Сообщение из опыта работы "Художественно-эстетическое развитие в детском саду"
статья по теме

Как происходит художественно-эстетическое развитие в нашем детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx45.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Художественно-эстетическое развитие» включает ознакомление детей с

 искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность(рисование, лепка, аппликация), конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание, культурно-досуговую деятельность.

Реализацию задач художественно-эстетического развития  мы  наиболее оптимально  осуществляем при следующих условиях.

     • Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

     • Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.

      • Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.

      • Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

      • Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.

      • Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.

      • Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

      • Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада.

      • Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей. Неоценимое значение в эстетическом воспитании имеет искусство, как классическое, так и народное. Оно должно входить в жизнь детей с раннего возраста. В дошкольном учреждении произведения искусства используются в трех направлениях.

       • Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство — как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.

Первое направление — искусство, в том числе народное, включаем  в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне  их звучит  музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного учреждения.

Второе направление  - искусство составляет содержание образования: детей знакомим с разными видами искусства, с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их произведениях; с выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы действительности.

Третье направление — искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного    творчества.    Образы    искусства    являются эталонами прекрасного.

Знакомство с искусством

Перед первым  посещением  музея или театра  педагоги  знакомят  с основными понятиями того или иного вида искусства, а затем — в доступной форме — рассказывают детям о том, что такое портрет, картина, натюрморт, пейзаж, мольберт; арка, балкон; композитор, архитектор, художник, поэт, писатель, певец, актер, исполнитель и т. п. Детей  спрашивают, бывали ли они в музее, театре, цирке, на выставке; выявляют  круг их интересов; определяют, что они хотели бы узнать, где побывать. Этот этап работы  проводится  в форме беседы с группой детей, задавая им вопросы: «Любите ли вы рисовать? Какие названия цветов вы знаете? Как называется профессия человека, который сочиняет стихи? Видели ли вы кукольный спектакль в театре? Были ли в музее, на выставке?». И так далее.

Целенаправленная работа по ознакомлению с искусством начинается со второй младшей группы, но это не означает, что в предшествующий период в этой сфере ничего не делалось: работа по сенсорному развитию, ознакомлению с окружающим миром, художественной литературой, музыкой составляет, по сути, подготовительный этап ознакомления с искусством.

К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки, заучивает песенки-потешки, учится отгадывать загадки, знакомится с книгой и правилами обращения с ней, рассматривает иллюстрации, учится сравнивать реальную действительность с ее изображениями на картинках, рассматривает пейзажи, вместе с воспитателем вспоминает, что видел на прогулке. Детей этого возраста знакомим  с народной игрушкой, игрушкой — забавой из дерева (пирамидки, матрешки, мисочки, богородская игрушка), даем  малышам возможность действовать с ними (рассматривать, разбирать, складывать).

 В первой младшей группе малышам показывают  кукольный театр — сначала при свете, а потом в полумраке. Для показа  отбирают знакомые детям игрушки и разыгрывают  мини-спектакли как по сказкам, так и на основе житейских ситуаций. Постепенно к показу  привлекают  самих детей: они уже в состоянии оказать взрослому посильную помощь.

В группе  устраивают  выставку репродукций, народных игрушек, работ детей подготовительной к школе группы, то есть начать целенаправленно готовить малышей к посещению выставок, музеев, театров.

В    дошкольном    учреждении    постоянно    устраиваются  выставки детских работ «Как прекрасен этот мир, посмотри», «Осень в гости к нам пришла», «Наш город» и т.п.    Кроме    того,    в    группах    организованы   уголки  изодеятельности .  Созданы условия (художественная среда)      для      игр,      игр-драматизаций,      самостоятельной художественной    деятельности    детей    с    разными    видами материалов,  в  которую  по  мере  необходимости  включается воспитатель.

Соприкосновение   с   искусством   оказывает   на  ребенка сильное эмоциональное бездействие. Обычно после спектакля, посещения музея, чтения книг и т. д. дети стремятся подражать актерам, певцам, танцорам, артистам цирка и т. д. Взрослый должен умело руководить их действиями, чтобы не погасить интерес, поддержать его. Для этого целесообразно организовываются  игры в балет, кукольный театр и т. п., проводятся  занятия с целью обогащения знаний детей в той или иной художественной области, развития изобразительных, музыкальных способностей .

Таким образом, ознакомление с искусством в детском саду начинается с раннего возраста и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.

Цель художественного воспитания — эстетическое и художественное развитие детей дошкольного возраста.

Задачи художественного воспитания — развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи: приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного, творчества; формирование основ художественно-эстетической культуры личности.

Содержание художественного воспитания включает в том числе знания и умения в области народного искусства, знакомство с фольклором (сказки, загадки, песенки-потешки, народные песни, танцы и хороводы), народными музыкальными инструментами, изделиями художественных промыслов, народным костюмом, а также участие в подготовке и проведении народных праздников.

 Постепенно диапазон народных художественных промыслов расширяется. В старшей и подготовительной к школе группах детей знакомим  с искусством народов мира.

Для восприятия и понимания детям наиболее доступны народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская), народные игрушки-забавы (пирамидка, грибок, матрешка), с которыми дети легко  действуют , а также народные детские песенки, песенки-потешки, хороводы, народные игры и т. д.

В организованной образовательной деятельности   используем все виды народного искусства; обыгрывать рассказы о родной природе, животных; показывать предметы народного быта, рассматривать народный костюм. Во время лепки  предлагаем  детям петь народные песни;  активно используем  народные игры.

В организованной образовательной деятельности  по ознакомлению с народным искусством, во второй его части—после рассказа и показа, воспитатель предоставляет детям возможность заняться продуктивной деятельностью: украсить бумажные игрушки, чашки, ложки, костюм (сарафан, рубашка) в соответствии с особенностями какого-либо промысла (гжель, хохлома, городец);  изготавливаем  подарки родным, друзьям и расписываем  их.

В старшей и подготовительной к школе группах детям читаем   произведения   зарубежных   авторов,     знакомим   их   с   обычаями,   культурой   разных народов;  вместе с тем  формирование основ художественно-эстетической культуры предполагает знакомство детей прежде всего с культурой родного народа: его традициями, бытом, костюмом. Это направление работы занимает значительное место в старшей и подготовительной к школе группах: дети участвуют в фольклорных     праздниках,     учатся     играть     на     народных инструментах, осваивают народные танцы и пляски.

Дав детям первоначальные представления о народном искусстве,  переходим  к знакомству с профессиональным искусством: историей появления и развития разных его видов, их видовыми особенностями и жанрами. Эта работа  опирается на знания и умения детей, полученные ими в процессе знакомства с природой, окружающей действительностью, художественной литературой и т. д., потому что любой творец так или иначе создает в своих произведениях образы действительности.

Ознакомление детей с искусством начинают с наиболее доступных его видов: литературы, музыки, живописи, театра, цирка. Это вызывает их живой интерес, развивает их чувства, эмоции.

В организованной образовательной деятельности  воспитатель вместе с детьми рассматривает произведения живописи, проводит беседы об основных изобразительных (карандаш краски) и выразительных средствах (цвет, форма, величина, пространство). Для рассматривания подбирают произведения живописи, созданные в реалистической манере. Чтобы сделать процесс восприятия более ярким и эмоциональным,  сопровождаем процесс  чтением стихов и прозаических произведений, прослушиванием отрывков из музыкальных произведений.

Старших дошкольников знакомим  с новыми художниками, учим  сравнивать произведения разных художников, выделять из них уже знакомые.

Детей знакомим  с книжной графикой, с художниками-иллюстраторами, постепенно углубляя их знания о книге, о библиотеке. Важно, чтобы дети знали художников-классиков (И. Билибин, В. Конашевич, А. Пахомов, Е. Рачев и др.).

Дошкольников знакомим  с различными творческими профессиями: архитектор, композитор, актер, певец, артист цирка, поэт, писатель и т. д. Эту работу строим таким образом: детям рассказываем  об особенностях профессии, даем  ее название (например, архитектор), объясняем основные функции (создает проекты зданий, мостов), называем действие (чертит, рассчитывает), показываем предметы, которые помогают в работе (карандаш, бумага, циркуль и т. д.).

Детей  знакомим с историей появления музыкальных инструментов, карандаша,  красок и т. п., подчеркиваем  значимость всех творческих профессий для людей: их произведения приносят радость и удовольствие, развивают вкус, позволяют познавать мир, пробуждают в душе лучшие человеческие чувства. Созданные художниками, музыкантами, писателями и т. д. произведения нужно беречь, чтобы передать следующим поколениям.

Воспитатель подводит детей к пониманию назначения библиотеки, музея, театра, знакомит с правилами поведения в них.

Так, работа по теме «Кукольный, театр» осуществляем  следующим образом.

• Показ кукольного театра в группе (при свете и в полутьме).

• Рассматривание атрибутов кукольного театра.

• Беседа о кукольном театре, рассказ о правилах поведения в театре.

• Драматизация сказок.

• Чтение детям произведения А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

• Посещение театра.

• Обсуждение с детьми спектакля.

• Рисование на тему спектакля.

В нашем детском саду работает оперная студия «Мир сказки».Оперная студия  существует четыре года. Результатом работы кружка прошлых лет были четыре постановки музыкальных сказок или опер «Муха-Цокотуха», Снежная королева», «Гуси лебеди», «Кошкин дом».Где каждый ребенок принимает участие. Оперная студия- это второй этап работы вокального кружка, т.е. находясь в старшей группе дети, занимающиеся в кружке, осваивают основы хорового пения, вокально-хоровые и исполнительские навыки. А в подготовительной группе помимо этого занимаемся и театрализованной деятельностью. Помимо вокальных партий детям  необходимо запомнить текст больших объемов, жесты, хореографические движения. Дети готовят сказку в течении года, заблаговременно разучивают тексты, вокальные партии, танцы.

Знакомство с оперой происходит так:

1.музыкальный руководитель проигрывает и поет всю оперу целиком,

2.затем разбираем сюжет сказки,

3.выясняем кто и какую роль хотел бы играть?

4.разучиваем партии пока все вместе, т.е. все дети знают все вокальные номера оперы.

В конце года показываем оперу родителям, детям других групп. И надеемся продолжать это дальше.

Перед посещением выставки организовываем какую-либо выставку в дошкольном учреждении и проводим  экскурсию, называем  ее тему, предлагаем  детям рассказать, какие экспонаты (предметы, картины) на ней представлены, кто их автор и т. п.

У детей старшего дошкольного возраста углубляем  знания о разных видах искусства: учим сравнивать живопись и скульптуру, музыку и литературу; знакомим с жанрами изобразительного искусства, расширяем представления о театре (драматический, музыкальный), балете (спектакль без слов, музыка, движение, жест), кино- и мультфильмах (посещение кинотеатра).

Таким образом, ознакомление с искусством предполагает приобщение детей к народному и профессиональному искусству, к профессиям и учреждениям культуры (музей, театр, цирк, выставка).

 Знакомим детей с понятиями «шедевр», «памятник культуры», расширяем  их познания в архитектуре, познакомить со спецификой храмовой архитектуры, средствами украшения зданий, участка (интерьер, ландшафт), рассказать о работе дизайнера.

Детей старшего дошкольного возраста знакомим  с историей искусства. В дидактических играх закрепляем  знания о поэтах и писателях, художниках, композиторах («Узнай по узору», «Кому это нужно», «Угадай и назови», «Чудесный домик» и т. п.).

В организованной образовательной деятельности  обязательно включается беседа, то есть рассказ воспитателя сопровождается вопросами для активизации знаний и опыта детей. Рассказ иллюстрируется показом предметов, репродукций и т. п., специально подобранных для занятия. Восприятие и понимание материала облегчаются, если в  непосредственной образовательной деятельности  используются художественная литература и музыка.

Музыкальное воспитание

Мы работаем по программе «Гармония» (авторы Тарасова К.В.,

 Нестеренко Т.В.)

  Программа развития музыкальности основана на научных данных о психологических закономерностях и педагогических условиях развития музыкальных способностей в дошкольном детстве.

Главная задача программы — задача развития у детей музыкальных способностей во всех доступных им видах музыкальной деятельности.

Основная логика программы продиктована закономерностями становления музыкальности на этапе дошкольного детства. Она определяет последовательность заданий, предлагаемых детям во всех видах музыкальной деятельности.

Однако эта задача и эта логика — не единственные в программе. Задачи общего психического развития (прежде всего развития эмоциональной сферы, творческого мышления, воображения, памяти, коммуникативных способностей), нравственного и общекультурного воспитания детей ставятся и решаются на музыкальных занятиях постоянно. Логика развития музыкальных способностей "стыкуется" в программе с логикой становления видов музыкальной деятельности: слушания музыки, музыкального движения, пения, игры на детских музыкальных инструментах и музыкальной игры-драматизации.

Программа "Гармония" базируется на нескольких основных принципах.

Первый принцип — связи музыки с ведущими интересами детей, с их жизнью. Музыкальные занятия строятся по "блокам" тем, доступным и интересным детям того или иного возраста. Каждый из блоков конкретизируется в одной или нескольких темах. В данной программе 11 тем, которые приведены в "Системе музыкального репертуара". Такой подбор репертуара способствует возникновению у ребенка потребности в музыке, "вхождению" музыки в его жизнь.

Однако надо оговориться сразу: ни блоки, ни темы не абсолютны и не "привязаны" к определенному времени и месту. Те или иные музыкальные произведения, естественно, повторяются в связи с конкретными музыкальными задачами, другими темами и просто по желанию детей. Некоторые темы вообще проходят как сквозные в течение всего года, вплетаясь во многие другие ("Мы поем и пляшем" — русская народная музыка, "Как рождается музыка и какой она бывает" и др.). В ряде случаев темы одного блока идут "по спирали", от более простых форм их воплощения к более сложным ("Мои маленькие друзья" и "Кошка и котята"; "Петушиная семейка" и "Кто с нами рядом живет").

Работа по отдельным видам музыкальной деятельности организована так, что она подводит детей к самому сложному, комплексному ее виду — музыкальной игре-драматизации, фактически, маленькому спектаклю.

Второй принцип — сочетания в музыкальном репертуаре высокохудожественной народной, классической и современной музыки. В данной программе в систему репертуара, значительно более широкую, чем в традиционной программе, включены произведения Вивальди, Моцарта, Гайдна, Сен-Санса, Мусоргского, Свиридова, Шнитке, Денисова.

Третий принцип — "горизонтального движения" музыкального репертуара. Одно и то же музыкальное произведение проходит, как правило, не в одном, а в нескольких видах музыкальной деятельности. Такое построение способствует более глубокому освоению и запоминанию музыки, помогает преодолеть разорванность, клочковатость" музыкальных занятий, включающих большое количество никак не связанных между собой музыкальных произведений, по поверхности которых "скользит" сознание ребенка.

Необходимо создавать условия для эмоционального и сознательного "погружения" детей в каждый из видов музыкальной деятельности, в каждое музыкальное произведение.

Четвертый принцип — ипровизационности. Он касается работы и детей, и взрослых. С самого начала у всех участников педагогического процесса создается "установка на творчество", музыкальную импровизацию во всех видах музыкальной деятельности.

Импровизация начинается уже с первого приветствия: педагог здоровается со всеми детьми, а потом — с кем-нибудь индивидуально, пропевая мелодически по-разному: "Здравствуйте, дети", "Доброе утро", "Здравствуй, Анечка" и т.д. И дети отвечают ему тоже по-своему, каждый раз по-разному.

Программа рассчитана на самостоятельность и творчество музыкантов, работающих с детьми. В ней предложен достаточно большой объем музыкального репертуара по всем видам музыкальной деятельности, из которого педагог может выбрать произведения, которые он считает нужным дать детям в зависимости от состава группы и собственных возможностей и склонностей.

Принцип импровизационности, и это следует специально подчеркнуть, ни в коей мере не снижает значения обучения, в процессе которого дети усваивают язык музыки — основу музыкального творчества, приобретают необходимые знания и умения, опыт музыкальной деятельности. Задача заключается в нахождении оптимального соотношения обучения и творчества.

В тех случаях, когда это возможно, занятие объединяется единым сюжетом. Дети живут в игре, легко решая предлагаемые в ней дидактические задачи.

Эстетическая развивающая среда

Особое внимание уделяется созданию эстетической развивающей среды во всех помещениях дошкольного учреждения и в  организованной образовательной деятельности  по всем разделам воспитательно-образовательной работы. Особенности развивающей эстетической среды в организованной образовательной деятельности  определяются следующими факторами: содержанием и методикой проведения занятий, местом их организации (групповое помещение, зал, участок детского сада, студия), возрастными особенностями детей.

Развивающая среда включает наглядные материалы и пособия, которые используются для расширения и уточнения представлений о предметах и явлениях, которые детям предстоит изобразить, для развития образного восприятия, овладения средствами выразительности изображения; эстетическую среду составляют также изобразительные материалы и оборудование для рисования, лепки, аппликации; особенности рабочей зоны. Все это продумано с позиции соответствия не только решаемым задачам, но и требованиям красоты. Среда должна развивать эстетические чувства, вызывать желание заниматься изобразительной деятельностью,   конструированием,   формировать   стремление бережно относиться ко всему, что окружает детей на занятии.

Эстетически организованная среда в каждой группе  обладает индивидуальными чертами, характеризующими возрастные особенности воспитанников и стиль группы как помещения, где живут, играют и занимаются дети. В организации среды для  организованной образовательной деятельности  изобразительной деятельностью предусматриваем  использование произведений изобразительного искусства, в том числе народного.

Развивающую эстетическую среду образуют и творческие работы детей. Их выставляем  в групповом помещении, в приемной , студии, зале. Такая среда имеет огромное воспитательное значение. Дети, увидев свои рисунки (лепку, аппликацию) среди работ своих товарищей, получают возможность сравнить их. Кроме того, они чувствуют себя комфортнее уже оттого, что и их работа выставлена среди других.

Для художественно-эстетического воспитания большое значение имеет окружающая среда дошкольного учреждения в целом, то есть оформление всех его помещений( есть музыкальный зал, изостудия), организация и оборудование участка, где гуляют, играют и занимаются дети. Важна и среда вне дошкольного учреждения: природные объекты, жилые дома, другие сооружения; при этом воспитатель должен сам уметь видеть красоту и показать ее детям.

Педагогические условия развития творческих способностей детей

Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом, и мечтают об этом. А как добиться такого эффекта?

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки,  необычное начало работы,  красивые и разнообразные       материалы,       интересные       для       детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную      деятельность      однообразие      и      скуку, обеспечивает     живость     и     непосредственность     детского восприятия  и деятельности.  Важно,  чтобы  всякий раз  воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения,   с   другой   —   искали   новые   решения,   творческие подходы.   Именно   это   вызывает  у  ребенка   положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную    детскую    деятельность,     придумывать    множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование,    лепка,    аппликация    как    виды    художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.). А что случится, если делать по-другому? А вот как делаем мы. Вот, например, как по-разному можно подвести детей младшего дошкольного возраста к созданию изображений по замыслу. В одном случае воспитатель организует игровую ситуацию, собирает детей около себя и говорит, что сейчас они будут заниматься. В это время раздается стук в дверь.  Воспитатель удивляется: «Кто бы это мог быть?». Идет к двери, затем возвращается и говорит, что ребенок из старшей группы принес малышам в подарок игрушки и предложил, если игрушки им понравятся, нарисовать их, а старшие дети повесят эти работы в своей группе. Воспитатель достает одну игрушку за другой (мяч, погремушка, неваляшка, колечко и др.). Игрушки могут быть различными по форме, количеству составляющих их частей и т.д. Все зависит от того, когда проводится занятие и что дети уже умеют. Необходимо также учитывать возможности и интересы каждого ребенка, чтобы никому не было скучно из-за чрезмерной простоты задачи или неинтересной темы. Поэтому можно использовать сложные по форме игрушки . Всегда и во всем нужно обеспечивать детям возможность выбора; учитывать, что кто-то захочет и сможет выполнить более сложное изображение.

Дети рассматривают яркие, красивые игрушки, называют форму, цвет. «Нравятся ли вам игрушки?» — спрашивает воспитатель. Получив утвердительный ответ, спрашивает снова: «Хотите их нарисовать?». Конечно же, дети отвечают согласием. Педагог предлагает каждому ребенку ту игрушку, которая ему нравится больше всего. На столах приготовлены бумага, краски — все необходимое (материалы для рисования могут быть другими, можно предоставить детям возможность выбора). В этом случае все должно находиться на отдельном столе, чтобы ребенок мог свободно подойти и взять то, что ему нужно. Это детям вполне по силам и приучает их самостоятельно готовить рабочее место, продумывать, что потребуется для работы.

Организованную образовательную деятельность по замыслу проводим и по-другому. Воспитатель устраивает в группе выставку детских рисунков, на которых изображены различные предметы, сюжеты. Собрав всех около стенда, доски или стены, где развешаны рисунки, педагог обращает внимание малышей на то, какие красивые картинки они научились рисовать. Каждый рисунок рассматривается; воспитатель спрашивает, что на нем нарисовано. Как правило, такая выставка вызывает у детей чувство радостного удивления, поэтому, когда педагог спрашивает, хотят ли нарисовать еще, они с радостью соглашаются. Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать себе бумагу (листы разного цвета лежат у него на столе) и подумать, что он хочет нарисовать, какие краски ему понадобятся. Представленные на выставке рисунки дают толчок детскому воображению; все, как правило, рисуют то, что хотят, и с большим интересом. Закончив работу, ребенок отдает ее воспитателю или сам помещает свой рисунок на стенд, и рядом с прежней выставкой возникает новая. Затем дети рассматривают новые рисунки, воспитатель подчеркивает, что все рисунки разные. Предлагаем детям выбрать работу, которая им больше всего понравилась, сказать, что на ней изображено, назвать форму, цвет изображения, а может быть, и рассказать о нарисованном. Здесь не должно быть шаблона, нужно развивать активность детей, предоставлять им большую самостоятельность.

Используем и такие варианты для развития творческих способностей.  Воспитатель предлагает детям нарисовать красивые цветы для платья куклы, заранее готовит кусочки ткани, на которых изображены простые для воспроизведения цветы, по возможности организует рассматривание живых цветов. Дети получают вырезанные из бумаги (цветная или белая, тонированная светлыми тонами акварели) силуэты платьев для куклы.

После наблюдения за рыбками в аквариуме воспитатель спрашивает детей, не хотят ли они выполнить рисунок на эту тему. Как правило, малыши охотно соглашаются. Можно предложить им создать иллюстрацию к песенке про рыбку (пусть каждый ребенок нарисует свою рыбку) или по стихотворению:

На пруду камыши,

Расплескались там ерши.

Круг — постарше,

Круг — помладше,

Круг — совсем малыши.

Композиция картинки и задания подгруппам детей определяются словами стихотворения: рыбки должны быть разными по величине (большие, поменьше и совсем маленькие), и располагать их следует кругами, чтобы казалось, что они танцуют в хороводах. Часто детям дают для рисования листы бумаги одного размера и формата (целый альбомный лист или его половину) независимо от темы, даже расположение листа на столе перед ребенком стандартное — по горизонтали. Это лишает ребенка возможности думать, как лучше разместить изображение (изображения) с учетом формы и конструкции предмета.

Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги даем  разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать . Больше разнообразия включаем и в организацию занятий: дети  рисуют, лепят, вырезают  и наклеивают, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

Особый интерес у детей вызывает создание изображений на темы сказок. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят детскую фантазию. У каждого малыша есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение нарисовать картинки к сказкам или вылепить волшебных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик.

Организованная образовательная деятельность  может проходить и так: ребята вместе создают иллюстрации к своей любимой сказке, а затем поочередно рассказывают эпизод, который изобразили. Дети с большим удовольствием откликаются на предложение  воспитателя нарисовать, или вырезать и наклеить общую картинку к какому-то произведению, например, «Незнайка в Солнечном городе» Н. Носова, «Чебурашка и крокодил Гена» Э. Успенского, «Горшочек каши» братьев Гримм и др. Предлагая детям создавать изображения на темы сказок, необходимо разнообразить и материалы.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Природа в детском творчестве

Природа, являясь средой обитания человека, источником; питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности. Широко известно влияние природы на формирование различных сторон характера, индивидуальности ребенка. Природа пробуждает его любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Можно без преувеличения утверждать, что ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.

Специалисты по эстетическому воспитанию считают, что эстетика природы является основой для формирования соответствующего отношения к ней и выражает диалектическое единство мира. Воздействуя на эмоции ребенка своими качествами — совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, года, освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы.

Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста, так же как и деятельность взрослого художника, передает объекты природы в образах, выполняет задачи эстетического оформления результатов естественнонаучного познания и всегда выражает отношение к объектам природы.

Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает как знания о мире, так и изобразительное творчество маленького художника. Стремление передать образцы природы в рисунке, лепке, аппликации приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях. Вместе с тем содержание детского творчества обогащается новыми образами. В детских рисунках, лепке, аппликации появляются новые темы. В процессе познания и изображения развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражения ее в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительное эмоциональное отношение к жизни и творчеству, формируются эстетические чувства.

Искусство передает окружающую действительность (в том числе и природу) в образах и тем самым преобразует ее. Но природу необходимо познавать.

 Необходимо давать детям научно достоверные знания об объектах природы, не подменяя их сказками или легендами.

Познавательную деятельность детей, направленную на объекты природы, тоже следует рассматривать как творческую. В задачи ознакомления детей с природой входит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с флорой и фауной. Предложение изобразить пейзаж, животных, растения всегда встречает у детей положительный отклик. В своих рисунках, лепке, аппликациях дети изображают родную природу в разные времена года, в разную погоду. «Золотая осень», «Поздняя осень», «Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром», «Времена года», «Двенадцать месяцев», «Одуванчик золотой», «Белый снег пушистый в воздухе кружится», «Расцвели весенние цветы» — эти и другие сюжеты часто встречаются в детских рисунках, созданных и по заданию педагога, и по замыслу самих детей. Ребята вырезают и наклеивают цветы, составляют декоративные композиции из цветов, листьев, веток; лепят рыбок, птиц, зверей. Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребенка.

Особый интерес у детей вызывает предложение воспитателя изобразить бабочек, жучков, птиц, рыб, диких и домашних животных. Животные привлекают внимание ребенка своими повадками, подвижностью, средой обитания, связью с человеком; с ними малыши познакомились, слушая сказки, рассказы Е. Чарушина, В. Бианки, В. Зотова и других писателей, рассматривая иллюстрации в книгах. Важно обращать внимание детей на различия в творческой манере художников. Так, Е. Чарушин изображает животных трогательно и реалистично, передает мягкость пуха детенышей и плотность, жесткость меха взрослых животных. Для рисунков Ю. Васнецова характерна сказочно-декоративная реалистичность. Ее придают образам некоторая условность, очеловеченность животных (как правило, вертикальное положение тела, человеческие занятия: подметание пола и т.п.) и одежда (у кота — украшенные сапожки, у курицы — фартук). Совсем по-другому изображает зверей Т. Маврина. Ее манера — условная волшебная сказочность. Ее животные на первый взгляд как будто страшные, но дети их не боятся: крупные, декоративно-ритмичные мазки и линии, передающие мех, обнаруживают нереальность зверя.

Для того чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных, необходимо рассказывать детям  о них. Дети  видят  животных при посещении зоопарка, на звероферме, в цирке, на скотном дворе, на улице. Живой объект находится в движении. Это увлекает ребенка и не всегда позволяет получить точное представление о форме частей тела зверя, их размере, расположении. Поэтому для уточнения образа  используем соответствующие игрушки, фотографии, иллюстрации, картины. Тогда дети смогут не только внимательно рассмотреть то, что потом будут изображать, но и обвести рукой каждую часть.

Ознакомление детей с природой в изобразительной деятельности обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за животными и растениями.

Наблюдения за объектами и явлениями природы можно и нужно проводить не только ежедневно, но и несколько раз в день: ведь природа динамична. Созерцание природы приводит к углублению, расширению и уточнению представлений детей о мире и способствует их интеллектуальному, эмоциональному, нравственному и эстетическому развитию.

Воспитатели  в соответствии с возрастными особенностями детей и программными задачами должны сами определять конкретное содержание работы со своими подопечными.