Циклограмма по теме "Народные промыслы". Подготовительная группа
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Грачёва Тамара Павловна

Циклограмма  по теме "Народные промыслы" выстроена  по видам деятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Циклограмма комплексно – тематического планирования работы с детьми подготовительной группы

Тема недели:  Народные промыслы

Сроки реализации____________________________

Планируемы продукты детско – взрослого взаимодействия: Выставка

                Виды деятельности

         Задачи

Формы организации детско-взрослого взаимодействия

Взаимодействие с семьями воспитанников

Игровая

  • Обогащать  содержание

сюжетных и театрализованных  игр детей на основе знакомства с народными промыслами.

  • Способствовать отображению

детских впечатлений от посещения музея, выставок народно – прикладного искусства, сюжетов  видео – фильмов, телевизионных передач, и др. в  игре.

  • Закреплять знания о видах

народных промыслов.

  • Воспитывать умение узнавать

и выделять характерные признаки декора, элементов росписи и цветосочетания.

  • Использовать продуктивную

деятельность в  создании необходимой игровой среды.

1.Сюжетные игры:  

- «Музей», «Экскурсия по городецкому музею» (5, 101), «Семья ремесленников из Городца»;

-  «Выставка»,

- «Художественная мастерская» ,

- «Ярмарка»,

- «Магазин сувениров».

   2.Дидактические игры и

упражнения,

настольно печатные игры: «Найди пару», «Составь узор»,  «Узнай элементы узора», «Найди по эскизу», «Дымковское лото»,  д/и:  «На выставке» (13, 163); «Киоск открыт» (13,  146);

 3.Театрализованные игры:

- настольный театр «К нам гости пришли»

(с использованием  филимоновской игрушки)  (1),

- инсценировки по сказкам «Вершки и корешки»,

«Мужик и медведь» и др. (с использованием богородской игрушки»),

- на основе произведений народного фольклора.

1.Оказание помощи в изготовлении атрибутов и костюмов к ролевым играм.

2. «Консультация для родителей «Знакомим детей с народными промыслами».

3.Придумать и составить кроссворд (ребус) по теме

Познавательно – исследова-тельская

  • Формировать яркие художественные образы через посещение музеев, выставок,  рассматривание репродукций, иллюстраций, альбомов, книг. Обогащать зрительными впечатлениями.
  • Развивать познавательный интерес к народному искусству, народным умельцам.
  • Способствоватьразвитию мыслительной деятельности.
  • Развивать умение высказывать доказательные оценки и суждения увиденного, обогащать словарь.

1.Наблюдения в природе:

- За красивой формой листьев.  

- За насекомыми, птицами цветков, яркими росписями;

- морозные узоры на окнах.

2.Экскурсии и целевые прогулки:

 в музеи и выставки народных промыслов

- музей под открытым небом «Ангарская деревня»;  Художественный выставочный зал.

3. Коллекционирование:

 (наборы открыток, фигурок, картин, значков, фотографий, видео - фильмов и др.).

4. Рассматривание:

 - альбомы  «Городецкая роспись» (8),  «Сказочная Гжель» (7), «Цветочные узоры Полхов –Майдана»  (9);

-  картины Б. Кустодиев: Балаганы», «Масленница»,  «Ярмарка на Красной площади»;

- книжная графика: фольклор (В.Чижов, Л. Токмаков, Ю. Васнецов, В. Конашевич);

- репродукции, экспонаты, альбомы,  открытки, книги,

- иллюстрации:  «Мастера Земли русской», «Предметы быта из бересты», «Вологодские кружева»,

-  предметы народных промыслов (игрушки разных видов и материалов, предметы быта вышивки, керамическая посуда».                

1.Организация экскурсий  с участием родителей.

2. Помощь родителей  в подборе (совместно с детьми) познавательного и наглядного материала по теме «Народные промыслы и ремёсла»;

3.Оказание помощи родителями в пополнении экспонатами мини-музея «Бабушкин сундучок».

4.Пригласить маму Жени К. с коллекцией изделий Гжели, рассказать о ней.

Коммуникативная

  • Продолжать знакомить детей

историей возникновения народных промыслов, их видами.

  • Учить детей видеть красоту

народного искусства.

  • Углублять представления

детей об выразительных особенностях народных промыслов,

умение отличать один промысел от другого.

•        Развивать чувство

патриотизма, национальной гордости.

  • Воспитывать уважение к труду

и таланту мастеров

                         

 1.Рассказы, беседы: «Об истории промысла», «Народные промыслы России» (5, 105);  Беседы пословицам и поговорках, о труде, нравственных качествах людей;% Беседы о значении народного искусства в развитии страны. «В гостях у городецких мастеров» (5, 105; 8, 24);  «Весёлый городец» (5, 100;  6, 68);  «Золотая хохлома» (2, 480;  5, 97); «Народные промыслы нашего края», «Искусство гжельских мастеров» (2, 483; 3, 26),  «Дымковская игрушка» (5, 90),  «Русские народные керамические промыслы» (5, 94);

«Русские народные игрушки» (5, 102); «Филимоновские игрушки» (6, 66); «Цветочные узоры Полхов – Майдана» (9, 24);

2. Составление рассказов

 (творческих, описательных): по игрушкам

( дымковская, народная игрушка – матрёшка), «Голубое чудо Гжели»

3. Сочинение сказок:

 «Придумывание сказки о гжельской розе» (5, 95); придумывание сказки по мотивам богородских игрушек (5, 103);

4. Загадывание и отгадывание загадок о дымковских игрушках, матрёшках (5  93, 103), составление кроссвордов, ребусов:

5.Разучивание  русских народных пословиц и поговорок:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

1

1. Сотворчество родителей и детей: оформить книжку – малышку о любом виде народных промыслов (Составление рассказа или сказки, рисунки ребёнка к ним)

2.Совместны просмотр с детьми слайдовой презентации по народным промыслам, созданной по детским рисункам, рассказам, фотографиям.

Трудовая

  • Учить уважать свой и чужой

труд, бережно относиться к продуктам труда.

  • Обеспечить включение в

трудовые связи со сверстниками и взрослыми.

  • Стимулировать детей

самостоятельным действиям.

1. Дежурства по уголку природы, подготовке материала для совместной деятельности

2. Индивидуальные и групповые поручения по теме.

3. Задания: подбор предметов, изделий, изображений народно – прикладного искусства для создания выставки.

4. Совместные действия детей и взрослых  по изготовлению атрибутов к играм, по оформлению альбомов, выставок рисунков и поделок и др.

Чтение художествен-ной литературы

  Уточнять и углублять знания  о народных промыслах, ремесленниках, народных умельцах.

  • Расширять кругозор.
  • Приобщать детей к богатству

русской речи, обогащать речь детй средствами  выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами)

  • Связывать изобразительное

творчество народных мастеров с устным народным творчеством.

1. Познавательная: «Энциклопедия История России: народные промыслы», Уварова И. «Глина, вода и огонь»,  Л.Дьяконов «Дымковскик глиняные расписные».

2. Рассказы: Волков «Зодчие» (повесть о русских ремесленниках и строителях);  Лесков Н. «Левша»; Романовский С. «Вятские кружева»;  Каменева Е. «Волшебная глина»;   Бажов П. «Сказы»;   Пермяк Е. «Золотые колечки», Уральские были», «Семьсот семьдесят семь мастеров»,  «Дедушкина колпилка»; Кочнев М. «Шелковые крылья»,  «Серебрянная пряжа», «расписной узор», «Сорок веретён».

 Ушинский к. «Как рубашка в поле выросла»,

3. Стихотворенияя:  А. Дьяков  «Весёлая Дымка» (5, 91);  Лена Гулыгы «Пестрый хоровод»,  Стихи – потешки (5, 92); П. Синявский «Синие пташки…», «Как волшебница Жар – птица..» (5, 95, 98), Стихи о хохломе (6, 72), Стихи о гжели (6, 65);  Стихи о Дымке (:, 62);  И. В. Кадухина Сказки и загадки о гордце» (6, 70);

Ш. Гупта «Моя лошадка», В. Смольянова «Петух»; «Стихи о Городце» (5, 1001); стихи о матрешках (5, 102);  Стихи о Полхоа – Майдане (6, 75); стихи о филимоновских игрушках (6, 67);

4. Сказки: «Иван Царевич и серый волк»,

р.н. с.«Сивка - бурка»; р.н.с. «Мужик и медведь», П.П. Ершов «Конёк – Горбунок», А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»,

1.Домашние чтения сказок и заучивание наизусть стихов, потешек.

2.Создание картотеки. (подборка художественных произведений по теме).

Продуктив-ная

 

  • Развивать умение применять

полученные знания о народном, декоративно – прикладном искусстве в практической деятельности, используя разнообразный материал.

  • Формировать эмоциональную

отзывчивость и интерес к народному искусству.

  • Способствовать развитию

творчества, активности, наблюдательности.

  • Будить фантазию,

воображение.

1.Рисование:

 - орнаментов (по мотивам  городецких узоров» (8);  коллективная работа «Весёлый хоровод»  - дымковские барыни (6,61);

- «Голубая гжель»: (кружка)  (2,484), декоративное рисование вологодских кружевов;  «Роспись посуды (шаблоны) хохломским узором» (5, 98); «Узор для платка матрёшки» (5, 104); Панно «Золотой петушок» (по мотивам Хохломы), (6, 72);

2. Лепка:

- «Игрушки для театра» (на основе филимоновской игрушки) (2, 508), «Жар – птица», «Рыба – кит» по сказке Е.Ершова «Конёк – Горбунок»  (на основе дымковской) (2,509, 511);  «Игрушка на ярмарку» - разные виды народных промыслов.

3. Аппликация:  коллективная «Дымковский петушок» (в технике мозаики), (5, 92), «Цветы гжели» коллективная, (5, 95); «Декоративное панно «Золотая хохлома»   (5,  99);

 «Гжельская роза» (3,27)  «Одежда для куклы – барыни»  - дымковский орнамент (3, 34), коллективная работа «Матрёшки в хороводе» (5, 104);

4.Конструирование:

- изготовление бус, подвесок, брошей для кукол, в качестве подарков;

- изготовление из солёного теста с последующей росписью филимоновской игрушки «Курочка и петушок» (10), «Посуда для кукол» (по мотивам хохломской) (2, 481; 4,150)

- изготовление альбома по народному творчеству

- изготовление атрибутов костюмов (кокошники, картонное коромысло  с ведрами

5. Выставка детских работ,

6. «Полочка красоты»:  размещение  предметов (изделий) народных промыслов: дымковская кукла «Птичница», хохломская посуда,

1.Совместно сродителями подготовить для детей  слайдовую презентацию «Мастера земли Русской».

1.Совместная работа родителей и детей в центре искусства (по желанию).

Музыкально – художественная

Двигатель

ная

  • Дополнить ознакомление

народными промыслами музыкальными средствами.

  • Формировать эмоционально

окрашенные чувства причастности к  своему народу.

  • Способствовать более яркому

восприятию народно  – прикладного искусства.

  • Повысить двигательную

активность детей

  • Создать положительно

окрашенную эмоциональную атмосферу

1.Слушание: Русская народная

песенка «Ой, ниточка тоненькая»

2. Пение: «Весёлая кадриль» (муз. В. Тёмного,  сл. О. Левицкого)

3.Хороводы: «Завиток», «Во саду ли, в огороде»

4.Развлечение:

Праздник свистульки», «Посиделки», «русская ярмарка» (5, 105);

5.Игра: «Прялица»

1. Народные подвижные игры (12):  «Перетяни канат»,  «Ловишки с мячом», Обыкновенные жмурки», «Пятнашки», «Горелки», «Палочка – выручалочка»,  «Ловишки на одной ноге»,

 

2. Физкультминутки и динамические паузы:   «Петрушка» (14, 119); «Матрёшки» (14,118);  «Карусели» (14, 133);  «к бабушке забавушке» (14, 106);  «Козёл» (14, 56); «Маланья» (14, 62); «Игровая» (5, 103)

1.Участие родителей в подготовке развлечения и как непосредственных участников мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в  детском саду / Н. Б. Халезова. – М.: Просвещение 1984
  2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.
  3. Дошкольное воспитание: журн. – 1994. - № 4.
  4. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа / Г. С. Швайко. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
  5. Скоролупова О.А. Примероное тематическое планирование занятий  по изобразительной деятельности в дошкольном учреждении часть 1. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
  6.  Аверьянова  А. П.  Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003.
  7. Дорожин Ю. Г. Сказочная гжель.  Рабочая тетрадь по основам  народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2009. 
  8. Дорожин Ю. Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства  – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  9. Дорожин Ю. Г. Цветочные узоры Полхов - Майдана.  Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  10. Бартковский  А. И.   Филимоновская  игрушка. Наглядно – методическое пособие для педагогов и родителей. ИД «Карапуз», 2002.
  11. Бартковский  А. И.  Золотая хохлома. Наглядно – методическое пособие для педагогов и родителей. ИД «Карапуз», 2002.
  12.  Детские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, Владос, 1997.
  13.  Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада и родителей /О. С. Ушакава,  А. Г. Арушанова,  Е.М. Струнина и др..; Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Просвещение: Учеб. Лит., 1996.
  14.  Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И. Е. Аверина. – 2-е изд. – м.: Айрис-пресс, 2006.

   

  1. План-программа воспитательно-образовательной работы в детском саду /сост.Н. В. Гончарова (и др.); под ред.
  2. З. А. Михайловой. – СПб.: Акцидент, 1997.
  3. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина, Т. М. Юртайкина; под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Издательство института Психотерапии, 2001.
  4. Потапова Л. М. Детяи о природе: экология в играх для детей 5-10 лет /Л. М. Потапова. – Ярославль: Академия развития: Академия К*, 1998.
  5. «Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н.Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб: М 94 «Детство-пресс», 2006.
  6. Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия. Для занятий с детьми 5-7 лет. – М,: Мозаика-Синтез, 2008.
  7. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб,6 Лань, 1999.
  8. Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – Спб.: Речь, 2007.
  9. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В. Е. Мирясова. – М.; ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
  10.  Галкина К. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
  11.  Курочкина, Н. А. знакомим с пейзажной живопаисью: учеб.- нагляд. пособие /Н.А. Курочкина. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  12.  Малышева А.Н. Аппликация в детском саду / А. Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. – Ярославль: Академия развития, 2004.
  13.  Соколова С. В. Оригами для старших дошкольников / С. В. Соколова. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  14.  Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий / Л.В Куцакова. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  15.  Зотов В. В. Лесная мозаика: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/Рис. В. Храмова. – М.: Просвещение, 1993.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план на январь месяц 2013г. «Народные промыслы» Подготовительная группа

Тематическое перспективное планирование по теме"Народные промыслы" в подготовительной группе....

методическая разработка интегрированной деятельности по теме народные промыслы подготовительная группа

Интегрированная деятельность (познание + аппликация) является итоговым мероприятием как по теме "народные промыслы", так и по аппликации, так как включает в себя творческое задание, требующее исп...

Циклограмма комлексного- тематичекого планирования" "Подготовительная группа.

Предлагаю вашему вниманию циклограмму комплексно - тематического планирования  по темам: "Защитники отечества", "Весна", "Мамин день  8-е Марта", "Народные праздники и традиции", "Нации и ра...

Циклограмма работы логопеда в подготовительной группе

Циклограмма работы поможет логопеду четко организовать свое рабочее время...

Циклограмма деятельности старшей и подготовительной группы

Циклограмма деятельности старшей и подготовительной группы...

Циклограмма воспитательно-образовательной работы подготовительной группе

Циклограмма воспитательно-образовательной работы в подготовительной группы...

Циклограмма работы с родителями подготовительной группы

Материал  для воспитателей подготовительной группы...