Одарённые дети. Их адаптация в детском саду.
статья по теме

Санькова Ирина Анатольевна
Кто они, одарённые дети? Почему одних мы считаем одарёнными, а других нет? Как распознать, что ребёнок одарён? И вообще, откуда этот термин? В своей статье я постаралась раскрыть часть этой многогранной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_detskiy_sad_prikhodyat_deti_raznye.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Одарённые дети. Их адаптация в обычном детском саду.

Санькова И.А.,

воспитатель,

МБДОУ детский сад

комбинированного вида

 №32 «Дружные ребята».

В детский сад приходят дети разные, одни подвижны и любознательны, другие замкнуты и сосредоточены, а есть неорганизованные в самообслуживании, но очень активные в познавательном процессе. Как разглядеть одарённых, среди обычных и необычных детей? Каких детей называют одарёнными? Как помочь им адаптироваться? Что можно сделать для их поддержки?

Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников,  его могут назвать одарённым. Одаренный ребёнок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Психическое развитие каждого ребёнка индивидуально, особенно это касается темпов его развития. Обычно для детей, которые воспитываются в одной культуре, можно выделить средние сроки, соответствующие тем или иным возрастным изменениям. Но у некоторых детей возрастные изменения могут происходить раньше или позже. Особенно ярко проявляются различия в сроках овладения конкретными видами деятельности, например один ребёнок рисует непонятное изображение, а у другого в этом же возрасте получаются узнаваемые образы.

На ход психологического развития влияют индивидуально - психологические качества каждого ребёнка, которые находят отражение в его характере или в сфере интересов. Например, некоторые дети очень активны, они постоянно стремятся узнать что-то новое, а другие очень пассивны в умственном плане. У кого-то обнаруживается склонность к изобразительной деятельности, а у кого-то к математике.

Важными факторами, определяющими отличительные черты психологического развития ребёнка, выступают наследственность и среда, куда входят условия жизни, обучения и воспитания. Это доказано различными экспериментами в психологии.

Природные особенности, которые ребёнок получает по наследству, могут оказывать определяющее влияние на развитие тех или иных способностей ребёнка, которые формируются при жизни. На формирование этих способностей влияет воспитание, обучение, а также наличие интереса и трудоспособности.

А.Г. Петровский рассматривает структуру одарённости, состоящую из «существенно важных способностей». Он отмечает: «Первая особенность личности, которая может быть выделена – это внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе. Вторая особенность личности высокоодарённого ребёнка непрерывно связана с первой, заключается в том, что готовность к труду у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуёмную потребность трудиться. Третья группа особенностей связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью: это особенности                           мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности».

Л.С. Выготский рассматривает одарённость как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствии деятельности или деградирующий при её отсутствии.

В Российской педагогической энциклопедии говорится, что одарённость – это системно развивающееся в (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённые дети встречаются не часто, что делает их отдельной ячейкой общества. Казалось бы, они должны быть радостью для всех окружающих из-за своих выдающихся способностей. Однако развитие одарённых детей в детском саду иногда связано с различными трудностями, касающимися их психики.

Детский сад – первое общественное учреждение, появляющееся на жизненном пути ребёнка. В нём он должен познать все тонкости общения с окружающими людьми. Однако одарённые дети обычно быстро понимают собственное  превосходство. Из-за этого они становятся лидерами или отталкивают от себя всех окружающих.

Став явным лидером, ребёнок быстро социализируется. Обладая развитой речью, он берёт на себя роль посредника между детьми и воспитателем, иногда сам выступает в роли воспитателя. Иногда ребёнок ощущает свою ответственность перед остальными и старается играть со всеми, чтобы не обидеть никого, это конечно непомерная роль для него.

Отношение родителей, которые понимают уникальность своего ребёнка, постоянно подчеркивающих ого исключительность, ставят своего ребёнка выше всех остальных. Такие родители не понимают, что ребёнок прежде всего должен стать частью общества, а уже после этого сможет раскрыть себя. Из-за такого воспитания некоторые одарённые дети в детском саду ведут себя ужасно. Они отстраняются ото всех и при этом поступают по собственному желанию.

Но это лишь часть трудностей  адаптации ребёнка, существуют и другие. В первую очередь это связано с отношениями родителей к одарённости своих детей. Некоторые, обнаружив у своего ребёнка раннее проявление одарённости, все свои усилия направляют на развитие его способностей , заполняя его жизнь занятиями в данной области, препятствуют полноценному развитию прочих способностей и наклонностей ребёнка.

Существуют некоторые виды одарённости, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте. В их числе интеллектуальная одарённость, которая во многом определяет склонность ребёнка к математике, развивает познавательные и творческие способности. Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:

- высоко развитая любознательность, пытливость;

- способность самому видеть проблему, находить пути решения, активно экспериментируя;

- высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность;

- стремление к обнаружению причинно – следственных связей;

- развитая речь, хорошая память;

- активный интерес ко всему новому, необычному;

-способность к импровизации;
- раннее развитие сенсорных способностей;

- оригинальность суждений;

- высокая  обучаемость;

- стремление к самостоятельности.

Основные направления работы, направленной на выявления одарённых детей в нашем дошкольном учреждении.

  • Определение склонности ребёнка
  • Организация индивидуальной работы
  • Создание условий предметно – развивающей среды
  • Работа с родителями

Для определения склонности ребёнка предлагается использовать методику, представленную в пособии А.И. Савенкова «Детская одарённость: развитие средствами искусства» (Педагогическое общество России,1999г.)

Когда одарённые дети вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперёд. В результате у них может угаснуть познавательный интерес, желание заниматься. Поэтому на фронтальных, групповых, индивидуальных занятиях таким детям следует предлагать усложнённые варианты заданий, всё это в рамках требований ФГТ. Такой  подход к организации образовательного процесса реализует принцип индивидуально – дифференцированного подхода и окажет помощь детям в развитии их способностей и одарённости.

В нашем дошкольном учреждении целесообразно использование методик  по развитию логического мышления, которое подразумевает формирование приёмов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно – следственные связи различных явлений, выстраивать простейшие умозаключения. Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально одарённых детей является формирование приёмов умственных действий: сравнение, обобщение, анализа, синтеза, классификации, аналогии. Но практика показывает, что успешность развития определяет не только содержание материала, но и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность. С этой целью используются задания занимательного характера, игровые упражнения, задачи – головоломки и другие увлекательные упражнения в книге  Л.В.Куцакова, Ю.Н.Губарева «1000 увлекательных игр и заданий для детей 5-8 лет» («ИздательствоАстрель» 2002 г.), Л.Ф. Тихомирова «Логика детей 5-7 лет» (Ярославль «Академия развития» 2000г.).

Для развития у детей литературных способностей используем  различные виды игр, направленных на словотворчество;  придумывание сказок, рассказов, различных историй, способствуем развитию умения рифмовать, придумывать стихи, загадки.

Для развития художественных способностей используем различные методы при изображении ребёнком какой – либо тематики, например при рисовании пейзажа предлагаем  изобразить его акварелью, цветными карандашами, простым карандашом, красками по мокрой бумаге  и другие, в зависимости от желания ребёнка.

Для развития актерский способностей широко используем различные виды театра: кукол бибабо, пальчиковый, теневой, настольный, актёрский и другие. Дети, способные играть сложные роли, умеющие импровизировать, перевоплощаться, быстро переключаться с одной роли на другую, могут попробовать себя в режиссёрском мастерстве.

Создание условий предметно – развивающей среды, побуждает детей к самореализации в различных видах деятельности.

Широко используем развивающие игры А.З.Зака, игры  и игровые упражнения З.А.Михайлова и Б.Н.Никитина, а также различные приёмы технологии ТРИЗ.

Используя различные подходы мы решаем следующие задачи:

- создание условий для индивидуального развития способностей ребёнка;

- развитие предпосылок творческого продуктивного мышления – абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии;

- формирования навыков коллективной мыслительной деятельности, умение  рассуждать и доказывать свою точку зрения;

- формирование положительной самооценки и уверенности в своих  силах.

Литература

Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - /А.И. Савенков. – М.: Изд-во «Академия», 2000

Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства /А.И. Савенков. – М.: Педагогическое образование России, 1999.

Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / А.М. Матюшкин. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.

Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.: Кн для воспитателя дет. сада / под общ.ред. Л.А.Венгера. – Москва: «Просвещение», 1989.

 Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. /З.А.Михайлова. – М.: «Просвещение», 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

«Центр игровой поддержки ребёнка- помощь родителям и детям в адаптации к детскому саду»

Цель : Создать благоприятные условия социальной адаптации ребёнка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего его развития....

Помощь детям в адаптации к детскому саду

Помощь детям в адаптации к детскому саду...

Помощь детям в адаптации к детскому саду.

Помощь детям в адаптации к детскому саду....

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...