«Азбука для родителей». Практика вовлечения семьи в коррекционно- развивающую среду ДОУ.
учебно-методический материал по теме

Пышкина Татьяна Геннадьевна

Родители - первые педагоги своего ребенка. От того, как родители вовлечены в пространство детского сада, в его коррекционно-развивающую среду, зависит эффективность работы с ребенком, его личностное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyshkina.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №181 Кировского района  г.о. Самара

Доклад  на тему:

«Азбука для родителей».

Практика вовлечения семьи в коррекционно- развивающую среду ДОУ.

Составила:

Учитель – логопед

Пышкина Т.Г.

Самара 2014

                                                      « От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за                            руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира - от этого в решающей степени

зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

В.А.Сухомлинский

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого

зависит безопасность всего большого человеческого общества.

Феликс Адлер

    За тысячелетнюю историю человечества сложились два института воспитания подрастающего поколения.

 

     Семья и дошкольное учреждение- вот два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития детей необходим их союз.

      Нужен ли такой союз? Семья взаимодействует с ДОУ или ДОУ с семьёй? Нужно, ли вовлекать семью в пространство детского сада?

     Детство - прекрасная пора в жизни человека. Она наполнена родительской любовью и заботой  воспитателей, педагогов.

Педагоги  - первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими. На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в статье 18. «Закона об образовании», где указано , что родители являются первыми педагогами, они обязаны нравственно, физически, интеллектуально и личностно воспитывать своего ребёнка. В семье ребёнок  учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.

   Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Семья определяет  уровень и содержание эмоционального и социального развития ребёнка. Поэтому очень важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка  не должно идти стихийно.

    Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьёзные трансформации. Педагоги отмечают снижение её воспитательного  потенциала, изменение её роли в процессе первичной социализации ребёнка.

     Современным родителям приходиться нелегко из - за  нехватки времени, которое они тратят на повышение материального, финансового благополучия семьи. Они недостаточно компетентны в вопросах дошкольной  педагогики и психологии. Таким образом, ближе всего к дошкольнику, к его проблемам, стоят педагоги ДОУ, которые заинтересованы в создании благоприятных условий для развития ребёнка, повышения степени участия родителей  в процессе воспитания.

   Проблема взаимодействия ДОУ  с  семьёй на сегодняшний день остаётся актуальной. А иногда  приобретает  обострённый характер.Сложности в отношениях между семьёй и ДОУ могут быть связаны с имеющим иногда место недоверием родителей к педагогам,с несовпадением взаимных ожиданий.Таким образом,понятно,что необходимы нововведения в сотрудничество с родителями.Необходимо так построить систему работы,чтобы вовлечь семью в жизнь ДОУ  на современном этапе модернизации системы образования.

   Наш детский сад является учреждением комбинированного вида, в котором функционируют две логопедические группы. Поэтому одним из приоритетных направлений ДОУ является коррекционная работа.

    С каждым годом растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

     Проведенное нами обследование речевого развития детей, посещающих детский сад, показало наличие у 68% воспитанников проблем в становлении правильного  звукопроизношения и речи в целом.

     Родители же таких детей часто не уделяют должного внимания коррекции речевых недостатков. И это связано с двумя причинами.

 - родители не слышат недостатков речи

- не придают им серьёзного значения, думая, что с возрастом всё пройдёт. А что ещё хуже, некоторые родители часто напоминают ребёнку о его трудностях, тем самым формируя у него комплекс неполноценности.

   Время, благоприятное для коррекционной работы, потеряно, и ребёнок уходит из детского сада в школу, где недостатки речи начинают отражаться на его учёбе и эмоциональном самочувствии.

    В нашем детском саду существует практика вовлечения семьи в коррекционно- развивающую среду ДОУ, которая приносит более эффективный результат в работе.

   Для этого мы решаем следующие задачи:

- создание положительной эмоциональной среды общения между педагогами, детьми и родителями

- активизация и обогащение педагогических знаний и умений (приобретенные знания помогут родителям глубже познакомиться с проблемами своего ребёнка, подкрепить интуитивные знания практикой, разрешить сложные ситуации)

- повышение психолого-педагогической культуры родителей

- развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.

- обобщение семейного воспитания (выявление благоприятных условий для речевого развития детей)

    Мы, как и многие наши коллеги, ищем способы взаимодействия в работе с родителями для решения вышеуказанных задач. Вовлечение родителей в жизнь ДОУ, их заинтересованное участие в коррекционно- развивающей среде важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это небходимо для развития их собственного ребёнка.

    Семья может осознать факт быть «активными родителями». Выстраивание работы с семьей на основе партнёрских отношений, диалога, взаимного доверия и понимания, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков.

    Мы строим своё общение с родителями под девизом: «Родитель не гость, а полноправный член команды ДОУ».

   Практику вовлечения семьи в коррекционно-развивающую среду нашего ДОУ можно представить в виде нескольких этапов.

1 этап.

Информационно – аналитический.Здесь используются традиционные формы

- Анкетирование.  Для выявления наблюдательности и адекватности позиции родителей по отношению к ребёнку и его речевому дефекту.

- Индивидуальные беседы.

- Информационные стенды. «Ещё раз о правах ребёнка». «Дышим правильно». «Весёлый язычок»

-Создание сайта ДОУ

- Что такое безопасность? «Пальчиковая  гимнастика» и другие, предполагающие советы логопеда и педагогов. Выпуск логопедической газеты Дружная семейка,Изюминка», которые знакомят родителей с различными новинками в области логопедии, психологии, педагогики, отражают важные события из жизни детского сада.

-Круглые столы

- Выступление логопеда на общих родительских собраниях .

- Прайс-листы магазинов, ориентирующие родителей в большом разнообразии игр, специальной и детской литературы.

- Одной из самых традиционных, но наиболее эффективных форм работы с семьёй, остаётся родительское собрание.

-«Давайте познакомимся». На нём логопед знакомит родителей со спецификой проведения занятий, демонстрирует приёмы коррекционной работы, указывая, на что надо обратить внимание дома.

-«В гости к нам на чай» или «Осенние посиделки». Такие собрания позволяют поближе познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт между ними.

   Новой формой вовлечения семьи в коррекционно- развивающую среду ДОУ является

- Консультативный день для родителей «Здоровый ребёнок»

Это система сопровождения родителей воспитанников по речевому развитию, которая объединяет всех специалистов: логопеда, воспитателей и родителей в единую команду. Задачи Консультативного дня состоят в профилактике возможных нарушений в развитии ребёнка.

- Отставание в развитии на пороге школы.

- Вопросы здоровья ребёнка, как физического, так и психического.

Практические занятия, направлены на установление взаимодействия «родитель- ребёнок – педагог»  в условиях комфортной ситуации, позволяют пробудить и поддерживать у родителей интерес к совместной деятельности с ребёнком и формировать практические навыки, получать своевременную, достоверную педагогическую информацию. Эта форма работы, на наш взгляд, является наиболее продуктивной, так как охватывает всех воспитанников ДОУ для определения индивидуального коррекционного материала по преодолению выявленных проблем.

2 этап. <<Давайте изучать вместе>>

Этап обучения родителей практическим навыкам коррекционно – развивающей работы.

 На данном этапе мы включаем:

-Семинары-практикумы: Если ребёнок говорит неправильно, с привлечением родителей, где им предлагается принять участие в некоторых эпизодах занятия с ребёнком.

- практические диалоги,игры «Семейные игралочки», где родители знакомятся с пальчиковой гимнастикой, занимательными игротеками.

- ведение детского портфолио. Это помогает родителям ребёнка оценивать динамику в его развитии.

  • - «От 2х до 6х»
  • - «Ребёнок глазами взрослого»
  • - «Ребёнок с точки зрения астрологии»
  • - «Речевое развитие ребёнка                                                                                                              

- Почта для родителей «Надежда» это почтовый ящик, в который родители могут класть записки со своими идеями, предложениями,обращаться

    с вопросами к специалистам, методисту, заведующей. Данные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются письменные ответы.

Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателями, логопедом и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

3 этап. <<Давайте играть вместе>>

Это этап привлечения родителей к активному участию и их  мотивированного отношения к коррекционной работе с их детьми.

Здесь используются такие формы работы как:

- Тренинги, с целью вовлечения семьи в коррекционно – развивающую среду ДОУ, установления доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединяющих их в одну команду.

«Правильно – неправильно»

«Азбука общения»

- Участие родителей в НОД 

  • КВН= родители + дети
  • Занимательное азбуковедение
  • Праздник правильной речи
  • Колесо грамоты
  • «Весёлый зоопарк»    

- Участие родителей в проектной деятельности

  • История о динозавре
  • «Моя сказка»
  • «Моё любимое комнатное растение»
  • «Моя любимая игрушка»
  • «История пуговицы»
  • «Я и моя семья»

- Досуговая

Это форма самая популярная и любимая, как педагогами, так и родителями.

В ней наиболее полно раскрываются возможности для вовлечения родителей в жизнь ДОУ, в его коррекционно – развивающую среду.

- Организация экскурсий в школу №72 в музей боевой славы, музей «Крестьянский быт», в библиотеку,где проводятся чтения на тему: Сказки А.С.Пушкина.

-Участие родителей в проведении праздников и развлекательных, спортивных мероприятий:

«Папа, мама, я – спортивная семья»

«Нет, не перевелись ещё богатыри на земле русской…»

«Масленица»

- Участие родителей в творческих конкурсах вместе с ребёнком

  • Лучшая поделка из природного материала
  • Лучшая новогодняя игрушка
  • Лучшее оформление детской,(групповой) площадки
  • Акция «Чистая лопатка». В ходе акции родители получили

возможность оказать помощь в строительстве зимнего городка, горок и фигур из снега, общении друг с другом и увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками

  • Акция «Чистый город». Её название объясняется тем, что наряду с

задачами, которые решаются в ходе широко известных рекламных акций, родителям, как участникам, предоставляется возможность показать личный пример бережного, положительного отношения к природе.

  Такая форма работы завоевала успех, родители охотно откликаются на разные проблемы не только группы, но и всего ДОУ:

  • Благоустройство территории
  • Уборка осенних листьев
  • Оформление игровых площадок

  Практика общения логопеда, педагогов с родителями взаимно обогащает обе стороны. Благодаря этому процесс воспитания ребёнка становится эффективнее.

Результаты вовлечения родителей в коррекционно – развивающую среду ДОУ очевидны:

- Родители отмечают положительное влияние совместных занятий с ребёнком на улучшение микроклимата в семье, на качество отношений с ребёнком, углубление  доверительных, эмоционально – насыщенных отношений.

- Родители стали активнее,стали  лучше понимать своего ребёнка, понимать причины речевых затруднений, испытываемые  ребёнком и условиях, при которых будет улучшение речи.

- Вырос авторитет логопеда, воспитателей- родители стали больше доверять педагогам.

- Родители закрепляют полученные ребёнком знания, умения, навыки в домашних условиях.

- Состояние речи детей улучшилось.

- Коррекционно – развивающая  среда ДОУ  стала успешнее.

   В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что семья  и дошкольное учреждение- два важных социальных института социализации ребёнка.Без родительского участия, без участия семьи процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Практика вовлечения родителей в коррекционно- развивающую среду дошкольного учреждения показала, что позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники  жизни своего ребёнка.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Коррекционно-развивающая среда в старшей речевой группе"

презентация с чётким зонированием коррекционных зон...

Статья "Коррекционно-развивающая среда в старшей речевой группе"

Подробное описание коррекционных зон в старшей речевой группе с теоретическим обоснованием...

"Коррекционно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (консультация для педагогов коррекционных групп для детей с НОДА)

Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловато...

Консультация для педагогов «Создание коррекционно – развивающей среды с использованием кукол азбуки».

         Использование наглядно – образных средств, в частности кукол, способствует развитию интереса к обучению, влияет на прочность знаний, умений и навыков, со...

План тематического контроля «Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечение их в коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный процесс в контексте ФГОС ДО»

Представлен план организации тематического контроля по организации взаимодейстия ДОУ с семьями воспитанников с указанием форм и методов работы в разных направлениях воспитательно-образовательного проц...

Развивающая зона "Умное окошко" как элемент коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета

Аннотация: в статье описывается элемент коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета - развивающая зона "Умное окошко", служащая для нестандартного размещения демонстрационного ма...