Проблема взаимосвязи воображения и творческой игры дошкольника.
статья по теме

 Жирова Жанна Михайловна

 

Каждый возраст вносит свой существенный вклад в развитие личности. Почти все основные свойства и качества личности человека складываются в детстве. В этот период происходит бурное развитие всех психических процессов, одним из которых является воображение.

…Воображение - психический познавательный процесс, благодаря которому создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта.

…Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.

…Воображение взаимосвязано со всеми психическими процессами. Оно является основой наглядно - образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии.

…Воображение может быть четырех основных видов - активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли, вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно контролируется человеком. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть.

…В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья функция связана с участием воображения в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

…Процесс развития воображения начинается в дошкольном детстве. Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого. За кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания -недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет   разные   представления   и   не   критически   относится   к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте. (Л.С.Выготский )

…Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте. До достижения 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне не устойчив, легко разрушается. А подчас, (особенно в 3-4 года) замысел рождается только после действия. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.

…В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте 5 лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост речевых форм воображения, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающие истории. Дошкольник «открывается» в воображении от конкретной ситуации. У него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов.

…Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Рост произвольности воображения проявляется у дошкольников в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. У старших дошкольников игровые замыслы относительно устойчивы и дети часто осуществляют их до конца.

…Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.

…Следует отметить, что, фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов - это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы (опираясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей действительности). Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может.

…Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющие определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Дошкольник, например, придумывает себе друга- маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребенок как будто переживает приключения.

…Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преображения впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные.

…Наиболее распространенным приемом в словесном творчестве является   создание ситуаций с помощью наделения персонажей реалистическими действиями. Дошкольник включает героев в специфически человеческие жизненные ситуации, приписывая им человеческие мысли, чувства, поступки. Он интерпретирует поведение животных на человеческий лад, отражая опыт социальных взаимоотношений. Прием антропоморфизм - одушевление предметов дети часто пользуются при создании образов, поскольку постоянно встречаются с ним при слушании сказок.

…Более сложным приемом, который использует дошкольник, выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы, несоединимые стороны разных объектов. Нередко дети, фантазируя, используют хорошо им знакомые сказочные события, внося лишь некоторые добавления, заменяя персонажей, соединяя несколько сюжетов разных сказок или придумывая для знакомой сказки новое продолжение. Для дошкольника характерна легкость соединения образов, полученных из разных источников, поэтому придуманные ими сказки нередко приобретают причудливый характер.

…Урунтаева Г.А. раскрывает влияние игры на формирование различных психических процессов: игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развития сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать собственные впечатления. Ребенок, перевоплощаясь в разных персонажей, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

…Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая
организация среды, которая включает наряду со знакомыми предметами с
закрепленными функциями предмета неспецифические,  полу функциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их разными значением в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение (Е.В. Зворыгина, Е.М. Гаспарова и др.)

…Подводя итоги, следует отметить, что в старшем дошкольном возрасте воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию. Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типичное в объекте. Воображение становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование, в этом возрасте дошкольник осваивает приемы и средства создания образов.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема взаимосвязи воображения и творческой игры дошкольника

Каждый возраст вносит свой существенный вклад в развитие личности. Почти все основные свойства и качества личности человека складываются в детстве. В этот период происходит бурное развитие всех психических процессов, одним из которых является воображение.

…Воображение - психический познавательный процесс, благодаря которому создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта.(22)

…Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.(22)

…Воображение взаимосвязано со всеми психическими процессами. Оно является основой наглядно - образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии.(30)

…Воображение может быть четырех основных видов - активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли, вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно контролируется человеком. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть.(30)

…В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья функция связана с участием воображения в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.(7)

…Процесс развития воображения начинается в дошкольном детстве. Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого. За кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания -недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет   разные   представления   и   не   критически   относится   к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте. (Л.С.Выготский (7).

…Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте. До достижения 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне не устойчив, легко разрушается. А подчас, (особенно в 3-4 года) замысел рождается только после действия. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.(30)

…В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте 5 лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост речевых форм воображения, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающие истории. Дошкольник «открывается» в воображении от конкретной ситуации. У него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов.(30)

…Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Рост произвольности воображения проявляется у дошкольников в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. У старших дошкольников игровые замыслы относительно устойчивы и дети часто осуществляют их до конца.(30)

…Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.

…Следует отметить, что, фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов - это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы (опираясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей действительности). Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может.

…Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющие определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Дошкольник, например, придумывает себе друга- маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребенок как будто переживает приключения.(30)

…Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преображения впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные.

…Наиболее распространенным приемом в словесном творчестве является   создание ситуаций с помощью наделения персонажей


реалистическими действиями. Дошкольник включает героев в специфически человеческие жизненные ситуации, приписывая им человеческие мысли, чувства, поступки. Он интерпретирует поведение животных на человеческий лад, отражая опыт социальных взаимоотношений. Прием антропоморфизм - одушевление предметов дети часто пользуются при создании образов, поскольку постоянно встречаются с ним при слушании сказок.(30)

…Более сложным приемом, который использует дошкольник, выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы, несоединимые стороны разных объектов. Нередко дети, фантазируя, используют хорошо им знакомые сказочные события, внося лишь некоторые добавления, заменяя персонажей, соединяя несколько сюжетов разных сказок или придумывая для знакомой сказки новое продолжение. Для дошкольника характерна легкость соединения образов, полученных из разных источников, поэтому придуманные ими сказки нередко приобретают причудливый характер.(26) 

…Урунтаева Г.А. раскрывает влияние игры на формирование различных психических процессов: игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развития сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать собственные впечатления. Ребенок, перевоплощаясь в разных персонажей, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.(30)

…Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая
организация среды, которая включает наряду со знакомыми предметами с
закрепленными функциями предмета неспецифические,  полу функциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их разными значением в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение
 (Е.В. Зворыгина, Е.М. Гаспарова и др.)(30)

…Подводя итоги, следует отметить, что в старшем дошкольном возрасте воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию. Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типичное в объекте. Воображение становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование, в этом возрасте дошкольник осваивает приемы и средства создания образов.