роль экологичекого воспитания в дошкольном возрасте
материал (средняя группа) по теме

СЛАТНИКОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА
опыт работы по экспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      - 1

                               Мы речь свою ведем о том,

                               Что вся земля – наш общий дом.

                               Наш добрый дом, просторный дом –

                               Мы все с рожденья в нем живем.

                               Еще о том ведем мы речь,

                               Что мы наш дом должны беречь,

                               Давай докажем, что не зря

                               На нас надеется Земля.

           Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Поэтому я в своей педагогической работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию. В результате анализа современных педагогических исследований я поняла: чем раньше, начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы воспитателя.

           При разработке занятий по экологическому воспитанию дошкольников я беру  за основу  программу    Николаевой С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» так же, частично использую программу Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа».

В ходе практической деятельности были выделены следующие задачи:

  - формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными;

  - воспитание любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения с окружающим миром;

  - формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в практической деятельности;

  - укрепление дружеских отношений между детьми;

 

 - установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогами и детьми, их родителями.

Для успешной реализации данных задач провожу следующую работу: 1.Постоянно обновляю предметно-развивающую среду, которая обеспечивает выработку экологических знаний дошкольников:

  -  организовала в группе «зеленую зону». Здесь дети получают  первые навыки по уходу за растениями, а я личным примером демонстрирует им правильное отношение к объектам природы. Я предлагаю  детям самим здороваться с растениями и  говорить им ласковые слова. Обязательно хвалю за выполненные  ими операции по уходу, сообщаю родителям, как они хорошо и умело помогают взрослым.

  - каждый год организую вместе с детьми «Зимний огород на окне». Если на окне круглый год растут цветы, то почему бы не вырасти овощам? Детям предлагаю отгадать загадку:

                                 Скинули с Егорушки золотые перышки,

                                 Заставил Егорушка плакать без горюшка.

Насыпаю в ящик заранее приготовленной питательной земли. Дети самостоятельно раскладывают луковицы на поверхности земли на расстоянии 1см друг от друга и еще засыпают слой земли. Даю детям задания:

    - поливать лук через 2 дня;

    - отметить день появления зеленых стрелок лука;

Задаю вопрос: «Почему на улице зимой не встретишь зелени, а на окне вырос зеленый лук?» Читаю стихи о работе в уголке природы:

                                 За окошком зимний сад,

                                 Там листочки в почках спят.

                                 И листочки же во сне

                                 Размечтались о весне.

                                 А у нас…

                                 На окне зеленый сад.

                                                      - 2                                                          

                                 Тут листочкам не до сна.

                                 Тут уже пришла весна.

                                                                  И.Токмакова.

Выращивание лука в комнате может показаться занятием неблагородным, но витамина С, которого так не хватает в конце зимы, в зеленом луке содержится в несколько раз больше, чем в самой луковице.

  - организовала в группе условия для экспериментирования – мини-лабораторию. В оформлении которой, принимали большое участие детейи родителей. Ребята приносили природный материал, различные камни, лабораторную посуду и др. Итог этой совместной работы – имеется коллекция минералов, металлов, природных ископаемых, гербарии растений, растущих на территории детского сада.

Опыт работы показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего возраста. А дети старшего возраста с удовольствием  превращаются в «ученых» и способны найти ответы на трудные вопросы: Как поймать воздух? Зачем растение пьет? Почему не падает дерево? Как расселяются деревья? Материал: Семена тополя, клена, березы. Ход опыта: Взять семена и выпустить их из рук. Вывод: Ветер помогает деревьям расселяться на новые места.

Сколько лет дереву? Материал: Спилы дерева, лупа. Ход опыта: Рассмотреть спилы, сосчитать кольца. Определить кольца благоприятных и неблагоприятных лет. Вывод: Число колец на стволе показывает, сколько лет дереву.

Согласитесь, эти опыты не требуют сложного оборудования, абсолютно безопасны, просты в проведении, но позволяют познакомить детей с разными явлениями, порой скрытыми от нас.

 - постоянно обновляю демонстрационный материал, который способствует уточнению и закреплению знаний о природе. («Живые картинки», гербарии, коллекции; картотека пословиц, поговорок, загадок, народных примет о природе. Например, об осени:

Загадки:             Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

                           Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

                           Но не касаюсь елочек и сосен . Я... (Осень.)

                           Пришла без красок и без кисти

                           И перекрасила все листья.                (Осень.)

                          Сидит – зеленеет, падает – желтеет,

                          Лежит – чернеет.                               (Листья.)

Приметы:         Летит паутина – быть осени длинной.

                          Много на рябине ягод – ждать  морозов сильных.

Пословицы:     Весна дает цветы, а осень плоды.

2. Осуществляю ознакомление детей с природой в разнообразных формах: на занятиях и в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы). Например, в летний период можно наблюдать за

-  цветущими культурными или дикорастущими растениями (рассматривание стебля, листьев, цветов, их формы, окраски и т.д.).

-  насекомыми: бабочками (окраска, своеобразие полета, места приземления); муравьями, жуками, божьими коровками.

3. Регулярно планирую и провожу  тематические прогулки, экскурсии по территории детского сада. Это помогает детям наблюдать за погодой и природой в естественных условиях; видеть красоту окружающего мира.

Так на экскурсии «Наедине с природой» в осенний период знакомлю детей с птицами, живущими в нашей местности. Провожу дидактическую игру «Узнай дерево по плодам и семенам». Зачитываю поэтические строки, воспевающие красоту природы.

                                   Осень.

                             -  Осень как понимать?

                            -  Значит,  лето умчало,

                                и его не догнать.

                                                      - 3 -                                                        

                              Это школы начало, это шорох листвы,

                              Это яркие краски –

                              Все деревья, кусты,

                              Как жар – птицы из сказки.

                                                                     Н.Григорьева.

4. Активно использую развивающие, познавательные  игры, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком.

   Игры: (Осенний период)

   Соберите грибы.

           У водящего завязаны глаза. Дети – грибы ходят по залу. Если попадется «мухомор», дети кричат: «Не бери». Побеждает тот, кто за определенное время «соберет» больше «грибов».

 Посадите и соберите урожай.

            Оборудование: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.

Первый участник «пашет землю» (кладет обручи).

Второй участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).

Третий участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).

Четвертый участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).

Побеждает более быстрая команда.

Дети с удовольствием играют в настольные развивающие игры: «Времена года», «В гостях у лешего».

5. Осуществляю интегрированный подход при составлении программ занятий по экологической тематике, т.е. включаю элементы экологических знаний в другие  занятия – мир искусства, художественную литературу.

6.  Хочу отметить, что моя работа без сотрудничества с родителями была бы  менее успешной. Они охотно выполняют  мои просьбы, прислушиваются к пожеланиям, в выходные дни вместе с детьми старательно выполняют  мои рекомендации. Среди родителей провожу работу по вопросам  экологического воспитания дошкольников, использую различные ее формы: индивидуальные беседы в вечернее время, консультация и доклады на родительских собраниях об экологической обстановке в нашем районе, оформляю тематические папки – передвижки: «Природа – общий дом», «Ребенок и природа» и др.

7.  В целях повышения своего профессионального уровня изучаю различные методические подходы к экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Использую в своей работе метод проектов. В течении года провела один проект «Комнатные растения», где так же были привлечены родители. С их помощью были приобретены емкости под рассаду, почвенная смесь, перчатки, ведерки, пакеты для мусора.

           В течении всего учебного года на занятиях применяю экологические правила. Детей необходимо приучать смотреть  на окружающий мир добрыми глазами, видеть красоту родного края, слушать и уметь понимать пение птиц, шелест берез, скрип снега, звон ручья, прививать любовь ко всему живому. Тогда можно будет надеяться, что ни один выпускник детского сада никогда не разрушит муравейник, не обидит даже самое маленькое живое существо, а  полученные уроки дети сохранят на всю  жизнь, поймут, запомнят, и будут следовать  таким тревожным строкам:

                              Берегите жаворонка в голубом зените,

                              Бабочку на листьях повилики,

                              На тропинке солнечные блики,

                              Ласточку, мелькающую в жите.

                              Берегите Землю!

                              Берегите…

                                                  М.Дудин

           Я постаралась объяснить, что  экологическое воспитание детей – это увлекательный, важный и нужный труд. Такое дело никогда не будет для меня трудоемким потому, что оно  любимое.

           Со своим опытом работы «Роль экологического воспитания в дошкольном возрасте» я делюсь с коллегами.