«Интегрированный подход к организации работы по дополнительному образованию».
материал на тему

Заплитная Светлана Лаврентьевна

Что такое интегрированный подход в образовательной деятельности ДОУ. Структура интегрированного занятия. Данное выступление идет в комплекте с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_podkhod.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №5 «Тынденок» г. Тында Амурской области общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию.

Выступление на заседание

                РЦ «Дополнительное образование»

Тема:

    «Интегрированный подход к организации работы по дополнительному образованию».

                                             

                                                    Выполнила: Заплитная Светлана Лаврентьевна

                                                   Воспитатель МДО БУ Д/С № 5 «Тынденок»

           

                                  Февраль, 2014г., г. Тында.

Ведущий: Предлагаю вашему вниманию слайдовую презентацию «Интегрированный подход к организации дополнительного образования в ДОУ».

Общая характеристика (слайд2)

Педагогическая система каждой исторической эпохи  всегда переживает существенные изменения. Следует отметить, что на всех этапах развития общества уделялось и уделяется  особое внимание качественной подготовке младшего поколения к самостоятельной жизни.

 Современный ребёнок  сегодня имеет высокий умственный потенциал, но  хорошо владея знаниями, часто не может применить их в практической деятельности.

 Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования, способствующая формированию у дошкольников  представления о целостной картине мира.

       (слайд3)

Проблема интеграции содержания образования рассматривалась в педагогике еще во времена Я.А.

Коменского, но систематическое исследование ее началось только во второй половине ХХ века.

Можно сказать, что в теоретическом плане интеграция как методическое явление в  дошкольных учреждениях  рассмотрена недостаточно. Зато в практике детских садов  мы можем наблюдать довольно

положительное её применение в виде интегрированных занятий  и тематических недель.  

(слайд4)

Так в чём же сущность понятия «интеграция».

(слайд 5)

Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала,  учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями. ФГОС ДО – Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются для всех уровней общего образования (ст. 5, ч.3), в том числе для дошкольников.

Задача воспитателя - наполнить деятельность группы интересными темами, делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации  его интересов и жизненной активности.

   (слайд6)

Поэтому накопленный опыт организации занятий, необходимо использовать  при организации непосредственной образовательной деятельности, творчески переработанной  в логике ФГОС.

 И всё же какова цель интегрированных занятий:

- систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка,

- обеспечить освоение новых способов действий,  для осознания связей и зависимостей, которые в повседневных делах от него скрыты,  

- создать условия для использования имеющихся знаний, умений и навыков в разнообразных ситуациях (жизненных, игровых, специально созданных).

 Принцип интеграции образовательных областей.

Интеграция содержания дошкольного образования – есть состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

(Слайд 7)

Рабочие программы кружков «Калейдоскоп»  и «Лапушка»  по дополнительному образованию детей младшего и раннего возраста были разработаны на основе программы "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

«Калейдоскоп» для детей 1младшей группы

Цель: Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.

«Лапушка» для детей раннего возраста

Цель: Обогащение сенсорного опыта детей через дидактические игры и упражненияв рисовании, лепке, аппликации в нетрадиционной форме.

 (слайд 8, 9) Работа ведется один раз в неделю в форме интегрированных занятий и развлечений

       Структура таких занятий и развлечений:

  1. Вводная часть.
  • Приветствие и эмоциональная минутка  (пальчиковая гимнастика, или малоподвижная игра)
  • Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения.

  1. Основная часть.
  • Умная минутка (детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса)
  • Музыкальная минутка.
  1. Заключительная часть.
  • Любая продуктивная деятельностьм (рисование, лепка, аппликация).
  • Релаксация (похвала) малоподвижная игра, мокрая минутка и прощание

Наиболее эффективные методы и приемы Слайд 10

• Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.

 • Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал? » и др.

 • Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Методика подготовки интегрированной образовательной деятельности.

(рекомендации К. Ю. Белой по осуществлению интеграции в ДОУ)

 1. Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.

 2. Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.

 3. Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.

 4. Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.

 5. Выявить основной принцип построения системы интегрированной деятельности (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним.

 6. Продумать развивающие задачи.

 7. Использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики) .

 8. Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой) .

 9. Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.) .

 10. Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.

 Учет условий при планировании и организации интегрированной образовательной деятельности. (слайд 11, 12)

 1. Обязательный учет содержания базовой программы детского сада.

 2. В интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому важно правильно определить главную цель.

 3. При разработке образовательной деятельности необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, устранять дублирование, использовать опережающее дифференцированные знания.

4. При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры образовательной деятельности, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей.

 5. Интеграция способствует снятия напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности.

 6. При планировании и проведении непосредственно образовательной деятельности педагогами требуется тщательная координация действий.

 7. Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы.

 8. Целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т. д.

   Таким образом, на первом этапе создания системы интегрированной образовательной деятельности в ДОУ согласуются образовательные программы (разделы программы) по содержанию, обсуждаются и формулируются общие понятия, взаимные консультации педагогов. Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, объектов, предметов, категорий в различных разделах программы и, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных занятий.

     Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей – проявление творческой активности педагога.

Преимущества интегрированных занятий:

 • способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

 • в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;

 • углубляют представление о понятии. закономерностях., связанных с понятием, расширяют кругозор;

 • основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников;

 • эмоционально развивают детей, т. к. основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

Рефлексия.

Ведущий: Предлагаю сформулировать ответы на следующие вопросы:

- Что мне сегодня понравилось (стиль, способы общения, полученная информация)?

-Как я могу использовать полученную информацию в своей работе (в организации деятельности с детьми)? Ведущий: Благодарю всех за хорошую работу.

Анализ интегрированной НОД

Критерии оценки эффективности интегрированного занятия

 1. Качество знаний по теме (направлению и др.) : полнота, правильность, осознанность.

 2. Умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и процессов.

3. Отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию.

Специфика анализа (по С. В. Кульневичу)

 1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.) .

 2. Содержание и компоненты интеграции. Какие разделы программы в нее входят? Каково сочетание старых, классических, новых, основных и дополнительных разделов (парциальных программ) в процессе интеграции?

 3. Направление и объем интегрируемых разделов, в чем он выражается:

 - в создании нового раздела (программы) ;

 - цикла (блока) периодически повторяемых занятий;

 - единичных интегративных занятий.

 1. Уровень (стадия) интеграции содержания в разделе или на занятии:

 2. Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.

 3. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление?

 4. Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному занятию (спонтанность или результат тщательной подготовки, самостоятельная работа или «домашнее задание»; его цель, объем, характер) .

 5. Формы проведения интегрированного занятия, виды деятельности педагогов и воспитанников (разумность сочетания) .

 6. Количество педагогов, участвующих на интегрированном занятии. Осуществление сотрудничества педагогов на интегрированном уровне. Единый подход к проблемам и содержанию проведенного ими занятия. Отсутствие противоречий в используемых ими материалах.

 7. Результаты деятельности детей в интегрированном занятии. Создание у детей единого (интегрированного) представления о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

Литература:

 1. Белая К. Ю. Модель образовательной программы ДОУ. // Управление ДОУ 2011, 1)

 2. Васюкова Н. Е., Чехонина О. И. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности//Детский сад от А до Я. 2004, № 6.

 3. Пособие для педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений Педагогические условия реализации положений федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования (Комментарии и разъяснения). Москва, 2010 г.

 4. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ, 2008г. // Приложение к журналу «Управление ДОУ».

 5. Сайт: Все для детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы "Интегрированный подход к организации работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Презентация содержит краткое описание опыта работы; цели, задачи, актуальность, направления работы и результативность....

Презентация "Интегрированный подход к организации работы по дополнительному образованию"

Презентация является дополнительным материалом к выступлению по одноименной теме....

"Интегрированный подход при организации коррекционной работы в режимных моментах с детьми раннего возраста"

"Интегрированный подход при организации коррекционной работы в режимных моментах с детьми раннего возраста"...

«Организация работы по дополнительному образованию в ДОУ».

Представлен вниманию опыт работы по функционированию дополнительных образовательных услуг в ДОУ....

Статья " Организация работы педагога дополнительного образования по хореографии в детском саду"

Работа в ДОУ осуществляется на основе программы по танцевально-игровой гимнастике "Са-Фи-Дансе", рассчитанная на четыре года обучения детей от 3 до 7 лет. Программа направлена на всесторонне...

Статья: "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ"

Статья предполагает описание работы системы дополнительного образования с использованием педагогических инноваций в дошкольной образовательной организации.Написана в соавторстве (Труфанова А.Д., Трифо...