Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Игры на координацию речи с движением"
    консультация на тему

    Гайдаева Евгения Александровна

    Мини картотека игр для детей с нарушением речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_na_koordinatsiyu_rechi_s_dvizheniem.docx28.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    «Игры на координацию речи с движением»

    Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется произнести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе. И.М.Сеченов писал, что «…всякое ощущение по природе смешанное… К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».

    О важной роли двигательного анализатора в развитии высших психических функций человека утверждали В.М. Бехтерев, Л.В.Нейман и Выготский Л.С. Они обратили внимание педагогов на взаимосвязь речи и движения и выделили следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмичные рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые, зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных, урегулировать неправильные и лишние движения. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

    Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.

    При нарушении какого либо анализатора у детей наблюдается отставание не только в речевом, но и в двигательном развитии, следовательно, работая со детьми над речью, целесообразно проводить упражнения на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: НОД, прогулки, режимные моменты, утренняя гимнастика, музыкальные занятия, занятия по физической культуре.

    Основной целью использования игр на координацию речи с движением у детей с нарушениями является -преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением, а также, формирование понятной, наиболее приближенной к естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной. Их практическое применение направлено на решение следующих задач:
    - формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, без грубых отклонений от нормы;

    - формирование умения воспроизводить речевой материал в заданном темпе;
    - развитие навыка восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов;

    - развитие физиологического и речевого дыхания, слитности речи;
    - развитие координации общих движений и тонких движений пальцев рук;

    - формирование умения ориентировки в пространстве и собственном теле;

    - активизация речевых процессов;

    - воспитание умения работать сообща в коллективе.

    В процессе практической работы необходимо использовать игры для совместной деятельности взрослого и детей, которые проводятся с проговариванием стихотворных текстов, и повторением разученных упражнений общего характера; включаются в различные виды детской деятельности.

    Необходимо тесное сотрудничество с воспитателем, музыкальным руководителем такая преемственность в работе позволяет добиться положительных результатов.

    Дети научились легко, раскованно выполнять такие виды движений, как ходьба, переходы от быстрой ходьбы к медленной и наоборот; бег, повороты туловища вправо и влево, наклоны; движения рук в стороны, вверх, вниз, вперед, чередование рук в различных движениях; топанье, хлопки. Научились выполнять движения в том или ином ритме. Конечно, первое время такие упражнения проводятся совместно – ребенок действует по подражанию взрослому и в заданном им темпе и ритме. Двигательная свобода детей, умение их ритмично и легко двигаться, быть гибким положительно сказываются и на произношении.

    Использование в деятельности всех специалистов группы упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для проведения планомерной работы с опорой на сохранные виды восприятия для более успешного обучения ребенка. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

    Применение игр на координацию речи с движением помогает достигнуть следующих результатов:

    - улучшение уровня произношения;

    - повышение уровня положительного настроя, уровня общения детей со сверстниками;

    - формирование умений подражательных действий, ориентировки на общий ритм движений, воспроизведения движений по образцу и умений моделирования действий по аналогии;

    - повышение уровня самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений; коллективных навыков поведения.

    Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно влияет на развитие внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи  ребенка.

    Игры на координацию речи с движением

    Физкультурная пауза «МЕДВЕДЬ»

    Координация речи с движением, развитие ловкости, речевого дыхания.

    Как на горке снег, снег,

    И под горкой - снег, снег.    

     И под елкой – снег, снег.

    А под снегом спит медведь.

    Тише, тише … Не шуметь

    И на елке – снег, снег.

    И под елкой – снег, снег.

    А под снегом спит медведь.

    Тише, тише … Не шуметь!

    Встают и поднимают руки.

    Приседают и опускают руки.

    На цыпочках бегут по кругу.

    «СОЛНЫШКО»

    Развитие мелкой моторики, координации речи и движений.

    Солнышко, солнышко

    Золотое донышко.

    Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло.

     Побежал в саду ручей,

     

     Прилетели сто грачей,

     А сугробы тают, тают,

    А цветочки подрастают.

    Дети идут друг за другом по кругу.

    Дети протягивают по очереди руки вперед.

    Дети разводят руки в стороны и прижимают

    их к сердечку.

    Делают волнообразные движения

    вытянутыми вперед руками.

    Руки в стороны, имитируют взмахи

    крыльев.

    Дети медленно приседают.

    Поднимаются на носочках и тянутся вверх.

    «СНЕЖИНКИ»

    Координация речи с движением, развитие воображения.

    Снежинки пуховые,

    Веселые, живые!

    Вы кружитесь, мерцаете

    В молчании лесном.

    И землю устилаете

    Блестящим серебром.

    Дети бегут по кругу, взявшись за руки.

    Кружатся на носочках на месте.

     

    Медленно приседают.

     

    «СНЕЖОК»

    Раз, два, три, четыре

    Мы с тобой снежок лепили

    Круглый, крепкий, очень гладкий

    И совсем-совсем не сладкий,

    Раз - подбросим,

     

    Два - поймаем,

    Три - уроним,

    И…сломаем

    Загибают пальчики, начиная с большого

    «Лепят», меняя положение ладоней

    Зажимают крепко ладони.

    Приседают, ловят воображаемый снежок

    Встают, роняют «снежок»

    Топают.

    «САД»

    Мы в зеленый сад пойдем,

    Много яблочек сорвем,

    Мы положим все в корзину,

     В детский сад их отнесем,

    И потом компот попьем,

    Шагают

    Тянутся, срывают «яблоки»

    Наклоняются складывают.

    Пьют «компот».

    «ДЕРЕВО»

    Дерево кончается где-то в облаках,

    Облака качаются на его руках,

    Эти руки сильные рвутся в вышину,

    Держат небо синее, звезды и луну!

    Дети поднимают руки вверх

    Качают руками

    Движение качания усиливается

    Корпус качается вправо-влево.

     «ГРЯДКА»

    Я давно ждала весну

    У меня свои дела

    Мне участок в огороде

    Нынче мама отвела,

    Я возьму свою лопатку

    Я пойду, вскопаю грядку

    Мягкой грядка быть должна

    Это любят семена показывают,

    Посажу на ней морковку

    И редиску. А с боков

    Будут кустики бобов.

    дети идут по кругу, взявшись за руки

    меняют направление движения

    останавливаются, показывают, как копают

    как рыхлят грядку граблями

    Идут по кругу сажают морковь.

    «СЕРЕНЬКИЕ ПЕРЫШКИ»

    Воробьи - воробышки,

    Серенькие перышки!

    Клюйте, клюйте крошки,

     У меня с ладошки!

    Нет, с ладошки не клюют,

     И погладить не дают.

    Как бы нам поладить,

    Чтоб дались погладить?

    Дети похлопывают руками по бокам.

    Машут руками вверх-вниз.

    Стучат кулаками перед собой.

    Дуют на раскрытые ладошки.

    Разводят руки в стороны, жмут плечами.

    Руки на пояс, наклоны туловища

    вправо-влево.

     

    «ДОМ»

    Справа тук!

    Слева тук!

    Впереди тук, тук, тук!

    Тук, тук молотком .

    Строим , строим новый дом.

    Вырос дом, огромный дом.

    Будут дружно все жить в нем.

    Правой рукой стучат по полу.

    Левой рукой стучат по полу.

    Одной рукой стучат перед собой.

    Стучат кулачками друг о дружку.

    Через верх разводят руки в стороны.

    Поднимаются на цыпочки.

    Делают приглашающий жест.

    «ШОФЕР»

     

    Качу, лечу

    Во весь опор.

    Я – сам шофер

    И сам – мотор.

    Нажимаю на педаль –

    И машина мчится вдаль.

    Дети бегут по кругу и крутят

    воображаемый руль.

     

     

    Останавливаются, нажимают правой

    ногой на воображаемую педаль и

    бегут в противоположную сторону.

    «МАШИНА»

    Би – би – би -

    Гудит машина,

    Тук-тук-тук

    Мотор стучит,

    Едем, едем, едем, едем-

    Он так громко говорит.

    Шины трутся о дорогу:

    Шу – шу – шу -

    Они шуршат.

    Быстро крутятся колеса.

    Та-та-та-

    Вперед спешат.

    Дети ритмично постукивают кулачком

    одной руки о кулачок другой руки .

    Ритмично хлопают в ладоши.

    Потирают ладони друг о друга.

    Ритмично вертят руками.

     

     

    «НОЖКИ»

    Зашагали ножки топ-топ-топ!

    Прямо по дорожке топ-топ-топ!

    А теперь пойдем быстрей

    Топ - топ-топ-топ-топ-топ-топ!

    Ну, шагайте веселей.

    Топ - топ-топ-топ-топ-топ-топ!

    За   Аленкой побежали,

    Но нисколько не устали!

    Ходьба обычным шагом друг за другом

     

     

     

    Ходьба с ускорением «топающим шагом».

     

     

    Бег друг за другом

    Инструктор по физической культуре

    МБДОУ МО г. Краснодар

    «Детский сад № 36»

    Гайдаева Е.А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека упражнений на координацию речи с движением

    При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в раз...

    Упражнения на координацию речи с движением.

    Упражнения на координацию речи с движением способствуют развитию общей и мелкой моторики, слухового внимания, темпа и ритма речи. Представлена картотека по лексическим темам....

    Картотека игр на координацию речи с движением

    Игры на координацию речи с движением...

    Картотека на координацию речи с движением.

    Стихи для развития речи с движениями....

    Картотека игр на координацию речи с движениями

    Картотека игр на координацию речи с двидениями для дошкольников...