Циклограмма по теме "Народные промыслы". Подготовительная группа
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Циклограмма по теме "Народные промыслы" выстроена по видам деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsiklogramma_po_teme_narodnye_promysly_dokument_microsoft_word.docx | 42.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Циклограмма комплексно – тематического планирования работы с детьми подготовительной группы
Тема недели: Народные промыслы
Сроки реализации____________________________
Планируемы продукты детско – взрослого взаимодействия: Выставка
Виды деятельности | Задачи | Формы организации детско-взрослого взаимодействия | Взаимодействие с семьями воспитанников |
Игровая |
сюжетных и театрализованных игр детей на основе знакомства с народными промыслами.
детских впечатлений от посещения музея, выставок народно – прикладного искусства, сюжетов видео – фильмов, телевизионных передач, и др. в игре.
народных промыслов.
и выделять характерные признаки декора, элементов росписи и цветосочетания.
деятельность в создании необходимой игровой среды. | 1.Сюжетные игры: - «Музей», «Экскурсия по городецкому музею» (5, 101), «Семья ремесленников из Городца»; - «Выставка», - «Художественная мастерская» , - «Ярмарка», - «Магазин сувениров». 2.Дидактические игры и упражнения, настольно печатные игры: «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора», «Найди по эскизу», «Дымковское лото», д/и: «На выставке» (13, 163); «Киоск открыт» (13, 146); 3.Театрализованные игры: - настольный театр «К нам гости пришли» (с использованием филимоновской игрушки) (1), - инсценировки по сказкам «Вершки и корешки», «Мужик и медведь» и др. (с использованием богородской игрушки»), - на основе произведений народного фольклора. | 1.Оказание помощи в изготовлении атрибутов и костюмов к ролевым играм. 2. «Консультация для родителей «Знакомим детей с народными промыслами». 3.Придумать и составить кроссворд (ребус) по теме |
Познавательно – исследова-тельская |
| 1.Наблюдения в природе: - За красивой формой листьев. - За насекомыми, птицами цветков, яркими росписями; - морозные узоры на окнах. 2.Экскурсии и целевые прогулки: в музеи и выставки народных промыслов - музей под открытым небом «Ангарская деревня»; Художественный выставочный зал. 3. Коллекционирование: (наборы открыток, фигурок, картин, значков, фотографий, видео - фильмов и др.). 4. Рассматривание: - альбомы «Городецкая роспись» (8), «Сказочная Гжель» (7), «Цветочные узоры Полхов –Майдана» (9); - картины Б. Кустодиев: Балаганы», «Масленница», «Ярмарка на Красной площади»; - книжная графика: фольклор (В.Чижов, Л. Токмаков, Ю. Васнецов, В. Конашевич); - репродукции, экспонаты, альбомы, открытки, книги, - иллюстрации: «Мастера Земли русской», «Предметы быта из бересты», «Вологодские кружева», - предметы народных промыслов (игрушки разных видов и материалов, предметы быта вышивки, керамическая посуда». | 1.Организация экскурсий с участием родителей. 2. Помощь родителей в подборе (совместно с детьми) познавательного и наглядного материала по теме «Народные промыслы и ремёсла»; 3.Оказание помощи родителями в пополнении экспонатами мини-музея «Бабушкин сундучок». 4.Пригласить маму Жени К. с коллекцией изделий Гжели, рассказать о ней. |
Коммуникативная |
историей возникновения народных промыслов, их видами.
народного искусства.
детей об выразительных особенностях народных промыслов, умение отличать один промысел от другого. • Развивать чувство патриотизма, национальной гордости.
и таланту мастеров |
1.Рассказы, беседы: «Об истории промысла», «Народные промыслы России» (5, 105); Беседы пословицам и поговорках, о труде, нравственных качествах людей;% Беседы о значении народного искусства в развитии страны. «В гостях у городецких мастеров» (5, 105; 8, 24); «Весёлый городец» (5, 100; 6, 68); «Золотая хохлома» (2, 480; 5, 97); «Народные промыслы нашего края», «Искусство гжельских мастеров» (2, 483; 3, 26), «Дымковская игрушка» (5, 90), «Русские народные керамические промыслы» (5, 94); «Русские народные игрушки» (5, 102); «Филимоновские игрушки» (6, 66); «Цветочные узоры Полхов – Майдана» (9, 24); 2. Составление рассказов (творческих, описательных): по игрушкам ( дымковская, народная игрушка – матрёшка), «Голубое чудо Гжели» 3. Сочинение сказок: «Придумывание сказки о гжельской розе» (5, 95); придумывание сказки по мотивам богородских игрушек (5, 103); 4. Загадывание и отгадывание загадок о дымковских игрушках, матрёшках (5 93, 103), составление кроссвордов, ребусов: 5.Разучивание русских народных пословиц и поговорок: | 1 1. Сотворчество родителей и детей: оформить книжку – малышку о любом виде народных промыслов (Составление рассказа или сказки, рисунки ребёнка к ним) 2.Совместны просмотр с детьми слайдовой презентации по народным промыслам, созданной по детским рисункам, рассказам, фотографиям. |
Трудовая |
труд, бережно относиться к продуктам труда.
трудовые связи со сверстниками и взрослыми.
самостоятельным действиям. | 1. Дежурства по уголку природы, подготовке материала для совместной деятельности 2. Индивидуальные и групповые поручения по теме. 3. Задания: подбор предметов, изделий, изображений народно – прикладного искусства для создания выставки. 4. Совместные действия детей и взрослых по изготовлению атрибутов к играм, по оформлению альбомов, выставок рисунков и поделок и др. | |
Чтение художествен-ной литературы | Уточнять и углублять знания о народных промыслах, ремесленниках, народных умельцах.
русской речи, обогащать речь детй средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами)
творчество народных мастеров с устным народным творчеством. | 1. Познавательная: «Энциклопедия История России: народные промыслы», Уварова И. «Глина, вода и огонь», Л.Дьяконов «Дымковскик глиняные расписные». 2. Рассказы: Волков «Зодчие» (повесть о русских ремесленниках и строителях); Лесков Н. «Левша»; Романовский С. «Вятские кружева»; Каменева Е. «Волшебная глина»; Бажов П. «Сказы»; Пермяк Е. «Золотые колечки», Уральские были», «Семьсот семьдесят семь мастеров», «Дедушкина колпилка»; Кочнев М. «Шелковые крылья», «Серебрянная пряжа», «расписной узор», «Сорок веретён». Ушинский к. «Как рубашка в поле выросла», 3. Стихотворенияя: А. Дьяков «Весёлая Дымка» (5, 91); Лена Гулыгы «Пестрый хоровод», Стихи – потешки (5, 92); П. Синявский «Синие пташки…», «Как волшебница Жар – птица..» (5, 95, 98), Стихи о хохломе (6, 72), Стихи о гжели (6, 65); Стихи о Дымке (:, 62); И. В. Кадухина Сказки и загадки о гордце» (6, 70); Ш. Гупта «Моя лошадка», В. Смольянова «Петух»; «Стихи о Городце» (5, 1001); стихи о матрешках (5, 102); Стихи о Полхоа – Майдане (6, 75); стихи о филимоновских игрушках (6, 67); 4. Сказки: «Иван Царевич и серый волк», р.н. с.«Сивка - бурка»; р.н.с. «Мужик и медведь», П.П. Ершов «Конёк – Горбунок», А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», | 1.Домашние чтения сказок и заучивание наизусть стихов, потешек. 2.Создание картотеки. (подборка художественных произведений по теме). |
Продуктив-ная
|
полученные знания о народном, декоративно – прикладном искусстве в практической деятельности, используя разнообразный материал.
отзывчивость и интерес к народному искусству.
творчества, активности, наблюдательности.
воображение. | 1.Рисование: - орнаментов (по мотивам городецких узоров» (8); коллективная работа «Весёлый хоровод» - дымковские барыни (6,61); - «Голубая гжель»: (кружка) (2,484), декоративное рисование вологодских кружевов; «Роспись посуды (шаблоны) хохломским узором» (5, 98); «Узор для платка матрёшки» (5, 104); Панно «Золотой петушок» (по мотивам Хохломы), (6, 72); 2. Лепка: - «Игрушки для театра» (на основе филимоновской игрушки) (2, 508), «Жар – птица», «Рыба – кит» по сказке Е.Ершова «Конёк – Горбунок» (на основе дымковской) (2,509, 511); «Игрушка на ярмарку» - разные виды народных промыслов. 3. Аппликация: коллективная «Дымковский петушок» (в технике мозаики), (5, 92), «Цветы гжели» коллективная, (5, 95); «Декоративное панно «Золотая хохлома» (5, 99); «Гжельская роза» (3,27) «Одежда для куклы – барыни» - дымковский орнамент (3, 34), коллективная работа «Матрёшки в хороводе» (5, 104); 4.Конструирование: - изготовление бус, подвесок, брошей для кукол, в качестве подарков; - изготовление из солёного теста с последующей росписью филимоновской игрушки «Курочка и петушок» (10), «Посуда для кукол» (по мотивам хохломской) (2, 481; 4,150) - изготовление альбома по народному творчеству - изготовление атрибутов костюмов (кокошники, картонное коромысло с ведрами 5. Выставка детских работ, 6. «Полочка красоты»: размещение предметов (изделий) народных промыслов: дымковская кукла «Птичница», хохломская посуда, | 1.Совместно сродителями подготовить для детей слайдовую презентацию «Мастера земли Русской». 1.Совместная работа родителей и детей в центре искусства (по желанию). |
Музыкально – художественная Двигатель ная |
народными промыслами музыкальными средствами.
окрашенные чувства причастности к своему народу.
восприятию народно – прикладного искусства.
активность детей
окрашенную эмоциональную атмосферу | 1.Слушание: Русская народная песенка «Ой, ниточка тоненькая» 2. Пение: «Весёлая кадриль» (муз. В. Тёмного, сл. О. Левицкого) 3.Хороводы: «Завиток», «Во саду ли, в огороде» 4.Развлечение: Праздник свистульки», «Посиделки», «русская ярмарка» (5, 105); 5.Игра: «Прялица» 1. Народные подвижные игры (12): «Перетяни канат», «Ловишки с мячом», Обыкновенные жмурки», «Пятнашки», «Горелки», «Палочка – выручалочка», «Ловишки на одной ноге»,
2. Физкультминутки и динамические паузы: «Петрушка» (14, 119); «Матрёшки» (14,118); «Карусели» (14, 133); «к бабушке забавушке» (14, 106); «Козёл» (14, 56); «Маланья» (14, 62); «Игровая» (5, 103) | 1.Участие родителей в подготовке развлечения и как непосредственных участников мероприятий. |
ЛИТЕРАТУРА
- Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду / Н. Б. Халезова. – М.: Просвещение 1984
- Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.
- Дошкольное воспитание: журн. – 1994. - № 4.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа / Г. С. Швайко. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
- Скоролупова О.А. Примероное тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности в дошкольном учреждении часть 1. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
- Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Дорожин Ю. Г. Сказочная гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Дорожин Ю. Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Дорожин Ю. Г. Цветочные узоры Полхов - Майдана. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Бартковский А. И. Филимоновская игрушка. Наглядно – методическое пособие для педагогов и родителей. ИД «Карапуз», 2002.
- Бартковский А. И. Золотая хохлома. Наглядно – методическое пособие для педагогов и родителей. ИД «Карапуз», 2002.
- Детские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, Владос, 1997.
- Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада и родителей /О. С. Ушакава, А. Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др..; Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Просвещение: Учеб. Лит., 1996.
- Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И. Е. Аверина. – 2-е изд. – м.: Айрис-пресс, 2006.
- План-программа воспитательно-образовательной работы в детском саду /сост.Н. В. Гончарова (и др.); под ред.
- З. А. Михайловой. – СПб.: Акцидент, 1997.
- Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина, Т. М. Юртайкина; под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Издательство института Психотерапии, 2001.
- Потапова Л. М. Детяи о природе: экология в играх для детей 5-10 лет /Л. М. Потапова. – Ярославль: Академия развития: Академия К*, 1998.
- «Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н.Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб: М 94 «Детство-пресс», 2006.
- Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия. Для занятий с детьми 5-7 лет. – М,: Мозаика-Синтез, 2008.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб,6 Лань, 1999.
- Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – Спб.: Речь, 2007.
- Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В. Е. Мирясова. – М.; ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Галкина К. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
- Курочкина, Н. А. знакомим с пейзажной живопаисью: учеб.- нагляд. пособие /Н.А. Курочкина. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
- Малышева А.Н. Аппликация в детском саду / А. Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. – Ярославль: Академия развития, 2004.
- Соколова С. В. Оригами для старших дошкольников / С. В. Соколова. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
- Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий / Л.В Куцакова. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Зотов В. В. Лесная мозаика: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/Рис. В. Храмова. – М.: Просвещение, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план на январь месяц 2013г. «Народные промыслы» Подготовительная группа
Тематическое перспективное планирование по теме"Народные промыслы" в подготовительной группе....
методическая разработка интегрированной деятельности по теме народные промыслы подготовительная группа
Интегрированная деятельность (познание + аппликация) является итоговым мероприятием как по теме "народные промыслы", так и по аппликации, так как включает в себя творческое задание, требующее исп...
Циклограмма комлексного- тематичекого планирования" "Подготовительная группа.
Предлагаю вашему вниманию циклограмму комплексно - тематического планирования по темам: "Защитники отечества", "Весна", "Мамин день 8-е Марта", "Народные праздники и традиции", "Нации и ра...
Циклограмма работы логопеда в подготовительной группе
Циклограмма работы поможет логопеду четко организовать свое рабочее время...
Циклограмма деятельности старшей и подготовительной группы
Циклограмма деятельности старшей и подготовительной группы...
Циклограмма воспитательно-образовательной работы подготовительной группе
Циклограмма воспитательно-образовательной работы в подготовительной группы...
Циклограмма работы с родителями подготовительной группы
Материал для воспитателей подготовительной группы...