«Активизация природоведческого словаря детей в подвижных играх»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Инна Викторовна Калабухова

Сообщение из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_slovarya_doshkolnikov.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 36 «КОЛОКОЛЬЧИК»

г. Рубцовска Алтайского края

658213,  г.Рубцовск, пр.Ленина, 37

тел. 9-90-70, e-mail: ds.kolokol4ik@yandex.ru

сайт: ds36.educrub.ru

Сообщение из опыта работы:
«Активизация природоведческого словаря детей в подвижных играх»

Подготовил: воспитатель I квалификационной категории Калабухова И. В.

     

г. Рубцовск,

2022

«Активизация природоведческого словаря детей в подвижных играх»

Цель: Развитие природоведческого словаря через формирование основ экологической культуры у детей через освоение экологических представлений, развитие познавательного интереса, ценностного отношения к природе.

Задачи:

  1. Формировать системы элементарных научных экологических знаний о растительном и животном мире, его многообразии.
  2. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.
  3. Активизировать природоведческий словарь детей и обогатить его новыми понятиями.
  4. Познакомить с правилами поведения в природе.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Актуальность:  Речь имеет большое значение в жизни человека. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка дошкольного возраста и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Развитие словаря дошкольников - актуальная проблема методики развития речи. Содержание словарной работы в дошкольном учреждении определяется программой развития и воспитания детей. Одним из путей ее решения нам представляется ознакомление с природой, формирование у детей эмоциональной отзывчивости и эстетического сознания.

Ожидаемые результаты: Подвижные игры, в том числе и природоведческого содержания, создают в группе радостную атмосферу, вносят свой вклад в комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Согласно программе дошкольники усваивают природоведческий словарь: название животных, растений, явлений неживой природы. Ребёнок приобщается к природе очень рано. Он интересуется окружающим с ранних лет, по-своему хочет ощутить то, что видит, или просто хочет вступить в игру с той живой «игрушкой», которая ползает рядом, порхает поблизости, ласкается к нему.

Природа содержит в себе огромную педагогическую ценность. Огромна её роль в умственном и речевом развитии дошкольников. Природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка.

Работа по активизации природоведческого словаря ведётся таким образом, чтобы сделать усвоенные слова, обозначающие природные объекты и процессы, компонентами активного словаря дошкольника. Для этого применяется тренировка словарного запаса ребёнка, выполняются упражнения на закрепления слов, их активное и многократное повторение в  играх. Ведь, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребёнок познаёт мир,  обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Именно поэтому мы строим свою работу по активизации природоведческого словаря с дошкольниками на основе подвижных игр.

Подвижные игры классифицируются: на подвижные игры с правилами и игры с элементами спортивных игр. Все они разные по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки. Игры большой, средней и малой степени подвижности. Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении.

Среди подвижных игр с правилами можно  выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Бессюжетные подвижные игры делятся на игры с предметами, элементами соревнований, эстафеты.

Игры с элементами спортивных игр, вы все знаете. (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей). В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.

Подвижные игры проводятся с учётом возрастных особенностей. Для младшего возраста – это рифмованые потешки: «Ладушки», «Гуси»,  «Идет коза рогатая», «Сорока-сорока», «Улитка, улитка», «Петушок, петушок».

Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности.

 Перед началом игры  знакомим детей с наглядным изображением героев игры. Например, если это «Коза рогатая», то сначала показываю детям  изображение козы. В ходе проведения игры  воспитатель находится на одном уровне с детьми, так называемый эффект «Глаза в глаза». Текст воспитатель произносит наизусть, проговаривает вместе с детьми, неоднократно повторяет «словарные» слова. Воспитатель активно использует мимику и жесты.

 В среднем дошкольном возрасте дети более активно интересуются окружающим миром, более открыты к усвоению новых знаний.

В средней группе можно использовать игры «Гуси-лебеди», «Пчёлки и ласточка», «Дедушка Мазай и зайцы», «Узнай и назови», «Угадай, кто зовёт».

Расширяем активный словарь детей, используя считалки.

В средней группе воспитатель ещё руководит ходом игры, но уже возможно вовлечение на роль ведущих в известных играх и самих детей. Таким образом, словарь детей обогащается, а речь развивается.

 У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Учим детей правильно использовать словесные конструкции, пользоваться накопленным опытом. Учим взаимодействовать внутри коллектива, правильно распределять роли в ходе игры.

В данном возрасте меняется и роль воспитателя. При проведении подвижных игр он отходит от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Подвижные игры, развивающие у детей умение сравнивать, анализировать, выделять алогизмы, активизируют  речь детей, и многие слова  переходят из пассивного словаря в активный («Путаница», «Придумай небылицу», «Чепуха», «Коршун»).

Наиболее благоприятными для развития природоведческого словаря являются подвижные игры с правилами, игры с предметами и, богатейшим материалом, основой для подвижных игр, развивающих речь во всех её аспектах, активизирующий природоведческий словарь, является русский народный фольклор, народные игры.

Игры  с правилами строятся на основе опыта детей, имеющегося у них представления о явлениях и объектах природы. Основой для развёртывания сюжета служат особенности поведения животных и птиц (хитрость лисы, быстрота зайца, неповоротливость медведя) Во время подобных игр дети перевоплощаются в животных и птиц, подражают их действиям. В подвижных играх происходит активизация природоведческого словаря, обозначающего объекты природы, действия животных.

Игры с предметами активизируют  мелкую и общую  моторику, внимание, развивают ориентировку в пространстве и природоведческий словарь. В своей работе, я использую такой вариант игры: «Дети передают мяч по кругу и подбирают слова в зависимости от вопроса. Например: « Что делает снег?» (дети отвечают - идёт, падает, тает, хрустит, сверкает). Я заметила, что в процессе подвижной игры трудно активизировать речь, так как главным в такой игре всё таки является движение. Поэтому мы постоянно обсуждаем правила, перед началом игры, анализируем результаты и ход игры, что и  создаёт условия для активизации природоведческого словаря и развития связной речи.

Подвижные народные игры отражают опыт отношения к природе,  бытующий у разных народов; в старину человек отличался поклонением силам природы, уважительным отношением к животным и растениям. Поэтому в народных подвижных играх часто используется разучивание и проговаривание потешек, закличек, хороводов. Например:  в таких подвижных народных играх как «Заря-зарница», «Волк и дети» активизируется природоведческий словарь и развивается речь.

В заключении хотелось бы напомнить общие рекомендации к проведению подвижных игр:

1. Прежде всего, воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом.

2. Перед началом необходимо провести предварительную работу с детьми (знакомство с правилами, чтение, рассматривание картин, наблюдение, заучивание, разучивание считалок, речевок, закличек) настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов.

3. Работать с родителями воспитанников через консультации, беседы, анонсы на стендах в приемных групп, через сайты учреждений, знакомить с правилами, речевым сопровождением игр, активизацией природоведческого словаря детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по активизации активного словаря детей на основе лексической темы "Дикие животные и их детеныши"

Конспект занятия: Обогащение активного и пассивного словаря детей на основе лексической темы "Дикие животные средней полосы и их детеныши"...

Статья "Активизация речевой активности детей через лингвистические игры"

В статье описано теоретическое обоснование игрового метода речевой активизации детей старшего дошкольного возраста и приведены примеры лингвистических игр из опыта работы....

Активизация обогащение словаря детей

Развитие связной речи, умение правильно выражать свои мысли....

Семинар-практикум на тему:«Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности».Средняя группа.

Семинар-практикум на тему: «Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности». Приложение:Картотека повижных иг...

Сюжетно-ролевые игры как средство активизации математического словаря детей 5-6 лет

Дошкольный  возраст « шестой год жизни», по мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов, является благоприятным для активного  развития речи  и познавательных способ...

Обогащение, активизация, уточнение словаря детей дошкольного возраста

В психологии выделяют следующие аспекты значения слова:1. Предметная отнесенность слова;2. "Категориальное" или "понятийное" значение слова.Слово может обозначать либо предмет, либ...

Доклад "Активизация речевого развития детей через дидактические игры и мнемотехнику"

Обобщение опыта работы в докладе "Активизация речевого развития детей через дидактические игры и мнемотехнику"...