Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Шукайло Ольга Анатольевна

Представлена Рабочая программа педагога-психолога по развтитию и коррекции эмоциональной сферы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emots-lichnostnoe.docx69.06 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ                                                            Администрации городского округа «Город Калининград»                 муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 102

                                                                                        Утверждаю:

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с №102

______________ С.И. Габитова

«____»________________2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 психологической работы по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

   

                             

                                                                                                                                      Составитель:

Педагог-психолог

Шукайло О.А.

Рассмотрена и принята  на педагогическом совете    

№ ___ от «____»  _____________ 2019 г.

                                                         г. Калининград

Содержание

1.Целевой раздел

     1.1Пояснительная  записка……………………………………………...3

     1.2Возрастные особенности детей дошкольного возраста…………..4

      1.3 Планируемые результаты освоения программы…………………..6

2.Содержательный раздел

     2.1  Направления  работы………………………………………………..7

     2.2 План и содержание программы занятий на 4-5 лет……………...10

     2.3 План и содержание программы занятий для детей 5-6 лет…………12

     2.4 План и содержание программы занятий для детей  6 -7 лет…….16

3.Организационный раздел

       3.1 Условия реализации программы…………………………………19

       3.2Методическое обеспечение………………………………… ……..20

       3.3 Перечень литературных источников……………………………..23

   

                                               

1.Пояснительная записка

   Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. В процессе развития ребенка меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

На современном этапе развития общества предъявляются высокие требования к качеству образования. Образовательные запросы родителей и общества постоянно растут, усложняются и меняются. Ребенку с каждым годом становится все труднее соответствовать повышенным требованиям. Отмечается значительный рост нарушений развития у детей, социологи отмечают изменения средней нормы развития, когда нормальные, т.е. средние показатели развития ребенка включают в себя различные нарушения. Для психологического здоровья ребенка норма – это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к образовательной среде, но и, развиваясь самому, содействовать ее развитию. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей возрастной задачи.

Основная цель программы- повысить осознание ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

Задачи:

- способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;

- помогать ребёнку прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;

- развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе;

- учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;

- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;

- развивать творческие, коммуникативные способности в процессе игрового общения.

Адресат: в программе представлена система занятий, направленная на развитие и коррекцию эмоционального мира дошкольников 4-7 лет.

            1.2 Возрастные особенности детей дошкольного возраста

                            Возраст от 4 до 5 лет

   В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Формируются навыки планирования, последовательности действий.

  Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

Начинает складываться произвольное внимание, развивается образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослыми становится вне ситуативной.

В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.

Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.

Возраст от 5 до 6 лет

Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов.

Восприятие представляет для дошкольников сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжает совершенствоваться обобщение, что является основой словесно - логического мышления.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возраст от 6 до 7 лет

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.  

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Они свободно владеют обобщёнными способами  анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им  объёмными предметами.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей, как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

         1.3 Планируемые результаты освоения программы

      Способен к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия. Чувство защищенности, сформированные умения преодолевать психоэмоциональное напряжение.

- Способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений;

-адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей, сопереживать;

- подчинять свое поведение преимущественно не сиюминутным желаниям и потребностям, а требованиям со стороны взрослых и первичным ценностным представлениям о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

-создавать условия, необходимые для успешного достижения цели;

-проявлять элементы прогнозировать, волевое усилие, противостоять отвлечениям, даже при выполнении не слишком интересной деятельности;

 -удерживать цель деятельности без помощи взрослого и в его отсутствие; преодолевать трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели.

                                    2.Содержательный раздел

                                2.1  Направления  работы

В деятельности педагога-психолога ДОУ выделены следующие направления:

1. Психодиагностика

2. Коррекционно - развивающие работа

3. Психопрофилактика и психологическое просвещение (информирование педагогов и родителей в вопросах воспитания, обучения и развития  детей).

Психодиагностика

1-й этап: первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.

Для этого используется наблюдение и анкетирование. Анкета для воспитателей «Выявление детей с трудностями в развитии».

2-й этап: психодиагностика эмоционально-личностного развития детей старшего возраста.

 Для  определения уровня развития  эмоционально-личностной сферы используем следующие методики:

-  Методика «Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен

 - Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой.

- Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» Л.П. Стрелкова

  -Наблюдение, анкетирование.

3-й этап: мониторинг.

     Для того, чтобы отследить динамику развития познавательных процессов, проводится психолого-педагогическая диагностика в начале и конце года.

                              Коррекционно - развивающие работа

  В основе коррекционно-развивающей работы были использованы материалы из методических пособий:  И.А Пазухиной «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников». В программе используются игры и упражнения по коррекции эмоционально-волевой сферы следующих авторов: И.А.Пазухина, С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник, Н. Л. Кряжева, О. В. Хухлаева, Н.И.Монакова, Т.А.Крылова, А.Г.Сумарокова, О.В.Баженова, М. И. Чистякова и др.

        Методические средства, используемые в программе

В процессе работы по программе используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. В программе желательно использовать полифункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, а с другой – позволяющие оказывать на разных детей различное воздействие.

Ролевые методы – предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей противоположных обычным, проигрывание своей роли. Ролевые методы включают в себя: ролевую гимнастику и психодраму. Ролевая гимнастика – ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. Психодрама – предполагает поочередную смену ролей, драматическое разыгрывание мысленных картин, составленных детьми или терапевтические сказки.

Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. В психогимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени, своих качеств характера, своих прав и обязанностей.

Коммуникативные игры – это игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому человеку вербальную и невербальную поддержку; игры, способствующие углублению осознания сферы общения, игры, обучающие умению сотрудничать.

Игры и задания, направленные на развитие произвольности.

Игры, направленные на развитие воображения – вербальные игры – придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор ассоциаций к какому-либо слову. Невербальные игры предполагают изображение детьми того или иного живого существа или неживого предмета. «Мысленные картинки» - закрывают глаза и под музыку придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе.

Эмоционально-символические методы – групповое обсуждение различных чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Направленное рисование, то есть рисование на определенные темы.

Релаксационные методы – в программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и визуально-кинестические техники.

Структура занятий включает в себя следующие компоненты:

  1. Приветствие
  2. Разминка
  3. Основная часть
  4. Рефлексия занятия
  5. Прощание

Приветствие и прощание - являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть придуманы самой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены психологом. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого — неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети.

Разминка - является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Соответственно, разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Определенные разметочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

Основная часть - представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач психокоррекционной программы. Как уже говорилось выше, приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важен также порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений основного содержания занятия должно быть немного, 2—4 игры (упражнения). Желательно, чтобы часть из них (и с такой хорошо начинать работу) были разучены на прошлом занятии. Заканчивать эту часть занятия также хорошо одной из любимых игр детей, созвучных с темой текущей встречи.

Рефлексия занятия - предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу.

Формы работы с педагогами и родителями:

-Проведение консультаций для родителей с целью обсуждения индивидуальных особенностей детей и способах взаимодействия в проблемных ситуациях. Например, обучение технике «Я- сообщение», «Специальное время» и пр.

-Памятки с рекомендациями.

-Стендовая информация.

           2.2 План и содержание программы занятий на 4-5 лет

Задачи развития на 4-5 лет

Развитие игровых навыков:

- ребенок действует от лица роли, соблюдает ролевое соподчинение;

- ребенок ведет ролевые диалоги, может принимать на себя роль в игре со сверстниками;

- ребенок может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам простые правила игры;

-ребенок умеет согласовывать тему игры, распределять роли, действовать в соответствии с замыслом игры совместно с другими детьми.

Развитие коммуникативных навыков:

- ребенок употребляет в речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические и эстетические качества;

- ребенок пытается улаживать конфликты с помощью речи, убеждать, доказывать, объяснять, проявлять инициативу.

Развитие эмоциональной сферы

 - ребенок эмоционально откликается на переживания близких людей, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов, спектаклей

Задачи по блокам

Блок 1. «Я и Я»

- формирование интереса к собственной личности, развитие самосознания;

- формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

- осознание ребенком отношения к своей семье, себе, своим особенностям и способностям.

Блок 2. «Я и мои эмоции»

- знакомство с различными видами эмоций и чувств, обучение словесной передаче своего эмоционального состояния, обучение детей через мимику и пантомимику выражению заданного эмоционального состояния

-отражение собственных эмоциональных переживаний и состояний, формирование адекватных способов выражения негативных чувств и эмоций.

Блок 2. «Я и другие»

-развитие коммуникативных навыков, сплоченности группы;

- формирование навыков общения, развитие чувства близости, доверия безопасности по отношению к другим людям;

- формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания другого человека;

- развитие навыков совместной деятельности, умения сотрудничать согласовывать собственное развитие навыков совместной деятельности, умения сотрудничать согласовывать собственное поведение с поведением других детей;

-обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.

Блок 4 «Я учусь владеть собой»

- проигрывание негативных переживаний, формирование адекватных способов эмоционального реагирования;

- выработка социально приемлемых способов выражения негативных эмоциональных реакций (гнева, ревности, зависти, обиды), возникающих в конфликтных ситуациях, обучение адекватному разрешению конфликтных ситуаций;

 - формирование адекватных форм поведения.

            Тематическое планирование занятий с детьми 4-5 лет.  

Блок

                                    Темы

Кол-во часов

1

Я и Я

«Тайна моего имени»

1

2

«Мой внутренний мир. «Автопортрет

2

3

«Мой любимый сказочныйгерой»

2

4

«Моя семья»

2

5

Я и мои эмоции

«Радость»

1

6

«Гнев»

1

7

«Удивление»

1

8

«Страх»

1

9

«Грусть»

1

10

«Наши эмоции»

2

11

Я и другие

«Мы так похожи»

2

12

«Мальчики и девочки»

1

13

«Средства общения» (слово, жесты, мимика)

3

14

«Правила общения»

4

15

«Давайте жить дружно»

5

16

Я учусь владеть собой

Я умею быть доброжелательным

2

17

Я учусь решать конфликты

5

36ч.

           2.3 План и содержание программы занятий для детей 5-6 лет

Задачи развития на 5-6 лет

Развитие игровых навыков

-договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры

-распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли

Развитие коммуникативных навыков:

-использует речь для инициирования общения с взрослыми и сверстниками, удовлетворения своих разнообразных потребностей, для высказываний на познавательные темы, о событиях личной жизни.

-интересуется окружающим и задает вопросы познавательного и личностного характера.

-умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника

-проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища

Развитие эмоциональной сферы

-умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями

-эмоционально откликается на переживания близких людей, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов, спектаклей

Задачи по блокам

Блок 1. «Я и Я»

-формирование интереса к собственной личности, развитие самосознания;

-формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе

 -осознание ребенком отношения к своей семье, себе, своим особенностям и способностям

  -осознание ребенком чувства целостности и принадлежности к своей семье

Блок 2. «Я и мои эмоции»

  - обучение навыкам распознавания эмоций и чувств, контроля за своим эмоциональным состоянием, передаче своего эмоционального состояния через мимику и пантомимику

    - развитие эмоциональной произвольности

Блок 3. «Я и мои черты характера»

- ознакомление детей снравственными представлениями о хороших и плохих чертах характера человека;

- осознание ребенком собственных черт характера;

- формирование умения определятьособенностихарактера других людей, ориентируясь на их поведение в разных ситуациях;

- выработка навыков уверенного поведения.

Блок 4. «Я общаюсь»

- освоение детьми первоначальных представлений о значении общения в жизни человека;

- помощь в осознании особенностей своего общения с другими людьми;

 - совершенствование навыков общения, ознакомление с правилами приветствия, ведения беседы и прощания;

 - овладение умениями и навыками активного слушателя: умение задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему.

Блок 5. «Я и другие»

- развитие коммуникативных навыков, сплоченности группы;

- обучение навыкам телесного взаимодействия, снятия напряжения, рефлексии;

- формирование способности правильно оценивать отношение к себе других людей;

  -формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека;

  - освоение позитивных форм поведения и отношения к себе и окружающим; формирование чувства самоценности и ценности другого человека;

 - развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей;

   -обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.

Блок 6 «Я учусь владеть собой»

-развитие навыков социально приемлемых способов выражения негативных эмоциональных реакций (гнева, ревности, зависти, обиды и т.п), возникающих в конфликтных ситуациях

- реконструирование негативных поведенческих паттернов и формирование конструктивных форм поведения

- обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля.

               Тематическое планирование занятий с детьми 5-6 лет.

Блок

                                    Темы

Кол-во часов

1

Я и Я

«Тайна моего имени»

1

2

«Мой внутренний мир. «Автопортрет

1

3

«Мой любимый сказочныйгерой»

1

4

«Моя семья»

2

5

Я и мои эмоции

«Радость»

1

6

«Гнев»

1

7

«Удивление»

1

8

«Страх»

1

9

«Грусть»

1

10

«Наши эмоции»

1

11

 Я и мои черты характера

 «Смелость» «Честность»

2

12

 «Обида» «Жадность»

2

13

«Доброта» «Вежливость»

2

14

Я общаюсь

 «Средства общения» (слово, жесты, мимика, интонация)

1

15

 «Правила знакомства»

2

16

 «Правила общения»

3

17

Я и другие

 «Мы так похожи»

1

18

«Мы такие разные

1

19

«Мальчики и девочки»

1

20

«Давайте жить дружно»

2

21

Я учусь владеть собой

Я умею слушать других

1

22

Я умею преодолевать трудности

2

23

Я умею быть доброжелательным

2

24

Я учусь решать конфликты

2

25

«Я знаю, я умею, я могу!»

1

36ч.

           2.3 План и содержание программы занятий для детей  6 -7 лет

Задачи развития

Развитие игровых навыков:

- в дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем;

- придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации;

- находит новую трактовку роли и исполняет её;

- может проявлять себя терпимым и доброжелательным партнером;

- способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками (появляются друзья);

-в совместных играх контролирует выполнение правил, способен разворачивать сюжет игры с минимальным использованием игрушек, в плане речи-фантазии.

Развитие коммуникативных навыков:

- в беседе может высказывать свою точку зрения;

- инициативен в общении со взрослыми; поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы; беседует на различные темы (бытовые, общественные, познавательные, личностные и др.).

Задачи по блокам

Блок 1. «Я и Я»

- формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

- развитие самосознания, формирование интереса к собственной личности;

-обучение элементам техники выразительных движений, развитие мимических движений;

-осознание ребенком отношения к своей семье, себе, своим особенностям и способностям;

- осознание ребенком чувства целостности и принадлежности к своей семье.

Блок 2. «Я и другие»

- обучение навыкам телесного взаимодействия, снятия напряжения, рефлексии;

- развитие коммуникативных навыков, сплоченности группы;

- обучение успешному взаимодействию, адекватному разрешению конфликтных ситуаций;

- формирование способности правильно оценивать отношение к себе других людей;

- развитие чувства близости, доверия безопасности по отношению к другим людям;

- формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека;

- освоение позитивных форм поведения и отношения к себе и окружающим; формирование чувства самоценности и ценности другого человека;

-развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Блок 3. «Я и мои черты характера»

- ознакомление детей снравственными представлениями о хороших и плохих чертах характера человека;

- осознание ребенком собственных черт характера;

- формирование умения определять особенности характера других людей, ориентируясь на их поведение в разных ситуациях;

- выработка навыков уверенного поведения.

Блок 4. «Я общаюсь»

- освоение детьми первоначальных представлений о значении общения в жизни человека

- помощь в осознании особенностей своего общения с другими людьми

-совершенствование навыков общения, ознакомление с правилами приветствия, ведения беседы и прощания.

- овладение умениями и навыками активного слушателя: умение задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему.

Блок 5. «Я и мои эмоции»

- обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения;

- снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков;

-ознакомление с различными видами эмоций и чувств, отражение собственных эмоциональных переживаний и состоянийчерез мимику и пантомимику, формирование адекватных способов выражения негативных чувств и эмоций.

- развитие эмоциональной произвольности.

Блок 6 «Я учусь владеть собой»

- отреагирование негативных эмоций, переживаний;

- обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния, выработка социально приемлемых способов выражения болезненных эмоциональных реакций (гнева, ревности, зависти, обиды и т.п), возникающих в конфликтных ситуациях;

- формирование конструктивных форм поведения;

- обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля.

               Тематическое планирование занятий с детьми 6-7лет.

Блок

                                    Темы

Кол-во часов

1

Я и Я

«Тайна моего имени»

1

2

«Мой внутренний мир. «Автопортрет

1

3

«Мой любимый сказочныйгерой»

1

4

«Моя семья»

2

5

Я и мои эмоции

«Радость»

1

6

«Гнев»

1

7

«Удивление»

1

8

«Страх»

1

9

«Грусть»

1

10

«Наши эмоции»

1

11

 Я и мои черты характера

 «Смелость» «Честность»

2

12

 «Обида» «Жадность»

2

13

«Доброта» «Вежливость»

2

14

Я общаюсь

 «Средства общения» (слово, жесты, мимика, интонация)

1

15

 «Правила знакомства»

2

16

 «Правила общения»

3

17

Я и другие

 «Мы так похожи»

1

18

«Мы такие разные

1

19

«Мальчики и девочки»

1

20

«Давайте жить дружно»

2

21

Я учусь владеть собой

Я умею слушать других

1

22

Я умею преодолевать трудности

2

23

Я умею быть доброжелательным

2

24

Я учусь решать конфликты

2

25

«Я знаю, я умею, я могу!»

1

36ч.

                             

                                 3.Организационный раздел

                           3.1 Условия реализации программы

 Условия для успешной реализации данной программы:

-личностно -ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

В процессе работы с Программой  педагог должен ориентироваться на свойства и качества личности ребёнка. К концу дошкольного возраста психологическая поддержка, которую взрослые должны постоянно оказывать ребёнку, позитивно сказывается на развитии личности и является своеобразной профилактикой неврозов и школьной дезадаптации;

Основная форма реализации данной программы – групповые занятия (1 раз в неделю). Программа расчитана на детей от 4 до 7 лет. Оптимальное число участников 5-8 детей.

Длительность программы.

Работа по развитию эмоционально-личностной сферы детей среднего и старшего возраста начинается с середины октября.

Индивидуальные и групповые консультации  с родителями и педагогами (в течение года), выступления на родительских собраниях. 

                              3.2  Методическое обеспечение

        Кабинет педагога-психолога оборудован таким образом, чтобы способствовать реализации трех основных функций: диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной.

        Созданная пространственно-предметная среда, позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.

Зона для проведения коррекционно-развивающих индивидуальных и групповых занятий хорошо освещена и включает в себя:

  • магнитная доска;
  • столы детские;
  • стулья детские;
  • песочница с подсветкой.

Консультативная зона включает в себя:

  • Рабочий стол педагога – психолога;
  • Шкаф для хранения документов;
  • Документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога;
  • Набор диагностических методик;
  • Ноутбук
  • Музыкальный центр

В кабинете педагога-психолога также имеются:

  • Игрушки, способствующие установлению контакта с детьми;
  • Комплексы наглядных материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем сложности в каждой возрастной группе;
  • Шкаф  для хранения игрушек, наглядных пособий, дидактических игр.

 

       

               Дидактический, наглядный материал

Количество

1

Готов ли  ребёнок к школе?(внимание).

1

2

Готов ли ребёнок к школе?(мышление)

1

3

Эталоны формы фонарики Воскобович.

1

5

Геоконт Малыш. Воскобович.

1

6

Кораблик Плюх-Плюх. Воскобович.

1

7

Игровой набор фрукты и овощи в корзине.

1

8

Пирамидка деревянная. Логический круг

1

9

Дроби

3

10

Счетики деревянные «Радуга»

1

11

 Грибочки 15

1

12

Игрушка развив деревянная «Одеваем 3-х медвежат»

1

13

Пирамидка дерев. Геоконт

1

14

Калейдоскоп

1

15

Игрушка деревянная. Занимательная коробка

1

16

Вкладыши деревянные «Дроби квадрат», «Геометрия круг», «Геометрия».

1

17

Вкладыши художестыенные. «Фрукты».

1

18

Вкладыши художестыенные. «Овощи».

1

19

Лото «Магазин»

1

20

Лото «Растения-животные»

1

21

Лото «Буквы-цифры»

1          

22

Лото «Профессии»

2

23

Лото «Мир животных»

1

24

Лото деревянное «Предметы» 48дет.

2

25

Лото деревянное «Животный мир» 48 дет.

1

26

Лото-игра  малышам «Времена года»

1

27

Лото-ассоциации

28

Лото деревянное «Растительный мир» 48 дет.

29

Конструктор деревянный 48 дет.

2

30

Напольная мозаика 24дет.пластик

1

31

Логическое лото дерев.(обобщ.картини)

2          

32

Вкладыши узкие «Собачки»

1

33

Вкладыши «Детские игрушки»

1

34

Вкладыши деревянные «Лес»

2

35

Вкладыши геом.фигурами-домики животны

2

36

Набор геом.фигур «Сложи квадрат»

1

37

Вкладыши геом. Воскобовича

 1

38

Коврограф «Ларчик»

 1

39

Чудо-соты

 1

40

Игрушка деревянная «Арифметический счет»

 1

41

Мини-игры  пазлы «Чья тень?», «Урожай», «Цвет», «Карандашики», «Цифры», «Цвета»

 6

42

Пазлы для малышей в рамке

7

43

Пазлы для малышей 6 любимых игрушек

1

44

Лото в коробке «Времена года»

1

45

Набор «Учись считать»

12

46

Касса цифр и счетных материалов «Учись считать» (пластик)

 2

47

Веер – касса цифр, букв

3

48

Логический теремок с прорезями

2

49

Пирамида пласт. улитка

1

50

Азбука на магнитах игра

1

51

Касса букв на магнитах

1

52

Касса цифр на магнитах

1

53

Я знаю формы и цвета (кубики)

1

54

Весёлый зоопарк (пазлы)

1

55

Домашний уголок (игра в коробке)

1

56

 Подбери пару ( пазлы в коробке)

1

57

Предметы и вещи(демонст. карты в коробке

1

58

Большие и маленькие(игра-лото)

1

59

Во саду ли в огороде(разв. игра в коробк

 1

60

Большой-средний(игра-лото в коробке)

 1

61

 Мама,папа,я (игра в коробке)

 1

62

Времена года (в коробке)

 1

63

Часть и целое (в коробке)

 1

64

Формы и цвета (карточки и пластик.фигур

 1

65

Пальчиковый театр (Лубяная избушка,Три поросёнка)

 2

66

Тематические плакаты

 8

67

Демонстрационный материал «Игралочка» для детей 4-5 лет.

 1

68

Раздаточный материал ч.1,ч.2,ч.3

 3

69

«Кто кричит, что звучит?»игра-лото в папке

 1

70

Математическое лото (в папке)

 1

71

Развиваем речь (задания в папке)

 1

72

Овощное лото (в папке)

 1      

73

Готов ли ты к школе ( мышлениязадания в папке)

 1

74

Готов ли ты к школе (развитие речи)

 1

75

Цвет форма размер (в папке)

 1

76

Найди четвёртый лишний

 1

77

Скоро в школу

 1

78

Театр настроения ( в папке)

 1

79

Обучающие пазлы (в папке)

 1

80

Путешествие в мир эмоций (в папке)

 1

81

Рукавички (игра в папке)

 1

82

Азбука общения (игра-карточки)

 1

83

Игровой набор «Доктор»(в сумке)

 1

84

Пирамидка (пластиковая)

 1

85

Карточки –тренажёр «Буквы-прописи»

 1

86

Математические корзинки -10 игра Воскобович

 1

87

Чудо-крестики-3

 1

88

Трафарет Чудо-крестики-2

 1

89

Чудо-цветик

 1

90

Прозрачная цифра Воскобович

 2

91

Черепашки. Пирамидка

 1

92

Конструктор букв-1

 1

93

Волшебная восьмёрка

 1

                      3.3 Перечень литературных источников

1. Е.А. Аляблева Психогимнастика в детском саду» Методические материалы

 М.:ТЦСфера,2005г.- 88 с.

2.А.В. Семенович«Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» Учебное пособие, Программы М.: Генезис, 2010.-474с.

3.Данилова Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития. – СПб.: «Детство-Пресс», 2011

4. Дивина Е.А. Обучающие занятия для детей дошкольного возраста – СПб.: «Детство-Пресс». – 2013

5. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Комплект материалов для педагогов-психологов ДОУ-М.: Генезис 2007

6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста.СПб «Детство-Пресс», 2011.

7. Сунцова А.В. Увлекательные игры и упражнения для развития памяти. – СПб «Детство-Пресс»,2014

8.Шарохина, В.Л.  Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе - М.: Прометей; Книголюб, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние двигательной логопедической ритмики на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содейству...

методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»

Развитие ребенка  теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...

Возможности арт-терапии в развитии и коррекции эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста

Понятие арт-терапии, возможности ее применения в работе с детьми дошкольного возраста, пример из практики....

Развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности

В презентации представлен опыт работы музыкального руководителя МБДОУ № 30 Соколовой Е.А. по развитию творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музы...

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.Каждое видов искусства играет важную роль в становлении личности ребенка. Н...

Методическая разработка по теме: " Методы и приёмы по развитию и коррекции произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данный материал содержит описание приёмов по развитию произвольного внимания. У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития отмечают недостаточное развитое произвольное внимание. Набл...

Эмоционально-волевые нарушения у детей дошкольного возраста.

В статье приведены примеры эмоционально- волевых нарушений у дошкольников, некоторые причины их появления и приёмы коррекции....