Главные вкладки

    Консультация для воспитателей"Экспериментальная деятельность детей средней и старшей группы»
    консультация (старшая группа) на тему

    Попова Евгения Михайловна

    Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Консультация для воспитателей.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация

    для

    воспитателей

    Подготовила воспитатель детского сада Попова Евгения Михайловна.  г .Заводоуковск, Тюменской области.

     

    Тема: »Экспериментальная деятельность детей средней и старшей группы»

    Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

    Задачи:

              1.расширить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.  

              2.формировать представление о правильной   организации экспериментирования с ребенком  – дошкольником.

    «Расскажи - и я забуду,

    Покажи - и я запомню,

    дай попробовать – и я пойму «.

    ( китайская пословица)

     

    Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира.

    Работа с ними проводится небольшими подгруппами

    с учетом уровня развития и познавательных интересов.

    Во время занятий проводится один - два эксперимента

    с детьми среднего дошкольного возраста и два- три эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста.  

           Структура проведения игры- экспериментирования:

      *  Постановка формирования проблемы (познавательной задачи)

    * выдвижения предложений, отбор способов  проверки,

    выдвинутых детьми;

    *проверка гипотез;

    * подведение итогов, вывод;

    * фиксирование результатов;

    *вопросы детей.

    Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

    *тайна сюрприз;

    *мотив помощи;

    *познавательный мотив;

    *ситуация выбора.

    В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

    - Как это я делаю?

    -Почему я это делаю?

    -Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?  

    Основные условия организации работы:

    1. Наличие водоснабжения в данном помещении.

    2.Дети должны знать правила безопасного поведения в детской лаборатории и их выполнения.

     Правила безопасности.

    С водой: Коль с водой имеем дело,

    Рукава засучим смело.

    Пролил воду – не беда:

    Тряпка под рукой всегда.

    Фартук – друг: он нам помог

    И никто здесь не промок.

    Со стеклом: Со стеклом будь осторожен

    Ведь оно разбиться может.

    А разбилось – не беда,

    Есть ведь верные друзья:

    Шустрый веник, брат – совок

    И для мусора бачёк –

    Вмиг осколки соберут,

    Наши руки сберегут.

    С песком:   Если сыплешь ты песок –

    Рядом веник и совок.

    С огнём:   Помни правило: огонь

    Никогда один не тронь!

    По окончании работы:

    Ты работу завершил?

    Всё на место положил?

     

     Предлагаю провести эксперименты  с воздухом в средней  группе.

    Задачи: обнаружение воздуха в окружающем пространстве и выявление его свойства – невидимки.

    Материал:

    (воздушные шары, таз с водой, пустая пластмассовая    бутылка, лист бумаги).

    Описание опыта.

    -Галчонок  Знайка загадывает загадку:  

    «Через нос прохожу в грудь

    И обратно держу путь.  

    Он невидимый  и все же

    Без него мы жить не можем ».

    -Что мы выдыхаем носом?

    -Что такое воздух?

    -Для чего он нужен?

    -Можем ли мы его видеть?

    -Где находится воздух?

    -Как узнать есть ли воздух вокруг?

     Игровое упражнение» Почувствуй воздух».

    (Воспитатели машут листом бумаги возле своего лица).

    -Что чувствуете?

     (Воздух мы не видим, но он вокруг нас,   но он вокруг нас)

    -Как вы думаете,  есть ли в пустой бутылке воздух?

    -Как мы можем это проверить?

    (пустую, прозрачную бутылку опускаем в таз с водой так, чтобы она начала заполняться).

    -Что происходит?

    -Почему из горлышка выходят пузырьки?

      (  Вода  вытесняет воздух из бутылки.  Большинство предметов,  которые выглядят пустыми  на самом деле заполнены воздухом).

    -Назовите предметы, которые  мы заполняем воздухом?

    (воспитатели надувают воздушные шары)

    -Чем мы заполнили шары?

    (воздух заполняет любое пространство,   потому ничего не является пустым).  

    Тема: »Воздух»    (старшая группа)

    Задачи: расширять представление о свойствах воздуха:      не видим,    при   нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, умение самостоятельно пользоваться чашечками весов,     познакомить воспитателей с историей  

    воздушного шара.  

    Материал : сумка-холодильник, веер, листы бумаги кусочек апельсина, духи, ванилин, чеснок, воздушные шары, чашечные весы, бутылка, насос.

    Загадка о воздухе:

    «Через нос приходит в грудь

    И обратно держит путь  

    Он не видимый и все же

    Без него мы жить не можем».

    - Для чего нам с вами нужен воздух?    (сделаем глубокий вдох … и затем выдохнем)

     Воздух  нам  нужен,  чтобы дышать.  Мы вдыхаем  и выдыхаем.

    - Можем ли мы его увидеть?

    -Можем ли мы его почувствовать?

    Возьмите салфетку или веер и помашите возле лица.

    -Чем пахнет воздух?

    Игра «Угадай по запаху»

    (предлагаю воспитателям с закрытыми глазами запах апельсина, духов, ванилина и чеснока).

    -Что вы чувствуете?

    (Вы чувствуете запах того вещества,   который я вам предлагала понюхать).  

    Если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет запах того вещества или продукта.

    -Имеет ли свой запах воздух? (нет)

    Посмотрите у нас в лаборатории много шаров воздушных.

    -Как вы думаете, что внутри этих шаров?

    -А в не надутых шарах есть воздух?

    -Какой шарик тяжелее - надутый или не надутый?

    -Как это проверить?   (взвесить)

    -Чем будем взвешивать?   (чашечными весами)

    (дети берут шары,  укладывают на весы)

    -Какие шары тяжелее?       (надутые)

    -Почему?         (воздух имеет вес)

     Дед Знай:

    -Как вы обычно надуваете  шарики?

    - Я могу показать, как можно надувать шарики по-другому?

    Воспитатель: достает из сумки-холодильника пустую открытую пластмассовую бутылку (необходимо поставить ее для охлаждения заранее),

    надевает на ее горлышко воздушный шарик.   Затем ставит бутылку в миску с горячей водой.

    -Что происходит?

    Почему шарик надувается?

    (Воздух при нагревании расширяется).

    -Как можно теперь сдуть шарик?

    Попробуем  поставить его снова в холодильник.

    Пока у нас шарик охлаждается, давайте вспомним,   что мы узнали о воздухе?

    ( воспитатели рассказывают)

    Дед  Знай:

    - А знаете ли вы,  кто изобрел первый воздушный шар?

    Первый воздушный шар построили братья  Жозеф и  Жак  Монгольфе.   Это было очень давно, в 1783г. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом,  потому что горячий воздух легче холодного. Первый пассажирами стали: овца,   утка и петух.

    Их полет продолжался всего лишь минуту. После стали летать и дети,- первый человек летал двадцать минут.

    Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха. Эти полеты стали популярным видом спорта.

    -Пора нам посмотреть, что же стало с нашим шариком.

                     (шарик  спустился)

    При охлаждении воздух сжимается.  

    -Чем же еще можно надуть шары?     (насосом)

    Предоставляю возможность надуть шары насосом.

    Люди, научившиеся …наблюдениям и
    опытам, приобретают способность сами
    ставить вопросы и получать на них
    фактические ответы, оказываясь на более
    высоком умственном и нравственном уровне
    в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
    К.Е.Тимирязев

     Спасибо за внимание.

     

     В помощь воспитателю:

    ПАМЯТКА

    Примерная структура занятия  - экспериментирования

    • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
    • Упражнения на развитие  внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).
    • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
    •  Уточнение плана исследования.
    • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
    • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
    • Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

    Литература для подготовки консультации:

    1.  Н. А.Короткова «Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников».

    2.Материал Интернет – сайтов.  

    3.Г.П.Тугушева,    А.Е. Чистякова »Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста».  

     

     

     

       

       

     

     

     

         

       

     

     

       

     

     

     

     

                             

     

       

           

             

           

       

    !


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности детей средней группы

    «Познавательный интерес – проявление стремления ребенка познать новое, выяснить непонятные качества, свойства предметов, выявлений действительности в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся ме...

    Перспективный план по экспериментальной деятельности детей средней группы

    Перспективный план по экспериментальной деятельности детей средней группы...

    Консультация для воспитателей "Организация познавательной деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста весной"

    дать практический материал для планирования работы с детьми весной по ознакомлению с природой....

    Консультация для воспитателей "Экспериментальная деятельность дошкольников как основа познавательного развития".

    "Экспериментальная деятельность дошкольников как основа познавательного развития"....

    Консультация для воспитателей"Экспериментальная деятельность дошкольников"

    Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: занятия, прогулку, сон.Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различногорода исследователь...

    Опытно-экспериментальная деятельность детей с водой. Старшая группа.

    Вода является самым распространенным и жизненно важным веществом на Земле. Мне захотелось, чтобы дети, изучая тему «Вода и ее свойства», узнали бы о ней как можно больше. Самостоятельная р...

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ, СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

    Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...