Развитие интеллектуальных способностей детей в рамках кружка «Смекалочка»
рабочая программа (старшая группа) на тему
В современных условиях в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста особое внимание уделяется подготовке детей к школе. Программа кружка «Смекалочка» обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. В процессе обучения у детей начинают формироваться такие элементы учебной деятельности, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика рук, развиваются познавательные психические процессы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop._uslug.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительных образовательных услуг по развитию интеллектуальных способностей детей в рамках кружка «Смекалочка»
Бухова Светлана Валентиновна
Педагог-психолог МБДОУ д/с № 101
Г. Таганрог
В современных условиях в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста особое внимание уделяется подготовке детей к школе. Программа кружка «Смекалочка» обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. В процессе обучения у детей начинают формироваться такие элементы учебной деятельности, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика рук, развиваются познавательные психические процессы.
Цель программы:
Цель: повышение уровня познавательного и интеллектуального развития, снижению отрицательных эмоциональных проявлений и развитию волевого самоконтроля.
Задачи программы:
- Способствовать созданию условий для позитивного настроя и снятия эмоционального напряжения.
- Развивать произвольный компонент психических функций: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные навыки за счет развития и укрепления волевых качеств личности.
- Способствовать повышению познавательного интереса.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Формировать у детей исходный уровень познавательной мотивации.
Интеграция образовательных областей по ФГОС:
Социально-коммуникативное развитие:
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
- формирование положительного отношения к себе;
Познавательное развитие:
- развитие любознательности, познавательной мотивации,
- развитие воображения и творческой активности,
- развитие внимания, памяти, восприятия, мышления.
Речевое развитие:
- развитие компонентов устной речи детей;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной речи.
Художественно-эстетическое развитие:
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие:
- Развитие мелкой моторики обоих рук,
- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Организации учебного процесса:
- Программа предусмотрена для детей дошкольного возраста 5-6 лет.
- Общее количество занятий с детьми 60.
- Занятия проводятся 2 раза в неделю, по подгруппам.
- Занятия носят интегрированный характер.
- Просветительская работа с родителями.
На занятиях активно используются разнообразные:
- подвижные и малоподвижные игры,
- элементы психомышечной тренировки (психогимнастика),
- продуктивные виды деятельности
- словесные игры
- дидактические игры
- развивающие задания на индивидуальных листах.
Виды контроля:
- диагностика в начале и в конце года
- постоянное наблюдение за деятельностью детей на занятиях
- рефлексия.
Календарно-тематическое планирование занятий
№ занятия | Упражнения | Ресурсы |
Приветствие-знакомство. «Разные, но похожие», «Ласковое имя», «Паутинка», «Мое настроение» | Листы бумаги, цветные карандаши, клубок ниток | |
«Найди и вычеркни», «Четвертый лишний», «Запомни предметы», «Разложи кубики по порядку», «Жуки» | Карточки к упражнениям «Найди и вычеркни», «Четвертый лишний», «Запомни предметы», «Разложи кубики по порядку», простые и цветные карандаши | |
«Дорисовывание картинок», «Подбери смысловые пары», «Найди одинаковые игрушки», «Не зевай - отвечай» | Карточки к упражнениям «Дорисовывание картинок», «Подбери смысловые пары», «Найди одинаковые игрушки», простые и цветные карандаши | |
«Дорисовывание картинок», «Дорисуй дорожку», «Четвертый лишний», «Найди подходящий предмет», «Продолжи закономерность», «Жуки» | Карточки к упражнениям «Дорисовывание картинок», «Дорисуй дорожку», «Четвертый лишний», «Найди подходящий предмет», «Продолжи закономерность», простые и цветные карандаши, мяч | |
«Найди и вычеркни», «Найди отличия», «Найди и раскрась», «Продолжи закономерность», «Выбери подходящий предмет», «Все наоборот» | Карточки к упражнениям «Найди и вычеркни», «Найди отличия», «Найди и раскрась», «Продолжи закономерность», «Выбери подходящий предмет», простые и цветные карандаши, мяч | |
«Дорисовывание картинок», «Продолжи закономерность», «Четвертый лишний», «Помоги зайчику найти морковку», «Не зевай - отвечай» | Карточки к упражнениям «Дорисовывание картинок», «Продолжи закономерность», «Четвертый лишний», «Помоги зайчику найти морковку», простые и цветные карандаши, мяч | |
«Найди и вычеркни», «Рисуем по клеточкам», классификация предметов по форме, «Найди одинаковые картинки», «Последовательные картинки», «Дерево» | Карточки к упражнениям «Найди и вычеркни», «Рисуем по клеточкам», классификация предметов по форме, «Найди одинаковые картинки», «Последовательные картинки», простые и цветные карандаши | |
«Узнавание наложенных изображений», «Четвертый лишний», «Продолжи закономерность», «Повтори движения» | Карточки к упражнениям «Узнавание наложенных изображений», «Четвертый лишний», «Продолжи закономерность», простые и цветные карандаши | |
«Найди и вычеркни», «Выбери подходящий предмет», «Найди пару», «Продолжи закономерность», «Четыре стихии» | Карточки к упражнениям «Найди и вычеркни», «Выбери подходящий предмет», «Найди пару», «Продолжи закономерность», простые и цветные карандаши | |
«Дорисуй предметы», «Четвертый лишний», «Подбери смысловые пары», «В магазине зеркал» | Карточки к упражнениям «Дорисуй предметы», «Четвертый лишний», «Подбери смысловые пары», простые и цветные карандаши | |
«Осенние листья», «Что изменилось», «Последовательные картинки», «Зевака» | Листья различных деревьев, серия сюжетных картинок, карточки к упражнению «Осенние листья», цветные карандаши | |
«Времена года», «Найди отличия», «Осенние приметы», «Что бывает красным, зеленым …», «Кто самый внимательный» | Сюжетные картинки с изображением времен года, предметные картинки с изображением фруктов и овощей, карточки к упражнению «Найди отличия», простые карандаши | |
«Запомни игрушки», «Последовательные картинки», «Что где лежит», «Дорисуй круги», «Четыре стихии» | Игрушки для игры «Запомни игрушки», индивидуальные наборы сюжетных картинок, карточки к упражнениям «Что где лежит?», «Дорисуй круги», простые карандаши | |
«Части суток», конструирование из счетных палочек, «Запомни картинки», «Море волнуется» | Наборы кружков черного, желтого, белого, голубого цвета (для каждого ребенка), наборы счетных палочек, 8 предметных картинок, карточки к упражнению «Части суток», листы бумаги, простые карандаши | |
Конструирование из счетных палочек, «Зеркало», «Чего не хватает», «Ну-ка, цифры, встаньте в ряд», «Пиктограммы» | Наборы счетных палочек, карточки к упражнению «Чего не хватает», карточки с номерами (по количеству детей), листы бумаги, простые карандаши | |
«Найди и зачеркни», «Последовательные картинки», «Листопад», «Пиктограммы», «Доброе животное» | Серия сюжетных картин «Осень», листья различных деревьев, карточки к упражнению «Найди и зачеркни», листы бумаги, простые карандаши. | |
«Теремки», «Соедини точки по порядку», «Чего больше?», «Зайцы и волк», «Четвертый лишний», «Собери грибы и шишки» | Мягкая игрушка, изображения желудей и орехов, предметные картинки, карточки к упражнениям, шишки и грибы (муляжи) | |
«Запомни фигуры и знаки», «Дом и сад», «Кто самый внимательный», «Разрезные картинки», «Летает, не летает» | Мягкая игрушка, карточки к упражнениям, листы бумаги, простые карандаши, предметные картинки разрезанные на несколько частей, мяч | |
«Будь внимателен», «Дорисуй фигуру», «Птицы улетают на юг», «Любимые животные» | Серия сюжетных картин «Осень», картинки с изображением перелетных птиц, карточки к упражнению, листы бумаги, карандаши | |
«Раскрась зонтик», «Найди фигуру, поставь знак», «Последовательные картинки», «Назови одним словом», «Стихотворная задача», «Пожалуйста» | Мягкая игрушка, картинка с изображением зонта, карточки к упражнениям, наборы сюжетных картинок для составления рассказа, простые и цветные карандаши | |
«Времена года», «Зимний лес», «Дорисуй предметы», «Запомни фигуры», «Разложи по порядку», «Кто самый внимательный» | Сюжетные картинки с изображением времен года, сюжетная картинка «Зимний лес», карточки к упражнению «Дорисуй предметы», наборы из десяти синих полосок и десяти красных полосок разной длины (по количеству детей), | |
«Зимний лес», «Геометрические фигуры», «Что сначала, что потом», классификация геометрических фигур, «Наоборот» | Сюжетная картинка «Зимний лес», плакат с изображением геометрических фигур, карточки к упражнению «Что сначала, что потом?», наборы геометрических фигур разного размера и цвета по количеству детей, листы бумаги, простые и цветные карандаши по количеству детей. | |
«Части суток», классификация геометрических фигур по величине и цвету, конструирование из счетных палочек, «Нарисуйте домик», «Замри» | Карточки к упражнению «Части суток», наборы геометрических фигур: кругов, треугольников, квадратов, различающихся величиной и цветом (по количеству детей), наборы из шести палочек, листы бумаги, простые карандаши. | |
«Посчитай предметы», «Четвертый лишний», «Зимняя прогулка», «Последовательные картинки», «Снежинки» | 10 кубиков, серия сюжетных картинок «Находчивый котенок», карточки к упражнениям «Снежинки», «Четвертый лишний», тарелочки, простые карандаши. | |
«Стихотворные задачи», «Четвертый лишний», «Дикие животные», «Кто где живет», «Дерево» | Иллюстрация к стихотворению «Как-то вечером к медведю», картинки с изображением диких животных и их детенышей, карточки к упражнениям «Четвертый лишний», «Кто где живет?», картинки с изображением домашних животных, листы бумаги, простые карандаши. | |
«Запомни предметы», «Последовательные картинки», «Выбери подходящий предмет», «Подбери смысловые пары», «Повтори движения» | Карточки к упражнениям «Запомни предметы», «Последовательные картинки», «Выбери подходящий предмет», «Подбери смысловые пары», простые и цветные карандаши | |
«Узнавание наложенных изображений», «Найди отличия», «Рисуем по клеточкам», «Конструирование из счетных палочек», «Передай мяч» | Карточки к упражнениям «Узнавание наложенных изображений», «Найди отличия», «Рисуем по клеточкам», наборы счетных палочек, мяч | |
«Каких фигур больше?», «Запомни предметы», «Закончи предложение», «Разложи по порядку», «Замри» | Карточки к упражнениям «Каких фигур больше?», «Запомни предметы», наборы из десяти желтых и десяти зеленых полосок разной длины (по количеству детей), цветные карандаши | |
«Времена года», «Четвертый лишний», «Нарисуй подходящий предмет», «Нарисуй подходящую фигуру», «Раскрась картинку», «Зеркало» | Предметные картинки, карточки к упражнениям «Нарисуй подходящий предмет», «Нарисуй подходящую фигуру», «Раскрась картинку», простые и цветные карандаши. | |
«Найди и вычеркни», «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Дорисуй снеговиков», «Найди закономерность», «Правила дорожного движения» | Карточки к упражнениям «Найди и вычеркни», «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Дорисуй снеговиков», «Найди закономерность», круги красного, зеленого, желтого цветов | |
Последовательные картинки, «Что это?», «Меньше - больше», «Дерево» | Серия сюжетных картин «Озорной котенок», «Находчивый котенок», карточки к упражнениям «Что это?», «Меньше - больше», простые карандаши. | |
«Лабиринт», «Запоминание пар слов», «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Дорисовывание предметов», «Доброе животное» | Карточки к упражнениям «Лабиринт», «Запоминание пар слов», «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Дорисовывание предметов», простые и цветные карандаши по количеству детей | |
«Рисование по точкам», «Продолжи закономерность», «Найди пару», «Правила дорожного движения» | Карточки к упражнениям «Рисование по точкам», «Продолжи закономерность», «Найди пару», простые и цветные карандаши по количеству детей, круги красного, зеленого, желтого цветов | |
«Закончи рисунок», «Четвертый лишний», «Продолжи закономерность», «Подбери пару», «Запомни предметы», «Парашют» | Карточки к упражнениям «Закончи рисунок», «Четвертый лишний», «Продолжи закономерность», «Подбери пару», «Запомни предметы», простые и цветные карандаши по количеству детей, большой платок, мяч | |
«Чем похожи и чем отличаются», «Рисуем по клеточкам», «Помоги собрать клубки», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Продолжи закономерность», «Солнышко и тучка» | Карточки к упражнениям «Чем похожи и чем отличаются», «Рисуем по клеточкам», «Помоги собрать клубки», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Продолжи закономерность», простые и цветные карандаши по количеству детей | |
«Найди и вычеркни», «Четвертый лишний», «Лабиринт», «Продолжи закономерность», «Рисуем по клеточкам», «Я вижу...» | Карточки к упражнениям «Найди и вычеркни», «Четвертый лишний», «Лабиринт», «Продолжи закономерность», «Рисуем по клеточкам» | |
«Найди и вычеркни», «Запомни картинки», «Логика», «Мышки в лесу», «Дерево» | Карточки к упражнениям, простые карандаши, дидактическая игра «Логика». | |
«Занимательные вопросы», «Дорисуй и назови предмет», «Пустой квадрат», «Логический поезд», «Упражнение на сплоченность группы» | Карточки к упражнениям «Дорисуй и назови предмет», «Пустой квадрат», дидактическая игра «Логический поезд», простые карандаши по количеству детей | |
«Ответь на вопросы», «Логические задачи», «Противоположности», «Чего на свете не бывает» | Дидактическая игра «Противоположности», литы бумаги и цветные карандаши по количеству детей | |
«Снеговик», занятие с «Кубиками Никитина», «Дорисуй фигуру», «Кто назовет больше предметов», «Рисуем по клеточкам», «Парашют» | «Кубики Никитина», листы в клеточку и белые листы, большой платок, мяч | |
«Ответь, что я сделала раньше», «Выбери нужное», «Противоположности», «Ребята и зверята» | Дидактическая игра «Противоположности» | |
«Разные функции», «Найди и вычеркни», «Запомни картинки», «Продолжи закономерность», «Слушай команду» | Карточки к упражнениям «Найди и вычеркни», «Запомни картинки», «Продолжи закономерность», простые и цветные карандаши по количеству детей | |
«Противоположности», «Продолжи закономерность», «Раскрась нужные предметы», «Нарисуй подходящую фигуру», «Солнышко и тучка» | Карточки к упражнениям «Продолжи закономерность», «Раскрась нужные предметы», «Нарисуй подходящую фигуру», простые и цветные карандаши по количеству детей | |
«Найди, зачеркни, сосчитай» «Построй домик», «Выбери дорожку», «Опиши картинку», «Летает, не летает» | Мягкая игрушка, иллюстрации к сказке «Маша и медведь», карточки к упражнениям, простые карандаши, мяч | |
«Назови как можно больше отличий», «Дорисуй фигуру», «Смысловые ряды», «Слушай команду» | Белые листы, простые карандаши по количеству детей | |
«Узнавание наложенных изображений», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Рисуем по клеточкам», «Парашют» | Карточки к упражнениям «Узнавание наложенных изображений», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Рисуем по клеточкам», большой платок, мяч | |
«Ответь на вопросы», «Найди и вычеркни», «Четвертый лишний», «Наоборот» | Карточки к упражнениям «Найди и вычеркни», «Четвертый лишний», простые и цветные карандаши по количеству детей | |
«Найди ворон», «Продолжи ряд», «Закончи предложение», «Четвертый лишний», «Стихотворные задачи», «Пятнашки по кругу» | Мягкая игрушка, картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, карточки к упражнениям, простые карандаши | |
«Дорисуй предметы», «Рисуем по точкам», «Раскрась мячи», «Запомни предметы», «Найди мышек», «Солнышко и тучка» | Карточки к упражнениям «Дорисуй предметы», «Рисуем по точкам», «Раскрась мячи», «Запомни предметы», «Найди мышек» | |
«Запомни фигуру», «Угадай по описанию», «Расскажи о предмете», «Сказочные герои» | Мягкая игрушка, предметные картинки, карточки к упражнению, литы бумаги, простые и цветные карандаши | |
«Рассмотри, запомни, назови», «Подсолнух», «Логические задачи», «Ориентировка в пространстве листа», «Пятнашки по кругу» | Мягкая игрушка, плакат к упражнению «Рассмотри, запомни, назови», серия сюжетных картин, листы бумаги, простые и цветные карандаши | |
«Графический диктант», работа с «Кубиками Никитина», «Дорисуй фигуру», «Найди недостающую фигуру», «Замри» | Простые и цветные карандаши, листы в клеточку, «Кубики Никитина» по количеству детей, карточки к упражнению, аудиозапись мажорной музыки. | |
«Разрезные картинки», «Море волнуется», «Лабиринт», «Ориентировка в пространстве листа» | Картинки, разрезанные на части, карточки к упражнениям, простые карандаши, белые листы | |
«Графический диктант», «Выложи картинки по порядку, найди лишнюю картинку», «Чем похожи, чем отличаются», «Четыре стихии» | Простые карандаши, листы в клеточку, карточки к упражнениям | |
«Будь внимателен», занятие с «Кубиками Никитина», «Логический поезд», «Рисунок по клеточкам», «Кто или что может быть высоким, холодным, коротким, твердым, жидким» | «Кубики Никитина», дидактическая игра «Логический поезд», листы в клеточку, простые карандаши | |
«Слушай хлопки», «Графический диктант», «Найди закономерность, «Нарисуй пропущенный предмет», «Найди отличия», «Логические концовки» | Простые карандаши, листы в клеточку, карточки к упражнениям. | |
«Запрещенное движение», занятие с «Кубиками Никитина», «Рисуем по точкам», «Нарисуй и зачеркни», «Назови три предмета белого, красного, синего цвета» | «Кубики Никитина», простые карандаши, листы в клеточку и белые листы | |
«Слушай команду», «Графический диктант», «Дорисуй фигуру», «Разложи картинки по группам», «Назови предметы похожие на круг, квадрат, треугольник» | Простые карандаши, листы в клеточку, карточки к упражнениям. | |
«Дорисуй предметы», «Четвертый лишний», «Помоги пчелке долететь до цветка», «Продолжи закономерность», «Найди отличия». | Карточки к упражнениям «Дорисуй предметы», «Четвертый лишний», «Помоги пчелке долететь до цветка», «Продолжи закономерность», «Найди отличия», простые и цветные карандаши по количеству детей. | |
«Ласковое имя», «Паутинка», «Мое настроение», «Разные, но похожие» | Клубок ниток, простые и цветные карандаши по количеству детей |
Список литературы
- И.С. Погудкина Работа психолога с проблемными дошкольниками: Цикл коррекционных занятий – М.: Книголюб, 2008
- Н.Я. Яковлева Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: «Валери СПД», 2001
- В.Л. Шарохина Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2005.