Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ через нетрадиционные формы проведения родительских собраний
методическая разработка по теме

Марухнич Ирина Владимировна

Методические рекомендации из опыта работы  по проведению родительских собраний с использованием нетрадиционных форм работы с родителями. В разработке также представлены примеры игр, упражнений, тренингов, которые можно использовать для проведения встреч с родителями. Данный материал будет полезен для работы психологов, воспитателей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Хочу поделиться с коллегами своим опытом работы с родителями. Я использую различные формы работы и мне это нравится. К тому же такие формы проведения очень востребованы у родителей.

Но хочу выделить основное, что объединяет все наши мероприятия: встречи, имеют 3 части: вводную (организационную), основную (деятельную); заключительную (рефлексию).

На первых встречах для того, чтобы познакомиться с родителями и дать возможность познакомиться родителям между собой я использую игры на знакомство. Например:

Игра «Связующая нить» или «Радостная песенка».

Участники в кругу. По кругу передается клубок ниток. Ведущий обматывает край нити на палец и передает клубок следующему участнику, приветствуя его радостной песенкой: «Я очень рада, что Катя в нашей группе есть…». Следующий участник наматывает нить на палец и поет песню соседу справа.

Игра «Аплодисменты» или Упражнение «Салют».

Участники в кругу. Каждый участник по очереди выходит в круг, называет свое имя, если есть участник с таким именем, то тоже выходит в круг. Все остальные приветствуют их «салютом» аплодисментов.

Когда все родители уже знают друг друга,   использую  игры, целью которых является организация родителей, позитивный настрой на деятельность; создание атмосферы доброжелательности и доверия. Это игры:

«Комплименты». Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько слов, похвалить за что-то, пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.

«Волшебные очки». Ведущий объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому участнику, ведущий называет какое-либо его достоинство. «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил, эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть, вы заметите то, что раньше не замечали».

Упражнение «Настроение». Участники по очереди выбирают пиктограмму с изображением своего настроения. Рассказывают о нем.

Игра «Подарок по кругу».

По кругу передается корзинка с мелкими сувенирами, каждый участник должен поприветствовать своего соседа справа, выразить свою радость от встречи с ним  и подарить подарок со своими пожеланиями.

«Волшебный стул». Один участник садится на стул, остальные говорят ему комплименты.

Во второй части мероприятия делается небольшое сообщение по теме. И далее форму работы выбираю в зависимости от темы мероприятия. Например, тема мероприятия «Знаете ли вы своего ребенка?» Использовала самотестирование родителей: родители самостоятельно заполняли тест и интерпретировали результаты. Анализ делали они сами.

Как одна из форм активизации родительского внимания может быть использована магнитофонная запись ответов детей на вопросы.

Родителям была предложена  игра «Попадания». 

С детьми заранее была проведена беседа, и ответы детей были записаны на магнитофон: Что ты любишь делать? Твое любимое блюдо? Любимая сказка? и т. д. На собрании родителям были предложены те же вопросы: Любимое блюдо вашего ребенка, любимая игра. Родители письменно давали ответы, а затем сравнивали свои ответы с ответами детей. Таким образом, родители сами делали вывод о том, как хорошо они знают своего ребенка.

Если во время собрания необходимо дать родителям больше практического материала, то это конечно будет семинар. На семинарах мы с родителями обыгрываем все, о чем говорим. Если это тема игр, то коротко знакомлю с различными  видами игр и предлагаю поиграть в эти игры: использовала игры: «Определи на вкус», «Чудесный мешочек», «Море волнуется раз», «Узнай, что изменилось?», «Смешные названия».

Если тема собрания - развитие моторики, то обязательно учу родителей играм по теме. Они  играют  с пластилином,  с крупами,  с тестом. Провожу обучение родителей пальчиковой гимнастике; предлагаю рисовалки, обводилки и прочее.

Если тема связана с развитием  речи, то предлагаю различные игры и упражнения на развитие речи: «Скажи наоборот», «Кузовок», «Продолжи фразу», «Я Илюша беру с собою грушу». 

Для пополнения родительских знаний о психологическом здоровье, об эмоциональных состояниях использую психологические игры, упражнения на саморегуляцию, на снижение психоэмоционального напряжения. Родители с удовольствием учатся этим играм.

 «Создание рисунка по кругу». 

Участники рисуют на листе бумаги рисунок. По команде, рисование прекращается, а рисунок передается соседу справа, который продолжает рисовать дальше. Так продолжается, до тех пор  пока рисунки не обойдут круг.

«Я такой же, как ты»

В руках у ведущего мяч. Тот, кому он достанется, бросает его любому и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: Я такой же, как ты, потому что …». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или не согласие, и обращается к другому участнику.

Для установления позитивных взаимоотношений в семье, использую психологические гостиные.  Сама атмосфера гостиной настраивает на спокойный и позитивный лад. Темы, которые предлагала родителям: «Воспитание уважения к старшим», «Семейные традиции», «Дружная семья – крепкая Россия», «Воспитание добра и милосердия».

На таких мероприятиях, широко используем обмен опытом семейного воспитания. У многих семей есть что-то хорошее, чем можно поделиться. И они с радостью передают опыт. Психологические гостиные чаще всего проходят за чашкой чая. Использую на таких мероприятиях и  элементы тренинга. Например:

Упражнение «Удовольствие»

Участникам тренинга раздают листы бумаги и предлагают написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить участникам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

Иногда провожу собрания внепланово,  по мере необходимости. Так в подготовительной группе использовала рисуночную методику «Моя семья». Анализируя рисунки детей, обратила внимание на то, что существуют проблемы во взаимоотношениях, даже в семьях, на вид казалось бы благополучных. Пообщались с воспитателем и решили встретится с родителями. Для обсуждения  предложила им рисунки детей без имен, и дала интерпретацию рисунков. Родители с большим интересом анализировали рисунки, пытались определить, где рисунок их ребенка, и были, конечно, поражены результатами анализа. Затем родителям было предложено нарисовать портрет идеальной семьи и сохранить этот рисунок как проект для строительства и совершенствования идеальной семьи.

Для разминки использовала создание коллажа «Моя семья». Стенд получился очень красочным, мы поместили его в приемной группы.

Для решения проблем в воспитании детей использую темы собраний: «Поощрения и наказания», «Как справится с детской истерикой, «Учим ребенка управлять своим гневом». Эффективной формой работы по данному направлению считаю круглые столы, где также используем опыт семейного воспитания, предлагаем родителям для решения проблемные ситуации, совместно ищем пути решения проблемы.

В середине каждого мероприятия использую разминки.

Цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе. Например:

Участники в кругу.

- Если вы рады встрече с  нами, улыбнитесь соседу.

- Если вам у нас понравилось,  то похлопайте в ладоши.

- Если вы часто сердитесь, закройте глаза.

- Если  вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, покачайте головой;

- Если вы полагаете, что  ваше настроение зависит от настроения окружающих, подмигните;

- Если вы считаете, что у вас сейчас хорошее настроение - покружитесь.

Пантомимическая  разминка. Игра «Найди пару»

- Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой написано также «слон».

- Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого найти пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и «издавать характерные звуки вашего животного». Другими словами все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у вас получилось.

Можно использовать такие упражнения:

Игра «Дотронься до …».

- Я буду говорить,  до чего необходимо дотронуться, а вы будете выполнять.

- Дотроньтесь до того у кого светлые волосы, у кого голубые глаза, у кого есть серьги. Дотроньтесь к тому, у кого есть красный цвет на платье, у кого красивая прическа…

Игра “Светофор”.

Все участники встают в колонну по одному, взявшись за туловище впереди стоящего, руки сцеплены в замок. По команде ведущего все одновременно делают шаг или маленький прыжок в соответствии с цветом:

Желтый – вправо,
Синий – влево,
Зеленый – вперед,
Красный – назад.

 «Есть или нет?»

Играющие встают в круг и берутся за руки ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

  • Есть ли в поле светлячки?
  • Есть ли в море рыбки?
  • Есть ли крылья у теленка?
  • Есть ли клюв у поросенка?
  • Есть ли гребень у горы?
  • Есть ли двери у норы?
  • Есть ли хвост у петуха?
  • Есть ли ключ у скрипки?
  • Есть ли рифма у стиха?
  • Есть ли в нем ошибки?

Разминка (овощи Кубани)

1 .Захотелось плакать вдруг, слёзы лить заставил....(лук)

2.Набирай скорее в миску краснощёкую....(редиску)

3. 0тыскали наконец и зелёный....(огурец)

4.Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет....(картошка)

5.Завалился на бочок лежебока....(кабачок)

6.Разве в огороде пусто, если там растёт....(капуста)

7.Удивляет горожан темнокожий....(баклажан)

8.3а ботву, как за верёвку, можно вытянуть....(морковку)

9.Кто, ребята, не знаком с белозубым....(чесноком)

10.Держится за землю крепко, вылезать не хочет....(репка.)

Разминки стараюсь подбирать к теме мероприятия.

И заканчиваю всегда наши встречи упражнением на позитив.

В заключении мероприятия родители делятся своим мнением о встрече, высказывают пожелания.

Можно использовать Игру «Связующая нить»

Участники стоят, по кругу передавал клубок ниток, так чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, какое у них впечатление от собрания, что могут пожелать. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить. Ведущий обращает внимание на то, что искренность ответов и доброжелательный настрой всех сделали данную встречу интересной и познавательной.

Конечно, рассказать о работе с родителями полностью трудно. Идей много,  работа продолжается. Спасибо!