Проект "Формирование природоведческого словаря"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Войтович Марина Викторовна

среднесрочный, групповой, познавательно-речевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_formirovanie_prirodovedcheskogo_slovarya.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №8 «Салют»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

(среднесрочный, групповой, познавательно - речевой)

«Формирование природоведческого словаря через формирование основ экологической культуры»

Подготовительная группа №7

                                                                 Воспитатели:

                                                                    Войтович М.В.

                                                                     Золотухина В.В.

2017 г.

Место проведения исследования: МБДОУ «Детский сад №8 «Салют».

Сроки выполнения проекта: 1 месяц

Актуальность. Речь имеет большое значение в жизни человека. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка дошкольного возраста и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Развитие словаря дошкольников - актуальная проблема методики развития речи. Содержание словарной работы в дошкольном учреждении определяется программой развития и воспитания детей. Одним из путей ее решения нам представляется ознакомление с природой, формирование у детей эмоциональной отзывчивости и эстетического сознания.

Согласно программе дошкольники усваивают природоведческий словарь: названия животных, растений, явлений неживой природы. Ребенок приобщается к природе очень рано. Он интересуется окружающим с ранних лет, по-своему хочет ощутить то, что видит, или просто хочет вступить в игру с той живой «игрушкой», которая ползает рядом, порхает поблизости, ласкается к нему (Николаева).

Природа содержит в себе огромную педагогическую ценность, является эффективным средством развития словаря старших дошкольников. Огромна её роль в умственном и речевом развитии дошкольников. Природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка.

Наблюдение природных явлений, беседы, чтение художественных произведений о природе, использование дидактических игр и лексических упражнений природоведческой тематики способствуют более эффективному обогащению природоведческого словаря, так как дети старшего дошкольного возраста обладают способностью эмоционально воспринимать природное окружение.

Таким образом, одним из эффективных средств формирования природоведческого словаря детей дошкольного возраста выступает экология.

Гипотеза: Природа, обладающая огромной педагогической ценностью, оптимизирует развитие природоведческого словаря дошкольников, если его формирование проводится через различные виды деятельности.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: Развитие природоведческого словаря через формирование основ экологической культуры у детей через освоение экологических представлений, развитие познавательного интереса, ценностного отношения к природе.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с разнообразной информацией по экологии.
  2. Формировать системы элементарных научных экологических знаний о растительном и животном мире, его многообразии.
  3. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.
  4. Активизировать природоведческий словарь детей и обогатить его новыми понятиями.
  5. Познакомить с правилами поведения в природе, экологическими знаками.
  6. Формировать экологически грамотное, безопасное для природы и здоровья человека поведение.
  7. Вызвать интерес к проблеме загрязнения окружающей среды на земле.
  8. Воспитывать бережное отношение к природе.
  9. Повысить уровень экологических знаний у родителей, сделать их активными участниками воспитательного процесса.

Этапы осуществления проекта: Организационный этап. Реализация проекта. Обобщающий этап.

Организационный этап.

  1. Донести до участников проекта важность данной проблемы.
  2. Подбор методической и художественной литературы.
  3. Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.
  4.  Изготовление пособий.
  5.  Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
  6.  Разработка бесед, занятий, кроссвордов природоведческой тематики.
  7. Составить перспективный план мероприятий.

Реализация проекта.

Работа с детьми

Познавательная деятельность

  1. Беседа «Что такое экология и кто такие экологи? »
  2. Беседа «Лес»
  3. Занятие «Знакомство с Красной книгой»
  4. Занятие «Растения – лёгкие нашей планеты»
  5. Экологическая прогулка «Осеннее путешествие»
  6. Занятие «Экология нашего города»
  7. Занятие «День синиц»
  8. Занятие «Как животные приспособились к зиме»
  9. Занятие «Птицы нашего города»
  10.  Беседа «Значение воды»
  11. Наблюдения за комнатными растениями, птицами.
  12. Рассматривание альбома «Профессии людей, связанных с животным миром»

Продуктивная деятельность

1. Оригами «Съедобные и несъедобные грибы»

2. Оригами«Синицы»

3. Рисование «Экологические знаки»

4. Рисование «Портреты птиц»

Художественно – речевая деятельность

  1. Составление рассказа «Любимая птица»
  2. Интервью детей «Земля в опасности» (цель: развивать навыки по творческому рассказыванию)
  3. Чтение литературных произведений:

- Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

- П. Яшина «Наше богатство»,

- С. Викулова «Монолог природы», «Берегите землю»,

- А. Баркова «Голоса леса»,

- С. Погорельский «Капли тоже говорят»

- В. Танасийчук «Экология в картинках»

Игровая деятельность

  1. Дидактическая игры: «Природа – не природа», «О чём говорят экологические знаки», «Что опасно для природы», «Чьи следы?», «Правильно или нет», «Разложи картинки в нужной последовательности и объясни ситуацию», «Узнай по описанию»,
  2. Сюжетно – ролевые игры: «Кругосветное путешествие», «Мы – экологи»,
  3. Досуговые игры: «Страна Кроссвордия», «Что? Где? Когда?»

Поисково – исследовательская деятельность

1. «Где лучше растут растения?»

2. «Влияние солнца и полива на рост растений»

3. «Рассматривание комочка рыхлой влажной земли»

4. Составление пищевых цепочек.

5. Опыты с водой.

6. Ведение календаря погоды (цель: формировать знания о погодных условиях).

Трудовая деятельность

  1. Уход за растениями в уголке природы.
  2. Уборка участка от мусора.
  3. Подкормка зимующих птиц.

ИКТ

Мультфильмы:

  1. «Грибы и ягоды»
  2. «Экология»
  3. «Животные»
  4. «Колобок – экологическая сказка»
  5. «Почему желтеют и падают листья»

Работа с родителями

  1. Экологическая газета «Прикоснись к природе сердцем»
  2. Консультация «Если в доме рыбки, птички, черепахи, хомячки»
  3. Памятки «Как вести себя в природе»
  4. Оформление альбома «Профессии людей, связанных с животным миром»
  5. Оформление альбома «Природа просит помощи»

Обобщающий этап.

«Презентация проекта»

  1. Выставка поделок оригами «Синичкин день»
  2. Выставка поделок оригами «Съедобные и несъедобные грибы»
  3. Выставка«Экологические знаки»
  4. Консультации для родителей
  5. Фоторепортаж «Природа просит помощи»
  6. Экологический конкурс «Умники и умницы»
  7. Интеллектуальная игра «Знай и люби природу»
  8. Альбом «Профессии людей, связанных с животным миром»
  9. Альбом «Кроссворды по экологии»

Результаты реализации проекта:

- Пополнились знания детей по экологии.

- Сформировались системы элементарных научных экологических знаний о растительном и животном мире, его многообразии.

- Сформировались основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.

-  Обогатился природоведческий словарь детей новыми понятиями.

- Познакомились с правилами поведения в природе, экологическими знаками.

- Сформировались навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

- У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.

-  Появился интерес к проблеме загрязнения окружающей среды на земле.

- Повысился уровень экологических знаний у родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игры природоведческого характера"- итоговый проект на курсах повышения квалификации

СОДЕРЖАНИЕ: 1.Введение 2.Игра – ведущий вид деятельности дошкольников 3.виды игр в экологическом воспитании дошкольников   - предметные игры;   - дидактические игры;   - сюжетно –...

Использование природоведческой литературы в работе с детьми дошкольного возраста.

Для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эстетического и эмоционального отклика на ее объекты в системе экологической работы с детьми используют детскую природоведческую книгу. Детская ...

Эколого – природоведческая игра. «В царстве Лекарственных растений».

ЦЕЛЬ:Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Формировать умение собирать лекарственные растения в определенные сроки и в определенных м...

Проект Формирование природоведческого словаря у детей подготовительной к школе группы через изучение художественной литературы

Проект коммуникативный, среднесрочный, групповой. Он реализуется в течении 4 тематических недель: "Осенние изменения в природе", "Птицы", "Животные", "Труд людей в природе".  В соответствии с тем...

"Значение детской природоведческой книги. Методы и приемы по ознакомлению с произведениями природоведческого содержания". Выступление на педсовете

Значение детской природоведческой книгиГлавная задача экологического образования в детском саду – научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоря...