Кризис трёх лет
материал (младшая группа) по теме

Руденко Татьяна Васильевна

                                                               Кризис трёх лет

Не стоит пугаться слова «Кризис»:оно просто обращает наше внимание на важные перемены ,к которым нужно отнестись внимательно.

Кризис  трёх лет свидетельствует о том ,что ребёнок многого достиг в своём развитии и больше не может действовать по освоенным прежде моделям .Изменения в его характере ,конечно, не происходят строго в определённое время .У кого-то кризис начинается в 2,5 года ,у кого то в 3,5.У разных детей он может выражаться по разному ,может пройти быстро или затянуться .Кто-то из родителей не заметит в детском поведении кардинальных перемен ,кто-то скажет ,что ребёнка «как будто подменили».

В период всех возрастных кризисов дети, как правило ,становятся тревожными ,капризными, быстро утомляются .Эти изменения ,конечно ,сказываются на отношениях с родителями :могут возникать конфликты ,непонимание ,противостояние .Взрослым не всегда легко разобраться ,как именно нужно изменить родительскую стратегию в новой ситуации.

                                                               Переходный период.

К трём годам ребёнок осваивается в окружающем его мире и уже отделяет себя от других людей .Он начинает ощущать ,что владеет собственным телом, управляет движениями ,чувствует ,что у него есть собственная воля .Это приводит к новым отношениям со взрослыми .Ребёнок начинает подражать им, сравнивая себя с ними, хочет пользоваться теми же правами, быть таким же самостоятельным.

Чувствую себя способным действовать, он стремится делать всё «сам»,проявляя подчас незаурядное упрямство .Для подтверждения собственной самостоятельности ребёнок готов подолгу возиться с одеждой, застёгивая непослушные пуговицы, настойчиво пытаться пробовать незнакомую пищу.

Важная роль в жизни ребёнка теперь отводится сверстником .Конечно ,они присутствовали в жизни малыша и раньше, но теперь совместная игра приобретает особое значение .Если раньше ребёнок играл рядом с другими детьми, то теперь он хочет играть именно вместе с ними .Желание взаимодействовать со сверстниками – важнейшая детская потребность ,и родителям нужно подумать о способах её реализации.

                                               Отличительные признаки

Чтобы вовремя почувствовать изменения в ребёнке ,важно знать, каковы основные проявления кризиса трёх лет.

1.       Негативизм – стремление противоречить, делать наоборот, отказываясь выполнять просьбы взрослых .Негативизм отличается от обычного непослушания .Не слушаясь, ребёнок не будет делать то, что ему не хочется. Причины негативизма иные. Призыв родителей что-либо сделать ребёнок проигнорирует потому, что его просит взрослый. Иначе говоря, поведение ребёнка определяется отношением к взрослому.

2.       Упрямство отличается от настойчивости: ребёнок будет добиваться своего даже тогда, когда то, о чём он просит, ему уже не нужно. Так он требует, чтобы с ним считались. К проявлениям упрямства важно относиться терпеливо. Ведь проявляя себя таким образом, ребёнок учится понимать своим желания, проявлять свою волю.

3.       Строптивость направлена против правил, которые действуют в семье, то есть против системы в целом. Ребёнок не доволен всем, что ему предлагают.

4.       Своеволие проявляется в том, что ребёнок воспринимает только собственные желания и действия. Эта тяга к самостоятельности неадекватна возможностям ребёнка, именно поэтому конфликты со взрослыми так часты.

5.       Протест-бунт – ежедневная война со взрослыми, когда конфликты становятся регулярными.

6.       Деспотизм, как правило, ярче проявляется в семье, где один ребёнок. Пользуясь своей властью над родственниками, ребёнок начинает жёстко диктовать условия: что он будет есть, что не будет, что наденет, а что нет и т.д.

7.       Ревность в отношении братьев и сестёр. Ребёнок становится нетерпим к другим детям, которые, с его точки зрения, не имеют никаких прав.

8.       Обесценивание того,  что было интересно раньше. Любимая игрушка может вдруг перестать ею быть, любимая сказка разонравиться. Ребёнок начинает интересоваться другими вещами ,и обесценивание прежних увлечений становится своеобразной формой прощания с прошлым.

                                                              Что делать родителям.

Важно понимать ,что попытки общаться с ребёнком «как прежде» нужно оставить, потому что так его негативные реакции будут только усиливаться. Теперь , когда он старается действовать самостоятельно, ему очень важно, чтобы взрослые относились к этому всерьёз.

Именно взрослый должен найти выход из противостояния. Ведь проявляя самостоятельность, ребёнок впервые испытывает отчуждение от других, вызванное собственными действиями. Переживания кризиса обостряют восприимчивость ребёнка и к чувствам других людей. Он начинает осваивать приемлемые формы отделения себя от окружающих, учится сравнивать себя с другими людьми.

Уважительное отношение к самостоятельности ребёнка можно показать, предоставляя ему выбор.

                               Сделать счастливыми наших детей.3-6 лет.

Для развития ребёнка необходимо, чтобы отношения с родителями основывались на уважении и терпении. Ведь постоянно бунтуя, ребёнок быстро истощается, а внутрисемейные отношения для него – это прежде всего пространство безусловного принятия и любви, где он может восстановить силы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_tryokh_let.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                Кризис трёх лет

Не стоит пугаться слова «Кризис»:оно просто обращает наше внимание на важные перемены ,к которым нужно отнестись внимательно.

Кризис  трёх лет свидетельствует о том ,что ребёнок многого достиг в своём развитии и больше не может действовать по освоенным прежде моделям .Изменения в его характере ,конечно, не происходят строго в определённое время .У кого-то кризис начинается в 2,5 года ,у кого то в 3,5.У разных детей он может выражаться по разному ,может пройти быстро или затянуться .Кто-то из родителей не заметит в детском поведении кардинальных перемен ,кто-то скажет ,что ребёнка «как будто подменили».

В период всех возрастных кризисов дети, как правило ,становятся тревожными ,капризными, быстро утомляются .Эти изменения ,конечно ,сказываются на отношениях с родителями :могут возникать конфликты ,непонимание ,противостояние .Взрослым не всегда легко разобраться ,как именно нужно изменить родительскую стратегию в новой ситуации.

                                Переходный период.

К трём годам ребёнок осваивается в окружающем его мире и уже отделяет себя от других людей .Он начинает ощущать ,что владеет собственным телом, управляет движениями ,чувствует ,что у него есть собственная воля .Это приводит к новым отношениям со взрослыми .Ребёнок начинает подражать им, сравнивая себя с ними, хочет пользоваться теми же правами, быть таким же самостоятельным.

Чувствую себя способным действовать, он стремится делать всё «сам»,проявляя подчас незаурядное упрямство .Для подтверждения собственной самостоятельности ребёнок готов подолгу возиться с одеждой, застёгивая непослушные пуговицы, настойчиво пытаться пробовать незнакомую пищу.

Важная роль в жизни ребёнка теперь отводится сверстником .Конечно ,они присутствовали в жизни малыша и раньше, но теперь совместная игра приобретает особое значение .Если раньше ребёнок играл рядом с другими детьми, то теперь он хочет играть именно вместе с ними .Желание взаимодействовать со сверстниками – важнейшая детская потребность ,и родителям нужно подумать о способах её реализации.

                        Отличительные признаки

Чтобы вовремя почувствовать изменения в ребёнке ,важно знать, каковы основные проявления кризиса трёх лет.

  1. Негативизм – стремление противоречить, делать наоборот, отказываясь выполнять просьбы взрослых .Негативизм отличается от обычного непослушания .Не слушаясь, ребёнок не будет делать то, что ему не хочется. Причины негативизма иные. Призыв родителей что-либо сделать ребёнок проигнорирует потому, что его просит взрослый. Иначе говоря, поведение ребёнка определяется отношением к взрослому.
  2. Упрямство отличается от настойчивости: ребёнок будет добиваться своего даже тогда, когда то, о чём он просит, ему уже не нужно. Так он требует, чтобы с ним считались. К проявлениям упрямства важно относиться терпеливо. Ведь проявляя себя таким образом, ребёнок учится понимать своим желания, проявлять свою волю.
  3. Строптивость направлена против правил, которые действуют в семье, то есть против системы в целом. Ребёнок не доволен всем, что ему предлагают.
  4. Своеволие проявляется в том, что ребёнок воспринимает только собственные желания и действия. Эта тяга к самостоятельности неадекватна возможностям ребёнка, именно поэтому конфликты со взрослыми так часты.
  5. Протест-бунт – ежедневная война со взрослыми, когда конфликты становятся регулярными.
  6. Деспотизм, как правило, ярче проявляется в семье, где один ребёнок. Пользуясь своей властью над родственниками, ребёнок начинает жёстко диктовать условия: что он будет есть, что не будет, что наденет, а что нет и т.д.
  7. Ревность в отношении братьев и сестёр. Ребёнок становится нетерпим к другим детям, которые, с его точки зрения, не имеют никаких прав.
  8. Обесценивание того,  что было интересно раньше. Любимая игрушка может вдруг перестать ею быть, любимая сказка разонравиться. Ребёнок начинает интересоваться другими вещами ,и обесценивание прежних увлечений становится своеобразной формой прощания с прошлым.

                                 Что делать родителям.

Важно понимать ,что попытки общаться с ребёнком «как прежде» нужно оставить, потому что так его негативные реакции будут только усиливаться. Теперь , когда он старается действовать самостоятельно, ему очень важно, чтобы взрослые относились к этому всерьёз.

Именно взрослый должен найти выход из противостояния. Ведь проявляя самостоятельность, ребёнок впервые испытывает отчуждение от других, вызванное собственными действиями. Переживания кризиса обостряют восприимчивость ребёнка и к чувствам других людей. Он начинает осваивать приемлемые формы отделения себя от окружающих, учится сравнивать себя с другими людьми.

Уважительное отношение к самостоятельности ребёнка можно показать, предоставляя ему выбор.

                Сделать счастливыми наших детей.3-6 лет.

Для развития ребёнка необходимо, чтобы отношения с родителями основывались на уважении и терпении. Ведь постоянно бунтуя, ребёнок быстро истощается, а внутрисемейные отношения для него – это прежде всего пространство безусловного принятия и любви, где он может восстановить силы.