Главные вкладки

    «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МЕТРОВ-КЛАССИКОВ»
    методическая разработка по теме

    Манвелян Ануш Рафиковна

     

     САМООБРАЗОВАНИе по теме  «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МЕТРОВ-КЛАССИКОВ»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    САМООБРАЗОВАНИЕ

    2013-2014 гг.


    ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ

    «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МЕТРОВ-КЛАССИКОВ»


    «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, традициях. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний…».

    С. Лихачев

    Поэтому родная культура как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

    В последние годы 21 века Россия теряет свое лицо, свои традиции, свою самобытность. Будто заполонило нас все западное, заокеанское, чужеземное. Когда слышишь такое, то хочется задать вопрос: «А кто говорит? » Не тот ли «русский» человек, который под национальным имеет в виду квас, матрешку да сарафан с шапкой ушанкой?

    В России есть и дух, и вера каждого человека, патриота своей Родины в большое будущее нашего многонационального народа. И не случайно сейчас, как некогда ранее в нашем веке, так велик интерес всего мира к России – к ее истории, культуре, быту, обрядам. Мы стараемся узнать и понять: как жили наши давние и недавние предки, чьим правилам мы следуем по сегодняшний день. Какой была пища, утварь, как отмечались народные православные праздники «Пасха», «Рождество», «Масленица», «Новый год».

    «Да были люди в наше время, не то, что нынешнее племя… », повторяя строки из «Бородино» Лермонтова, мы не перестаем удивляться не только силе, здоровью, выносливости наших предков, но и душевной их крепости, стойкости, чистоте. Может, причина скрыта в быте, в повседневности, в том, что выстраивалось и выверялось веками и не случайно сквозь века донесено до наших дней.

    Изучив специальную и методическую литературу, я решила построить свою работу по приобщению детей к русской культуре так, чтобы она стала неотъемлемой частью

    Моя задача при знакомстве детей с формами фольклора содействовать развитию творческих способностей и доступных их интеллектуальному уровню художественных навыков.

    Россия - родина для многих. Но чтобы считать себя сыном или дочерью, нужно ощутить всю духовную жизнь русского народа, принять русский язык, изучить историю, культуру страны, как свою собственную.

    Прежде, чем приступить к работе в этом направлении был проведен мониторинг по выявлению теоретических и практических умений касающихся:

    1. Уровня знаний о предметах быта, праздников, традиций, игр, видов народно – прикладного творчества.

    2. Провелабеседу с родителями.

    Годы моей практики и работы показали  что у детей низкий уровень знаний и умений, а родители не подготовлены к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Это подтолкнуло к пополнению центров развивающей среды, к сбору необходимого материала по разделам:

    1. Народный быт;

    2. Народные инструменты и игрушки;

    3. Народное искусство

    В создании развивающего пространства большая помощь оказана родителями. Дети должны видеть вокруг себя частицы старого быта. Так появился музей русской избы. Из прочитанной литературы  и израссказанного бабушками и я узнала, что в избе нет случайных предметов. Каждый предмет занимает свое определенное место. В правом «красном» углу размещается обеденный стол с самоваром, сушками, заварным чайником и свечой. Рядом ставится лукошко, соломенный бычок, лесной житель желудь «Шуршик», лапти - самая распространенная крестьянская обувь. Вдоль стен стоят полки - полавочники, на которых расположена различная кухонная утварь.

    Русский народ славился своим гостеприимством: «Что есть на печи – все на стол мечи». Печь занимает самое почетное место в левом углу. За ней обычно ставят зыбку (колыбельку, сундук с сарафанами и рубахами. Эта часть избы называется «бабий закуток».

    Мне совместно с воспитателями   удалость частично воссоздать этот музей  и в этом нам помогли местные бабушки, у которых нашлись предметы старого быта. Туда вошли: коромысло; икона в «красном»  углу, украшенная лентами из кружев; самовар; полотенца с ручной вышивкой; предметы домашней утвари (горшочки, утюг и т.д); прялка; кровать, убранная  в стиле того времени и т.д.

    Совместно с родителями изготовлены костюмы для выступления детей

    Так проходили посиделки на «Масленицу». Рассказчиками были  петрушки и атаман, которые повествовали детям о празднике масленица, о традициях этого праздника есть блины и пить горячий чай. Главные герои  загадывали загадки, вместе с детками танцевали и пели народные песни и в конце провожали  «Масленицу».

    Приятно было видеть удивленные, сияющие лица родителей. Традиция чаепития, сложившаяся в нашей группе не была нарушена. За чашкой чая мы с родителями ведем теплые беседы о детях, о методах семейного воспитания, о секретах кулинарного искусства – обсуждаем конкурс «Чей блин вкуснее? »

    Незабываемое впечатление на детей и родителей оказывают проведение календарных праздников. Таким мероприятиям предшествует предварительная работа, которая требует от музыкального руководителя тактичного и деликатного доведения информации родителям. Народная культура тесно переплетается с религиозными обычаями, традициями, обрядами. Мои посиделки часто сопровождаются прослушиванием частушек, русских народных песен, народных музыкальных инструментов. Не забываем про голоса птиц в природе. Все эти грамзаписи собраны у нас в группе, в музыкальном зале (на флэш-носителях, на компакт-дисках, кассетах и т.д.).

    Знакомясь с устным народным творчеством, мы приобщаем детей к общечеловеческим нравственным ценностям. В фольклоре сочетаются слова, музыкальный ритм, напевность, высмеиваются недостатки и положительные качества людей. Поэтому фольклор является источником познавательного и нравственного развития детей.

    Сделав соответствующие выводы, я оформила картотеку пальчиковых игр по мотивам русских народных сказок, картотеку загадок, потешек. Составила перспективное планирование с использованием малых форм фольклора, учитывая возраст и интеллектуальное развитие к каждой лексической теме.

    Для детей игра является ведущим видом деятельности.

    Я использовала игры во всем их многообразии:

    • сюжетно – ролевые игры;
    • игры – драматизации по сюжетам сказок полюбившимся детям: «Колобок», «Теремок», «Репка»;
    • народные подвижные игры (смотри картотеку) ;
    • хороводные игры (смотри картотеку) ;
    • словесные подвижные игры (смотри картотеку) ;
    • игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов, потешек, так как они создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают тренировку пальцев, развивают мелкие мышцы, учат улавливать ритм стиха.

    В своей работе я использую наглядные, словесные и практические методы обучения, которые опираются на активные, действенные познания детьми предметов и явлений окружающей действительности. С привлечением всех или многих анализаторов: зрения, слуха, осязания.

    Использовала следующие приемы:

    • показ и рассматривание предмета;
    • выполнение действий с предметом;
    • просьбы, поручения;
    • повторение с ребенком слов, словосочетаний, предложений;
    • непосредственное общение через куклу («бабушка Загадушка», домовенок Кузя) ;
    • многократное проговаривание речевого материала;
    • комментирование действий.

    Ознакомление детей с народной культурой и художественно – творческая деятельность разного содержания, является частью всей воспитательной - образовательной работы. В ней решаются как общие задачи, так и специфические, связанные с различными видами детской деятельности:

    Коммуникативная: сказки, потешки, загадки;

    Продуктивная: народные художественные промыслы, игрушки, костюмы;

    Физическая культура: народные игры, считалки, дразнилки;

    Музыкальная: народные песни, колыбельные, игра на инструментах, кукольные спектакли, праздники;

    Восприятие художественной литературы : быт и основные занятия людей, приметы, пословицы, история Руси, традиции.

    Таким образом, во всех видах организованной образовательной деятельности в основе лежит народная культура, которая формирует у детей эстетическое отношение к окружающему. Закладывает основы развития личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине и уважении к истории своего народа, а так как наш садик многонационален, то и дает возможность детям других национальностей познать русскую культуру и в дальнейшем успешно обучаться в школе. Развивает важнейшие психические процессы, формирует компоненты различных способностей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация "Развитие речи через музыкальное воспитание детей"

    Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. И не зря, особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в систему, в комплекс методик арт...

    Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

    В данной статье рассказано о влиянии игры на ДМИ на музыкальное развитие детей дошкольного возраста...

    Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

    Детское творчество – это создание ребенком субъективно нового продукта и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития дошкольника в процессе творческой деятельно...

    Развития музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

    Элементарное музицирование открывает перед детьми новый мир звуков и красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке. Материал предназначен для педаг...

    Музыкальное воспитание детей через взаимодействие с ДК с. Гилево

    Опыт взаимодействия детского сада и учреждений культуры на селе....

    Музыкальное воспитание ребенка через музыку.

    Музыкальное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста....