Конспект занятия по психологии в разновозрастной группе "Как правильно дружить"
план-конспект занятия по теме

Жихарева Алла Владимировна

 

Задачи:

1. Совместно с учащимися обсудить нравственное понимание ими истинной и мнимой дружбы и ее значение в жизни каждого человека.

2. Способствовать формированию умения высказывать свое мнение и отстаивать его, прислушиваться к мнению своих одноклассников по обсуждаемой теме.

3. Воспитывать стремление быть настоящим другом, способствовать формированию самооценки своих поступков в дружбе.

Оборудование: раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы, музыкальный файл «Когда мои друзья со мной», слайд-шоу фотографий учеников

(видеоряд для песни «Когда мои друзья со мной»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_vosp.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПРАВИЛЬНО ДРУЖИТЬ

Задачи:

1. Совместно с учащимися обсудить нравственное понимание ими истинной и мнимой дружбы и ее значение в жизни каждого человека.

2. Способствовать формированию умения высказывать свое мнение и отстаивать его, прислушиваться к мнению своих одноклассников по обсуждаемой теме.

3. Воспитывать стремление быть настоящим другом, способствовать формированию самооценки своих поступков в дружбе.

Оборудование: раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы, музыкальный файл «Когда мои друзья со мной», слайд-шоу фотографий учеников

(видеоряд для песни «Когда мои друзья со мной»).

Ход занятия

Воспитатель .  Здравствуйте, дорогие ребята!

Я рада всех вас приветствовать на нашем классном часе! Эпиграфом будет высказывание Франсуа де Ларошфуко «Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости,— это ...».  Ну это мы выясним с вами в процессе нашей беседы.

1. Беседа.

Воспитатель  Среди пословиц и поговорок есть такая: не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

В чем мудрость этой пословицы? Актуальна ли она сейчас?

Ответы детей.

Проведенные социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственника-ми. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1–3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание.

У любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели, товарищи.

Чем приятели отличаются от друзей?

Кого называем товарищем?

(Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями. Приятель – человек с которым приятно проводить время.  Слово «товарищ»  первоначально означало «компаньон, участник совместных дел»).

Кто же такой друг? Какими качествами в идеале он должен обладать?

Давайте составим портрет идеального друга.

2. Упражнение “Мой идеальный друг».

Цель: осознание учащимися тех качеств, которые ценятся в дружбе.

Задача: самоанализ учащимися своих взглядов на качества, которые необходимы в дружбе.

Воспитатель. Предлагаю вам, ребята, сначала самостоятельно, а потом  всем вместе обсудить качества, которые необходимы  настоящему другу. ( ответы детей записываются на ватмане).

А теперь подумайте, проанализируйте какие качества из тех которые вы хотите видеть в своем друге, есть у вас и каких не хватает. ( обсуждение)

Теперь раз мы с вами разобрались кто такой друг, приятель, предлагаю вам  закончить фразу:

Идеальный друг -

Совместное обсуждение результатов..

Примерные ответы:

Идеальный  друг  – тот, кому ты доверяешь, с кем ты можешь быть откровенным.

Идеальный друг – тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту.

Идеальный друг – тот, кто умеет хранить тайны.

Идеальный друг  – тот, кто не льстит тебе, а говорит правду о твоих

недостатках.

Идеальный друг – тот, кто помогает бескорыстно.

Идеальный друг – тот, на кого можно положиться, кто не бросит в беде.

Дискуссия на основании составленного кластера.

Классный руководитель задает вопросы, дети отвечают.

Показ слайдов.

Считаешь ли ты себя хорошим другом?

Что может помешать дружбе?

У тебя есть друг? Как ты подходишь к выбору друзей?

Если друг справедливо и честно оценивает тебя и твои поступки нужно ли на это обижаться?

Вывод: друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет,

способен поддержать, посочувствовать, всегда понять. Другу мы можем доверить свои секреты.

А сейчас мы всем предлагается поиграть. (игра в телевизионке)

3. Упражнение «Кто быстрее?»

Цель: сплочение коллектива.

Время: 10 минут.

Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

        квадрат;

        треугольник;

        ромб;

        букву;

        птичий косяк.

1 этап – руководит построением Лиля,

2 этап – руководит построением Милешкин И.

3 этап – руководит построением – Раков Д.

Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении? Как было подчиняться указаниям другого человека?

4. Упражнение “Что важно для дружбы?” 

Цели: закрепление полученных знаний о дружбе;  формирование новых отношений с окружающими людьми.

Задача: расширить свои представления о дружеских взаимоотношениях.

Воспитатель . Что важно для дружбы?

Давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания.

Защищать друг друга от обидчиков.

Придумывать вместе интересные игры.

Уметь посочувствовать, поддержать, утешить.

Угощать друг друга сладостями.

Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна.

Уметь делиться новостями.

Помогать друг другу.

Уметь слушать друг друга и понимать.

Не ссориться друг с другом по пустякам.

Искренне радоваться успехам друг друга. (ответы фиксируются на бумаге)

Вывод: Чтобы дружить, нужно тратить много душевных сил. Если вы умеете дружить – значит вы хороший человек!

Воспитатель: Итак, друзья  – это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведѐт, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, иногда, теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Без дружбы планета Земля перестала бы существовать, а люди перестали бы быть людьми. Из нашего обихода исчезли бы дружественные пожатия и тѐплые взгляды, идущие от сердца слова и радость встречи, участие

и сочувствие, доброта и понимание.

Очень хочется, чтобы дружба никогда не покидала нашу землю, а слово ―друг‖ было самым главным и важным словом после слова ―семья‖.

5. Упражнение «Головоломка»

Детям из отдельных букв необходимо собрать слово сплоченность.

Рефлексия.

«Я сегодня узнал ...», «Для меня самым интересным было ...», «Для меня друг – это ...».

Подготовительный этап:

Диагностика психологической атмосферы в группе

Участникам выдаются бланки для заполнения.

Здесь приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью которых Вам предлагается описать психологическую атмосферу в Вашей группе. Поставьте знак ? (звездочка) ближе к тому признаку в каждой паре, который, по Вашему мнению, более выражен в Вашей группе.

1   2   3   4   5   6   7   8

1.        Дружелюбие – Враждебность

2.        Согласие – Несогласие

3.        Удовлетворенность – Неудовлетворенность

4.        Продуктивность – Непродуктивность

5.        Теплота – Холодность

6.        Сотрудничество – Несогласованность

7.        Взаимная поддержка – Недоброжелательность

8.        Увлеченность – Равнодушие

9.        Занимательность – Скука

10.        Успешность – Безуспешностьбо из группы. Необходимопожать руку всем членам группы.

Домашнее задание.

Взять интервью у родителей.

Примерные вопросы: Что самое важное для вас в  дружбе? Есть ли у Вас настоящие друзья? Сколько лет вы их знаете? Знаете ли Вы чтонибудь о кодексе или правилах дружбы?

Фамилия Имя _____________________________________

У нас в семье

             Дружелюбие________________________________________________Враждебность

                    Согласие _______________________________________________Несогласие

  Удовлетворенность _______________________________________________Неудовлетворенность

       Продуктивность _______________________________________________Непродуктивность

                     Теплота _______________________________________________Холодность

        Сотрудничество ______________________________________________Несогласованность

Взаимная поддержка _____________________________________________ Недоброжелательность

            Увлеченность______________________________________________Равнодушие

      Занимательность _____________________________________________Скука

              Успешность______________________________________________Безуспешностьбо

Фамилия Имя _____________________________________

У нас в семье

             Дружелюбие________________________________________________Враждебность

                    Согласие _______________________________________________Несогласие

  Удовлетворенность _______________________________________________Неудовлетворенность

       Продуктивность _______________________________________________Непродуктивность

                     Теплота _______________________________________________Холодность

        Сотрудничество ______________________________________________Несогласованность

Взаимная поддержка _____________________________________________ Недоброжелательность

            Увлеченность______________________________________________Равнодушие

      Занимательность _____________________________________________Скука

              Успешность______________________________________________Безуспешностьбо