«Принципы здоровьесберегающей педагогики в деятельности классного руководителя»
презентация к уроку по теме

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства.Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. В данном материале рассмотрены принципы здоровьесберегающей педагогики в деятельности классного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_printsipy_zdorovesberegayushchey_pedagogiki.odt27.72 КБ

Предварительный просмотр:

ВТОРОЙ ОКРУЖНОЙ ФОРУМ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

«Современная модель воспитательной деятельности»

Информационная карта

   

     1.Ф.И.О.                                Фролова Валентина Маркеловна

  1. Должность:             учитель математики, классный руководитель 11 класса
  2. Учебное заведение, организация:ГБОУ СОШ с.Сиделькино
  3. Почтовый индекс и адрес: 446851, Самарская область, Челно-Вершинский район, с.Сиделькино, ул.Советская, д.22
  4. Телефон для контакта 8(84651)38171
  5. Факс
  6. Е-mail    sidelkino72@mail.ru
  7. Я планирую:

* выступать с докладом на секции № 6 «Реализация принципов здоровьесберегающей педагогики в деятельности классного руководителя»

*использовать проектор

Название доклада «Принципы здоровьесберегающей педагогики в деятельности классного руководителя»


«____8__»  ____ноября___________2013 г


ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Фролова Валентина Маркеловна

  Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства.

    В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «Состояние полного физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится ещё и условием выживания. Одно из современных определений здоровья даётся как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Вместо акселерации (увеличения роста) идёт децелерация ( уменьшение роста): за последние 10 лет в 20 раз увеличилось количество низкорослых, ежегодно 300 тысяч юношей (около 35%) комиссованы военкоматом. Эта трагедия «перекинулась» на репродуктивные возможности населения.  

    Согласно усредненным данным практическими здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Наибольший прирост заболеваний происходит в 7 и 10 классах. Отмечается, что в 7-8 лет дети имеют в среднем 2 диагноза, в 10-12 лет -3 диагноза, в 16-17 лет 3-4 диагноза. Среди подростков 15-17 лет на первом месте — болезни органов дыхания, на втором — болезни глаз, на третьем — болезни костно-мышечной системы. Приведенные данные свидетельствуют о неблагополучии здоровья школьников России.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Может ли педагог быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения? Учитель в рассматриваемый период обучения как никогда в другое время, занимает одно из центральных мест в жизни учащихся. Он олицетворяет для них всё - то новое и важное, что вошло в жизнь в связи с приходом в школу.

Пытаясь установить взаимосвязь между отношением учителя к своему здоровью, его потребности в соблюдении здорового образа жизни и реализацией соответствующего воспитательного воздействия на своих
 учеников, на практике мы сталкиваемся с тем, что сами учителя открыто говорят о том, что они не могут быть примером введении здорового образа жизни для своих воспитанников. Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на учащихся.

 Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают разрушающее воздействие на здоровье детей? На этот счёт существуют разные мнения:

Первый — это инструктивно-программирующие методики. Весь учебный процесс направлен на закрепощение детского организма в режиме постоянного сидения. При таком психомоторном закрепощении ребёнок в начальной школе уже через 10-15 минут испытывает нервно-психические нагрузки, ведущие к ранней стенокардии, близорукости и сколиозу. У него угнетается и парализуется общий тонус организма.

Второй фактор, губительный для здоровья, - это продолжительное воздействие на детей школьной среды: закрытые помещения, ограниченные пространства, заполненные однообразными искусственно созданными элементами. При этом угнетается эмоциональная сфера детей, подавляется иммунитет, не реализуется их генетическая программа.

Третий фактор. Словесно-информационный — вербальный принцип построения учебного процесса. Книжное изучение жизни предполагает некритическое восприятие готовой информации. При этом подавляется творчество, которое заложено в них природой, они не могут самостоятельно мыслить и рассуждать.

Четвёртый фактор — это чрезмерное увлечение методиками «интеллектуального развития» в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Обучение детей в детском саду компьютеру приводит к «шизоидной интоксикации» сознания. Реальный мир у ребёнка заменяется искусственным, виртуальным, что ведёт к распаду важнейшей психической функции воображения. На Западе это началось в 50-х годах, а сейчас дошло и до нас.

К этим факторам можно добавить следующие:

1) Интенсификация обучения:

– объем учебных программ, их информационное насыщение часто не соразмерны с возрастными и функциональными возможностями школьников.

– до 80 % учащихся постоянно или частично испытывают учебный стресс, который снижает иммунную систему и способствует заболеваемости детей.

– существенное увеличение учебной нагрузки и приготовления домашнего задания достигает в основной школе до 10-12 часов, в старшей до 13-15 часов в сутки, вследствие чего наблюдается большая утомляемость, особенно к концу недели, нервно-психические нарушения, снижение сопротивляемости организма болезням.

2) Ухудшение питания

3) Факторы социального риска (ежегодно около 500 тыс. детей из-за распада семей лишаются одного из родителей)

4) Факторы экологического риска

Как видите, проблема очень актуальная.

    Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровья учащихся.

 

 Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения (ЗОТ)— обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Каковы основные принципы здоровьесберегающей технологии?

  1. Принцип не нанесения вреда
  2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов (то есть все происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и др. оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Проводится мониторинг здоровья учащихся физического, психологического, духовно-нравственного)
  3. Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья)
  4. Принцип непрерывности и преемственности (здоровьесберегающая работа проводится в школе каждый день и на каждом уроке с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках организационных мероприятий и непосредственно в учебно-воспитательной работе)
  5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися (вопросы здоровья включены в содержание учебных программ, обеспечен здоровьесберегающий характер (результат) проведения процесса обучения). Педагоги обеспечивают здоровьесберегающие условия образовательного процесса и сам школьник помогает им в решении этой общей задачи. У учащихся воспитана ответственность за свое здоровье. К каждому учащемуся осуществляется индивидуальный подход
  6. Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям учащихся. Соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащихся.В школе соблюдается комплексный междисциплинарный подход как основа эффективной работы по охране здоровья человека. Между педагогами, психологами, медицинскими работниками согласованное взаимодействие.Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами). Приоритет активных методов обучения.
  7. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии.Таким образом для учащихся создан такой уровень учебной нагрузки, который (при учете индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося) соответствует тренирующему режиму, таким образом является охранительным (щадящим), ниже утомляющего. Для каждого ученика составлен оптимальный уровень нагрузки.- Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье. У ребенка сформировано чувство ответственности за свое здоровье. Осуществляется принцип контроля за родителями. То есть получение обратной связи реализован как во всей школе (проведение диагностики, мониторинг здоровья), так и каждого учителя, в его индивидуальной педагогической технологии. То есть в школе решены следующие проблемы, связанные со здоровьем учащихся:
  • снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления
  • организация физической активности учащихся, профилактика
  • организация правильного питания школьников во время их пребывания в образовательном учреждении
  • предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных болезней)
  • охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.)
  • формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий
  • организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.  

 

   Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но исходя из этих принципов, не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

-строгая дозировка учебной нагрузки;

-построение урока с учётом работоспособности учащихся;

-соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим,

хорошая освещённость, чистота;

-благоприятный эмоциональный настрой;

-проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

   

   Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя — помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворённость. Ведь часто мы слышим от своих учеников: «Мне тогда всё понятно, когда интересно». Значит, ребёнку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворённость, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности,тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

При организации учебного процесса необходимо учитывать следующие

факторы, связанные с образовательным процессом:

  1. Объём учебной нагрузки (должен соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям школьников)
  2. Расписание уроков, распределение нагрузки по дням (расписание уроков должно быть максимально приближено к санитарно-гигиеническим нормам, удобно для детей)
  3. Рациональность урока должна быть не менее 60%, не более 80%(это время ученик занят учебной деятельностью, минимум 27 минут)
  4. Количество видов учебной деятельности должно быть от 4 до 7(письмо, чтение, слушание, рассказ, ответ на вопрос, решение примеров)
  5. Продолжительность видов деятельности не более 10 минут, а в первой ступени 5 минут.
  6. Число видов преподавания не менее 3 (словесный, наглядный, аудиовизуальный)
  7. Наличие физической или эмоциональной разрядки, минимум 2
  8. Чередование позы ученика.

   Организационный момент начала урока должен быть связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих.  Учитель ещё на перемене обязан проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости проветрить помещение. А каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить своё рабочее место в порядок. Учащиеся должны быть готовы к выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было убрано, классная доска вымыта, находились на месте чистая влажная тряпка и мел. Более того, учитель должен быть всегда готов помочь учащимся в решении этих вопросов.

   С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, так как у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Стиль педагогического общения должен быть демократичный, гуманный.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Реализация принципов здоровьесберегающей педагогики и внедрение соответствующих технологий осуществимы лишь при условии комплексного подхода, позволяющего предусмотреть все основные аспекты работы школы в области охраны здоровья, что отвечает представлениям о здоровьесберегающей среде.

Здоровьесберегающая среда школы — это совокупность условий, организуемых администрацией школы, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся, их родителей, общественности с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников, создания оптимальных условий работы педагогов.

  1.  Проведение тестирования учащихся  по следующим вопросам:

1. Сколько в среднем времени уходит у вас на ежедневную подготовку домашнего задания?

2. По каким предметам домащнее задание готовите дольше всего? Почему? (трудный предмет для меня, много задают и т.д.)

3. Часто ли испытываете усталость в течение учебного дня?

4. Какие этапы урока для вас наиболее утомительны? (объяснение нового материала, опрос, письменные упражнения и т.д.)

5. Помогает ли смена этапов урока избежать или снизить усталость?

6. Как вы относитесь к физкультминутке во время урока?

7. Заметили ли вы ухудшение здоровья? (снижение зрения, быстрая утомляемость, чаще болеете и т.д.)

8.Что на ваш взгляд необходимо сделать в нашей школе, чтобы способствовать укреплению здоровья учащихся?

В воспитательном процессе в здоровьесберегательном направлении  я как классный руководитель провожу различные мероприятия, классные часы , беседы, проекты, родительские собрания. Отмечу лишь некоторые из них.   Принимаем участие в школьном «Дне здоровья». Участвуем в общешкольном конкурсе «Самый здоровый класс»   «Мама, папа, я - спортивная семья» в которых неоднократно были победителями ,ежедневно выполняем утреннюю зарядку

Запомнились открытые классные часы «Здоров будешь, все добудешь». В Здоровой семье, здоровый ребенок». За лучший проект по профилактике алкогольной и наркотической зависимости «Бросай курить ! Бросай!» отмечена грамотой. За проект по профилактике употребления слабоалкогольной продукции   « Чума 21 века» объявлена благодарность администрации школы,

Для реализации воспитательной системы привлекаются родители. Они являются инициаторами и помощниками многих классных дел (творческие вечера, экологические акции, спортивные соревнования, ежегодные походы, ремонт класса, изготовление реквизита и др.)   родители принимали участие в реализации проектов по формированию здорового образа жизни «Бросай курить, бросай!» «Чума 21 века» победители школьного конкурса «Дочки матери», профориентационном треннинге «Формула выбора профессии, кл. часе «Семейные ценности» . Степень участия и посещение классных дел со стороны родителей 92%.  Особенности старшего школьного возраста потребовали от меня достаточно насыщенной просветительской работы с родителями,  активно участвовали в родительских практикумах «Что нужно знать о наркомании», «Ваш ребёнок влюбился». В свою очередь родители оказывались  первыми помощниками классного руководителя во всех классных делах. При помощи родителей отремонтирован класс, осуществляется контроль за горячим питанием, организуются однодневные походы- всё это повышает уровень здоровьесбережения.

Количество уроков, пропущенных учащимися по болезни, сократилось в течение всего периода обучения (2 года) на 30%.                                                      У учащихся сформированы навыки заботы о собственном здоровье. По результатам наблюдений и опроса родителей 100% детей соблюдают режим дня, правила личной гигиены и научную организацию умственного труда.        Наблюдается положительная динамика состояния психоэмоциональной составляющей здоровья:- "Уровень тревожности".  По результатам тестирования по Люшеру уровень тревожности за период обученияс9 по11 класс понизился на 14%.

Литература:Сайт министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru

http://www.shkolnymir.info/.

 О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003.