КАТАЛОГ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
материал (старшая группа) по теме

Формирование умения творчески развивать сюжет игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon produkt_levchenko_n.a._mdou_no._1_rodnichok.doc231 КБ

Предварительный просмотр:

     

КАТАЛОГ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

(старший дошкольный возраст)

Неделя

Название

сюжетно-ролевой игры

Цель

Игровой материал

Подготовка к игре

СЕНТЯБРЬ

I

«Школа»

Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Обучение детей справедливо воспроизводить в играх бытовой и общественно полезный труд взрослых.

Куклы, мебель, строительный материал, игровые атрибуты (журнал, ручки, тетради, карандаши), предметы заместители.  

Экскурсия в школу, беседа с учителем начальных классов.

Беседа «Что значит быть школьником». Изготовление атрибутов к игре.

Чтение художественной литературы:

  1. Воронкова Л. «Подружки идут в школу».
  2. Мошковский Э. «Мы играем в школу»

II

«Семья»

Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви и т.д.).

Куклы, игрушечная мебель, посуда, игровые атрибуты (косынки, передники), музыкальные инструменты, предметы – заменители.

Игры – занятия: «Мамин праздник», «Праздник в семье», «День рождения куклы».

Беседы о взаимоотношениях в семье. Рисование: «Я и моя семья» или изготовление семейного альбома.

Чтение художественных произведений по этой теме.

III

«Детский сад»

Закрепить знание детей о работе медсестры и врача, прачки, повара и других работников детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.

Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», игрушечный телефон, предметы-заметсители.

Экскурсии по детскому саду. Наблюдение за работой медсестры, врача, прачки.

Беседа «Кто и как работает в нашем саду»,

Рисование на тему «Мой детский сад», лепка продуктов для игры «повар».

Чтение художественной литературы:

Чтение рассказа Кардашовой А. «Наш доктор»

IV

«Магазин»

Научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи. Понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.

Игрушки, изображающие на витрине товары, которые можно купить в магазине. Игрушечный кассовый аппарат, жетоны (деньги).

Экскурсия в ближайший магазин. Беседа «Универсам»,

Лепка овощей, фруктов.

Рассматривание  иллюстраций.  

Чтение художественной литературы:

стихотворение Ю. Тувима  «Овощи».

ОКТЯБРЬ

I

«Дочки-матери»

Развивать дружеские взаимоотношения во время игры, умение распределять роли, переносить опыт своей семьи в игру.

Игрушечные прогулочные коляски, куклы, детская посудка.

Беседа «Как я помогаю маме» Конструирование из бумаги игрушеч-ной мебели

Составление генеалогического дерева.  

Рисование «Моя мама и я».

Чтение художественной литературы:

Юршина Г. «Все работы хороши», Житкова Б. «Что я видел ?»

II

«Туристическое агентство»

Формировать предпосылки поисковой деятельности. Способствовать расширению знаний дошкольников о родном городе, стране, мире. Вызвать интерес к путешествиям. Расширить представление о труде людей, работающих в сфере туризма.

Предметы-заменители, куклы, строительный материал.

Рассматривание иллюстраций, альбома «Мой родной край», «Москва - столица нашей Родины».

Беседа «Достопримечательности моего города,

Рисование рекламы.

Изготовление атрибутов к игре: путевки, страховка, реклама.

Чтение художественной литературы:

Житкова Б. «Что я видел ?», Баруздин С. «Страна, где мы живем?»

III

«Путешествие»

Формировать умения творчески развивать сюжет игры. Закрепить представление детей о труде взрослых на речном вокзале, на теплоходе. Воспитание уважительного отношения к труду.  

Строительный материал. Игрушки: заводные машины, катера, теплоходы, предметы-заменители.

Беседы о работниках флота.

Рисование «Как я путешествовал на пароходе».

Изготовление атрибутов для игры

«Бюро находок», лепка судов.

Чтение художественной литературы:

Маркова М. «Про Топку- моряка», Льва Ф. «Мы плывем на самоходке», Баруздин «Страна, где мы живем»

IV

«ШБДД»

Развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью. Воспитать уважение к труду работников инспекции безопасности движения. Развивать диалогическую речь.  

Игрушки: машины, автобус, руль, одежда для инспектора, набор «Дорожные знаки», предметы - заменители.  

Изготовление атрибутов для игры: палка инспектора, деньги, билеты. Рисование транспорта.

Беседа о работе инспектора ГИБДД.

Чтение художественной литературы:

Соколовский А. «Здравствуй, товарищ милиционер»,

Чтение и рассматривание иллюстраций по теме транспорт.

НОЯБРЬ

I

«Завод»

Формирование трудовых умений, развитие творческого воображения. Формирование представлений дошкольников о том, что такое завод и что он производит.

Легковые машины, грузовой подъемный кран, строительный материал.

Беседа о труде рабочих.

Просмотр слайдов.

Рисование на тему «Наш завод». Составление альбома о труде  взрослых на заводе.

Чтение художественной литературы:

Маяковский В. «Кем быть?», Авдиенко В. «Все работы хороши», Арро В. «Встань пораньше»

II

«Почта»

Развивать сюжет игры. Расширение и закрепление знаний о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон, радио. Воспитание чуткого и внимательного отношения к близким и друзьям.

Плакат почта, почтовый ящик, открытки, конверты, журналы, газеты, деньги и кошельки.

Экскурсия на почту.

Беседа о работниках почты.

Рассматривание картины «На почте» и беседа по ней.

Изготовление атрибутов к игре: конвертов, марок, почтового ящика, денег и кошельков.

Чтение художественной литературы:

Григорьева Н. «Ты опустил письмо», Шейкина А. «Вести приходят», Маршак С.Я. «Почта»

III

«Школа»

(учебный процесс)

Научить самостоятельно, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Расширять сферу социальной активности ребенка и его представление о жизни школы.

Тетради, учебники, ручки, карандаши, звонок, пеналы.

Экскурсия в школу, беседа с учителем. Рассматривание картины «На уроке» беседа по ней.

Изготовление атрибутов к игре: пеналов, маленьких тетрадей, альбомов для рисования.

Рисование на тему: «Школа».

Чтение художественной литературы:

Чтение детских книг по теме «Школа»

IV

«Подводники»

Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки. Отображать в игре знания детей об окружающей жизни.

Строительный материал, штурвал, рация, бескозырки, флажки, корабли, машины, предметы заместители.

Рассматривание иллюстраций.

Аппликация, рисование на тему: «Подводный мир».

Беседа о подводниках.

Складывание из бумаги пароходов и лодочек.

Чтение художественной литературы:

Чтение из детской энциклопедии «Подводный мир»

Неделя

Название

сюжетно-ролевой игры

Цель

Игровой материал

Подготовка к игре

ДЕКАБРЬ

I

«Редакция газеты»

Закрепить ролевые действия работников редакции, показать, что их труд – коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива. Закрепить знания детей о средствах массовой информации, о роли газет и журналов в нашей жизни.

Предметы – заменители, набор букв, картинки.

Беседа о работниках редакции «Какое значение имеет газета в нашей жизни». Изготовление атрибутов к игре.

Чтение художественной литературы:

 на тему: «как появилась впервые бумага »

II

«Детский сад»

Закрепить знания детей о работе медсестры, врача и других работников детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развивать умение применять полученные знания, в коллективной творческой игре.

Куклы, игрушечная посудка, телефон, набор «Доктор», предметы – заменители.

Экскурсия в кабинет врача.

Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду».

Рисование на эту тему.

Наблюдение за работой воспитателя и музыкального работника.

Чтение художественной литературы:

Чтение рассказа Кардашовой А. «Наш доктор»

III

«Ателье»

Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Воспитание уважение к труду швеи, модельера и закройщика.

Кукольная одежда, лекало, выкройки, отрезки тканей, журналы мод, предметы – заменители.

Беседа о работниках ателье

Рисование одежды, составление альбома «Ткани».

Изготовление атрибутов к игре: выкройки и бланки.

Чтение художественной литературы:

Чтение литературы на тему: «Ателье», рассматривание иллюстраций.

IV

«Зоопарк»

Расширить представление детей о труде взрослых, работающих в зоопарке. Об основных трудовых процессах по ухаживанию за животными, об образе жизни животных в естественных условиях и о содержании их в неволе.

Фигурки животных, строительный материал, машины, конструктор, ведерки, корм для животных.

Просмотр телепередачи «В мире животных».

Д/и «Зоологическое лото», «Земля и ее жители», «Кто где живет», «Животных жарких стран».

Беседы с детьми о посещении зоопарка, ветлечебниц.

Беседы об особенностях животного мира в других климатических зонах.

Чтение художественной литературы:

Маршак С.Я. «Детки в клетках», Чуковский К. «Айболит», Шевченко Л. «В зоопарке»

ЯНВАРЬ

I

Праздничные дни

II

III

«Магазин»

Совершенствовать умение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закреплять знания о функционировании магазина. Закреплять навыки культурного поведения в общественных местах.

Прилавки, кассы, игрушечные весы, предметы-заместители, кошельки, сумки, деньги.

Беседа о культуре поведения в общественных местах, в том числе и в магазине.

Экскурсия в магазин.

Изготовление атрибутов к игре, изготовление хлебо-булочных изделий, овощей из соленого теста.

Чтение художественных произведений на эту тему.

IV

«Встречаем гостей»

Стимулировать желание угощать гостей, Закреплять культурные навыки, сообщить детям некоторые знания по домоводству (сервировка стола, уборка комнаты).

Кукольная посуда, предметы-заместители, столы, скатерти, чайные приборы, чай, пироги.

Этические беседы «Ждем гостей», «Идем в гости»

Изготовление из соленого теста булочек, пирожков, пирогов,

Чтение художественной литературы:

Разучивание песенки «К нам гости пришли»

ФЕВРАЛЬ

I

«Поликлиника»

Формировать умения творчески развивать сюжет игры, самостоятельно распределять роли между собой. Воспитывать уважение к профессии врача

Игровой набор «Доктор» предметы-заменители, градусники, некоторые реальные предметы.

Посещение медицинского кабинета в детском саду.

Беседа о работе врача,

Изготовление атрибутов к игре: горчичники, бланки рецептов, градусники, карточки для больных.

Чтение художественной литературы:

Ю. Яковлева «Больной», И. Турчин «Человек заболел».

II

«Летчики»

Формировать умения творчески развивать сюжет игры. Закрепить знания о воздушном транспорте.

Строительный материал, игрушка-самолет, куклы,

 предметы–заменители, штурвал.

Беседа о работниках аэропорта. Рисование самолета. Аппликация «Мы пилоты».

Изготовление атрибутов к игре. Рассматривание иллюстраций о работе летчиков.

Чтение художественной литературы:

Винокуров И. «На аэропорте».

III

«Военные»

Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о военных. Расширение представлений о военной технике.

Игрушки: пистолеты, автоматы, погоны, санитарные сумки, рации, вата, бинт, телефон, бинокли.

Беседа о службе военных.

Рисование на тему: «Граница». Рассматривание альбома «Наша служба и опасна и трудна». Изготовление атрибутов.

Чтение художественной литературы:

Маршак С.Я. «Рассказ о неизвестном герое»,  Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо».

IV

«Салон красоты»

Раскрытие смысла деятельности парикмахера. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии парикмахера.

Бигуди, игрушечный набор «Парикмахерская», различные флаконы, расческа, предметы-заменители.

Изготовление альбома «Модели причесок».

Рассматривание иллюстраций по теме. Беседа о труде парикмахера. Изготовление атрибутов к игре.

Чтение художественной литературы:

Чтение произведений о работе парикмахера.

МАРТ

I

«Театр»

Закрепление представлений детей о театре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Развивать сюжет игры.

Ширма, билеты, деньги, кошельки, таблички «Театр», «Касса», настольный и кукольный театр.

Изготовление атрибутов к игре: билетов, денег, афиш.

Беседа о театре.

Просмотр диафильмов или слайдов о театре.

Кукольный спектакль.

Чтение художественной литературы:

Чтение стихотворений о театре.

II

«МЧС спешит на помощь»

Расширить знания детей о работе МЧС. Научить их быстро принимать правильное решение в экстремальных ситуациях. Воспитать смелость, ответственность, желание прийти на помощь людям. Расширить словарный запас.  

Оборудование для работы пожарника. Медицинские инструменты. Игрушки собаки.

Беседа о работниках МЧС.

Рисование на тему «Осторожно огонь». Рассматривание иллюстраций.

Чтение художественной литературы:

Маршак С.Я. «Рассказ о неизвестном герое».

III

«Семья»

Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование нравственных чувств.

Куклы, игрушечная мебель, посудка.

Беседа с детьми о взаимоотношениях в семье.

Составление генеалогического дерева. Рисование на тему «Моя семья», «Мамин праздник».

Чтение художественной литературы

IV

«Путешествие по реке»

Развивать сюжет игры. Формирование представлений о видах речного транспорта, о значимости труда взрослых-работников речного порта.

Строительный материал, фуражки, руль.

Беседа о порте.

Рассматривание иллюстраций.

Сооружение из строительного материала причалов.

Рисование различных кораблей. Изготовление карты-схемы реки.

Чтение художественной литературы:

Лева Ф. «Мы плывем на самоходке»

АПРЕЛЬ

I

«Космическое путешествие»

Расширять тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе. Воспитывать смелость, выдержку. Расширять словарный запас.

Строительный материал, инструменты-заменители, игрушечные фотоаппараты.

Рассматривание иллюстраций о космосе, беседа «Покорение космоса», рисование «Космический корабль». Изготовление атрибутов, просмотр слайдов о космонавтах.

Чтение художественной литературы:

А. Андреев «Звездный», очерки о космонавтах.

II

«Поход в музей изобразительного искусства»

Учить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними. Развивать речь детей, обогащать словарь детей.

Касса, билеты, указка, картины русских художников,

Беседа о творчестве русских художников, рассматривание иллюст-раций о музеях, экскурсия в музей.

Рисование «Что мне понравилось в музее»

III

«Библиотека»

Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры. Создание интереса к работе в библиотеке. Знакомство с правилами пользования книгой. Воспитывать интерес и любовь к книгам, бережное отношение к ним.

Книги знакомые детям, картотека, наборы открыток, карандаши, формуляры.

Экскурсия в библиотеку.

Беседа о труде библиотекаря.

Рассматривание картины «Библио-текарь»

Изготовление формуляров, выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.

Чтение художественной литературы

С. Жупанина «Я библиотекарь»

IV

«Строительство»

Продолжать знакомить с такими строительными профессиями, как кровельщик, сварщик и др. Воспитывать дружеские отношения в игре. Развивать речь детей, обогащать словарь детей.

Машины, строительный материал, каски, подъемный кран.

Экскурсия на стройку.

Беседа с детьми о труде строителей. Рисование «Строительство дома»

Чтение художественной литературы

Сказка «Теремок», С. Баруздин «Кто построил этот дом», А. Маркушин «Здесь будет город»

Неделя

Название

сюжетно-ролевой игры

Цель

Игровой материал

Подготовка к игре

МАЙ

I

«Дочки-матери»

Развивать у детей желание подражать взрослым. Воспитывать любовь, заботливое отношение к родителям, братьям, сестрам, интерес к их деятельности.

Детские игрушки: мебель, куклы, посуда, одежда, коляски.

Беседы с детьми о взаимоотношениях в семье.

Рисование «Любимый праздник в семье», рассматривание иллюстраций на тему «Семья».

II

«Пограничники»

Способствовать военно-патриотической подготовке дошкольников. Воспитание у них смелости и выносливости.

Игрушки: пистолеты, погоны, пилотки, санитарные сумки, предметы-заместители.

Рисование «Граница».

Беседа о службе пограничников, изготовление атрибутов к игре.

Чтение художественных произведений о пограничниках.

III

«На дорогах города»

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Познакомить с ролью регулировщика. Воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

Игрушечные машины, флажки для регулировщика, красный, зеленый.

Беседа с детьми «Безопасность на дорогах»

yастольно-печатные игры «Дорожные знаки», «Азбука безопасности», «Азбука пешехода».

Рисование «Внимание дорога».

Чтение художественной литературы

Г. Шалаева «Безопасная улица», С. Волков «Про правила дорожного движения», Г. Косова «Безопасная дорога», С Буланова «Правила поведения на дороге»

IV

Сюжетно-ролевые игры по интересам детей

ЛИТЕРАТУРА

  1. К.Ю.Белая, В.М.Сотникова «Разноцветные игры»
  2. Н.В.Краснощекова «Сюжетно-ролевые игры для дошкольного возраста»
  3. И.В.Ткаченко, Н.А.Богачкина «Играю - значит интересно живу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур

Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка» Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности  №9 «Ромашка»Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»...

каталог сюжетно - ролевых игр

сюжетные игры. материалы и организация...

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...

Каталог дидактических,сюжетно-ролевых,подвижных игр по лексическим темам в работе с детьми с ОВЗ

Данный каталог может использоваться в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...