Игровые технологии
статья по теме

Ильина Оксана Васильевна

Игровые технологии в работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tekhnologii.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Ильина О.В.

АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 175 «Полянка», г.о. Тольятти, Россия,metod175@pdlada.ru

         Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спорит. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. широкое применение игра находит в народном педагогике, в дошкольных и других образовательных учреждениях. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?

С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства. Социализация  наших дедушек и бабушек проходила во дворах, где они гоняли мяч, играли в «казаков – разбойников», «салочки». Наши мамы и папы уже не настолько сильно были вовлечены в дворовую субкультуру: так как появилось телевидение. А если рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. Кто же виноват в этом? Конечно же, вечно спешащие взрослые: бабушки и дедушки живут далеко, мамы и папы обеспокоены престижной работой, а воспитатели в детском саду усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция прослеживается не только у нас, но и во многих странах.

В Федеральных государственных требованиях к СООП ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31). Но если рассматривать современную ситуацию, то можно констатировать, что это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка.

Можно выделить основные причины нарушений:

  • Непонимание взрослыми важности игры
  • Отсутствие безопасного пространства для игры (особенно касается дворовых территорий)
  • Отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру
  • Давление образовательных задач и приоритет обучающих действий
  • Полное отсутствие игры в школе
  • Жесткое программирование свободного времени детей
  • Технологизация и коммерциализация детской игры.

Отсюда главная причина – право на игру признается, но не обеспечивается педагогами, родителями.

ФГТ к СООП ДО вернули педагогам, а главное детям, право на игру.

Перед педагогами встали основные задачи:

  • Как обеспечить достаточное время для свободной самостоятельной творческой игры в течение дня?
  • Каким игровым технологиям отдать предпочтение в совместной деятельности?
  • Как обеспечить баланс свободной игры и обучения?
  • Как поддержать игру, а не управлять ею?
  • Как убедить родителей детей в том, что играя, ребенок учится не менее эффективно?

В условиях введения ФГТ к СООП ДО и ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе? 

Освоение педагогом новых игровых технологий в дошкольном образовании – залог успешного решения проблемы развития личности ребенка.

В современной педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «Технология», пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением  новых компьютерных технологий.

         Что же такое игровая технология?

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития, обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин.

         В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов.  Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Чем же вызвано возрастание интереса к игре в настоящее время? С одной стороны, оно вызвано развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности.

В настоящее время ребенок перенасыщен информацией, которую он получает из Интернета, телевидения, просмотра видеопрограмм. Но этот материал пассивен для восприятия. И важной задачей педагогов становится развитие у детей умений самостоятельной оценки и отбора полученной информации. Развивать такие умения помогает игра, которая служит своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности.

Отмечая влияние игры на развитие и воспитание ребенка А.П. Усова отмечала, что «каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы».

Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий ребенка. Введение тщательно продуманной игровой ситуации в образовательный процесс помогает не только сконцентрировать внимание детей, но и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Игровая ситуация не самоценна при построении образовательного процесса, она выступает как способ организации детей в совместной деятельности с педагогом.

В связи с этим  при введении игровых технологий в образовательный процесс необходимо учитывать ряд принципов:

  • Принцип органичности игровой ситуации содержанию конкретной образовательной деятельности: игровая ситуация должна подбираться под материал, а не предметный материал под ситуацию. При этом она должна быть такой, чтобы воспроизводимые детьми игровые действия выявляли свойства материала и способы деятельности с ним.
  • Принцип адекватности используемого предметного содержания: игровая деятельность должна быть направлена на выявление и осознание детьми существенных свойств и качеств изучаемого материала, их усвоение в процессе игры. Но к сожалению, часто получается, что педагоги придумывают сначала игровую ситуацию, а потом отбирают учебный материал. Организованный такой образовательный процесс не только не формирует у ребенка адекватных знаний и представлений, но закрепляет в его сознании искаженные представления о предметном мире.
  • Принцип интерактивности: педагогу важно помнить, что только в самостоятельной деятельности формируются полноценные знания и умения. Поэтому при построении игровой образовательной технологии необходимо обеспечить каждому ребенку возможность самостоятельно действовать с изучаемым материалом. Данный принцип предполагает участие в деятельности каждого ребенка.

Таким образом,  игровая образовательная технология в детском саду – способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию.

Главные черты игры:

  • Свободная развивающая деятельность
  • Творческий импровизированный активный характер
  • Эмоциональная приподнятость деятельности
  • Наличие правил, содержания, логики и временной последовательности развития

Список литературы:

  1. Комарова Т.С.,Комарова И.И. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.:Мозаика – Синтез,2011
  2. Губанова Н.Ф.Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М.:Мозаика-Синтез,2006-2010
  3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. И доп.-М.:Мозаика-Синтез,2012.-336с.
  4. Абрамова Г.С.Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.:Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга,2000.-624с.
  5. Крутецкий В.А.Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ.-2-е изд., перераб. И доп.-М.:Просвещение,1986.-336с.

Заявка на участие в конференции

«Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации»

Ильина Оксана Васильевна

г.о. Тольятти

АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 175 «Полянка», воспитатель

Секция 1. Инновационные технологии дошкольного образования

Игровые технологии в работе с детьми как условие повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

 445051,Россия, Самарская область, г.о. Тольятти, проспект  Степана Разина д.87,кв.480

E-mail: petrova917@yandex.ru

 Тел. +79276111917,8(8482)558858



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

"Игровые технологии". Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с использованием метода проектов и игровых технологий в условиях внедрения ФГОС ДО".

  Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась в...

Игровые технологии. Презентация к докладу «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на педсовете.

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его лич...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...