Конспект прогулок на весь учебный год средняя группа
календарно-тематическое планирование (средняя группа) по теме

ФИРСОВА ИРИНА МИХАЙЛОВНА

Представлены полные конспекты прогулок для средней  группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arkhiv_winrar.rar364.17 КБ

Предварительный просмотр:

ОКТЯБРЬ

Прогулка 1
Наблюдение за листопадом

Цель: показать детям, что природа прекрасна во все времена года; объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.

Ход прогулки

Воспитатель обращает внимание на опавшие листья, предлагает самим проверить, как шуршат опавшие листья. Он рассказывает о том, что, сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от мороза. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу от растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они очень нужны почве и растениям.

Приметы: если во время листопада листья ложатся лицом вверх – зима будет холодной, изнанкой вверх – теплой; лес шумит – к оттепели.

Поговорки и пословицы: в октябре на одном часу и дождь, и снег; сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой.

Стихотворение «Листопад» В. Мировича.

Загадка.

Целый день играют в прятки

С ветром рыжие заплатки.

                        (Листопад.)

Дидактическая игра «Найди листок, как на дереве».

Цель: учить детей классифицировать растения по определенному признаку.

Ход игры: воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Затем члены каждой  команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.

Дидактическая игра «Третий лишний» (растения).

Подвижная игра «Самолеты».

Цель: учить двигаться легко, действовать после сигнала.

Ход игры: дети строятся в 3–4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя: «К полету готовься!» – дети делают движения руками – заводят мотор. «Летите!» – говорит педагог. Дети поднимают руки в стороны и «летят» врассыпную в разных направлениях по площадке. По сигналу воспитателя: «На посадку!» – «самолеты» находят свои места и «приземляются»: строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась быстрее.

Подвижная игра «Догони мяч».

Цели: учить детей действовать по сигналу быстро; развивать ловкость; учить ориентироваться в пространстве.

Ход игры: дети становятся у одной из сторон площадки. Воспитатель стоит вместе с ними, в руках у него корзина с мячами (по количеству детей). Бросает мячи из корзины в разные стороны, подальше от детей. После слов «Догони мяч» дети бегут за мячами, берут их и снова кладут в корзину.

Прогулка 2
Наблюдение за изменениями в природе

Цели: продолжать формировать представления об осенних изменениях в природе (связывать понижение температуры воздуха с изменениями в одежде людей; выявлять первые признаки приближения зимы (заморозки по ночам, появление инея); уметь устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе (деревья готовятся к зиме, сбрасывают листья; закрепить понятие «листопад»; холодный воздух заставил спрятаться насекомых в старые пни и т. д.).

Ход прогулки

– Какие изменения происходят в природе осенью? Назовите приметы осени, найдите их в ближайшем окружении.

Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».

Цель:  выявление  зависимости  состояния  почвы  от  погодных условий.

Ход опыта:  в  солнечный  день  воспитатель  предлагает  детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая), полить землю (как будто прошел дождь), опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность – она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.

Приметы: если в октябре лист с березы и дуба опадет не полностью, будет холодная зима; если в начале октября лист с березы не опал – снег ляжет поздно.

Поговорки и пословицы: осень велика, зима долга; день прозевал – урожай потерял.

Стихотворение.

Октябрь

В этот месяц, что ни год,

Нас встречает семь погод:

Сеет, веет, крутит, студит,

Свищет, вьюжит, сверху льет.

Загадка.

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

                                (Осенью.)

Опыт «Свойства мокрого песка».

Цель: познакомить  детей со свойствами песка.

Ход опыта: намочить песок и понаблюдать с детьми, как он будет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек. Сравнить, сделать вывод.

Вывод: мокрый песок лепится, из него можно лепить разные фигурки, сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает.

Дидактическая игра «Какое что бывает?».

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.

– Давайте расскажем, что бывает зеленым (огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка…); широкой (река, дорога, лента, улица…) и т. д.

Выигрывает тот, кто больше назовет слов, за каждое правильно сказанное слово ребенок получает фишку.

Дидактическая игра «Да или нет».

Подвижная игра «Бездомный заяц».

Цель: быстро бегать, ориентироваться в пространстве.

Ход игры: выбирается «охотник» и «бездомный заяц», остальные «зайцы» стоят в обручах-«домиках». «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», стоявший там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца», он сам становится им, а «заяц» – «охотником».

Подвижная игра «Ловишки».

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Ход игры: с помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре зала. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают на другую сторону, а ловишка старается их поймать. Пойманный становится ловишкой. В конце игры говорят, какой ловишка самый ловкий.

Прогулка 3
Наблюдение за ветром

Цель: развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы.

Ход прогулки

– Сегодня ветреная погода. Как мы это обнаружили? Деревья качаются, гнутся, облака бегут быстро, флажки в руках трудно удержать. Почему так происходит? Вспомните, каким был ветер летом: совсем слабый – верхушки деревьев чуть качались. Побегайте по направлению ветра и против него. Когда было труднее бежать? Для чего мы использовали флажки, вертушки, шарики? При помощи них узнали силу и направление ветра. Направление и силу ветра можно определить по движению облаков на небе.

Приметы: к обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака – к  ясной  погоде;  облака  движутся  с  севера  на  юг – к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: весной дождь растит, а осенью гноит; лето со снопами, а осень с пирогами.

Стихотворение.

Осень

Осень в гости к нам пришла,

Дождь и ветер принесла.

Ветер дует, задувает,

С веточек листы сдувает.

Листья на ветру кружатся

И под ноги нам ложатся.

Ну а мы гулять пойдем

И листочки соберем.

Загадки.

Невидимка озорной:                        Вот он дерево качает

Все играет он с травой,                        И разбойником свистит,

Листья в воздухе кружит                        Вот последний лист срывает

И куда-то все спешит.                        И кружит его, кружит…

                        (Ветер.)                                                (Ветер.)

Опыт «Движение воздуха».

Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать.

Ход опыта:  помашите  рукой  у  лица.  Какое  ощущение?  Подуйте на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.

Вывод: воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает».

Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Цель: развивать находчивость, быстроту реакции.

Ход игры:  воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают ее. Кто  ошибается,  тот  отдает  фант.  Выигрывает  тот,  кто  сохранит все фанты.

Воспитатель. У  стрекозы  прозрачные  крылышки,  а  у  бабочки? (Цветные, непрозрачные.) 

Воспитатель. Ворона каркает, а сорока? (Сорока стрекочет.)

Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком».

Цель: развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.

Ход игры: одному  из  детей  дают  колокольчик.  Двое  других детей – жмурки. Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удается поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются ролями.

Малоподвижная игра «Что происходит в природе?».

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен ответить на него. Игру желательно проводить по теме.

Пример. Тема «Весна».

Взрослый.                                        Дети.

Солнце что делает?                                Светит, греет.

Ручьи что делают?                                Бегут, журчат.

Снег что делает?                                Темнеет, тает.

Птицы что делают?                                Прилетают, поют.

Прогулка 4
Наблюдение за облаками

Цели: формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать.

Ход прогулки

В один из солнечных дней воспитатель предлагает детям посмотреть на небо и пофантазировать, на что похожи облака. Дети замечают, что облака двигаются: иногда они плывут медленно, а иногда быстро-быстро. От чего зависит движение облаков? В тихую погоду облака движутся медленно, а в ветреную – быстро. «Это ветер гонит облака». Облака бывают прозрачными, а бывают собранными в большие белые, ватные кучи, которые ветер может собрать в темные тучи, несущие снег и дождь.

Приметы: облака движутся с юга на север – к ненастью; облака или тучи быстро движутся – к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: знать осень в октябре по грязи; в октябре на одном часу и дождь, и снег.

Стихотворение.

Облако

Ах, какое облако, облако глубокое,

Белое, далекое, прямо надо мной.

Ах, какое облако, облако высокое,

Облако далекое, не достать рукой.

Загадка.

По синему небу белые гуси плывут.

                                (Облака.)

Дидактическая игра «Помнишь ли ты эти стихи?».

Цель: развитие памяти, внимания, речевой активности.

Ход игры: педагог читает отрывки из стихотворений, знакомых детям. Дети должны произносить пропущенные слова.

Где обедал воробей?

В зоопарке у… (зверей).

Вы не стойте слишком близко:

Я (тигренок), а не (…).

Ветер по морю (…)

И (…) подгоняет. И т. д.

Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Подвижная игра «Замри».

Цель: учить понимать схематическое изображение позы человека.

Ход игры: все должны передвигаться по площадке, а по команде ведущего «Раз, два, три, замри» – остановиться. Произнося эти слова, воспитатель показывает детям одну из карточек со схематическим изображением позы человека. Ребята должны замереть в той же позе. Тот, кто примет неправильную позу, выбывает из игры.

Подвижная игра «Жадный кот».

Труд на участке: приведение в порядок участка, уборка мусора и опавших листьев.

Прогулка 5
Наблюдение за птицами на участке,
за отлетом птиц

Цель: выявить особенности приспособления птиц к сезонам; установить связь между характером пищи, наличием корма и приспособлением к погодным условиям.

Ход прогулки

– Птиц стало меньше, улетели скворцы и ласточки. На участке гости – воробьи, вороны, голуби. Рассмотрите их внешний вид. Какие из них охотнее клюют тот или иной корм. На голых ветках деревьев можно увидеть опустевшие гнезда птиц, которые летом трудно отыскать. Рассмотрите их. Гнезда ворон большие и находятся на высоких деревьях, высоко в ветках, так что их почти не видно было в листве, гнезда воробьев в основном находятся на высоких кустарниках, они значительно меньше вороньих. Гнезда сделаны из различных веточек и палочек, сплетенных и сложенных в виде полушария.

Прислушайтесь к голосам птиц. Дети замечают, что их голосов не слышно.  Птицам  нечего  есть,  они  улетают  на  юг,  где  много  тепла и корма. У этих птиц нет теплого подпушка под перьями для защиты от зимних холодов и снега. Посмотрите на косяки перелетных птиц. У разных птиц форма стаи разная. Назовите перелетных птиц (воспитатель помогает).

Приметы: птицы запели в дождь – к ясной погоде; воробьи в ненастную погоду весело чирикают – к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: и птица чует, что холод будет; гуси летят – зимушку на хвосте тащат.

Стихотворение.

Журавли

Журавли летят, курлычут,

Шлют последнее «прощай».

За собою лето кличут,

Забирают в теплый край.

Жалко мне цветных полянок

И журавликов моих!

Только я тужить не стану,

А весною встречу их.

                        М. А. Познанский

Загадка.

Снится ночью червяку чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

А кого червяк боится? Угадали? Это… (птица).

Дидактическая игра «Что это за птица?».

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой – должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Дидактическая игра «Знаешь ли ты…».

Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных; закрепить знание моделей.

Ход игры: заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд – изображения зверей, во второй – птиц, в третий – рыб, в четвертый – насекомых. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

Подвижная игра «Воробушки».

Цели: активизация звука [ч’] в звукоподражании; развитие ловкости.

Ход игры: дети (воробушки) сидят на скамейке (в гнездышках) и спят. На слова педагога: «В гнезде воробушки живут и утром рано все встают», дети раскрывают глаза, громко говорят: «Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик! Так весело поют».

После этих слов дети разбегаются по участку. На слова педагога: «В гнездышко полетели!» – возвращаются на свои места.

Подвижная игра «Жуки».

Цель: развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Ход игры: дети (жуки) сидят в своих домах (на скамейке) и говорят: «Я жук, я жук, я тут живу, жужжу, жужжу: ж-ж-ж».

По сигналу педагога «жуки» летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: ж-ж-ж. По сигналу «Дождь!» «жуки» летят в домики.

Труд на участке: помощь дворнику в уборке территории.

Прогулка 6
Наблюдение за погодой

Цели: обобщать первичные представления об осени; учить составлять описание состояния погоды.

Ход прогулки

Воспитатель, собрав детей, предлагает посмотреть на небо и сказать, что на нем – солнце, облака или тучи. Спрашивает, какое солнце (яркое, слепящее, теплое, желтое, лучистое), какое небо (голубое, высокое). Сам делает вывод: «погода сегодня солнечная, сухая, теплая». Затем  обращает внимание на ветер, просит посмотреть на деревья – качаются ли ветки, в какую сторону наклоняются. Делает вывод: «Погода сегодня ветреная (безветренная, тихая). Еще она теплая, поэтому мы с вами легко одеты, только кофты и свитера поверх платьев и рубашек».

Приметы: днем жарко, ночью прохладно – к хорошей погоде; сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.

Поговорки и пословицы: в октябре на одном часу и дождь, и снег; сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой.

Стихотворение.

Все быстрее облетают клены,

Все темнее низкий свод небес,

Все виднее, как пустеют кроны,

Все слышнее, как немеет лес,

И все чаще прячется во мгле

Солнце, охладевшее к земле.

                        И. Мазнин

Опыт «Бумажные кораблики».

Цель: познакомить со свойством бумаги намокать в воде.

Ход опыта: воспитатель делает бумажные кораблики, дает потрогать детям, спрашивает, какие они (твердые, бумажные). Выносит на прогулку и дает детям. Дети пускают кораблики в лужу или ручеек. Наблюдают, как они намокают. Спрашивает, почему кораблики намокают.

Дидактическая игра «Помнишь ли ты эти стихи?».

Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом).

Подвижная игра «Жадный кот».

Подвижная игра «Зайка».

Цель: развитие ловкости, быстроты.

Ход игры: выбираются два ребенка: «зайчик» и «волк». Дети образуют круг, взявшись за руки. За кругом – «зайчик». В кругу «волк». Дети ведут хоровод и произносят стихотворение. А «зайчик» прыгает за кругом:

Скачет зайка маленький

Около завалинки,

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка!

«Волк» старается выбежать из круга и поймать «зайчика». Когда «зайчик» пойман, игра продолжается с другими игроками.

Прогулка 7
Наблюдение за разнообразием птиц
(голуби)

Цели: уточнить и расширить представление о разнообразии птиц; формировать знания об общих признаках птиц; учить видеть особенности в их строении и поведении.

Ход прогулки

– Посмотрите на голубей. Рассмотрите их внешний вид. Голуби бывают различной величины, от размера маленькой трясогузки до размеров средней курицы. У них маленькая голова и короткая шея. Сравнительно короткие ноги с четырьмя пальцами. Клюв тонкий, удлиненный. Высота клюва больше, чем ширина; края загнуты внутрь, у некоторых пород голубей клюв не смыкается. Перья жесткие, закругленные, плотно прилегают к телу, некоторые перья довольно большие. У голубей между перьями образуется пудра, подобная тальку. Она защищает оперение от сырости. Хвост чаще всего короткий и слегка закругленный, у некоторых видов длинный. Крылья длинные и острые – верный признак хорошего летуна. Перья могут быть окрашены в один цвет, но бывают и пестрые, часто с металлическим отливом. Полюбуйтесь разнообразием и красотой оперенья этих грациозных птиц.

К вечеру голубей становится все меньше, темнеет, и они улетают под крышу, где живут и готовятся ко сну. Полет голубей быстрый. Они с большой скоростью могут преодолевать значительное расстояние. Во время  полета  крылья  у  голубей  издают  свист.  Большинство  голубей издает  отрывистые,  глухие  и  стонущие  звуки,  у  некоторых  голос похож на смех. У этих птиц очень хорошо развито зрение и слух, поэтому к голубям трудно подкрасться. Разыскивая свой корм на земле, голуби много и усердно бегают, поэтому их считают ловкими и выносливыми птицами.

Возьмите  перышки  и,  подбрасывая  их  вверх,  понаблюдайте за их полетом.

Приметы: если  вороны  садятся  клювами  в  одну  сторону – к сильному ветру; осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой.

Поговорки и пословицы: и птица чует, что холод будет; гуси летят – зимушку на хвосте тащат.

Стихотворения.

                Голуби

Голуби, голуби, раз, два, три.

Прилетели голуби-сизари,

Сели и нахохлились у дверей.

Кто накормит крошками сизарей?

                                  И. Токмакова

Мой приятель воробей

  За что я люблю воробья?

  За то, что он такой, как я:

  Когда приходят холода –

  Не улетает никуда!

                            И. Левин

Загадки.

Летает, поет, два крыла, клюв, лапки, перышки. Кто это? (Птица.)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица.

                        (Воробей.)

Дидактическая игра «Третий лишний» (птицы).

Дидактическая игра «Знаешь ли ты…».

Русская народная игра «Пчелки и ласточка».

Цель: развитие двигательной активности.

Ход игры: играющие  дети-«пчелки»  сидят на корточках. Ласточка – в своем гнезде.

Пчелки (сидят на поляне и напевают).

                        Пчелки летают, медок собирают!

                        Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка. Ласточка летает, пчелок поймает.

Вылетает и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой».

Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы».

Цели: закрепить знание названий перелетных и зимующих птиц.

Ход игры: дети надевают шапочки птиц, перелетных и зимующих. В середине участка на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки. Птицы бегают врассыпную со словами:

                        Птички летают, зерна собирают.

                        Маленькие птички, птички-невелички.

После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие»  – к Снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.

Труд на участке: уборка цветников, очистка от засохших растений, листвы.

Прогулка 8
Наблюдение за солнцем

Цели: развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.

Ход прогулки

– Какая сегодня погода? (Ясная, пасмурная, солнечная и т. д.) Где светит солнышко утром? Какие места участка освещены во время утренней прогулки, а какие во время вечерней? Что знаете о свойствах солнечных лучей?

Опыт «Свойство солнечных лучей».

Ход опыта: в группе вместе с детьми выстирать кукольное белье, дать потрогать, какое оно мокрое, тяжелое. На прогулке выстиранное белье повесить на солнышко сушится. Понаблюдать, что произойдет. Белье высохнет, станет легким и сухим.

Вывод: на солнце и ветерке белье сохнет.

Наблюдение за грозой

Цели: продолжать знакомить с природными явлениями; отмечать состояние погоды; воспитывать познавательный интерес к миру природы; развивать любознательность и наблюдательность.

– Что свидетельствует о приближении грозы? Как природа меняется в ожидании ненастья? Найдите приметы приближающейся грозы (небо заволокло стальными темными тучами, солнце скрылось, подул пронзительный ветер, животные и птицы спрятались в укрытия в ожидании ненастья. Грохочет гром и сверкает молния, скоро пойдет дождь. Во время грозы нельзя прятаться под деревья.

Приметы: багровые зори – к ветру; солнце в туман садится – к дождю; паутина стелется по растениям – к теплу; много пауков и их сетей – к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: осенью серенькое утро, красненький денек; дождь вымочит, а красно солнышко высушит; осенняя муха сильнее кусает.

Стихотворения.

Солнце отдыхает

Раньше всех на свете солнце встало,

А как встало – принялось за дело:

Обошло всю землю. И устало,

Отдыхать за темным лесом село.

Если вдруг найдешь его в лесу ты,

Там, где на траве туман и сырость,

Не буди: у солнца сон – минуты,

Не шуми: весь день оно трудилось.

                                Ю. Марцинкявичус

Туча

Что это за птица? Черная, большая,

Над землей повисла, солнце закрывая.

Крупными  слезами эта птица плачет,

От нее подальше мама дочку прячет.

Как она примчится, все вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть, убегу скорее!

Загадки.

Большой подсолнух в небе,

Цветет он много лет.

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет.

                        (Солнце.)

Огненная змейка в небе появилась.

Как она средь тучек серых очутилась?

                                        (Молния.)

Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою.

Наскочил на темный лес –

Прохудился и исчез.

                (Дождевая туча.)

Дидактическая игра «Когда это бывает?».

Цель: закреплять знания детей о частях суток.

Ход игры: воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем  день, вечер, ночь. За каждый правильный и полный ответ дети получают фишку.

Дидактическая игра «Выдели слово».

Цели: развивать слуховое внимание; учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко.

Ход игры: воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать  в  ладоши  тогда,  когда они услышат слова, в которых есть звук [з] (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок.) Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

Подвижная игра «Солнечные зайчики».

Цель: упражнять в произношении стихотворения в соответствии с движениями.

Ход игры: воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика и произносит стихотворение:

Солнечные зайчики играют на стене,

Помани их пальчиком, пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей, вот он, светленький кружок,

Вот, вот, вот – левей, левей! Убежал на потолок!

Дети ловят солнечного зайчика на стене.

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Цели: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать детей действовать по сигналу воспитателя (можно использовать большой зонт).

Ход игры: дети садятся на скамейки. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять!» Дети ходят по всей площадке. После слов: «Дождик! Скорее домой!» – они бегут на свои места. Воспитатель снова произносит: «Солнышко! Можно идти гулять» – игра повторяется.

Прогулка 9
Наблюдение за разноцветьем листьев

Цели: расширять представления об осени как времени года, когда созревают семена, расцвечиваются листья; развивать умения сравнивать объекты по признакам различия и сходства; воспитывать интерес к самостоятельным наблюдениям.

Ход прогулки

Приметы: осенью листопад пройдет скоро – ожидай крутой зимы; ветки ели и сосны опускаются вниз – к дождю.

Поговорки и пословицы: весной дождь растит, а осенью гноит; лето со снопами, а осень с пирогами.

Стихотворение.

Осень

Закружила осень рыжие метели,

Золотые листья с кленов полетели,

Закружился листьев пестрый хоровод,

Заблестел на лужах первый тонкий лед.

Загадки.

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья.)

Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – почернеет. (Лист.)

Дидактическая игра «Найди листок, как на дереве».

Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок».

Цель: расширять кругозор детей.

Ход игры: ведущий  произносит  слова  «Дерево, кустарник, цветок …» и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребенка и считает до трех, ребенок должен быстро назвать то, на чем остановился ведущий. Причем названия не должны повторяться. Если ребенок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

Подвижная игра «Охота на зайцев».

Цель: развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры: все ребята – «зайцы» и два-три «охотника». На одной стороне площадки педагог рисует круги по числу «зайцев» (заячьи норки), в которых они размещаются.

«Охотники» находятся на противоположной стороне, где для них нарисован домик.

Ведущий.                Никого нет на лужайке.

                                Выходите, братцы-зайки,

                                Прыгать, кувыркаться!

                                По снегу кататься!

«Зайцы» выбегают из норок, разбегаются по всей площадке и прыгают. Педагог хлопает в ладоши и говорит: «Охотники!». «Охотники» выбегают  из  домика  и  ловят  «зайцев», а те должны вовремя занять свои норки. Пойманных «зайцев» «охотники» забирают себе в дом, и игра повторяется.

Прогулка 10
Наблюдение за листопадом

Цели: упражнять в определении названий деревьев и кустарников в осеннем уборе по листьям, плодам и семенам; воспитывать умение любоваться красотой осеннего пейзажа.

Ход прогулки

– Своевременное опадение листьев с деревьев спасает их ветви от лишнего испарения воды и механического повреждения при обильном снегопаде. Листопад способствует удалению из растений накопившихся в листьях вредных продуктов распада. Соберите самые красивые и разнообразные по оттенкам, форме и величине листья для осеннего букета и изготовления гербария.

Приметы: поздний листопад – к суровой продолжительной зиме; лист хоть и пожелтел, но опадает слабо – морозы наступят нескоро.

Поговорки и пословицы: старые деревья молодые охраняют; срубили кусты – прощай птицы.

Стихотворение.

Листопад

Опавшей листвы разговор еле слышен:

– Мы с кленов. Мы с яблонь. Мы с вишен.

С осинки, с черемухи, с дуба, с березы.

Везде листопад: на пороге морозы!

                                Ю. Капотов

Дидактическая игра «Где что растет?».

Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

Ход игры: воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – молчат.

Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.

Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее: слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна. 

В конце игры подводят итог, кто больше всех знает деревьев.

Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок».

Татарская народная игра «Лисичка и курочки».

Цель: развитие ловкости и быстроты.

Ход игры: на одном конце площадки находятся в «курятнике» «куры» и «петухи». На противоположном – стоит «лисичка». «Курочки» и «петухи» ходят по площадке, делая вид, что клюют зернышки, ищут червячков и т. д. когда к ним подкрадывается «лисичка», «петухи» кричат: «Ку-ка-ре-ку!». по этому сигналу все бегут в «курятник», за ними бросается «лисичка», которая старается поймать любого из игроков.

Правила игры: если «лисичке» не удается запятнать кого-либо из игроков, то снова водит.

Подвижная игра «Зайцы и медведи».

Цель: развивать ловкость, умение перевоплощаться.

Ход игры: ребенок-«медведь» сидит на стульчике и дремлет. Дети-«зайцы» прыгают вокруг и дразнят его:

Мишка бурый, мишка бурый,

Отчего такой ты хмурый?

«Медведь» встает со стула, отвечает:

Я медком не угостился,

Вот на всех и рассердился.

1, 2, 3, 4, 5 – начинаю всех гонять!

На последнем слове «медведь» ловит «зайцев» и отводит их к стульчику-«берлоге».

Прогулка 11
Наблюдение за опавшими ветками
и листьями после ветра

Цели: уточнить представление о том, что растения живые – они растут и изменяются; развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления детей с явлениями природы.

Ход прогулки

– Как выглядят опавшие после ветра листья и веточки? Веточки живые, но засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой – остроконечная почка, внутри которой виднеются зеленые зачатки листочка (посмотреть). Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же деревья скидывают живые веточки? Оказывается, на сломе у дерева имеется еще одна почка с зачатками листочка. Ветка отделилась от дерева сама собой в совершенно определенном месте. Точно так же, как пожелтевший лист осенью. Значит, дерево намеренно избавляется от некоторых лишних ветвей. Следовательно, у тополя может быть не только листопад, но и «ветвепад».

Приметы: когда лист с березы и дуба опал чисто – будет для людей легкий год; поздний листопад – на тяжелый год.

Поговорки и пословицы: плод дерева ешь, а кору не снимай; яблоко от яблоньки недалеко откатывается.

Стихотворение.

Листики

Праздник осенью в лесу – и светло, и весело.

Вот какие украшенья осень здесь развесила.

Каждый листик золотой – маленькое солнышко.

Соберу в корзину я, положу на донышко.

Берегу я листики… Осень продолжается.

Долго у меня праздник не кончается.

                                А. Шибыцкой

Загадка.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

                        (Осень.)

Дидактическая игра «У кого какой цвет?».

Цель: научить узнавать цвета, определять предметы по цвету.

Ход игры: воспитатель показывает, например, зеленый квадрат из бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т. д.

Дидактическая игра «Когда ты это делаешь?».

Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и части суток.

Ход игры: воспитатель вызывает одного ребенка. Потом изображает какое-нибудь действие, например моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и прочее и спрашивает: «Когда ты это делаешь?». Если ребенок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.

Подвижные игры «Найди листок, какой покажу», «Самолеты».

Прогулка 12
Наблюдение за красотой природы

Цели: вызвать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе; расширять кругозор, обогащать словарный запас; активизировать память и внимание.

Ход прогулки

В солнечный, теплый день педагог обращает внимание детей на красоту окружающей природы: на листья на деревьях, окрашенные в багряный, оранжевый, желтый и золотистый цвета; деревья, приобретающие очень нарядный и красивый вид; небо уже не такое голубое, по нему плывут облака, часто закрывающие все небо сплошной пеленой; на чистый, прозрачный воздух; на красоту инея или измороси, искрившейся на солнце всеми цветами радуги на травинках и земле и т. д. Дети с поддержкой воспитателя составляют описательный рассказ об окружающей природе.

Приметы: теплая осень к долгой зиме; осенью серенькое утро – так жди красного денька.

Поговорки и пословицы: осень велика, зима долга; день прозевал – урожай потерял.

Стихотворение.

Осень

Что ни день – то резче ветер

Рвет в лесу листву с ветвей…

Что ни день – то раньше вечер,

А светает все поздней.

Медлит солнышко, как будто

Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро

Над землей почти в обед.

                                И. Мазнин

Загадка.

Золотые, тихие рощи и сады,

Нивы урожайные, спелые плоды.

И не видно радуги, и не слышен гром!

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днем.

                        (Осенью.)

Дидактическая игра «Кто кем (был) будет?».

Цель: развитие речевой активности.

Ход игры:  ребенок  отвечает  на  вопрос  взрослого:  «Кем  будет
(или чем будет)… яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т. д?». Если дети придумают несколько  вариантов  (например:  из яйца – цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик), то они получают дополнительные фанты. Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом)?»

Подвижные игры «Бездомный заяц», «Охотник и зайцы».

Прогулка 13
Наблюдение за дождем

Цели: воспитывать интерес к неживой природе; учить самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на растительный и животный мир.

Ход прогулки

– Как идет дождь? Осенний дождь идет медленно, моросит, все вокруг становится мокрым, воздух – влажным. Холодный или теплый дождь? А какой был дождь летом? Вспомните случай с дождем. (Воспитатель предлагает сравнить летний и осенний дожди.) Осенью дождь мелкий, затяжной, идет из тяжелых, темных туч. Цветы после дождя уже не растут.

Приметы: глухой гром – к тихому дождю, резкий – к ливню; после дождя потеплело – к плохой погоде.

Поговорки и пословицы: туча летуча, а  дождь летун; осенний дождь мелко сеет, да долго тянется.

Стихотворение о дожде.

Загадка.

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.

                        (Дождь.)

Дидактическая игра «Лето или осень».

Цели: закрепить знания признаков осени, дифференциация их от признаков лета; воспитание ловкости.

Ход игры: воспитатель и дети стоят в кругу.

Воспитатель. Если листики желтеют – это… (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).

Воспитатель. Если птицы улетают – это… И т. д.

Дидактическая игра «Игра в загадки».

Подвижные игры «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк».

Прогулка 14
Наблюдение за небом

Цели: формировать умение видеть красоту неба; показать детям, что  неживая  природа – среда,  в  которой  существуют  растения и животные.

Ход прогулки

– Как меняется цвет неба осенью? Небо как будто увеличилось, хорошо видно, что вверху оно темно-голубое, а по краям светлее. Все чаще небо  серое,  кажется  низким,  сплошь  покрыто  тяжелыми  тучами, быстро передвигающимися по нему. В небе тоже своя жизнь, с птицами и насекомыми.

Приметы: на перистых облаках появилось множество белых облачков – к дождю;  направление  ветра  и  движение облаков неодинаково – к дождю.

Поговорки и пословицы: осенью ложка воды – ведро грязи; осень студит воду.

Стихотворение.

Уж небо осенью дышало,                                 Ложился на поля туман.

Уж реже солнышко блистало,                        Гусей крикливых караван

Короче становился день,                                Тянулся к югу: приближалась

Лесов таинственная сень                                Довольно скучная пора;

С печальным шумом обнажалась.                        Стоял ноябрь уж у двора.

                                                                                А. С. Пушкин

Загадка.

Выше леса, выше гор расстилается ковер.

Он всегда-всегда раскинут над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий, то он нежно-голубой.

                                                (Небо.)

Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Подвижные игры «Замри», «Найди себе пару».

Цели: учить детей быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга, уточнить знания цвета.

Ход игры: воспитатель раздает детям разноцветные флажки по количеству играющих. По сигналу воспитателя дети бегают, при звуке бубна находят себе пару по цвету флажка и берутся за руки. В игре должно принимать участие нечетное количество детей, чтобы один остался без пары. Он и выходит из игры.

Прогулка 15
Наблюдение за приметами осени

Цели: уточнить представление об осени по существенным признакам; продолжать формировать умение устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе.

Ход прогулки

– Послушайте стихотворение А. Плещеева и по его строкам найдите приметы осени в окружающей природе. Дополните другими приметами, которые можно найти в природе.

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит…

Зашумели воды быстрого ручья,

Птички улетели в теплые края.

Приметы: теплая осень к долгой зиме; осенью серенькое утро – так жди красного денька.

Поговорки и пословицы: весна красна цветами – а осень снопами; весна красна, да холодна, осень дождлива, да сытна.

Загадка.

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели.

Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот.

                        (Осень.)

Дидактические игры «Бывает или нет?», «Лето или осень».

Подвижные игры «Лягушки», «Жуки».

Прогулка 16
Наблюдение за наличием почек
у деревьев и кустарников

Цели: совершенствовать навыки обследовательских действий; расширять, углублять и закреплять знания о природе, о частях растения и их назначении; прививать любовь к растительному миру.

Ход прогулки

– Рассмотрите у деревьев и кустарников наличие почек, из которых будущей весной появятся не только новые побеги, но и бутоны цветков. Верхушки стебля и зачатки молодых листьев в почке прикрыты чешуями, как будто одеялом, защищающими молодые почки от сухого зимнего воздуха и снега. Сравните почки разных деревьев и кустарников. Самые большие почки у сирени, самые маленькие у вяза.

Приметы: ива рано инеем покрылась – к долгой зиме; много желудей на дубе – к теплой зиме и плодородному лету.

Поговорки и пословицы: день с дождями – гриб пойдет полками; растение – земли украшение.

Стихотворения.

Деревья

Деревья – украшение нашей земли,

Без них не живут муравьи, соловьи,

Ни звери, ни ягоды, ни грибы,

Ни люди, ни птицы и ни слоны.

Поздняя осень

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели…

                                Н. Некрасов

* * *

Все быстрее облетают клены.

Все темнее низкий свод небес,

Все виднее, как пустеют кроны,

Все слышнее, как немеет лес,

И все чаще прячется во мгле

Солнце, охладевшее к земле.

                                И. Мазнин

Загадки: об осени; про листья.

Дидактическая игра «Брать – не брать».

Цели: увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; дифференциация лесных и садовых ягод; развитие слухового внимания.

Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат названия лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки верх.

Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.

Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок».

Подвижная игра «Кот на крыше».

Цели: развитие ритмичной, выразительной речи; автоматизация звука [ш] в связном тексте; развитие координации движений.

Ход игры: на стуле или скамеечке сидит с закрытыми глазами один из играющих. Он «кот».

Остальные дети – «мыши». Они тихо подходят к «коту» и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:

Тише, мыши, тише, мыши…

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись

И коту не попадись…

После этих слов «кот» просыпается, говорит «мяу», вскакивает и гонится за «мышками». «Мышки» убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом – норку, куда «кот» не имеет права забегать.

Подвижная  игра  «Что  мы  видели  не  скажем,  а что делали – покажем».

Цель: развитие дыхания, сообразительности и наблюдательности.

Ход игры: выбирается водящий. Он выходит за дверь. Оставшиеся дети сговариваются, какие движения они будут делать. Потом приглашают водящего. Он говорит: «Здравствуйте, дети! Где вы были, что вы делали?»

Дети отвечают: «Что мы видели не скажем, а что делали – покажем».

Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит.

Труд на участке: сбор листвы на участке и возле него.

Прогулка 17
Наблюдение за растениями

Цель: уточнить представление о том, что растения живые – они растут и изменяются.

Ход прогулки

– Обратите внимание, что цветов стало меньше. Рассмотрите и расскажите, что с ними происходит, как они выглядят. Многие цветы стали некрасивыми, потому что пришла осень и они начали увядать. (Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды, теперь дни становятся короткими – темнота наступает быстро, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте цветов образуются семена, из которых могут вырасти новые растения, на одном цветке бывает много семян.)

Приметы: преждевременное падение листьев – к ранней зиме; много одежек на луковицах – быть зиме холодной.

Поговорки и пословицы: яблоко от яблоньки недалеко откатывается; лук от семи недуг.

Стихотворение.

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла.

Яблоки душистые,

Персики пушистые,

Груши золотистые

Осень принесла.

                В. Волина

Загадки.

Неказиста, шишковата,                        За кудрявый хохолок

А придет на стол она –                         Лису из норки поволок.

Скажут весело ребята:                        На ощупь – очень гладкая,

«Ну, рассыпчата, вкусна!».                         На вкус – как сахар сладкая.

                        (Картофель.)                                         (Морковь.)

Дидактическая игра «Что сажают в огороде?».

Цели: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры: дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «Нет». Кто ошибется, тот выходит из игры.

– Морковь (да), огурец (да), свекла (да), слива (нет) и т. д.

Дидактическая игра «Кто скорее соберет?».

Цели: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры: дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты, каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

Подвижная игра «Улиточка».

Цель: узнать товарища по голосу.

Ход игры: водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка, высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару, кусочек пирога.

Угадай, кто я.

Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

Подвижная игра «Повар».

Цель: развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Ход игры: все дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак.

Дети хором произносят стихотворение:

Будем в повара играть,

Никому нельзя зевать,

Если повар будешь ты,

То скорей кругом иди.

После слов «Скорей кругом иди» водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребенка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и по сигналу педагога идут  по кругу. Кто  первым  обойдет  (не бежать)  круг,  тот  выигрывает  и  становится водящим.

Прогулка 18
Наблюдение за насекомыми

Цели: закрепить представление о многообразии насекомых; формировать  знания  о  том,  как  насекомые  приспосабливаются  к  зимним условиям.

Ход прогулки

– Куда девались кузнечики, почему не видно божьих коровок? Все жуки и бабочки попрятались в трещины стволов деревьев, в щели домов и заснули, так как им стало холодно. Рассмотрите на дереве сухой пакет из листьев. Он весь окутан паутиной и висит на ней. Внутри пакета белые коконы. В коконе зимует малюсенькая гусеница бабочки-боярышницы. В уголке леса подойдите к старому пню, отогните кору и рассмотрите личинки жука-короеда, которые прячутся от холодов.

Приметы: если муравьи увеличивают муравейники – жди холодной зимы; большие муравьиные кучи к осени – на суровую зиму.

Поговорки и пословицы: октябрь землю покроет – где листком, где снежком; холоден батюшка октябрь, да ноябрь и его перехолодил.

Стихотворение.

Муравьи

Муравьишки-торопыжки,                             И жука, и гусеницу

Не лентяи, не глупышки,                             Тащит в свой подземный дом.

Друг за другом по дорожке                              Как увидишь, что спешит

Тащат зернышки и крошки.                             Он своей дорогой,

Муравью нельзя лениться,                              Ты его не обижай,

Муравей живет трудом:                             Ты его не трогай!

                                                                        А. Бободжан

Загадки.

На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята –

Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи.)

Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком – он поделится медком.

                                        (Пчела.)

Дидактическая игра «Что это за насекомое?».

Русская народная игра «Пчелки и ласточка».

Подвижная игра «Песенка стрекозы».

Прогулка 19
Наблюдение за одеждой людей

Цели: расширять представление о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и человека; развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность; установить связь между зимними условиями и приспособлением животных к ним.

Ход прогулки

– Обратите внимание на одежду людей. Назовите и опишите ее. Сравните с летней одеждой. Почему мы стали одеваться теплее, не ходим в гольфах? Почему осенью одежда людей меняется, с чем это связано? Проведите связь между одеждой людей и шкурой животных. (Животные приспосабливаются к холодному сезону – меняют шубки, человек меняет одежду.) 

Опыт: снимите рукавички с одной руки и сравните ощущения с рукой в рукавичке. Где ощущения комфортнее? Сделайте вывод.

Приметы: на перистых облаках появилось множество белых облачков – к дождю;  направление  ветра  и  движение  облаков неодинаково – к дождю.

Поговорки и пословицы: в осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит и рвет, и льет и снизу метет; осень велика, зима долга.

Стихотворение.

ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ

Туча небо кроет,                                Воды зашумели

Солнце не блестит,                                Быстрого ручья,

Ветер в поле воет,                                Птицы улетели

Дождик моросит.                                В теплые края.

                                                        А. Плещеев

Загадки.

Я, как зонт, не промокаю,

От дождя вас защищаю

И от ветра вас укрою.

Ну, так что же я такое?

                        (Плащ.)

За ножку держу, под шляпкой иду.

Течет вода, а мне – не беда.

                        (Зонт.)

Что за друг, без которого в холод не выйдешь? (Шапка.)

Дидактическая игра «Будь внимательным».

Цели: развитие слухового внимания, речевого слуха; увеличение словарного запаса; дифференциация зимней и летней одежды.

Ход игры: внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю одежду, а затем зимнюю.

Дидактическая игра «Кому что нужно?».

Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии.

– Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы. Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.

Русская народная игра «Большой мяч».

Цель: развитие ловкости движений.

Ход игры: для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему надо вкатить мяч в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середине встает тот, кто пропустил мяч. игра повторяется.

Русская народная игра «Мячик кверху».

Цель: развитие быстроты движения, ловкости.

Ход игры: играющие встают в круг, водящий идет  в середину круга и бросает мяч со словами: «Мячик кверху». Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой». Все должны остановится, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе к нему. Если он попал, то подбитый становится водящим; если он промахнулся, игра продолжается опять.

Прогулка 20
Наблюдение за трудом взрослых

Цель:  расширять  представление  о  взаимосвязи  природы  и  человека, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, уважение к труду людей, стремление помогать им.

Ход прогулки

– Какими орудиями труда пользуется дворник, во что одет, зачем он убирает участки? Вспомните правила безопасной работы с граблями. Давайте поможем дворнику. После работы с садовым инвентарем его нужно привести в порядок: очистить от земли и отнести в специально отведенное место, в кладовку дворника или в группу.

Приметы: кукушка кукует – будет хорошая погода; осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой.

Поговорки и пословицы: знать осень в октябре по грязи; в октябре на одном часу и дождь, и снег.

Стихотворения. А. Плещеев. «Туча небо кроет…»; А. С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…».

Загадка.

Скручена, связана, на кол посажена, а по улице пляшет. (Метла.)

Дидактические игры «Кому что нужно?», «Брать – не брать».

Татарская народная игра «Угадай и догони».

Цель: развитие внимания, ловкости.

Ход игры: играющие садятся на скамейку или траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если он угадает, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой игрок. Если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать.

Правила игры: в случае, если водящий не поймет товарища, можно повторить имя еще раз. Как только поймает игрока, водящий садится в конец колонны, а пойманный становится водящим. В игре устанавливается строгая очередность.

Татарская народная игра «Лисичка и курочки».

Цель: развитие двигательной активности.

Ход игры: на одном конце площадки находятся в «курятнике» «куры» и «петухи». На противоположном – стоит «лисичка». «Курочки» и «петухи» ходят по площадке, делая вид, что клюют зернышки, ищут червячков и т. д. Когда к ним подкрадывается «лисичка», «петухи» кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в «курятник», за ними бросается «лисичка», которая старается поймать любого из игроков.

Правила игры: если «лисичке» не удается запятнать кого-либо из игроков, то снова водит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулок на весь учебный год 2 младшая группа

Представлены полные конспекты прогулок для второй младшей группы....

Сценарий фольклорного праздника "Весна красна на весь свет" для средней группы

Очень яркий  интересный  фольклорный  сценарий сценарий...

Картотека прогулок на весь год в старшей группе

Картотека прогулок на весь год в старшей группеСтаршая группа...

Картотека прогулок на весь год в старшей группе

Картотека прогулок на весь год в старшей группе...

Картотека прогулок на весь учебный год

Картотека для прогулок на весь учебный год,поможет воспитателю в планировании совместной деятельности с детьми....

Календарное планирование на весь год в средней группе ДОУ

Вашему вниманию предоставлено календарное планирование на весь учебный год с сетками занятий на каждый месяц. Надеюсь материал будет полезен для вас, коллеги!...