Опыт работы "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста"
материал (старшая группа) по теме

Аракелян Гульнара Асхатовна

Хочу поделиться своим опытом работы с детьми. В работе очень подробно олписывается важность ЗОЖ у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_zozh.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

1.  Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.  

Я не боюсь еще и еще раз сказать: 

забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. 

 От жизнерадостности, бодрости детей 

зависит их духовная жизнь,  мировоззрение 

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы" 

В. Сухомлинский 

 

 2. слайд. Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях страны, а также эти вопросы решаются на уровне правительства и Государственной Думы. Формирование отношения к здоровью как главной жизненной ценности, укрепление здоровья, обеспечение полноценного образования, гармоничного формирования и развития детей дошкольного возраста являются важнейшими социальными задачами нашего общества.

Подписанное президентом России В.В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения», разработанная Минздравом России и Российской Академией наук с участием федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и одобренная Правительством Российской Федерации Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации, показывают обеспокоенность государства за будущее страны.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: "…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…"   

3. слайд. На важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования, А.Л. Венгера, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой М.И. Лисиной, А.В.

4. слайд. У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:

- активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;

- заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;

- дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности».

5. слайд. Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных науки, оно обусловливается на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

6. слайд. 

Осознание значимости проблемы здоровья детей дошкольного возраста, побудило нас  к проведению углубленной работе по формированию представлений у детей ЗОЖ. Работа проходила в старшей группе детского сада и состояла из трех этапов:

  • Информационно - поисковый – мониторинговые исследования, изучение научно-методической литературы.
  • Практический  – создание развивающей предметно пространственной среды,  создание и апробация системы  здоровьесбережения.
  • Системно-образующий – обработка и оформление результатов работы, систематизация и распространение опыта работы.

7. Слайд.  Цель нашей работы – Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, приобщение осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Для реализации поставленной цели мы определили следующие задачи:

1. Проанализировать состояние здоровья детей.

2.  Культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому здоровью.

 3. Воспитывать самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навыков, обогащать представления детей о гигиенической культуре.

4. Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.
5. Создать условия для реализации полученных знаний, умений и навыков в режиме дня.

8. слайд. Информационно – поисковый этап: Дошкольный возраст - самый  поддающийся воздействиям  период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. По опыту работы мы убедились  в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей.  В начале нашей работы мы проанализировали карты здоровья детей, и  сделали  следующие выводы: В нашей группе 30% детей с первой гр. здоровья и 70% детей со второй гр. здоровья. Дети имели отклонения в физическом развитии: заболевания нервной системы и органов дыхания. Картина довольна печальная и подтверждала, что заниматься здоровьем, учить быть здоровым нужно как можно раньше.

9. слайд. Далее мы провели мониторинг по образовательным областям: «Физическая культура»; «Здоровье»; «Безопасность»; «Социализация»; все эти области тесно связаны между собой и направлены на соблюдение норм здорового образа жизни, правил безопасного поведения и физическим и психическим здоровьем человека, его самочувствием, успешностью в деятельности.

Данный мониторинг показал уровни развития детей. Большинство детей находились на низком уровне развития. Эти дети слабо контролировали выполнение своих движений, допускали нарушение правил в подвижных и спортивных играх, знали мало игр, затруднялись в объяснении игровых правил другим, выполняли доступные возрасту гигиенические процедуры, элементарных правил здорового образа жизни только при напоминании взрослого,  часто вели себя неосторожно по отношению к сверстникам, не соблюдали правила безопасного поведения в быту и на улице.

10. слайд. Также для выявления уровня знаний у детей о здоровом образе жизни мы разработали опросник   «Расти здоровым», в который  были включены следующие вопросы:

          1. Имеешь ли ты представление о понятии «здоровье»?

2. Как ты понимаешь словосочетание «здоровый образ жизни»?

3. Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?

4. Ты знаешь, что такое спорт? А ты занимаешься каким – нибудь видом спорта?     5. Что такое труд? Как ты трудишься?

6. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»?

7.Знаешь ли ты о последствиях вредных привычек?

8. Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?

9. Как ты думаешь, правильно ли, что труд есть основа здорового образа жизни?

Данный  опрос  показал, что 60% детей имеют смутное представление о понятии «здоровый образ жизни»; имеют небольшое представление о вредных привычках; не всегда стремятся «настроить себя» на здоровый образ жизни, и всего 40 % детей дети имеют четкое представление о понятии «здоровый образ жизни»; отрицательно относится к вредным привычкам; настроены на здоровый образ жизни.

11. слайд. Практический этап: На основании вышесказанного мы разработали и включили в образовательный процесс систему работы с детьми.  В работе были подобраны игры, беседы, упражнения, ситуации в НОД которые соответствовали программе и возрасту детей.

Работа по формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни требовала от нас широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям.

12. слайд. В группе мы создали условия для самостоятельной здоровьесберегающей деятельности детей, инициируя разнообразными игровыми проблемными и поисковыми ситуациями. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в двигательной активности физическими упражнениями в группе был оборудован физкультурный уголок: в нем все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

13. слайд.  Для того чтобы дети самостоятельно и под руководством воспитателя получали элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья в «Уголках здоровья» был накоплен богатый материал: дидактические игры, пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.

14. слайд. С детьми ежедневно проводилась утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика проходила в спортивном зале, и сопровождалась музыкой, что благоприятно влияло на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствовала  хорошему настроению детей.

15. слайд. Организовывали вместе с детьми простейшие практические ситуации, как поступить, если заложен нос, заболело ухо, промокли ноги, как провести гимнастику для глаз, как заботиться о коже. Вовлекали детей в проектную деятельность, предлагали им самостоятельно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни и здоровьесберегающим поведением, искали ответ на вопрос «Кто помогает нам быть здоровым?», придумывали рекламу полезных для здоровья продуктов, придумывали рецепт «Салата здоровья», рисовали плакат для малышей «Как помочь увидеть хороший сон», «Безопасность на дорогах». Создали «Энциклопедию безопасных ситуаций», книгу полезных советов «Как правильно себя вести на улице, в лесу, у водоема».

Обсуждали вместе с детьми и организовывали выставки детских или совместно подготовленных с родителями коллекций: «Полезные для здоровья предметы и вещи», «Обереги здоровья», «Наши добрые помощники» (об органах чувств).

Инновацией в нашей работе стала разработка системы дидактических игр здоровьесберегающего содержания  для детей старшего дошкольного возраста, которые мы организовывали вместе с детьми. В нее вошли такие игры как: «В гостях у Айболита», «Уроки Мойдодыра», «Полезные и вредные привычки», «Что полезное и вредное для зубов» и т.д.

16. слайд. В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: НОД  (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

17. слайд. Знакомили детей со стихами, пословицами, поговорками о здоровье, закаливании, гигиене, культуре еды. Читали детям литературные произведения соответствующей тематики. Активизировали творческую деятельность, предлагая детям рисовать или придумать загадки на тему здоровья.

18. слайд. Развитие движений, воспитание двигательной активности старших дошкольников осуществлялись во время прогулок.  Каждая прогулка имела определенное содержание. Так,  для прогулки мы разработали систему народных подвижных игр, эстафет, соревнований. Собирали  природный  материал для дальнейшей работы с ним в группе.

19. слайд.  Большое значение уделялось организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей использовались различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок.  После дневного отдыха проводилась гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем.

20. слайд. Вечернее время было предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включалось мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыки, смехотеропии, сказкотерапии.

Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.

Режим дня – это не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение. Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек. Навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными. Поэтому мы четко соблюдали режимные моменты, следили за тем, чтобы дети не перевозбуждались, дозировали  нагрузку, избегали однообразия и монотонности детской деятельности.

21. слайд. Особое внимание в системе ЗОЖ мы уделяли проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Для этого мы использовали нетрадиционные методики оздоровления детей.

Профилактика плоскостопия: использовали ходьбу по «дорожкам здоровья», специальные комплексы упражнений по профилактике плоскостопия, самомассаж стоп. Для развития мелкой моторики рук, способности координации движений, активизации речевого развития использовали пальчиковую гимнастику. Для повышения общего жизненного тонуса, устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы, использовали в работе с детьми различные виды дыхательных гимнастик.

В нашей работе важен индивидуальный подход к личности каждого ребенка, учет ее возрастных особенностей. Так как старшие дошкольники, как дети одной и той же возрастной категории,  имели разные представления о здоровом образе жизни, работа проводилась дифференцированно, с учетом интересов, потребностей и уровня знаний детей.

22. слайд. С целью теоретической и практической подготовки родителей к пониманию важности проблемы формирования психологического здоровья у детей необходима организация специальной работы с ними. В нашем учреждении подобную работу мы проводили в форме организации семейного клуба «Будь здоров», в заседании которого включались элементы тренинга. Вместе с инструктором по физическому воспитанию мы проводили праздники «Здоровья», «Веселые старты» в которых участвовали дети и их родители.

23. слайд. Организовывали тематические родительские собрания, досуги, праздники. Устраивали конкурс на лучшее сочинение «Здоровый образ жизни моей семьи». Предлагали родителям ответить на вопросы анкеты «Здоровье всему голова».

24. слайд. В родительском уголке размещали консультации, рекомендации. С целью оптимизации процесса формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе в трудовой деятельности мы применяли и рекомендовали родителям  широко применять такие виды деятельности  в семье как:

          - чтение литературы о труде;

- совместное создание атрибутов к подвижным играм;

          - встречи с героями труда, людьми различных профессий;

- беседы о пользе труда;

- показывать детям характер труда и его значение в жизни, и здоровье людей;  

В процессе формирования представлений старшего дошкольника о здоровом образе жизни большой силой воздействия обладает личный пример воспитателя. Воспитательное действие его, основано, на склонности и способности детей к подражанию. В процессе общения с взрослыми и путем подражания ему дети старшего дошкольного возраста легче усваивают полезность труда и образцы здорового образа жизни.

Таким образом, воспитатель имеет широкие возможности для формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.

25. слайд. Системно-образующий этап: В конце нашей работы мы провели повторный мониторинг, который показал, что большинство детей достигли высокого уровня развития. Они результативно и точно выполняли физические упражнения. В двигательной деятельности успешно проявляли быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость. Умели обслуживать себя и пользоваться полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены (мыть руки, умываться, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть уши, причесывать волосы и т. п.).

 Соблюдали правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале. Имели представление о том, что такое безопасное поведение, понимали, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице. Имели представления о том, что такое здоровье, понимали, как поддержать, укрепить и сохранить его.

26. слайд. Для выявления уровня знаний у детей о здоровом образе жизни мы провели повторный опрос, из которого мы узнали, что 90 % детей  хорошо усвоили правилами здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, правила гигиены, занятия физкультурой и спортом, закаливание), обладают представлениями о полезных и вредных привычках; о поведении во время болезни (необходимость приема лекарств, выполнения рекомендаций врача и пр.)  и 10 % детей на среднем уровне развития  с этими детьми проводится индивидуальная работа и даны рекомендации родителям.

27. слайд. На протяжении всей работы взрослые являлись активными участниками образовательного процесса, что помогло повысить результативность работы. Заинтересованность родителей в нашей работе позволила закреплять полученные детьми в ДОУ знания и умения в повседневной жизни. Начатую совместную работу с семьей в данном направлении считаем необходимым, продолжить в форме семейного клуба «Будь здоров!».

                                               

Заключение

Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки. 

Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

28. слайд. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Новшеством и условием повышения качества дошкольного образования сегодня является введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО.

Назрела необходимость собственных изменений.

«Актуальной задачей физического воспитания, - говориться в Концепции дошкольного воспитания, - является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье дошкольников. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей.

29. слайд.                  Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Моё здоровье в моих руках»

Конспект о пользе витаминов, закаливании и физических упражнениях. А так же о необходимости соблюдения режима дня...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ...

ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

Программа посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста  культуры здоровья. Формирование у детей навыков здорового образа жизни реализуется через активную деятел...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...

ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКА» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Портфолио здоровья дошкольника, созданное совместно с педагогом и родителями систематизирует и расширяет знания о ЗОЖ, но и  учит ребенка самостоятельно  оценивать свое здоровье, а  в р...

«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКА» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Портфолио содержит в себе разнообразные задания, вопросы, рисунки, рекомендации для детей дошкольного возраста. Этот занимательный материал поможет ребенку развить представление о ЗОЖ, о ...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...