Музейная педагогика в воспитании дошкольников
материал по теме

Шаманова Людмила Александровна

Раскрываются основные направления работы по воспитанию дошкольников с использованием музейной педагогики (мини-музеии).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_muzeyu.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 28»

Методическая разработка

Музейная педагогика

в воспитании дошкольников

Выполнила: Шаманова Л.А.

Воспитатель МБДОУ №28

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать,

прививая духовную оседлость,

так как без корней в родной местности,

стороне человек похож на иссушенное

растение перекати-поле».

Академик Д.С.Лихачев

В проекте  «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» особое значение уделяется тому, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Что же такое нравственность и патриотизм?

Нравственность -  внутренние - духовные и душевные - качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и к природе (dic.academic.ru › Толковый словарь Ефремовой).

Патриотизм - [фр. patriotisme < греч. - см. патриот] преданность и любовь к своему отечеству, своему народу. Патриоти́ческий  - характеризующийся патриотизмом. Патриоти́чный  - проникнутый патриотизмом (толковый словарь иноязычных слов. — 2004).

Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной     и религиозной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

  В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится  патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

    Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В воспитании дошкольников следует  опираться на молодую отрасль педагогической науки - музейную педагогику, тесно связанную с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение. Музейная педагогика помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.

Дошкольники в музее

Дошкольники являются самыми маленькими посетителями художественного музея. В возрасте от 3 до 6 лет складываются личность и во многом определяется характер ее дальнейшего формирования. Поэтому необходимо особое внимание к методическим аспектам музейно-педагогической работы с маленькими детьми.

Углубляется восприятие окружающего мира, память и мышление имеют наглядно-образный характер, развивается воображение. К 5-6 годам некоторые психические процессы становятся более произвольными в плане возможностей управления ими, хотя непроизвольность и в этом возрасте является их основной характеристикой. Внимание становится более устойчивым и длительным, в известных пределах развивается способность организовывать и планировать свою деятельность. Для детей этого возраста характерна тяга к словесному общению со сверстниками и в большой степени - со взрослыми. У них высокая зрительная активность: они любят рассматривать визуальные объекты, замечают многие их характерные признаки и задают множество вопросов по поводу формы, цвета, фактуры последних, что свидетельствует о наличии у них психологической готовности к посещению художественного музея и работе на его экспозиции.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, содержание и характер которой постепенно меняются. Так, если у малыша в возрасте 1-3 лет игра имеет характер простого манипулирования предметами, то в 4-5-летнем возрасте она приобретает сюжетно-ролевую форму, способствующую процессу социализации ребенка. Подражая взрослым, он воспроизводит в игре знакомые ему жизненные ситуации на элементарном уровне и тем самым приобретает опыт деятельности в них на доступном ему уровне. Важно помнить о том, что в процессе игры активизируются психические качества, необходимые для художественного развития ребенка. Речь идет о творческом воображении, фантазии, а также способности через мимику, пластику и речевую интонацию выразить характер ролевого образа. Сюжетно-ролевая игра способствует также формированию коммуникативных навыков, приобретению опыта взаимоотношений с другими людьми. Немаловажное значение имеет и тот факт, что специфика художественного развития детей-дошкольников заключается в их большей ориентированности на собственное изобразительное творчество, чем на восприятие искусства. Значительную часть времени ребенок проводит в занятиях лепкой, рисованием, элементарным конструированием, что развивает его мышление, творческое воображение, сенсорные способности. Изобразительная деятельность становится одним из эффективных путей освоения ребенком окружающего мира и подготавливает к реальному взаимодействию с ним в будущем.

Рисунки детей-дошкольников отличаются яркой образностью, декоративностью и силой цвета, выразительностью линии, силуэта, композиционной цельностью. По своей стилистике (выразительность контура, цветового пятна) они близки архаическим формам искусства. Очевидно, что и детское восприятие художественных произведений на экспозиции во многом соответствует этим особенностям изобразительного творчества. Так, дошкольники младшей группы воспринимают изображение на уровне узнавания. Опознание крупных и ярких, полностью видимых в картине предметов доставляет ребенку удовольствие. Главное на этой ступени восприятия ребенка  - понимание им существования не только объективно-физических качеств предмета, но и выраженного в нем образа — изображения, являющегося заместителем реального объекта, «узнаваемого» в системе пятен, линий и форм на картинной плоскости или в объемной скульптурной форме.

На экспозиции народного искусства ребенка также привлекает процесс узнавания знакомых предметов быта. Его радует их необычная форма, яркий цвет, образно-пластическое решение предметов, а также наличие в них украшений в виде орнаментальной росписи, рельефа или изобразительной детали (птичка, лошадка и проч.).

У дошкольников средней возрастной группы в процессе зрительного восприятия начинает активно осуществляться познавательная деятельность: ребенок самостоятельно или с помощью взрослых уже способен сделать акцент на выделении значимых признаков, по которым опознается объект. Таким признаком на музейной экспозиции могут быть форма, размер, цвет, материал, наиболее значимые детали, свойственные отдельным предметам или персонажам и героям картин.

Дошкольники 5-6 лет уже способны эмоционально переживать события и образы, запечатленные в произведениях искусства, разумеется, в пределах их собственного, еще небольшого жизненного опыта.

В рисунках детей этой возрастной группы усложняется и разнообразится тематика и сюжеты, становится все более заметной личностная и эмоциональная оценка изображенного события или персонажа. На экспозиции музея их также начинают интересовать произведения с развернутым сюжетом и действием, поступки персонажей подвергаются эмоционально-нравственной оценке («плохой», «хороший», «злой», «добрый», «смелый», «трусливый», «честный», «лживый» и т. п.). Дети активно реагируют на цветовое решение картины. Так же, как и в их собственном творчестве, цвет они часто воспринимают как средство эмоционально-оценочной характеристики изображенного сюжета или персонажей картины.

Названные особенности восприятия и художественного творчества у детей дошкольного возраста определяют ряд методических принципов работы с ними в художественном музее:

1.        Посещения музея должны быть не чаще 3-4 раз в год с

продолжительностью пребывания 45—50 минут каждое. Следует помнить, что основным видом деятельности дошкольника являются игра и собственное изобразительное творчество, в процессе которых ребенок этого возраста познает мир.

2.        Эффективность занятия зависит как от психологического контроля педагога за группой, так и от условий работы на экспозиции музея. Шум в зале, движение и разговоры посетителей, речь экскурсовода другой группы и т. п., что рассеивает внимание, приводит к быстрой утомляемости детей и значительно снижает качество усвоения материала занятия.

3.        Большое значение имеют тематика и специфика зрительного ряда занятий на экспозиции. Их темы должны определяться кругом жизненных интересов детей и соответствовать уровню понимания воспринимаемого материала. Это могут быть темы, связанные с отражением в искусстве жизни природы («Пейзаж»), чувств и характера человека («Портрет»), событий окружающей жизни (на доступном для детей уровне), красоты и разнообразия предметного мира («Натюрморт»). Зрительный ряд музейной экскурсии с дошкольниками нужно строить по принципу контраста (чередование различных видов, жанров, стилей, индивидуальных художественных манер и т. д.). Значительно облегчает восприятие памятника и снижает утомляемость детей использование метода сравнения.

4. Методика экскурсионных занятий с дошкольниками ориентирована на развитие воображения, сенсорных способностей и эмоциональной сферы ребенка и в качестве попутной цели предполагает сообщение детям знаний об искусстве в доступном для них виде и объеме.

В процессе занятий большое значение имеет использование невербальных и игровых методов обучения. Речь идет о самостоятельных рисунках и творческих заданиях, различного рода дидактических играх, развивающих упражнениях. Важно также соблюдать принципы наглядности и диалога, стремиться к выявлению индивидуальной активности и самостоятельности каждого ребенка, а также формированию навыков общения и совместного обсуждения впечатлений (навыков коллективной работы).

Предметом изучения музейной педагогики как науки является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией. Ее главный объект - культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее разнообразным диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным членом современного общества.

Музейная педагогика в ДОУ это симбиоз творческой деятельности всего педагогического коллектива, который знакомит дошкольников с феноменами окружающего мира, приобщает к системе общечеловеческих ценностей, к истории, обогащает патриотические чувства и развивает художественный вкус. Носит иное название – образовательное направление - «мини-музей».

 «Мини-музей» в логике ФГТ имеет богатый содержательный (разнообразие тем) и методологический (методы и формы взаимодействия с детьми) аспект, для познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников. Несет потенциал развития дошкольника во всех видах детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение). Представляет собой ресурс интеграции образовательных областей в предметно-развивающем пространстве ДОУ (познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, труд, безопасность, музыка, художественное творчество, здоровье, физическая культура).

Возможность целенаправленного развития основных интегративных качеств дошкольника: любознательный, активный. Эмоционально отзывчивый. Овладевший средствами общения со взрослыми и сверстниками. Способный управлять своим поведением. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи. Имеющий первичные представления о себе. Овладевший необходимыми умениями и навыками. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Физически развитый.

Для ДОУ музейная педагогика может приравниваться к проектной деятельности. Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части. При создании программы музейно-педагогической деятельности на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и наиболее оптимальных технологий передачи информации, что особенно важно при работе с дошкольниками. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп - проводить экскурсии для младших, пополнять экспозиции своими рисунками. Каждый мини-музей - результат общения, совместной деятельности воспитателя, детей и их семей.

Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа: 1. Подготовительный этап: в начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. 2. Практический этап:  взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами. 3. Подведение итогов: тематика мини-музеев может быть различной:  («Чудо-дерево», «Город мастеров», «Лучший друг», «Игрушки-забавы», «Мой родной город», «Театральные куклы», «Воинской доблести и славы» и т. д.). Результатом деятельности в рамках подобного проекта может быть альбом с фотографиями, рисунками, рассказами детей; большой тематический праздник, выездное мероприятие совместно с родителями и т. п.

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы и решать образовательные задачи выявление творческих способностей детей; расширение представлений о содержании музейной культуры; развитие начальных навыков восприятия музейного языка; создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях мини-музея достаточно разнообразны: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода ( и взрослого и дошкольника) с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы сюжетно-ролевой или творческой игры в «экскурсовода» или в «музей» четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность образования , психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка. В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея как культурно-исторического феномена человечества, его огромные возможности для приобщения к миру человеческих ценностей, познания самого себя через предметный мир.

План работы по созданию мини-музея в ДОУ 1. Реализация направления «Музейная педагогика». 2. Обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ. 3. Обогащение воспитательно - образовательного пространства новыми формами. 4. Формирование у дошкольников представления о музее. 5. Расширение кругозора у дошкольников. 6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности. 7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. 8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. 9. Развитие творческого и логического мышления, воображения. 10. Формирование активной жизненной позиции.

Виды оформления мини-музея: 1.Горизонтальное размещение экспонатов на одной плоскости (музей камня или морских обитателей лучше будут просматриваться на одной плоскости). 2.Вертикальное расположение экспонатов (на полочках, стеллаже). (музей народной игрушки, кукол можно расположить рядами в вертикальном расположении, чтобы выделить группы в экспонатах). 3.На стендах (можно использовать для легких экспонатов, которые могут крепиться к стенду).

Формы работы в мини-музее 1. мини-беседы с детьми.  2. Экскурсии для детей и родителей.  3. Самостоятельное рассматривание экспонатов.  4. Мастер-класс по изготовлению экспонатов.  5. Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами. 6. Творческие игры, образовательные путешествия. 7. чтение художественной литературы. 8. исследовательская деятельность, экспериментировнаие. 9. музицирование, прослушивание аудио –материалов, просмотр мини-презентаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников"

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченны...

Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

1.1. Основные принципы музейной педагогики 1.2. Мини-музеи ДОУ1.3. Воспитание средствами музейной педагогики...

Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Цели и задачи создания мини-музеев  в детском саду. Работа мини-музея "Солнышко"...

Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Музейная педагогики  создает условия для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.Технология музейная педагогика интегрируется с образовательными областями в различ...

Музейная педагогика в воспитании детей

Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, установление элементарных отношений с миром людей, предметов, природы и собственным внутре...

Роль музейной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста

             В  детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают м...

Роль музейной педагогики в воспитании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории малой родины»

Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли различные музейно – образовательные программы для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисцип...