Как воспитать патриота в 21 веке
статья по теме

Статья о воспитании патриотизма в дошкольном образовательном учреждении с использованием этнокультурного компонента

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_vospitat_patriota_v_21_veke.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Как воспитать патриота в 21 веке?

Вопросы патриотического воспитания всегда были в центре внимания отечественных государственных деятелей, общественности, ученых, педагогов.  На разных этапах развития нашего общества содержание и формы патриотического воспитания подрастающего поколения  были обусловлены  социально-политической, экономической, демографической ситуацией, поиском объединяющей идеи.

В последние годы  проблема патриотического воспитания  детей дошкольного возраста актуализируется в свете Федеральных государственных требований   к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  (приказ №655 Минобрнауки, ноябрь 2009 г.). Среди интегративных качеств, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста,  указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему, о мире.

В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста  ребенка надо воспитывать патриотом – человеком, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.

Термин  «культура» происходит от латинского глагола «colere», содержание которого первоначально трактовалось многозначно, а именно: «обрабатывать почву, заботиться, усердно заниматься, украшать, почитать». Греческий аналог латинского «colere» – пайдейя   был более узок и буквально означал «воспитанность, образованность». Римско-греческое толкование культуры обобщил М.Тулий Цицерон, определив значение культуры как возделывание, обработка  души и введя понятие «культура души». Во второй половине  XVIII века в таком значении латинский  термин «cultura» вошел в широкий общественный обиход  в Европе.

Современные характеристики понятия «культура»  не имеет единого толкования, так в них отражается множественность свойств ее носителя – человека и качеств его деятельности. Несмотря на разные точки зрения в характеристике термина «культура», позиции многих ученых совпадают в том, что культура как  сосредоточие человеческих ценностей создается человеком и существует для человека, его развития и самовыражения.

Для нашего исследования важна характеристика культуры как способа передачи накопленного опыта от старших поколений к младшим.  Культура   служит передаче и сохранению социального опыта в форме материальных и духовных ценностей, несет в себе познавательное содержание, способствует становлению определенного исторического типа личности, является формой организации общественной жизни [1].

Развитие культуры зависит от этнических, исторических традиций, а ее форма всегда носит национальный характер   [4, 5].  Народная (этническая)  культура, являясь специфическим феноменом, стоит у истоков общечеловеческой культуры  [3].

 Народные   взгляды на жизнь, природу, общество и на назначение человека являются философским обоснованием народной культуры, Исходя из этих взглядов, как отмечает Г.Н. Волков, формулируются цели и задачи воспитания выбираются его средства, пути образования детей, народные традиции семейного, нравственно-трудового воспитания.

Развитие  мирового сообщества конца XX - начала  XXI века характеризуется новой тенденцией  развития культуры:  а именно: она представляет собой  многоликую панораму национальных культур, их региональных общностей, международных творческих объединений и направлений. Отчетливо проявилась тенденция усиления, с одной стороны, интеграционных процессов, в результате которых происходит смешение различных этносов и этнических культур, с другой стороны, – стремления каждой нации сохранить свою культурную самобытность, свои национальные ценности (язык, искусство, традиции, обычаи и т.д.) [2].

В результате  человек в современной социокультурной ситуации оказывается на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения культурной идентичности других народов. Но с другой стороны, его собственная культура становится неустойчивой, нарушенной, связи с культурной традицией ослабевают.  

Между тем межкультурное исследование,  проведенное  не  так давно отечественными учеными совместно с учеными ряда европейских стран  под  эгидой  Венского         центра социальных исследований, выявили, что  в промышленно  развитых         европейских странах  важнейшая  роль  в   социализации   детей         по-прежнему принадлежит  семье,  а  сам этот процесс у каждого         народа во многом сохраняет традиционные этнические особенности. Естественно, что  многие дети в современных столичных дошкольных учреждениях попадают в иную  культурную среду, чем в семье. А это затрудняет его общение со сверстниками, взрослыми, усиливает ощущение, что он «другой». Таким «другим» он кажется и сверстникам в группе. В связи с этим актуализируется проблема изучения средств  и методов,  с помощью которых дети усваивают культуру своего и других народов,  а также   специфические  механизмы  и процессы "инкультурации";

Перед системой образования, в том числе и перед дошкольными учреждениями, встает новая задача:  использовать потенциал этнокультур, носителями которых являются воспитанники, для диалога  культур, который  поможет детям лучше узнать друг друга, развивать толерантность, уважительное отношение к сверстнику.            

 При этом следует учитывать, что этническое самосознание  не  сводится  к осознанию этнической (национальной)  принадлежности.  Этническое  самосознание   включает  суждения членов  общества о характере действий своей общности, ее свойствах и достижениях, так называемые этнические автостереотипы. Эти  суждения  неразрывно связаны с представлениями о   других этносах и формируются в дихотомии "мы" - "они".

       Анализ средств воспитания, которые сложились в русской народной педагогике и у  других народов, показал общность подходов к воспитанию детей. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Опыт народного воспитания характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения  -  приобщение к культуре, к труду, любовь к Родине, традициям, этике. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. 

Следует учитывать, что в многонациональной группе детского сада каждого ребенка, представителя  того или иного этноса, следует  ставить в такие ситуации, когда он приобщает детей к  своей культуре  через игру, сказки,  Мы использовали игры разных народов, чтобы донести до детей национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.       В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Мы даем детям задание: узнать у старших членов семьи считалки, которыми они пользовались в детстве, выучить их, предложить при организации игр в группе. Так дети знакомятся с фольклором разных народов.

 Интересно знакомить детей  с народными игрушками (русскими, белорусскими, литовскими). Обратив внимание на особенности внешнего вида кукол, материалов из которых они изготовлены, оформление костюмов, просили детей определить то эмоциональное состояние, которое эти куклы  создают, какие чувства вызывают. Дети говорили: «радуют», «веселят», «классные игрушки», «занимают, чтобы не было скучно»; «хочется поиграть с ними» и т.д. Далее подводили детей к пониманию назначения игрушек, отмечали, что каждый народ  хотел, чтобы дети росли веселыми, здоровыми, ловкими, умелыми, поэтому мастера делали такие интересные игрушки для детей. Таким образом, попытались помочь детям через народные игрушки понять некоторые черты национального характера, воплощенные в них (оптимизм, юмор, творчество, желание занять и порадовать ребенка).

Особый нравственный потенциал этносов заключен в сказках. Мы их используем для того, чтобы показать детям, с одной стороны,  особенности семейно-бытовых обычаев, традиций,  обрядов, а с другой стороны, близость понимания разными народами  многими жизненных проблем. После знакомства с народными сказками организуем художественную деятельность детей (рисование, лепку), Так,  после слушания украинской народной сказки «Руковичка» педагог, подобрав  соответствующие игрушки или элементы костюмов,  предложил детям отразить свои впечатления в театрализованной игре.  

Таким образом, в процессе воспитания патриотических чувств мы знакомим детей многонациональной группы с одними и теми средствами разных этнокультур, раскрываем идеи, которые у разных народов очень похожи, несут в себе общие ценности, но выражены по-разному. Одновременно удается с помощью произведений культуры разных этносов изменить самоощущение детей: они стали по-другому воспринимать те различия, которые имелись у детей многонациональной группы. Осознали, что то «другое», что есть у одного ребенка, интересно другим. Другими словами, сделали детей более толерантными, понимающими, что мы все живем в одной стране и все ее любим.  

Литература

  1. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние  исторического единства культур:  автореф. дис. … канд. филос. наук. – Л., 1967. – 18 с.
  2. Библер В.С.  Культура. Диалог культур (опыт определения)) \\ Вопросы философии. – 1989. – № 6. – - С. 31-42.
  3. Волков Г.Н Этнопедагогика:  Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений.– М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
  4. Лихачев Д.С.  Заметки о русском. – 5-е изд.– СПб: Речь.-20о9. – 65 с.
  5. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. – М.: Изд-во МГИК, 1994. – 214 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Как воспитать патриота"

Дошкольный возраст – важный период  для становления личности, период, когда у ребенка формируются представления об окружающем мире, об обществе, о близких людях, о той земле где мы живем. Как вос...

Деловая игра для педагогов ДОУ тема "Воспитать патриотов России"

Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно - патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе....

Семинар - практикум по нравственному воспитанию для педагогов по теме: «Как воспитать патриотов? »

Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме «Как воспитать патриотов?»....

Проект "Воспитать патриотов".

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников "Воспитать патриотов"....

Тренинг для воспитателей "Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников: воспитать патриота России, воспитать патриота Новомосковска "

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с горд...

Воспитать патриота может только патриот!

   О патриотизме можно говорить много, красиво и долго, но воспитать патриота может только патриот!Пока в детских душах живёт теплота патриотизма, это сильное и в то же время нежное ч...