Семинар – практикум: «Содержание развивающей среды по ОБЖ».
консультация по теме

Марина Елена Петровна

Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения.

Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_3.docx47.28 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум: «Содержание развивающей среды по ОБЖ».

Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными  и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу,  так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях.  По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.

Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения.

Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.

Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.

Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

В настоящее время сформировалась новая образовательная область

«Безопасность жизнедеятельности», призванная готовить обучаемых во всех типах учебных заведений к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной, социальной.

         Выделяют 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются:

1) предупреждение опасности;  

2) уклонение от опасности;

3) преодоление опасности.

   Исходя из теоретического анализа содержания понятия «опыт» и «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.

    С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности:

-знания  ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);

-умения   действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;

-отношение  (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).

   Необходимо отметить, что обозначенные компоненты опыта безопасного поведения взаимосвязаны друг с другом и, обеспечивают осознание необходимости мер предосторожности, проявляется  в умении действовать с потенциально опасными предметами, и в сложных социальных ситуациях, например, на дороге, в природе, дома.

Задачи в работе с детьми:

-формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;

-формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;

-расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;

-закрепить у детей знания о правилах поведения на улице. Дороге, транспорте;

-развивать основы экологической культуры ребенка  и становление у него ценного и бережного отношения к природе;

-способствовать  эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;

                                             Задачи в рабате с родителями:

-знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

-повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

-воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность  детей, их эмоциональное благополучие;

-создать особую форму общения между родителями и воспитателями:

 « Доверительно деловой контакт»

Для  формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать  воспитательно - образовательный процесс,  включающий  все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально - ритмическую) и условия.

Так, в программу по ОБЖ включены 6 основных направлений:

  1. Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
  2. Ребёнок и природа. Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.
  3. Ребёнок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
  4. Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.
  5. Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.

  1. Ребёнок на улице. Дети знакомятся с правилами поведения на улицах, правилами дорожного движения.

Эффективность  реализации  поставленных  задач  во  многом  зависит  от  содержания  предметно – развивающей  среды  созданной в группе, которая включает:

-уголок безопасности;        

-познавательно–агитационные материалы;

-иллюстративные стенды для детей и взрослых.

-подборка литературы;

-подборка иллюстрационного материала;

-информационный уголок для родителей;

-проведение фотосессий.

Примерный перечень материала для создания развивающей среды в разных возрастных группах по ОБЖ.

1 младшая группа

2 младшая группа

средняя группа

старшая группа

подготовительная группа

Дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаться различать красный и зелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:

Дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:

Новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:

Ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:

Ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:

-Набор транспортных средств

-Иллюстрации с изображением транспортных средств

-Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.

-Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)

-Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».

-Набор транспортных средств

-Иллюстрации с изображением транспортных средств

-Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.

-Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)

-Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».

-Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».

-Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть

-Макет транспортного светофора (плоскостной).

-Набор транспортных средств

-Иллюстрации с изображением транспортных средств

-Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.

-Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)

-Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».

-Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».

-Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть

-Макет транспортного светофора (плоскостной).

-Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки

-Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»

-На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.

-Набор транспортных средств

-Иллюстрации с изображением транспортных средств

-макет пешеходного светофора.

-Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)

- Картинки для игры на классификацию видов транспорта

-макет улицы (крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть

-Макет транспортного светофора (плоскостной).

-Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки

-Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»

-На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.

-Макет перекрёстка для  решения   логических задач по ПДД, отработки навыков безопасного перехода проезжей части на перекрёстке.  Макет  должен быть со съёмными предметами для  моделирования улицы.

-Набор дорожных знаков: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».   Мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и   крупные знаки на подстав  для творческих, ролевых игр.

-Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»

- Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

-Набор транспортных средств

-Иллюстрации с изображением транспортных средств

-макет пешеходного светофора.

-Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)

- Картинки для игры на классификацию видов транспорта

-Макет улицы (крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть

-Макет транспортного светофора (плоскостной).

-Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки

-Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»

-На макете улицы с пешеходным переходом.

-Макет перекрёстка для  решения сложных логических задач по ПДД, отработки навыков безопасного перехода проезжей части на перекрёстке.  Макет  должен быть со съёмными предметами для  моделирования улицы.

-Набор дорожных знаков: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».   Мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и   крупные знаки на подстав  для творческих, ролевых игр.

-Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»

- Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

-картотека «опасных ситуаций»  

-окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД.

Во всех группах необходимо иметь фланелеграф или магнитную доску – для моделирования ситуаций на дороге, а также набор диапозитивов по различным темам.

Формы организации работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности:

При подготовке и проведении занятий, развлечений и других видов деятельности необходимо учитывать эмоциональное восприятие детьми информации по данной теме. В основе лежали следующие образовательные технологии: Игровая; ТРИЗ; Интеграция

Благодаря данным технологиям значительно повышается интерес воспитанников к данной теме, а также их родителей. Повышается и  активность детей в участии мероприятий направленных на формирование знаний, умений и навыков в области безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях.

Самое главное преимущество дошкольников состоит в том, что дети любят правила. Мы знаем, как дошколята напоминают о правилах родителям, воспитателям. Если правила излагаются ясными, простыми и спокойными, без тревожных нот, фразами — дети обязательно воспользуются этими правилами.

Неоспоримо, что в воспитании детей главная роль отводится семье, поэтому необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам в формировании основ безопасности жизнедеятельности. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

Критерии результативности и результатов.

-психологическая устойчивость детей;

-сформированость  представлений о безопасности поведения в различных ситуациях;

-умение  регулировать свои поведенческие реакции;

-умение находить  выход  из  сложных,  проблемных  ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;;

-умение  предвидеть  опасность и построить адекватное безопасное поведение;

     Самое главное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.