Гендерные взаимоотношения младших школьников с задержкой психического развития.
статья на тему

Демидова Анна Геннадьевна

Стельмах Ю. Б., Демидова А. Г. Гендерные взаимоотношения младших школьников с задержкой психического развития./ Психология в Карелии: вопросы, проблемы, перспективы: материалы междунар. научно-практич. конференции, 20 – 21 ноября 2008 года/ Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «КГПУ». – Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2008. – 324 с. – С. 251 – 257.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stati_denisova_a._g.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Стельмах Ю. Б., Демидова А. Г. Гендерные взаимоотношения младших школьников с задержкой психического развития./ Психология в Карелии: вопросы, проблемы, перспективы: материалы междунар. научно-практич. конференции, 20 – 21 ноября 2008 года/ Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «КГПУ». – Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2008. – 324 с. – С. 251 – 257.

ГЕНДЕРНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.

Стельмах Юлия Борисовна,

 ст. преподаватель каф. ФиПЗР

Демидова Анна Геннадьевна,

Проблема гармонизации взаимоотношений полов является сегодня чрезвычайно важной во всем мире.   Большой вклад в исследование вопроса, касающегося  гендерного аспекта,  внесли психологи и педагоги: Е.А. Аркин, П.П. Блонский,  А. Молль, Л.И. Столярчук, Т.В. Бендас и др. Все они были нацелены, прежде всего, на поиск теоретико-методологических гендерных основ воспитания и обучения личности, на изучение взаимоотношений между детьми.

 Термин «гендер» появился сравнительно недавно (введен в 1968 году американским психологом Р. Столлером).    В переводе «гендер» означает «пол». Понятие включает, прежде всего, социально-психологические аспекты отношений к мужчинам и женщинам, юношам и девушкам, мальчикам и девочкам. Общее значение понятия «гендера» - это различие  между мужчинами и женщинами по анатомическому полу, а социологическое  значение – это социальное  деление,  часто  основанное  на  анатомическом   поле,   но   не обязательно совпадающее с ним.

Преобразования, происходящие в современном обществе и системе образования, создают реальные предпосылки для полноценного развития девочек и мальчиков в соответствии с их половозрастными закономерностями и индивидуальными гендерными особенностями, способствующими самореализации женской и мужской индивидуальности, воспитанию культуры взаимоотношений полов.

Проблема воспитания культуры взаимоотношений младших школьников (гендерный аспект) как социальная затрагивает гендерные стереотипы, предъявляет требования к социальному статусу маскулинности - фемининности, а как индивидуальная - задает систему координат, в контексте которой формируются мотивы, ценности и соответствующее позитивное или негативное полоролевое поведение в процессе развития индивидуальных гендерных особенностей, гендерной социализации детей.     

Именно в младшем школьном возрасте закладываются первые установки, ценностные ориентации, формируются содержание и структура мотивационно-потребностной сферы, полового самосознания, ценностное отношение к семье, взаимоотношениям полов, влияющие на всю последующую жизнь мальчика или девочки. От своевременности и полноты процесса воспитания культуры  взаимоотношений полов зависит уверенность детей в себе, цельность переживаний, устойчивость ценностных установок и в конечном итоге эффективность общения с людьми, деловых и семейных взаимоотношений. 

Младший школьный возраст является периодом гендерной сегрегации, когда дети стараются избегать представителей другого пола. Тенденция мальчиков играть с мальчиками, а девочек - с девочками начинает проявляться у детей уже в 3-летнем возрасте и постепенно усиливается до вступления в период полового созревания. Биологический пол, социальные гендерные ярлыки и психологическая гендерная идентичность действуют совместно, вынуждая ребенка объединяться с детьми одного с ним пола.     Но гендерная сегрегация выражается не только в объединении с представителями одного гендера, но и в противостоянии по отношению к другому. Это показывают и социометрические исследования Я.Л.Коломинского (1984). Гендерная сегрегация приводит к тому, что дети не умеют общаться с представителями противоположного пола, что вызывает определенные проблемы в подростковом возрасте.

Младший школьный возраст характеризуется восприимчивостью к внешним влияниям, податливостью к эмоциональному воздействию и поэтому является сенситивным для формирования психологической гендерной идентичности и оптимизации взаимоотношений с представителями противоположного гендера.

Однако если проблема гендерных взаимоотношений у детей с обычным темпом развития достаточно исследована, то наблюдается явный недостаток работ, раскрывающих проблемы общения детей с ЗПР с другими людьми, в том числе и влияние «гендера» на взаимоотношения со сверстниками. Этот вопрос пока еще «избегает» и педагогическая практика. (Е.С.Слепович, Ж.Н.Головина).

Специфика развития детей с ЗПР влияет на их личностные особенности, на деятельность и, особенно, на коммуникативную сферу. Общение детей с ЗПР друг с другом отличается от общения их нормально развивающихся сверстников целым рядом особенностей. Оно носит эпизодический характер, отличается эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении. На занятиях дети с ЗПР предпочитают работать в одиночестве. При выполнении практических заданий, предполагающих совместную деятельность, сотрудничество наблюдается крайне редко, дети почти не общаются друг с другом. Весьма редко наблюдаются случаи личностных контактов детей с ЗПР друг с другом.      Эмоциональная поверхность легко приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа. Наблюдается беспечность в отношениях, вследствие отрицательных поступков, недооценка драматичности, сложности ситуации.

Гендерные особенности взаимоотношений детей с ЗПР необходимо и важно изучать. Это поможет педагогам организовать деятельность младших школьников с ЗПР, провести профилактику проблемного поведения и предотвратить конфликты во взаимоотношениях с противоположным полом.

С целью изучения специфики гендерных взаимоотношений детей с ЗПР младшего школьного возраста по сравнению с нормально развивающимися сверстниками на базе 33 и 14 средних школ города Петрозаводска было проведено исследование. Общая выборка испытуемых составляла 39 третьеклассников. Экспериментальную группу составили 11 детей с ЗПР, из них 3 девочки и 8 мальчиков. Контрольную группу составили 28 детей с нормальным развитием, где было 10 девочек и 18 мальчиков.

В начале обследования с детьми была проведена беседа, состоящая из 5 вопросов.    Первый и второй вопрос направлены на изучение взаимоотношений между детьми и предпочтения пола. Третий и четвертый - на выявление того,   осознает ли ребенок свою половую принадлежность, т.е. на половую идентификацию. Третий, четвертый и пятый вопросы направлены на  выявление представлений о поле. Кроме того, в течение определенного времени за детьми проводилось систематическое наблюдение с целью выяснения особенностей взаимоотношений мальчиков и девочек на переменах и уроках. Кроме этого, было проведено социометрическое исследование и авторская методика на выявление гендерных взаимоотношений детей младшего школьного возраста, разработанная на основе методики Р. Жиля и включающая в себя 3 ситуации: дети в классе, на площадке для игр и в кинотеатре.

Результаты исследования показали, что гендерные взаимоотношения детей с ЗПР имеют как черты сходства с детьми с обычным темпом развития, так и свои специфические особенности. Исследование выявило такие общие черты, как

- Дети из двух групп удовлетворены принадлежностью к своему полу и своей ролевой позицией в отношениях.

- Начинают формироваться традиционные представления о «мужском» и «женском» полоролевом поведении, и дети начинают следовать общекультурным стереотипам.

- Мальчики и девочки по-разному представляют образы мальчика/мужчины и девочки/женщины.

- В отношениях младших школьников существуют и реально проявляются полоролевые нормы поведения, в том числе и традиционные модели.

- У детей двух групп существуют стереотипы в поведении представителей разных полов, и самый распространённый стереотип – «девочка слабее, ей нужно уступать».

- Мальчики больше ориентированы на стереотипы, чем девочки.

-Девочки в отношениях между собой более эмоциональны и близки, чем мальчики.

- Дети стремятся объединяться в социальные группы на основе общности гендера.   Кроме того, младшим школьникам с ЗПР присущи такие особенности, как

- Девочки из группы с ЗПР скрывают свои отношения, симпатию  к мальчикам, в отличие от их сверстниц с обычным темпом развития.

- Знания детей с ЗПР о противоположном поле более скудные, чем у детей с обычным развитием. Дети из контрольной группы разнообразнее называют характеристики мужского и женского поведения.

- Дети из массового класса более осознанно (по личностным качествам, а не по внешности или успешности в какой-либо деятельности) выбирают партнеров для общения в отличие от детей с ЗПР.

- В экспериментальной группе повышенная сексуализация межполовых контактов, дети более склонны к физическим прикосновениям.

- Дети с ЗПР чаще во взаимоотношениях проявляют агрессию, преимущественно мальчики, также часто повышают голос, подсмеиваются над противоположным полом.

- В свободной деятельности дети с ЗПР меньше выбирают противоположный пол, чем в совместной деятельности.

    Дети с обычным темпом развития больше проявляют инициативу к противоположному полу, чем дети с ЗПР, но разница незначительная. Результаты социометрического исследования состояния межличностных взаимоотношений также показали в целом менее благоприятную  социальную ситуацию в группе детей с ЗПР. Значительное число детей в экспериментальной группе оказались в неблагоприятных статусных положениях, мало перекрестных выборов между мальчиками и девочками, дети предпочитают свой пол для общения. В группе младших школьников с обычным темпом развития вообще нет изолированных и пренебрегаемых детей, есть только «звезды» и предпочитаемые, и большая часть детей (60%) находится в однополых группировках. В группе детей с ЗПР тоже есть однополые группировки, но их значительно меньше. Сравнительный анализ критериев выбора партнера для общения в обеих группах показал, что мальчики выбирают девочек, судя по внешней привлекательности, в отличие от девочек, в обоих группах.

    Для подтверждения результатов исследования была проведена статистическая обработка по t - критерию Стьюдента. Результаты обработки методик подтвердили, что существуют различия гендерных взаимоотношений младших школьников с нормальным темпом развития и с ЗПР.

На основе выделенных специфических особенностей гендерных взаимоотношений младших школьников с ЗПР, была составлена программа коррекции. При ее составлении были использованы источники следующих авторов: Ткаченко И., Петрушин С.В. и др. Программа включает в себя три блока:

«Представление о поле», Цель: формирование представлений о своем и противоположном поле, о сходстве и различии мальчиков и девочек.

Блок решает такие задачи, как формирование фемининности и маскулинности; объяснить, что значит мужественность и женственность; знакомство детей с мужскими и женскими социальными ролями; формирование правил поведения с противоположным полом. Блок включает 4 занятия по 20-25 минут.

«Сплоченность класса», Цель: сплочение класса, формирование положительного отношения к противоположному полу.

Блок направлен на решение таких задач, как  формирование понятия о назначении мужчины и женщины, о взаимоотношении мальчиков и девочек; развитие умений мальчиков и девочек сотрудничать;  объяснить, что не стыдно дружить с детьми другого пола; формирование взаимного уважения мальчиков и девочек;  способствовать пониманию мальчиками необходимости защищать девочек, не обижать их. Блок включает 3 занятия по 20-25 минут на каждое.

«Работа с родителями», Цель: Повышение психологической грамотности родителей. Блок предусматривает проведение ряда бесед с родителями по проблемам гендерных взаимоотношений младших школьников.

Если в начальных классах с детьми правильно организовать половое просвещение, то подростковый возраст лишается многих, казавшихся прежде неизбежными, проблем пола, а особенно у детей с ЗПР, которые отличаются от детей с нормальным психическим развитием и имеют особенности гендерных взаимоотношений.

Литература:

  1. Бендас Т.В. Гендерная психология. – СПб., 2005.
  2. Карельский центр Гендерных Исследований Министерство труда и соц. разв. Р.К  «Гендерный ликбез от А до Я». Петр.,2003.
  3. Клёцина И.С. Партнёрство в межличностных отношениях: Гендерный подход: [Электронный ресурс] - Режим доступа к ст.:http://bibserv-uz.mpju.umos
  4. Ткаченко И. Программа и тренинг гендерного развития детей. [Электронный ресурс] – Режим доступа к ст.:http://psu.1September.ru\articlef.php?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя диагностика и коррекция младших дошкольников с задержкой психического развития

из опыта работы педагога-дефектолога с младшими дошкольниками с задержкой психического развития...

Конснект занятия для детей младшей группы с задержкой психического развития на тему: «Солнышко, солнышко ярче нам свети».

Занятие формирует у детей первичные представления о том, что для жизни на Земле нужно Солнце....

РАБОТА ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ГЕНДЕРНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.

Региональная научно-практическая конференция «КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦС ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»г. Барнаул, педагогический факультет АлтГПА, 29 – 30 октября...

Статья : "Формирование зрительного внимания у детей младшего возраста с задержкой психического развития."

На протяжении 34 лет работы учителем-дефектологом, применяя различные программы и способы обучения, обследуя и проводя диагностику, я убедилась в огромной важности правильного и своевреме...

Примерное перспективное планирование прогулок в группе для детей младшего возраста с задержкой психического развития

примерное перспективное планирование прогулок в группе для детей  младшего возраста с задержкой психического развития ( по месяцам)...