Диагностика и коррекция неблагоприятных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста.
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnye_narusheniya.docx | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика и коррекция неблагоприятных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста.
Разнообразие эмоциональных нарушений в детском возрасте необычайно велико. Они представлены и тяжелыми невротическими конфликтами, и неврозоподобными состояниями у ребенка вследствие органического поражения ЦНС, и преневротическими симптомами и др.
Многими авторами (Запорожец А.В., Захаров А.И. и др) эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние на фоне плохоразрешимых личностных конфликтов. К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей авторы относят особенности эмоциональной сферы ребенка, а именно нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля, импульсивность и др.
Психологическая диагностика эмоциональных нарушений достаточно сложна и предполагает дифференцированный подход к этой проблеме. В.Н. Мясищев выделяет три основные группы детей с эмоциональными нарушениями:
- Дети, эмоциональные проблемы которых проявляются в основном в рамках межличностных отношений. Они отличаются повышенной возбудимостью, которая выражается в бурной аффективности поступков. Негативные реакции могут возникнуть даже по незначительному поводу.
- Дети с внутриличностными конфликтами. Такие дети мало общительны, глубоко переживают обиду, большинство подвержено страхам.
- Третья группа детей сочетает внутриличностые и межличностные конфликты. В поведении таких детей преобладают агрессивность, импульсивность.
Первый этап психологической диагностики – анализ направленности конфликта. Психологу необходимо увидеть и проанализировать эмоциональные проявления ребенка. Для этого психолог проводит наблюдение за игрой ребенка и направленную беседу с родителями. Для уточнения полученных данных необходимо использовать психологические методики – это второй этап диагностики. Третий этап – работа с родителями: психолог диагностирует родительскую позицию по отношению к ребенку, анализирует родительские установки и стили воспитания, оценивает психологический климат в семье.
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это система психологических воздействий. Целью коррекции является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций: агрессивности, повышенной возбудимости, тревожной мнительности и др.
Также в процессе коррекции выделяется отдельный этап – коррекция самооценки, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Все используемые методы коррекции эмоциональных нарушений можно разделить на две большие группы: групповые и индивидуальные, в основе которых лежит либо психодинамический, либо поведенческий подход. В условиях дошкольного учреждения можно использовать такие методы в рамках психодинамического подхода, как игры и арттерапия. Коррекция в рамках поведенческого подхода помогает ребенку усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения и торможение дезадаптивных.
При подборе методов психокоррекции необходимо учитывать направленность конфликта. При внутриличностном конфликте продуктивнее будет использование игровых методов и элементов арттерапии. При преобладании межличностных – эффективнее групповая психокоррекция, способствующая оптимизации межличностных отношений, психорегулирующие тренировки, целью которых является развитие навыков самоконтроля поведения и смягчение эмоционального напряжения.
В заключение необходимо отметить, что психологическая помощь детям с проблемами в развитии является важным звеном в их социализации. Для того чтобы эта помощь была эффективной необходимо взаимодействие психологов, педагогов и родителей.