Проект "Я иду в школу".
проект (подготовительная группа) по теме

Подготовка детей подготовительной группы к успешной учёбе в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Я иду в школу! »

Время проведения 2013- 2014 учебный год.

Участники проекта: дети подготовительной группы «Почемучки», воспитатели, родители.

Актуальность проекта.

Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.

Проблема: Внешняя мотивация к учёбе в школе.

Обоснование проблемы:

1. Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе.

2. Несформированность волевых качеств школьника.

3. Низкие логико–мыслительные процессы.

Цель проекта:

Подготовить детей подготовительной группы к успешной учёбе в школе.

Задачи проекта:

-Формирование у детей правильного представления о школе;

-Способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам;

-Формирование личностной готовности детей к школе;

-Развитие компетенций будущих первоклассников (социально-коммуникативной, информационной, технологической);

-Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;

-Тренировка положительной школьной учебной мотивации;

-Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;

-Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».

-Повышение грамотности и компетенции родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Ожидаемый результат:

-Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы;

-Накопление большого багажа знаний о школе;

-Снижение тревожности и у детей и у родителей;

-Изменение мотивации детей к школьному обучению;

-Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;

-Методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики.

Организация проекта:

1 этап. Постановка проблемы.

Перед началом работы по подготовке детей к школе мы провели  проективное рисование «Я в школе». Нас заинтересовали 3 показателя во всех рисунках: мотивация, тревожность, страх перед школой и интерес к школе. Результаты несколько огорчили: лишь несколько детей отражают в рисунках учебно-познавательный мотив обучения (в их работах отражена учебная деятельность). У большинства же воспитанников преобладание внешней и игровой мотивации к учебе: «иду в школу, потому что так надо», «там много ребят, с которыми интересно поиграть… » и т. п.

Особый интерес к теме «Школа» возник у детей после собеседования с психологом и разговора с родителями о выборе школы.

В ходе обсуждения темы мы предложили детям ответить на вопросы: что мы знаем о школе? Что мы хотим узнать о школе? Как мы это можем узнать?

По ответам на поставленные вопросы были определены темы для изучения:

-Что такое школа?

-Какие бывают школы?

-Чему учат в школе?

-Какими школы были раньше?

-Как и где учились наши родители?

Многие родители стараются создать эмоционально-привлекательный образ школы: «у тебя появятся новые друзья», «учителя любят  умненьких детей как ты». Они полагают, что тем самым прививают ребенку заинтересованное отношение к школе.

В действительности же ребенок, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для таких эмоций школа предоставляет достаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение в оценке учителя и привычной родительской похвалы и т. п.

Иногда родители используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут», «Ты же двух слов сказать не можешь, как ты на уроках будешь отвечать? ». Такие напутствия вряд ли воодушевят детей. Можно понять их боязнь и тревогу, связанные с предстоящим обучением в школе.

Гипотеза:

Воспитание положительного отношения к школе и снижение тревожности у детей будет наиболее эффективным, если дети получат как можно больше информации о школе, о правилах поведения в ней, о возможных трудностях на пути приобретения знаний и, во взаимоотношениях со сверстниками и учителем. А если создать предметно-развивающую среду для обогащения жизненного опыта детей, повысится компетенция родителей в формировании у детей «позиции школьника».

2 этап. Организация реализации проекта.

Направление работы с детьми:

• Экскурсия в школу №20; посещение кабинетов, знакомство с учителями, просмотр фильмов-презентаций.

• Встреча и беседа с учениками 1-ых классов «Лучшие помощники в учёбе! ».

• Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Школьная форма», «Мне трудно! », «Переменка»…

• Просмотр мультфильмов на тему «Школа» (м/ф «Как верблюжонок и ослик в школу ходили», «Чебурашка идет в школу», «Опять двойка», «В стране невыученных уроков»).

• Дидактические игры на развитие внимания, памяти, усидчивости, терпения (д/и «Третий лишний», «Чего не стало», «Какие предметы помощники в учебе? »,  «Собери портфель»).

• Цикл занятий по развитию речи на темы трудолюбия, о нравственных качествах человека: «Для чего нужны руки» (по произведениям Пермяка), «Маленькое дело лучше большого безделья»…

• Часы общения по детским рисункам на темы: «Кем я хочу стать! », «Крепкое тело – здоровый дух! », «Уроки доброты» и т. д.

• Цикл занятий в детской библиотеке.

• Использование пословиц и поговорок о трудолюбии, дружбе; скороговорок и пословиц о цифрах, замысловатых вопросов.

• Цикл интегрированных занятий с участием родителей, проведение игр-викторин.

• Проективное рисование «Я в школе», рисование «Дошкольник – первоклассник».

• Рассматривание картин о школьной жизни.

• Чтение художественной литературы про школу: С.Маршак «Первое сентября»; Алексин «Первый день»; В.Воронкова «Подружки идут в школу»; Э.Мошковская «Мы играем в школу». А.Александрова «В школу», В.Берестов «Считалочка».

• Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа» - «Собирание портфеля», «Белочкин сон», «Госпожа аккуратность», стихов А. Барто «В первый класс», М. Бородецкого «Первоклассник», М. Садовского «Первое сентября», загадки, пословицы и поговорки школьной тематики.

• Целевая прогулка к школе (школьный двор, спортивная площадка).

• С/р игра «Школа», «Первоклассник».

• Анкетирование родителей и детей.

• Встречи и беседы с бывшими выпускниками, сегодняшними школьниками.

Направление работы с родителями:

• Выступление учителей 1 классов на родительском собрании.

• Просмотр с родителями презентации «Хочу в школу! » (в качестве консультации).

• Дни открытых дверей в школе.

• День самоуправления в детском саду.

• Консультации специалистов.

• Наглядная информация.

• Консультация «Психологическая готовность детей к школьному обучению».

• Родительское собрание «Готовим детей к школе» (совместно с детьми).

• Рекомендации родителям будущих первоклассников «Вопросы и ответы».

• Семинар-практикум «В семье первоклассник», «Игры для подготовки детей к школе».

• Организация фото-выставки «Наши мамы и папы – школьники»,

• Консультация психолога «Что происходит с ребенком при поступлении в школу? »

• Тренинговые занятия с психологом: («Знакомство», «Мотивационная готовность», «Формирование самооценки», «Первый раз в первый класс»).

• Информация в родительский уголок: «10 советов родителям будущих первоклассников», «Что нельзя говорить школьнику», «Правила для родителей первоклассников (профилактика школьных неврозов и дезадаптации) ».

• Родительское собрание «Пора в школу» (подготовка к новой социальной роли «родителя первоклассника»).

3 этап. Презентация проекта:

Интеллектуально-развлекательная викторина «Счастливый случай», праздник «Путешествие в страну АБВГДейку», выпускной бал, фотоальбом «Наши мамы и папы – школьники», альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики, иллюстраций «Все о школе».

Продуктивная деятельность с детьми:

Выставки детских работ, театрализованные мероприятия, фото-выставка

«Как мы готовимся к школе! », творческое рисование «Я в школе! », создание альбома загадок на тему «Школьные принадлежности».

Основные методы исследования:

-теоретический анализ научной литературы,

-наблюдение,

-беседы,

-анкетирование родителей.

Результат:

Диагностика: на конец учебного года у большинства детей будет сформирован учебно-познавательный мотив обучения. Проведено проективное рисование «Я в школе» в начале и в конце проекта. По рисункам можно судить об эффективности проведённой работы по формированию положительного образа школы в восприятии будущих первоклассников – мотивация у большинства детей приобретёт оптимальный характер (учебно-познавательный);

-Накопление большого багажа знаний о школе (у детей и их родителей);

-Снижение тревожности и у детей и у родителей;

-Изменение мотивации детей к школьному обучению;

-Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;

-Организация для родителей фотовыставки  «Мы будущие школьники! », где можно будет увидеть проделанную работу по проекту.

-Праздник «Путешествие в страну АБВГДейку», выпускной бал – прощание с детьми.

Литература:

Жукова О. И. «Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе». «Астрель», Москва; 2007 г.

Затулина Г. Я. «Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте». «Центр педагогического образования», Москва; 2008 г.

Рогалевич Н. Н. «100 заданий для успешной подготовки ребенка к школе». Москва, АСТ; 2007 г.

Управителева Л. В. «Подготовка к школе в детском саду». Ярославль, Академия развития; 2006 г.