«Музыкальная терапия как средство коррекции агрессивности дошкольников»
методическая разработка по теме

Музыка и агрессивность дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazhdyy_roditel_khochet.doc40 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение Детский сад № 10 «Рябинка»

общеразвивающего вида Управления образования

администрации Орехово-Зуевского муниципального района.

Доклад

из опыта работы по теме: «Музыкальная терапия как средство коррекции агрессивности дошкольников» на методическом объединении педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений Орехово-Зуевского муниципального района.

                                                          Музыкальный руководитель:

                                                          Ольга Викторовна Морозова

Октябрь 2013 г.

           Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок, повзрослев, нашёл своё место в жизни,

стал успешной, полноценной личностью. Все предпосылки для этого закладываются в детстве, когда формируется эмоциональная сфера человека. Ни для кого не секрет, что сегодня отмечается резкий рост числа детей с различными формами  нарушений  этой самой сферы. В детский сад приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью и психосоматическими заболеваниями. Многие из них не могут самостоятельно справиться  с нервно-психологическими нагрузками, которые  испытывают в дошкольном учреждении и дома.  С этим связаны различные отклонения в поведении, в частности повышенная агрессивность.

          В нашем детском саду над этой проблемой работает психолог, педагоги. Они ищут свои методы психолого-педагогической  помощи детям. Меня, как музыкального руководителя, тоже это волнует. Я обратилась к ознакомлению с таким методом, как музыкальная терапия. Этот метод известен издавна и достаточно  хорошо изучен. Его знали ещё древние греки, в средневековье тоже им пользовались. Например, в Италии музыкой и танцем лечили заболевание, вызванное укусом тарантула.( Отсюда – тарантелла.) Внесли свой вклад русские ученые – исследователи И.М.Догель,  В.М. Бехтерев, Т.П.Шипулин. Существуют различные теоретические разработки по музпедагогике и психологии таких учёных как Б.М.Теплов, Л.С.Брусиловский, С.В.Шушарджан, а также программа врача –психотерапевта В.И.Петрушина.

           Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки – ритма, тональности, показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы – возбуждают, консонансы – успокаивают. Музыкотерапия может быть представлена в форме рецептивной (пассивной) и активной (активное выражение себя в музыке). Музыка, как самый эмоциональный из всех видов искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. Следовательно, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.д.), проходят невротические проявления (страхи, тревожность, неуверенность и др.). Таким образом, активно участвуя в музыкальной деятельности, ребенок получает возможность выразить себя, свое эмоциональное состояние пением, движением, игрой на инструменте, приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния

          Ознакомившись с некоторыми работами этих  исследователей, я решила взять на вооружение их разработки. Однако, хочу сделать акцент на том, что непосредственно музыкально-терапевтические занятия  должен всё же проводить подготовленный специалист. Я использую в своей работе  лишь элементы этих методик. Тем более что в программе по музыке уже заложена основа для развития эмоциональной сферы ребёнка. Использую эти элементы  непосредственно на музыкальных занятиях, в совместной работе с другими специалистами-педагогами,  во время индивидуальных занятий с детьми. Упор делаю на хоровое пение. Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию эмоциональности , помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию мировоззрения детей, оказывает на них организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы. .   Дети исполняют песни, воспитывающие доброту, чувство товарищества, направленные на зарядку положительными эмоциями и психологическую разгрузку. Так, например, песни  «Антошка» Шаинского, «Бу-ра-ти-но» Рыбникова, «Будьте добры» Флярковского,  «Всё мы делим пополам» Шаинского, «Настоящий друг» Савельева очень любимы детьми.

             На занятиях  также использую прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах. Дети озвучивают при помощи музыкальных инструментов стихотворения, импровизируют, отображая свой внутренний мир, чувства и переживания, своим исполнением. Например, для укрепления и оздоровления дыхательной функции мной используются духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты и др., при слабой мелкой моторике пальцев - клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор). При эмоциональных проблемах, для снятия стресса или активизации эмоциональной сферы личности ребенка прослушиваем музыку для релаксации, а также записи -шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.) . Упражнения на дыхание, включающие игру на духовых музыкальных инструментах,  позволяют детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.  Также мною используются ритмические задания, помогающие вовлекать, активизировать и побуждать интерес к деятельности вообще. «Конвейерный» принцип отдельных упражнений представляет собой приём втягивания в общее дело трудных негативистически настроенных детей. Выработка тормозных механизмов также подкрепляется упражнениями под музыку. Вот некоторые из упражнений.

«Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом.

«Крадущаяся кошка» (Д. Пучини, «Вальс» из оперы «Богема»). Движения по кругу, шагая на «раз», каждого такта. Движения плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной ноги на другую.

. «Порхающая бабочка» (А. Дворжак, «Юмореска»). Лёгкие пружинистые шаги, с взмахом рук изображая бабочку.

 «Любование цветком» (Н. Шопен, Вальс №7) Дети передают по кругу на каждый такт вальса цветок, любуясь им.

Использование элементов музыкотерапии на музыкальных занятиях помогает становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями,  способствует формированию нравственных качеств личности и эстетического отношения к окружающему.

Уровень развития детей в дошкольных учреждениях будет выше, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будут сочетаться с элементами музыкотерапии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и ДОУ как средство коррекции агрессивного поведения старших дошкольников

Данная статья поможет педагогам и родителям пересмотреть свои взгляди и действия в общении с детьми....

Игровые технологии как средства коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Игровые технологии как средства коррекции агрессивного. На сегодняшний день тема изучения проблемы агрессивности детей стало едва ли не самой значимой в отечественной психологии. Проявление агрессивн...

"Коммуникативные игры в работе музыкального руководителя с дошкольниками как средство коррекции агрессивного поведения"

Статья посвящена вопросам коррекции агрессивного поведения старших дошкольников средствами коммуникативных игр. Автор предлагает систему коррекционной работы, составленную на основе коммуникативных иг...