Игра – показатель развития ребенка
консультация по теме

Артюкова Ольга Петровна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ Детский сад № 910

   

Консультация для педагогов

Игра – показатель развития ребенка.

Воспитатель группы № 6

Артюкова О.П.

Москва 2011г.

   Игра – показатель развития ребенка.

   Игра в жизни ребенка занимает важное место, до 7-8 лет игра является ведущим видом деятельности и только позже ее сменяет учебная деятельность. Игра – это здорово! Ведь в игре происходит развитие ребенка. С помощью игр ребенок обучается, познает мир, общается, преодолевает свои страхи, применяет новые навыки. Внимательный взрослый может наблюдать за игрой детей и узнавать многое об их развитии, настроении, психических особенностях, проблемах. Также взрослый может играть вместе с ребенком и в процессе обучать его или развивать определенные навыки (развивающие игры), а еще с помощью игр можно бороться со страхами, преодолевать тревожность и неуверенность, учить общаться (коррекционные игры).

    Игра – великий механизм, придуманный природой для того, чтобы ребенок мог в легкой и доступной форме получить информацию об этом сложном мире. При этом он не скучает и не устает, как студенты на лекциях. Игра как метод обучения и развития настолько эффективна, что уже и для взрослых широко используются игровые тренинги.

   Если хотите чему-нибудь научить ребенка – играйте с ним.

   Играйте в то, что ему интересно, сделайте интересными игры, которые будут полезны для него.

   

   А все ли игры полезны?!

   Раньше были популярны такие подвижные игры, как: классики, резинки, прятки, казаки-разбойники,  «море волнуется раз», спортивные игры и другие. Особенность этих игр не только в том, что они подвижные и способствуют физическому развитию ребенка, но и в том, что создают позитивную атмосферу общения.

   Вхождение компьютеров в нашу повседневную жизнь внесло существенные коррективы и в детские игры. С одной стороны, появилось немало полезных развивающих компьютерных игр, с другой стороны – масса игр вредных, калечащих неустойчивую детскую психику, развивающих в ребенке низменные животные инстинкты, склонность к насилию, жестокости, криминалу.

   Мало того, компьютер стал заменять детям подвижные игры и живое общение со сверстниками. Вплоть до возникновения компьютерной и игровой зависимости, которые представляют собой отклонение психики от нормы.

   Проблема очень острая. На наших глазах растет поколение, частично состоящее из компьютерных биороботов-полуинвалидов. И это наши дети – наше будущее.

   Решением может стать популяризация подвижных игр, которая облегчит жизнь родителям и даст детям возможность нормального живого общения, покажет им его привлекательность в сравнении с уходом от реальности в компьютерную псевдореальность.

   

   Агрессивные игры.

   Детская игра многогранна, наблюдая за играющими и анализируя, мы можем судить не только о развитии у ребенка социальных навыков, но и об умственном развитии, об испытываемых эмоциях, об отношении к людям, о восприятии тех или иных событий.
  Игры с элементами агрессии существовали всегда, но современные дети играют в них все чаще. Причины возникновения таких игр могут быть разными, они “пересекаются” с причинами детской агрессивности в целом. Можно выделить внешние и внутренние причины агрессивности.

  • Внешние причины агрессивности

   Семья, в которой растет ребенок. К сожалению, многие родители склонны к двойным стандартам: на словах они отрицательно относятся к проявления агрессии у детей, желают воспитать ребенка добрым, но в тоже время поощряют стремление ребенка решить возникшие проблемы с помощью силы. Если в семье физические наказания являются нормальными, дети воспринимают это как норму поведения. Дети при выборе модели поведения ориентируются не на то, что говорят их родители, а на то, что они думают, чувствуют, как себя ведут. 

   Общение со сверстниками. В детском сообществе часто сила является значимой, особенно среди мальчиков. Если ребенок попадает в “бойцовскую” группу, он подстраивается под общее “настроение”, перенимает поведение лидера либо имеет больше проблемы в общении со сверстниками. В таком случае необходимо поменять детский коллектив, тогда и поведение ребенка изменится.

  Ребенок может копировать персонажей фильмов, придуманных героев.        
Малыши смотрят передачи, фильмы, предназначенные для взрослых – боевики, выпуски новостей, основные темы которых – шантаж, насилие, убийства, катастрофы, терроризм. Те же темы муссируются в газетах, в книгах, в компьютерных играх. Психика детей-дошкольников не защищена от губительного воздействия агрессии внешнего мира, малышу необходимо подрасти, окрепнуть, к подростковому возрасту он уже сможет адекватно оценивать происходящее вокруг и защищаться от давления окружающей действительности.

  • Внутренние причины агрессивности

   Агрессивность – проявление внутреннего дискомфорта, неуверенности.
  Неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя.
  Высокая тревожность, ощущение отверженности.
  Неадекватная самооценка (чаще заниженная).
  Стремление привлечь внимание взрослых.


     Но бывает, что агрессивность становится свойством личности.

   Если вы  заметили, что ребенок часто играет в агрессивные игры. Что делать? 

  • Исключите агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т.д.)
  • Помогите ребенку научиться контролировать свои негативные эмоции и “выплескивать” их адекватно, без вреда для окружающих (и себя).
  • Помните: взяв на себя агрессивную роль в игре, ребенок защищается от агрессии в реальной жизни, компенсирует неумение общаться, маскирует застенчивость, смущение.
  • Повышайте самооценку ребенка.
  • Старайтесь чаще общаться “на равных”, чтобы вовремя заметить тревожные “звоночки” и понять, чем они вызваны.
  • Не наказывайте ребенка за агрессивное поведение! Агрессия с Вашей стороны провоцирует закрепление агрессивного поведения у ребенка. Попытайтесь отвлечь его, и только когда ребенок успокоится, нужно начинать разговор.
  • Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами!
    (“Надо беречь природу”, - говорит мама, а позже обламывает ветки у дерева: “Чтобы не мешало на дороге”.
    “Драться нехорошо”, - говорит папа, но после ссоры ребенка с товарищем учит: “Надо было дать сдачи”)
  • Помогите ребенку, если у него возникают проблемы в общении со сверстниками (ролевые коррекционные игры, консультации психолога, развитие коммуникативных навыков).
  • За агрессию бесполезно наказывать, запрещать ее тоже ни к чему – это загонит проблему в глубь. Необходимо искать причину ее возникновения.