«МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МЕТРОВ-КЛАССИКОВ»
методическая разработка по теме

Манвелян Ануш Рафиковна

 

 САМООБРАЗОВАНИе по теме  «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МЕТРОВ-КЛАССИКОВ»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

САМООБРАЗОВАНИЕ

2013-2014 гг.


ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МЕТРОВ-КЛАССИКОВ»


«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, традициях. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний…».

С. Лихачев

Поэтому родная культура как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В последние годы 21 века Россия теряет свое лицо, свои традиции, свою самобытность. Будто заполонило нас все западное, заокеанское, чужеземное. Когда слышишь такое, то хочется задать вопрос: «А кто говорит? » Не тот ли «русский» человек, который под национальным имеет в виду квас, матрешку да сарафан с шапкой ушанкой?

В России есть и дух, и вера каждого человека, патриота своей Родины в большое будущее нашего многонационального народа. И не случайно сейчас, как некогда ранее в нашем веке, так велик интерес всего мира к России – к ее истории, культуре, быту, обрядам. Мы стараемся узнать и понять: как жили наши давние и недавние предки, чьим правилам мы следуем по сегодняшний день. Какой была пища, утварь, как отмечались народные православные праздники «Пасха», «Рождество», «Масленица», «Новый год».

«Да были люди в наше время, не то, что нынешнее племя… », повторяя строки из «Бородино» Лермонтова, мы не перестаем удивляться не только силе, здоровью, выносливости наших предков, но и душевной их крепости, стойкости, чистоте. Может, причина скрыта в быте, в повседневности, в том, что выстраивалось и выверялось веками и не случайно сквозь века донесено до наших дней.

Изучив специальную и методическую литературу, я решила построить свою работу по приобщению детей к русской культуре так, чтобы она стала неотъемлемой частью

Моя задача при знакомстве детей с формами фольклора содействовать развитию творческих способностей и доступных их интеллектуальному уровню художественных навыков.

Россия - родина для многих. Но чтобы считать себя сыном или дочерью, нужно ощутить всю духовную жизнь русского народа, принять русский язык, изучить историю, культуру страны, как свою собственную.

Прежде, чем приступить к работе в этом направлении был проведен мониторинг по выявлению теоретических и практических умений касающихся:

1. Уровня знаний о предметах быта, праздников, традиций, игр, видов народно – прикладного творчества.

2. Провелабеседу с родителями.

Годы моей практики и работы показали  что у детей низкий уровень знаний и умений, а родители не подготовлены к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Это подтолкнуло к пополнению центров развивающей среды, к сбору необходимого материала по разделам:

1. Народный быт;

2. Народные инструменты и игрушки;

3. Народное искусство

В создании развивающего пространства большая помощь оказана родителями. Дети должны видеть вокруг себя частицы старого быта. Так появился музей русской избы. Из прочитанной литературы  и израссказанного бабушками и я узнала, что в избе нет случайных предметов. Каждый предмет занимает свое определенное место. В правом «красном» углу размещается обеденный стол с самоваром, сушками, заварным чайником и свечой. Рядом ставится лукошко, соломенный бычок, лесной житель желудь «Шуршик», лапти - самая распространенная крестьянская обувь. Вдоль стен стоят полки - полавочники, на которых расположена различная кухонная утварь.

Русский народ славился своим гостеприимством: «Что есть на печи – все на стол мечи». Печь занимает самое почетное место в левом углу. За ней обычно ставят зыбку (колыбельку, сундук с сарафанами и рубахами. Эта часть избы называется «бабий закуток».

Мне совместно с воспитателями   удалость частично воссоздать этот музей  и в этом нам помогли местные бабушки, у которых нашлись предметы старого быта. Туда вошли: коромысло; икона в «красном»  углу, украшенная лентами из кружев; самовар; полотенца с ручной вышивкой; предметы домашней утвари (горшочки, утюг и т.д); прялка; кровать, убранная  в стиле того времени и т.д.

Совместно с родителями изготовлены костюмы для выступления детей

Так проходили посиделки на «Масленицу». Рассказчиками были  петрушки и атаман, которые повествовали детям о празднике масленица, о традициях этого праздника есть блины и пить горячий чай. Главные герои  загадывали загадки, вместе с детками танцевали и пели народные песни и в конце провожали  «Масленицу».

Приятно было видеть удивленные, сияющие лица родителей. Традиция чаепития, сложившаяся в нашей группе не была нарушена. За чашкой чая мы с родителями ведем теплые беседы о детях, о методах семейного воспитания, о секретах кулинарного искусства – обсуждаем конкурс «Чей блин вкуснее? »

Незабываемое впечатление на детей и родителей оказывают проведение календарных праздников. Таким мероприятиям предшествует предварительная работа, которая требует от музыкального руководителя тактичного и деликатного доведения информации родителям. Народная культура тесно переплетается с религиозными обычаями, традициями, обрядами. Мои посиделки часто сопровождаются прослушиванием частушек, русских народных песен, народных музыкальных инструментов. Не забываем про голоса птиц в природе. Все эти грамзаписи собраны у нас в группе, в музыкальном зале (на флэш-носителях, на компакт-дисках, кассетах и т.д.).

Знакомясь с устным народным творчеством, мы приобщаем детей к общечеловеческим нравственным ценностям. В фольклоре сочетаются слова, музыкальный ритм, напевность, высмеиваются недостатки и положительные качества людей. Поэтому фольклор является источником познавательного и нравственного развития детей.

Сделав соответствующие выводы, я оформила картотеку пальчиковых игр по мотивам русских народных сказок, картотеку загадок, потешек. Составила перспективное планирование с использованием малых форм фольклора, учитывая возраст и интеллектуальное развитие к каждой лексической теме.

Для детей игра является ведущим видом деятельности.

Я использовала игры во всем их многообразии:

  • сюжетно – ролевые игры;
  • игры – драматизации по сюжетам сказок полюбившимся детям: «Колобок», «Теремок», «Репка»;
  • народные подвижные игры (смотри картотеку) ;
  • хороводные игры (смотри картотеку) ;
  • словесные подвижные игры (смотри картотеку) ;
  • игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов, потешек, так как они создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают тренировку пальцев, развивают мелкие мышцы, учат улавливать ритм стиха.

В своей работе я использую наглядные, словесные и практические методы обучения, которые опираются на активные, действенные познания детьми предметов и явлений окружающей действительности. С привлечением всех или многих анализаторов: зрения, слуха, осязания.

Использовала следующие приемы:

  • показ и рассматривание предмета;
  • выполнение действий с предметом;
  • просьбы, поручения;
  • повторение с ребенком слов, словосочетаний, предложений;
  • непосредственное общение через куклу («бабушка Загадушка», домовенок Кузя) ;
  • многократное проговаривание речевого материала;
  • комментирование действий.

Ознакомление детей с народной культурой и художественно – творческая деятельность разного содержания, является частью всей воспитательной - образовательной работы. В ней решаются как общие задачи, так и специфические, связанные с различными видами детской деятельности:

Коммуникативная: сказки, потешки, загадки;

Продуктивная: народные художественные промыслы, игрушки, костюмы;

Физическая культура: народные игры, считалки, дразнилки;

Музыкальная: народные песни, колыбельные, игра на инструментах, кукольные спектакли, праздники;

Восприятие художественной литературы : быт и основные занятия людей, приметы, пословицы, история Руси, традиции.

Таким образом, во всех видах организованной образовательной деятельности в основе лежит народная культура, которая формирует у детей эстетическое отношение к окружающему. Закладывает основы развития личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине и уважении к истории своего народа, а так как наш садик многонационален, то и дает возможность детям других национальностей познать русскую культуру и в дальнейшем успешно обучаться в школе. Развивает важнейшие психические процессы, формирует компоненты различных способностей.