Главные вкладки

    Возможности арт-терапии в развитии и коррекции эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста
    статья по теме

    Сидоренко Мария Николаевна

    Понятие арт-терапии, возможности ее применения в работе с детьми дошкольного возраста, пример из практики.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ВОЗМОЖНОСТИ АРТ-ТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ

    И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ

    ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Сидоренко Мария Николаевна

    Педагог-психолог МБДОУ Д/С комбинированного вида №1 «Сказка»,

     ЗАТО Александровск, то г.Полярный

    Е-mail: mypmanya@gmail.com

    Основой арт-терапии выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность.

    Существуют различные точки зрения на определение арт-терапии, в частности одни связывают ее с лечебным применением разных искусств, другие же связывают данное направление исключительно с лечебным применением клиентом разных изобразительных средств.

    Копытин А.И. и Свистовская Е.Е. отмечают, что, «несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях имеет преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность, что может иметь большое значение в деятельности образовательных учреждений, реабилитационных проектах и в социальной работе» [3, с. 12-13]. Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов в работе педагогов, этими авторами предлагается вместо слов «арт-терапия» и «арт-терапевтический» (метод, прием, подход) использовать такие понятия, как «арт-метод» («арт-методы»), «методы, основанные на творческой активности», «методы творческого самовыражения» и иными близкими им по содержанию определениями.

    Арт-терапия – это одно из направлений терапии искусством или терапии творческим самовыражением. Арт-терапия использует изобразительные средства с целью оказания помощи людям с различными психическими, физическими заболеваниями, представителям групп риска, также людям без заболеваний с целью их личностного роста, потенциала.

    На сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт использования арт-терапии в работе с детьми, в том числе, дошкольного возраста. Ряд авторов показали возможность применения арт-терапии с детьми с более или менее серьезными нарушениями развития. Однако мы столкнулись с тем, что недостаточно публикаций на тему применения арт-терапии в рамках дошкольных образовательных учреждений и особенностей внедрения данного вида практики в образовательную среду. Чаще это описание конкретных случаев в рамках психологических центров.

    Актуальность обращения к заявленной теме,  обусловлена недостаточностью разработки проблемы развития и коррекции эмоционально-поведенческих нарушений детей дошкольного возраста в теории и практике отечественной дошкольной психологии и педагогике, а также большой социальной педагогической значимостью изучаемой проблемы, так как в последнее время появляется все больше детей дошкольного возраста с эмоцонально-поведенческими нарушениями, что в свою очередь затрудняет общение ребенка с окружающими, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности и в дальнейшем служит препятствием при овладении школьной программы.

    А.И. Копытин и Е.Е. Свистовская отмечают, что как в нашей стране, так и за рубежом уровень внедрения арт-терапии в образовательные учреждения пока остается низким, что не позволяет в достаточной мере реализовать ее возможности.

    В детских дошкольных образовательных учреждениях основное внимание педагоги уделяют развитию познавательной сферы детей. Применение арт-терапии в подобной ситуации помогает выровнять интеллектуальный крен. Позвав в союзники творчество и фантазию, которые так естественны для детей. Арт-терапия помогает насытиться эмоциями, сделать окружающий мир разноцветным.

    Методы арт-терапии обладают значительным здоровьесберегающим потенциалом применительно к системе образования.

    Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В течение последующих 4-5 лет пребывания в ДОУ у любого ребенка еще не раз могут возникнуть ситуации, вызывающие сильное эмоциональное напряжение. В подготовительной группе на пороге школы он снова попадает в стрессовую ситуацию.

    В подобной обстановке необходимо сохранение психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности.

    Цель арт-терапии -  не научить ребенка рисовать, а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Ребенок осваивает один из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения на будущее.

    Какова же сущность механизма коррекции средствами арт-терапии в работе с детьми?

    Дело в том, что задания, подбираемые психологом, должны быть таковы, чтобы коррекция проходила в обход функций контроля и осознания. Ребенок не боится испачкаться, выйти за рамки листа и измазать стол (а по сути – нарушить традиционные барьеры активности).

    Когда ребенок может быть активным в обход социальных норм, прививаемых ему с раннего детства, он становиться менее тревожным и уязвимым, происходит снижение контроля и требований к результатам своих действий, и он просто получает удовольствие от своей активности. Без оценок, поправок, направлений со стороны взрослого. Только принятие и поддержка.

    Новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Также имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.

    Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Именно поэтому арт-терапия так эффективна в работе с детьми.

    Л.Д. Мардер в своей работе «Цветной мир» пишет о том, что «по мере того как дети взрослеют, родители ожидают от них все больших успехов. Соответственно возрастает напряжение ребенка, связанное с реакцией взрослого на продукт его деятельности, возрастает напряжение родителей, связанное с ожиданием успехов их чада» [5, с. 8].

    Арт-терапия позволяет вернуть ребенка в ту атмосферу, которая окружала его в доизобразительный период: бузусловное принятие, признание достоинств, понимание потребностей. Возвращается ощущение успешности и значимости для окружающих его действий: «я чего-то стою, что-то могу», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу справляться с трудностями», «я не избегаю неудачи, а стремлюсь к успеху». В ходе взаимодействия с детьми ребенок меняет свои ожидания от социальных отношений: «я вижу успехи других детей», «мне легко общаться со взрослым», «меня понимают», «мне помогают, меня поддерживают».

    С какими детьми можно проводить работу на основе арт-методов? Для кого предназначены подобные занятия?

    Это дети с искаженным, негативным представлением о себе, неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, страхами. Дети, которые реагируют на окружающие события с помощью сложившихся механизмов защиты: агрессии, отказа от общения, демонстративности. Некоторые из них ведут себя сверхактивно, суетливо, шумно либо, наоборот, стараются стать незаметными.

    Причиной направления детей на арт-терапию служат результаты диагностики и наблюдений психолога, а также отмечаемые педагогами и родителями проявления поведенческих и эмоциональных нарушений.

    В качестве диагностических методик мы используем следующие: проективную методику исследования личности «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич [1], проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А. Ореховой [6, с. 59], анкетирование родителей и воспитателей с помощью анкеты М.М. Безруких [8, с. 179].

    По результатам диагностики формируются группы из 4-6 детей одного возраста (от 4 до 7 лет).

    Коррекционно-развивающая работа с группой детей осуществляется на основе разработанной нами программы «Развитие и коррекция эмоционально-поведенческой сферы у детей 4-7 лет с помощью арт-техник». Данная программа не является собственно арт-терапевтической. Ее можно отнести к преимущественно инновационной художественно-образовательной с элементами психологической работы (с применением отдельных арт-методов), сближающей ее таким образом с арт-терапией.

    Цель программы - общее развитие и коррекция эмоционально-поведенческой сферы и личностных особенностей детей 4 -7 лет.

    Задачи, которые решались в рамках программы:

    - Отреагирование актуальных состояний;

    - Коррекция механизмов психологической защиты – демонстративности, негативизма, агрессии;

    - Снятие эмоционального напряжения;

    - Коррекция тревожности, негативных установок, социальных барьеров;

    - Формирование способов эффективного взаимодействия детей (умений договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, проявить инициативу, выдвинуть предложение, увидеть успехи других, оценить свои достоинства);

    - Развитие ощущения собственной значимости;

    - Знакомство с основными эмоциями человека, гармонизация эмоциональной сферы;

    - Развитие саморегуляции, воображения, художественно-творческих способностей, здоровых установок и мотиваций;

    - Улучшение детско-родительских отношений;

    - Способствование закреплению положительных поведенческих реакций.

    Данная программа основана на использовании различных форм творческого самовыражения, в первую очередь изобразительных средств: графика, живопись, коллаж.

     Составлена она на основе материалов (техник, игр и упражнений), представленных в работах: Мардер Л.Д. [5], Киссель С. [4], Лебен Н. [4], Сенчищевой М.В. [7] и др. Программа состоит из 13 тематических занятий (таблица 1), темы обозначают общую сюжетную линию, которая прослеживается в каждом из заданий того или иного занятия.  Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-40 минут.

    В самом начале арт-терапевтического цикла следует настраивать родителей на совместную работу. По возможности наметить стратегию общения с ребенком в семье. На этом этапе взрослому еще сложно резко поменять видение ситуации в целом, свое поведение, мнение о ребенке. Но конкретные способы взаимодействия могут показать родителям, что успех в решении проблемы возможен и зависит от действий членов семьи.

    В детском творчестве родителям легче «прочитать» неповторимость, индивидуальность ребенка. А значит легче принять его особенности, отнестись к ним  как к обычным нормальным или, наоборот, незаурядным, в хорошем смысле этого слова. Быть к ним терпеливыми, толерантными, открытыми.

    Благодаря выставке детских работ создается возможность показать плоды своего труда другим, что наполняет душу ребенка положительными эмоциями через осознание своего авторства, уникальности своего произведения, гордости за него и, в конечном счете, за себя как автора.

    Тематический план                                  Таблица 1

    № п/п

    Название

    Используемые техники и приемы

    1

    «Фантазеры»

    Рисунок-игра, рисование с помощью клубка,

    каракули.

    2

    «Автопортреты»

    Коллаж

    3

    «Мое настроение»

    Графические задания

    4

    «Грусть»

    Рисунок в круге, графическое задание, на адаптацию в пространстве комнаты

    5

    «Радость»

    Совместные графические задания,

    игры с сухими листьями

    6

    «Страх»

    Графические задания, маски,

    ритуал уничтожения страхов

    7

    «Удивление»

    Рисование с помощью пульверизатора, сыпучих

    продуктов, ковролиновой мозаики

    8

    «Злость»

    Графические задания,

    монотипия (рисунок на стекле)

    9

    «Узоры на снегу»

    Создание изображений на снегу с помощью цветной воды, раскрашивание снежных скульптур

    10

    «День рождения

    газетного человека»

    Создание трехмерных изображений из газет и другого бросового материала, драматизация

    11

    «Звериные

    мордашки»

    Раскрашивание лиц с помощью грима или

    акварели, техника «Рисуем круги»,

    конструирование из геометрических фигур

    12

    «Необитаемый

    остров»

    Построение острова в песочнице,

    монотипия - кляксография

    13

    «Превращения»

    Рисунок в круге, ассамбляж

    На протяжении всего цикла арт-занятий возможен и необходим мониторинг - постоянный контроль изменений состояния ребенка. Для получения информации в динамике психолог может применять:

    1. наблюдение за поведением и аффективными реакциями ребенка;
    2. анализ продуктов детского творчества;
    3. психодиагностические методики и тесты.

    Данные способы описаны Л.Д. Мардер в книге «Цветной мир» [5, с. 74].

    С целью направленного получения информации о коррекционно-развивающем процессе можно использовать проективные игры на песке и диагностировать стиль ситуативной коммуникации (ССК). Стиль ситуативной коммуникации отражает общий характер взаимодействий «вокруг песочницы». В зависимости от того, каким образом вели себя участники группы по отношению друг к другу на протяжении всего занятия, мы определяем ССК как сотрудничество, конфронтацию, «борьбу за территорию» и т.п. Подробнее об этом можно прочитать в книге Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д., Грабенко Т.М. «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии» [2, с. 133].

    Для оценки эффективности программы и результатов проделанной работы, для отслеживания изменений в эмоционально-поведенческой сфере детей мы также  используем методику А.Ф. Фидлера, в которой приводятся десять противоположных по смыслу пар слов. Воспитателю, оценивая особенности поведения каждого ребенка, необходимо обвести соответствующую звездочку между каждой парой слов, задавая тем самым дистанцию, и составить график. График продемонстрирует в каком полюсе находится его большая часть и соответственно направленность общего эмоционального фона (таблица 2).

    Заполненный бланк методики А.Ф. Фидлера               Таблица 2

    Дружелюбие

    ****☻**

    Враждебность

    Согласие

    **☺****

    Несогласие

    Удовлетворенность

    **☺****

    Неудовлетворенность

    Увлеченность

    ***☺***

    Равнодушие

    Продуктивность

    *☺*****

    Непродуктивность

    Теплота

    ****☻**

    Холодность

    Сотрудничество

    **☺****

    Отсутствие сотруд.

    Взаимная поддержка

    ****☻**

    Недоброжелательность

    Занимательность

    *****☻*

    Скука

    Успешность

    ***☺***

    Неуспешность

    В бланке четвертая с обеих сторон звездочка обозначает нейтральную оценку, т.е. в равной степени проявляется и то и другое качество.

    Затем сравниваются два графика, составленные в начале и в конце цикла занятий. Результаты данной методики показали, что менее заметны стали социальные барьеры – дети проявляют инициативу в установлении и продолжении контактов, учитывая при этом интересы других членов группы.

    К окончанию курса занятий дети стали заметно спокойнее, развились навыки самоконтроля, повысился общий фон настроения. Итоговые встречи с родителями, совместный анализ результатов проделанной работы показали улучшение детско-родительских взаимоотношений, появление понимания потребностей детей, в свою очередь, с их стороны – расположенности и открытости по отношению к родителям. Также возросла родительская уверенность.

    Список литературы:

    1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
    2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Речь, 2007. – 340 с.
    3. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2007. – 197 с.
    4. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой терапии. СПб.: Питер, 2001. - 416 с.
    5. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Генезис, 2007. – 143с.
    6. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. – СПб.: Речь, 2008. – 176 с.
    7. Сенчищева М.В. Снежная арт-терапия: занятия для учащихся любого возраста // Школьный психолог. – 2006. - №7. – С.46-47
    8. Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч.ред.проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: «Речь», 2005. – 240с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние двигательной логопедической ритмики на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

    Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содейству...

    «Использование ресурсов арт-терапии в развитии и коррекции познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья"

    В работе расскрываются особенности работы с обучающимися с ОВЗ, используя методы арт-педагогики...

    Стенд Развитие и коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста

    информация для педагогов и родителей работающих с детьми, имеющими нарушения зрения...

    «Подборка упражнений для глаз в целях профилактики и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста»

    «Подборка упражнений для глаз в целях профилактики и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста»Гимнастика для глаз (зрительная гимнастика) является одним из наиболее досту...

    Психологические игры в развитии и коррекции познавательно-речевой сферы дошкольников

    В презентации представлены игры на развитие психических процессов у дошкольников....

    Взаимодействие родителей и учителя – логопеда как необходимое условие в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

    Взаимодействие родителей и учителя – логопеда как необходимое условие в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Семья – ближайшее и постоянное...