заинтересованный участник, который в ходе совместного действия учитывает желания и умения партнеров, эмоционально откликается на успехи и неудачи детей, принимает во внимание их рассуждения. Профессионально подготовленный взрослый помогает снизить напряжение, тревожность в общении, создать доброжелательный микроклимат в детском коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЕ В ГРУППЕ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «ВИЖУ, СЛЫШУ, ВДЫХАЮ».

ЦЕЛЬ: формировать элементарные представления о роли органов чувств в жизни человека; продолжать формировать интерес к познанию своего тела; воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организ...

Выступление на педагогическом часе. Тема: "Стимулирующее действие физических упражнений на функцию движения у детей с нарушенной осанкой"

На начальной стадии нарушений осанки (круглая, плоская спина, сутулость) у дошкольников при помощи специальных физических упражнений можно исправить эти дефекты....

Конспект НОД тема: «Слова-действия»

Цели: 1. Формировать понятие о слове, обозначающем действие (слово - действие). 2. Учить задавать вопросы к словам-действиям. 3. Учить точно отвечать на поставленный вопрос одним словом. 4. Формир...

Конспект логопедического занятия на тему: "Слово-действие"

Конспект занятия для детей старшей логопедической группы....

Конспект НОД по развитию сенсорных способностей у детей старшей группы Интеллектуальная игра на тему: «Вижу, слышу, чувствую»

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств. Это лишь предпосыл...