ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В МИРОВОМ ИСКУССТВЕ. ИЗ XVIII В XXI ВЕК
классный час по теме

Руссова Татьяна Валерьевна

Материал предназначен  для педагогов.

Тема «образ женщины» – бесконечна. Ее истоки видны в далекой древности. С XVIII столетия складывается тот тип, который мы назовем современным. Эти модификации различны. Но ясно, что женщины, начиная с XVIII века по наши дни, имеют определенное сродство. Они хотят видеть себя в образах искусства несколько сентиментальными, обворожительными, слегка капризными и элегантными. Конечно, возможны и другие варианты. Но выставка дает возможность – по преимуществу – понять и прочувствовать именно этот тип. И он покоряет...

Прилагаемая презентация может быть использована как дополнение к консультации на Педагогической Гостиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                        Детский сад «Солнышко»

                           

                                          

 «ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В МИРОВОМ             ИСКУССТВЕ. ИЗ XVIII В XXI ВЕК»

        

                                                                       

         

                                                     

        п. Каменск

                           2013 г.

«ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В МИРОВОМ ИСКУССТВЕ. ИЗ XVIII В XXI ВЕК»

В этом миpе чудес бродит величайшая краса — женщина в бесконечных ее видоизменениях. Нежное тело у одной — белоснежное, у другой — желтое, как матовая слоновая кость; у одной оно отливает цветом червонного золота, у другой — черного дерева. Длинные мягкие волосы то золотисты, как солнечные лучи, то красны, как огненные языки, то черны, как вороньи перья, а томные глаза то голубые, как небо, то черны, как ночь. Здесь женщины ходят в костюме Евы, там они покрывают свое нежное телo полотном, бархатом, шелком и украшают себя перьями, пестрыми цветами, золотом и драгоценными камнями. И всюду, во всех видах, они сознательно или бессознательно вызывают у мужчин восторг, поклонение, любовь и владычествуют, благодаря своему обаянию.
Карл Штрац, “Красота женского тела”.

Женские образы в изобразительном искусстве Древнего Египта 

Женщины Египта имели больше независимости и свободы, нежели женщины других стран. Однако "равенство полов" в Древнем Египте не было, так как в соответствии с миропорядком, установленным Маат, жизненная сущность мужчин и женщин разная. Мужчины Египта преклонялись перед женщинами. Они восхищались ими, заботились о них. При этом, естественно, требуя от женщин внимания и уважения к себе. В традиционном изобразительном искусстве Египта женщин чаще всего представляли в образе любящей жены, держащей мужа за руку, или обнимающей его за плечо. Мужчины работали на свежем воздухе на полях или у реки, их кожа была тёмной, а у женщин, которые были заняты в закрытом от палящего солнца помещении - светлой. Этот жизненный уклад создал правила раскраски изображений: женское тело красилось в желтоватый цвет, мужское – в кирпичный. Считалось, что если кожа жены светла, значит – её муж трудолюбив и заботлив. Согласно изобразительному искусству, египтянок обычно представляют хрупкими и изящными, однако только на изображениях эпохи Древнего Царства представлены женщины крепкого телосложения с округлыми лицами. Это относится не только к портретам знатных утонченных дам, широко известны изображения жриц, танцовщиц, музыкантш, акробаток, кухарок, служанок. Женские образы египетской живописи поражают своей грацией и стройностью. На стенах гробниц рядом с умершим мужем часто изображалась его жена. Некоторые исследователи ссылаясь на подобные фрески, утверждали, что живую жену похоронили вместе с покойным мужем. Уже позже этот миф был опровергнут. Подобные изображения символизируют любовь друг к другу, которую даже смерть не в силах разрушить, и надежду на встречу в загробном мире. На стенах гробниц иногда изображалась и мать умершего.

«Если ты склонен к добру, заведи себе дом.

Как подобает, его госпожу возлюби.

Чрево ее насыщай, одевай ее тело,

Кожу ее умащай благовонным бальзамом,

Сердце ее услаждай, поколе ты жив!

Она - превосходная пашня для своего господина» (Поучения Птахотепа)

             Женщина в живописи Древнего Рима 

Живописных портретов сохранилось немного. Об их характере в известной мере дают представления фаюмские портреты 2-3.в названых по месту нахождения в некрополе Эль-Фаюм, в восточной римской провинции Египта. Живописный портрет в Эль-Фаюме, развивался под воздействием эллинестически - римского искусства. Он сохранил здесь ещё культовое назначение, продолжая этим традицию древнеегипетского портрета. Исполненный на тонкой деревянной дощечке или холсте, портрет после смерти человека вставлялся в забетонированную мумию. Фаюмский портрет был основным видом живописного искусства. В нём уже не было скованности фронтальной композиции египетского портрета. Модель изображалась с естественным трёх четвёртным поворотом головы и обычно помещалась в нейтральном фоне. Плоская декоративная раскраска сменилась живописной лепкой объёма. Применялась чистая темпера, а также смешение этих красок, дающее разнообразные живописные эффекты. В фаюмских портретах обращает внимание яркая обрисовка индивидуальных особенностей модели: Точно воспроизводятся и возрастные особенности, и этнические черты различных народов. Особенно привлекают обаятельные женские образы. В изысканном портрете «Молодой женщины», за внешней горделивостью и сдержанностью, проступает волевой, яркий, страстный темперамент.
Насыщенные краски переливаются глянцем, мерцают как драгоценные камни. В конце 2-3в. н.э. в фаюмских портретах появились элементы схематизма. Вместе с тем в них усилилось воздействие местной древнеегипетской традиции. Формы представлялись плоскостно, контур силуэта становился более чётким, черты лица воспроизводились дробным орнаментальным рисунком. В 1 в. до н. э. Древнеримская живопись отходит от Этрусской традиции, с которой она была до этого связанна, и обращается к греческим образцам. Один из художников называющий себя «афинским», оставляет свою подпись под монохромной картиной «Женщины, играющие в кости». На ней изображено несколько тонко прорисованных и покрытых слоем краски женских фигур, навеянных изображениями с аттических белофонных ваз.

Художественный образ – это способ выражения автором его видения предмета или окружающего мира. Чтобы наиболее полно раскрыть явление или действительность, творческий человек создает художественный образ, который объединяет видение,  субъективную интерпретацию и авторскую оценку.
Поскольку мы говорим об образе в живописи, то  способ создания живописного образа – это  изображение. Смысл художественного образа не всегда может быть понятен или понимается по-разному – это зависит от уровня мышления, определенной ситуации, конкретной культуры и еще от множества факторов. Поэтому бывает так, что созданный художником образ не волнует современников, но высоко оценивается потомками или, наоборот, потомки не находят ничего привлекательного в том образе, которым восхищались современники. Однако есть такие произведения искусства, которые  остаются  шедеврами для многих поколений, а созданный образ волнует людей во все времена.

Для образа характерны  обобщение, типизация, целостность, метафоричность, эмоциональность…

Рассмотрим образы, созданные великим художником Возрождения Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи
«Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа», была написана Леонардо да Винчи во Флоренции около 1478 г.  Образ леонардовской мадонны не является олицетворением  образа Богородицы, это обобщенное поэтическое воплощение женственности и материнства.

У его мадонны простое, подчеркнуто юное лицо, веселая улыбка. Ее фигура четко вырисовывается на фоне полумрака комнаты. Ничего торжественного и неземного нет в этой картине, наоборот, изображена как будто даже бытовая сцена: мать играет с ребенком, протягивая ребенку цветочек, а он еще неловок, смешно берет цветок своими неуклюжими  ручками, но не может сразу ухватить его. И мать, сама почти еще дитя, улыбается и восхищается младенческой прелестью сына.

Фигуры, созданные Леонардо да Винчи, отмечены реальностью: тщательно передается рельеф складок платья, объемность фигур, игра света.

Образ материнства передан так точно и так выразительно, что перед нами уже не просто мать, а Мадонна, именно  вечное торжество и красота материнства делают простую женщину Мадонной.

Леонардо да Винчи "Мона Лиза" ("Джоконда")

Это самая известная работа Леонардо да Винчи. О ней написаны горы книг, сняты фильмы, «загадку» Джоконды пытаются разгадать вот уже несколько веков: кто изображен на этой картине? Почему художнику настолько дорога была эта картина, что он никогда не расставался с ней? Что скрывается за этой загадочной улыбкой?

С.М. Сандомирский писал: «В Джоконде человек осознает себя частью природы, включенным в ее бесконечные творения. Трагическая разумность природы и жизни, необходимости  понимания ее законов, дабы человеку состояться в своих трудах, в строительстве своей жизни… мы видим не воспроизведение жизни данной женщины, некоей Моны Лизы, а модель человеческой жизни».

И мы тоже давайте оставим это неблагодарное занятие – поиски прообраза или смысла улыбки. Мы лучше внимательно посмотрим на образ запечатленной женщины и, может быть, увидим в ней себя или близкого нам человека. Ведь у каждого из нас много общего.

Одно неоспоримо: полная гармония в картине. Как достиг этого художник?

Продуманная композиция, тонкая живопись, благодаря которой создается реальность и в то же время неопределенность человеческого бытия: легкая дымка, смягчающая очертания и создающая незаметные переходы между формами и красками; взгляд Моны Лизы, обращенный прямо на зрителя, создает ощущение ее присутствия; ландшафт картины, который подчеркивает загадочность женщины…

             О чем она думает? Это зависит от того, что думаем мы сами, глядя на ее изображение.      Леонардо да Винчи создал не просто образ красивой женщины, но и образ Женщины Мира, в котором каждая из женщин может узнать себя. Леонардо да Винчи считал, что “хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души”. В Джоконде создал неповторимый по сложности, тонкости психологический портрет Человека.

       

            «Дама с горностаем»- это бессмертная семнадцатилетняя Чечилия Галлерани. Дочь xv века. Лукавая чаровница. Фаворитка миланского дворца. Нежная и мудрая, стыдливая и фривольная, предстает она перед нами. Простая и сложная. Таинственно-привлекательная, с лицом почти статичным, она все же обладает магнетизмом необычайного, скрытого движения. Но что придает облику молодой дамы эту колдовскую живость?

          Улыбка. Она еле тронула уголки целомудренных губ. Притаилась в чуть-чуть припухлых девичьих ямочках у рта и, подобно зарнице, ответно блеснула в темных, расширенных зрачках, прикрытых округлыми лукообразными веками.
         Вглядитесь пристальней в тонкие, одухотворенные черты «Дамы с горностаем», в её осанку, полную достоинства, в её строгую, но изящную одежду и перед вами мгновенно предстанет Ренессанс с его великолепными творениями гениальных мастеров искусств.
Чечилия Галлерани.

 Она, как маленькая планета, отразила сияние жестокого, уродливого и прекрасного, неповторимого xv века.
Образ   женщины   в   живописи  Рафаэля

        «Флорентийские мадонны»

        Флорентийские мадонны Рафаэля – это бесконечно изящные, миловидные, трогательные и чарующие юные матери. Мадонны, созданные им в Риме, то есть в период его полной художественной зрелости, приобретают иные черты. Это уже владычицы, богини добра и красоты, властные своей женственностью, облагораживающие мир, смягчающие человеческие сердца и сулящие миру ту одухотворенную гармонию, которую они собой выражают. «Мадонна в кресле», «Мадонна с рыбой», «Мадонна дель Фолиньо» и другие всемирные известные мадонны, то в полной свободе вписанные в круг, то царящие в славе над прочими фигурами в больших алтарных  композициях, знаменуют новые искания Рафаэля, путь его к совершенству в воплощении идеального образа мадонны.

        Общность типа некоторых рафаэлевских женских образов римского периода породила предположение, что художнику служила моделью одна и та же женщина, его возлюбленная, прозванная «Форнарина», что значит булочница. Эта римлянка с ясными благородными чертами лица, удостоившаяся любви вельможнейшего из живописцев, была дочерью пекаря. Быть может, образ её и вдохновлял Рафаэля, однако этот образ, по-видимому, все же не был единственным.

        «Сикстинская мадонна»

        Важное место в искусстве великого художника по-прежнему занимает образ мадонны, который приобретает черты большей монументальности и уверенности. Такова «Сикстинская мадонна».

        Этот образ более глубокий, чем ранние мадонны. Мария идёт по облакам, неся своего ребёнка. Серьезный и тревожный взгляд матери нам говорит о том, что она уже знает, какие испытания выпадут на долю ее сына. Слава ее ничем не подчеркнута. Ноги босы. Но как повелительницу встречает ее, преклонив колени, папа Сикст, облаченный в парчу; святая Варвара опускает глаза с благоговением, а два ангелочка, чуя ее поступь, устремляют вверх мечтательно – задумчивый взор. Колено преклонный, покорный Сикст не отрывает восторженного взора от богоматери. Она идет к людям, юная и величавая, что–то тревожное затаив в своей душе. Мадонна не только красива, она еще и бесконечно мудра.

        Ее взор, кажется, проникает в самую глубь явлений. О ней можно сказать словами стихов Сервантеса, посвященных поэзии:

                          Она умеет видеть суть явлений

                и там, где для мудрейшего темно…

        «Сикстинская мадонна»! Величавая, простая. После всего хаоса, разрушений, которые прошли перед нами, особенно ярко поражали гармония, красота этого величайшего шедевра мировой живописи.

        Зрелище, преображающее реальность в ее величии, вещей мудрости и красоте, зрелище, возвышающее душу своей абсолютной гармонией.

        Эта мадонна – воплощение того идеала красоты и добра, который смутно воодушевлял народное сознание в век Рафаэля и который Рафаэль высказал до конца, раздвинув занавес, то самый, что отделяет будничную жизнь от вдохновенной мечты, и показал этот идеал миру.

           «Мадонна  Конестабиле»

          В этой картине не ничего случайного,            

и нет образа более лирического, как и более крепкого своей внутренней структурой. Какая гармония во взгляде мадонны, наклоне ее головы и каждом деревце пейзажа, во всех деталях и во всей композиции в целом! И уже самой живой жизнью дышат фигуры нежно- задумчивой матери и так чудесно устроившегося на ее руках младенца.

        Резко выступающая нижняя губа, линия рта, красиво и энергично изогнутая, тонкий овальный подбородок выдают решимость и властность. Все здесь значительно и законченно – ясно.

Джон Уайт Александер (англ. John White Alexander, род. 7 октября 1856 г. Аллегейни — ум. 31 мая 1915 г. Нью-Йорк) — американский художник-символист и иллюстратор.

Дж. У.Александер рано осиротел и в детские годы воспитывался дедом в Питтсбурге. В 12 лет работает на телеграфе, здесь впервые проявляется его талант художника. В 1874 году переезжает в Нью-Йорк, служит в еженедельнике Харперс Уикли иллюстратором и карикатуристом. После трёхлетнего обучения в Нью-Йорке Александер в 1877—1881 годах совершает путешествие в Европу. Он посещает Мюнхен, где занимается у Фрэнка Дювенека; затем — Венецию и Флоренцию, где знакомится с Джеймсом Уистлером. Под творческим влиянием последнего Александер продолжает изучать живопись и графику в Нидерландах и в Париже.

После возвращения художника в Нью-Йорк в 1881 году он добивается большого успеха как иллюстратор и портретист (в частности, написал портреты О. У. Холмса Старшего, Джона Берроуза, Уолта Уитмена и др.). С 1890 по 1901 год Александер живёт в Париже. В 1893 здесь в Салоне с большим успехом проходит его персональная выставка. Находясь во Франции, был дружен с Уистлером, С.Малларме, Генри Джеймсом. В 1901 году возвращается в Нью-Йорк. С 1909 по 1915 год занимал должность президента Национальной Академии дизайна.

В 1900 Дж.У.Александер был награждён Золотой медалью на Всемирной выставке в Париже. С 1901 — кавалер французского Ордена Почётного легиона.

Жан Огю́ст Домини́к Энгр  — французский художник, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века.
Родился 29 августа 1780 в Монтобане на юго-западе Франции. Учился в Тулузской академии изящных искусств. По окончании академии переезжает в Париж, где в 1797 становится учеником Жака-Луи Давида. В 1806—1820 учится и работает в Риме, затем переезжает во Флоренцию, где проводит ещё четыре года. В 1824 возвращается в Париж и открывает школу живописи. В 1835 вновь возвращается в Рим в должности директора Французской академии. С 1841 года до конца жизни живёт в Париже. Скончался 14 января 1867, похоронен на парижском кладбище.

Daniel Ridgway Knight Художник Daniel Ridgway Knight) - яркий представитель плеяды западных художников 19-го века в живописи. Его картины выполнены в различных жанрах: пейзаж, портрет, цветочные темы, историческая живопись.

Даниэль Риджвей Найт родился 15 марта 1839г. в Пенсильвании. Годы учёбы. Кропотливый труд принёс ему успех. Его картины были выставлены в Пенсильванской академии изящных искусств, где он одноклассник Мэри Кассатт и Томас Еакинс. В 1861 году он отправился в Париж, чтобы продолжить свое обучение в Школе Изящных искусств под Кабанел, он - ученик в мастерской Шарля-Габриэль-Глейере.

           Для овладения искусством передачи цвета Найт кропотливо изучал фазы дня, их влияние на окружающую среду, "игру" света и тени. На его картинах каждая сцена изображена весьма подробно, при этом уделяется особое внимание реалистичному изображению ланшафта.
            В 1871 году Найт женился на Ребекке Моррис Вебстера. В период после свадьбы он работает художником-портретистом, чтобы заработать достаточно денег.
            К середине 1890-х годов Найт переехал в дом в Роллейбойсе, что недалеко от Парижа. Дом находится в обрамлении прекрасных цветников. Здесь он начал рисовать картины, которые сейчас особенно популярны и ценятся современными коллекционерами изящного искусства. На его картинах великолепные цветники, юные женские лица, вся многоликая красота природной флоры.
           Найт получил целый ряд наград: медаль на Салоне в 1888 году, золотую медаль на выставке в Мюнхене в том же году, в 1889 году он удостоен серебрянной медали на Парижской выставке и был представлен в Легион почёта, став офицером в 1914 году, в 1896 году он получил Гран Медаль почёта Пенсильванской академии изящных искусств.
           Даниэль Р.Найт умер 9 марта 1924 года.

Emile Vernon (Эмиль Вернон), французский живописец
          Emile Vernon родился в 1872 году во французском городке Блуа (Blois).
          Изучал живопись в мастерской жанрового художника и скульптора Огюста Жозефа Трюфема (1836-1898). Существует мнение, что Вернон учился и у Буже (Bouge).

           Затем был учеником отделения изобразительных искусств Университета в г. Туре, получившим приз за свои рисунки в 1888 году. Специализировался Вернон на портретной живописи и жанровых сценах. Особенно популярными являются его портреты молодых девушек и детей. Но, он писал также пейзажи и цветочные натюрморты, сведений о которых, увы, нет.

           В 1898 году он принимает участие в выставке изобразительных искусств в Туре.
          В том же году Вернон выставил свои работы в официальном Салоне в Париже, о чем найдены записи во французских архивах Салона. Показывать свои работы в Салоне Вернон будет до 1913 года.

           В 1899 художник осуществляет оформление (купол и занавес сцены) театра де Шателлье в городе Невер. Невер (главный город французского департамента Ньевр на правом берегу реки Луары).

           В 1904 году Вернон переезжает в Лондон. Живет он на улице Upstall, 2 в Кембервилле, пригороде Лондона, о чем тоже есть документальное подтверждение. В этом же году Вернон представляет несколько цветочных натюрмортов на выставке в Королевской Академии. В 1910 х Вернон работал и в Лондоне, и в Париже.

          Многие его работы находятся в частных коллекциях и стали известны благодаря коллекционерам в США, Канаде и Японии. Поэтому очень часто полотна художника принимают участие в аукционах. Одна из картин Вернона висит в ратуше города Тура.
        Умер Вернон в 1919 или начале 1920 года в возрасте 47 лет.

Hans Zatzka Ханс Зацка (нем. Hans Zatzka; 8 марта 1859 — 17 декабря 1945) — австрийский художник, известный также под псевдонимами H. Zabateri, P. Ronsard и J. Bernard.

Окончил Венскую академию художеств (1882), ученик Христиана Грипенкерля, Карла Вурцингера и Карла фон Блааса.

Автор многочисленных салонных картин на стилизованные античные сюжеты, а также церковных росписей. Известна его картина «Cherubs at boat»: лесные нимфы наряжают девушку (возможно невесту), спящую в маленькой лодке. Озерце, лес, два лебедя, 7 нимф и дева, либо 8 нимф или девушек в венках из цветов.

Ханс Зацка родился 8 марта 1859 года в Вене в семье архитектора. Его детство прошло в 19-ом районе Вены, на Брайтензеер Штрассе, 2 (в течение жизни Ханс Зацка никогда не оставлял этот дом на длительное время). Его художественный дар стал заметным ещё в раннем возрасте. С 1877 по 1882 годы Ханс Зацка обучался в Академии Изящных Искусств, его преподавателем был профессор Блаас. В обучении Ханс Зацка достиг больших успехов и в 1880 году был награждён золотой медалью. По окончании обучения он совершил несколько исследовательских поездок в Италию, позже занимался фреской, росписью в церквях и портретами. Особым интересом у Ханса Зацки пользовалась жанровая живопись, идеальные женские образы и купидоны (амуры). В возрасте 26 лет он получил свой первый значимый общественный заказ: изготовление фрески потолка в "Курхаус Баден" около Вены. Изображена была "Наяда Бадена" (первоначальное название "Badener Quellennymphe") с купидонами и историческими надписями. На жизнь Ханс Зацка зарабатывал религиозной живописью, росписью церквей и алтарей. Жил он в своей домашней студии, поглощённый своей работой. Ханс Зацка никогда не брал учеников и не занимался преподавательской деятельностью Единственной возможностью для родственников его увидеть, было время приёмов пищи. Рисовал Ханс Зацка до 80-летнего возраста. 9-го июля 1945 года, венский тогдашний вице-мэр Кунтшак собственноручно предложил в письменной форме заместителю секретаря профессору Карлу Люгмайеру с Миноритенплатц, присвоить 87-летнему живописцу звание профессора. 16-го августа 1945 года ректор Академии Изящных Искусств сообщил, что профессорский совет единодушно одобрил министерское предложение. Умер Ханс Зацка 17-го декабря 1945 года  

Бакст Лев Самойлович (настоящая фамилия - Розенберг Лейб-Хаим Израилевич) (1866–1924), русский художник и сценограф.
          Родился в Гродно в 1866 году в семье мелкого коммерсанта. Учился в гимназии, четыре года  был вольнослушателем в Академии Художеств, но, разочаровавшись в академической подготовке, покинул это заведение. Занимался живописью самостоятельно, подрабатывая иллюстратором детских книг и журналов.
           Впервые представил свои работы на выставке в 1889 г., приняв в качестве псевдонима сокращенную фамилию бабушки по матери (Бакстер).
           В начале 1890-х годов выставлял свои работы, в основном, пейзажи, в «Обществе акварелистов». С середины 1890-х примкнул к кружку писателей и художников, объединившихся вокруг С. Дягилева и А. Бенуа, и в дальнейшем стал одним из инициаторов создания «Мира искусства».
           Именно графические работы для журнала «Мир искусства» принесли Баксту широкую известность. Бакст внес волнистую линию модерна и почти восточное пристрастие к плоскостному рисунку и ярким краскам в мир садов, архитектурных перспектив и развевающихся драпировок, излюбленный художниками, близких «Миру искусства».
Художник продолжал заниматься и станковой живописью, исполнив множество графических и живописных портретов известных писателей и художников — Ф. Малявина (1899), В. Розанова (1901), Андрея Белого (1905), З. Гиппиус (1906) и др.
           По необходимости содержать семью, — овдовевшую мать и малолетних братьев и сестер, Бакст стал учителем рисования детей великого князя Владимира, а в 1902 г. получил от царя заказ — изобразить «Встречу русских моряков» в Париже.
           Период с 1893 по 1899 г. провел в Париже, при этом часто наезжая в Петербург.
           В 1898 году Бакст выставляется на первой выставке русских и финляндских художников, устроенной С. Дягилевым, а с 1899 года принимает постоянное и деятельное участие в выставках «Мира искусства», в выставках «Secession» в Мюнхене, до 1910 года — в выставках «Союза русских художников», а также различных художественных выставках в Праге, Венеции, Риме, Брюсселе, Берлине.
                  В годы первой русской революции сотрудничал с сатирическими журналами «Жупел», «Адская почта» и «Сатирикон», затем оформлял журналы «Золотое руно» и «Аполлон». Занимался книжной графикой и декоративным искусством, оформляя интерьеры и выставки.
                  К концу 1900-х г.г. Бакст ограничил себя работой в театре, благодаря которой и вошел в историю как выдающийся театральный художник. Дебютировал в театре он еще в 1902 г. Позднее художник делал театральные костюмы для артистов (например, для Анны Павловой).
                 Бакст стал ведущим художником «Русских сезонов» и «Русского балета С. Дягилева» и создал декорации и костюмы к таким балетным спектаклям как «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Нарцисс» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912) и др., поражавшие зрителей своей фантазией, сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов, новыми и смелыми сочетаниями красок.
                 Все эти годы Бакст проживал в Европе, что было вызвано необходимостью находиться возле балетной труппы, а также тем, что, как еврей, он не имел вида на жительство в Петербурге.
                 В 1914 г. Бакст был избран членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств.
                 Нараставшее напряжение в отношениях Бакста и Дягилева привели к тому, что в 1918 г. художник был вынужден покинуть труппу.
                 Умер 27 декабря 1924 г. в Париже .

Курилко М.И. М. И. Курилко родился 31 мая (12 июня) 1880 года в городе Каменец-Подольский (ныне Хмельницкая область, Украина). В 1905 году поступил в Высшее художественное училище ИАХ. Руководил студенческим комитетом, который провёл забастовку, приведшую к закрытию Академии на один год. В 1907 году возобновляет занятия у профессора В. В. Матэ.

В 1913 году заканчивает обучение с отличием и получает право на пенсионерскую поездку.

Преподаватель Высших Женских Политехнических курсов (в 1915 году преобразованы в Женский Политехнический институт).

Совместно с Т. Я. Бардтом — изобретатель системы театра нового типа в Новосибирске (в 1932 году получает авторское свидетельство).

Главный художник ГАБТ (1924—1928).

Профессор (1940). Преподаватель МАРХИ (1939—1956).

Руководитель театрально-декорационной мастерской МГАХИ имени В. И. Сурикова (1948—1960).

Руководитель мастерской офорта АА СССР.

Среди учеников — В. Я. Левенталь.

Сын — художник М. М. Курилко-Рюмин.

М. И. Курилко умер 1 марта 1969 года.

 Г. Глюкман Американский живописец и график русского происхождения. В 19 лет он поступил в Первые Государственные свободные художественные мастерские, ставшие позже МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества), но три года спустя, в 1920, уехал в Берлин, сбежав от революции. В 1922 вступил в художественное сообщество «Веретено».
           В 1924 он поехал в Италию, где в течение 9 месяцев во Флоренции написал много картин. Затем поселился в Париже. В 1920-х работал в основном в области книжной графики. Иллюстрировал и оформлял книги для парижского издательства «La Pleiade».
          В октябре 1924 у Глюкмана состоялась первая персональная выставка в Галерее Druet в Париже. В своём творчестве сочетал традиции русского реализма и францусского импрессионизма. Картины Глюкмана приобретались многими французскими музеями, в частности Люксембургским музеем, Пети Палэ и другими.
          С 1925 Глюкман показывал свои работы в парижских Салонах - Салоне Тюильри (des Tuileries), Осеннем Салоне, Салоне независимых художников и на выставках Национального Общества изящных искусств. В 1930-х обратился к станковой живописи. Основными темами Глюкмана были парижские уличные сцены, заполненные людьми, чувственные обнаженные фигуры стиля «ню» и парижская ночная жизнь. Он писал портреты, сцены из городской жизни и пейзажи.
Именно в Париже в 1930-е годы и произошел пик его карьеры. Его картины были положительно оценены критиками и хорошо продавались.    После начала Второй мировой войны переехал с женой в США, здесь супруги поселились в Беверли-Хиллс (штат Калифорния). В США произведения Глюкмана были приобретены Художественным институтом в Чикаго, Галереей искусств в Сан-Диего, музеем Фрай в Сеаттле и другими. Картины Глюкмана представленыт в коллекции Британской энциклопедии и приобретены многими американскими коллекционерами. В ноябре 1972 музей Пальм-Спрингс (штат Калифорния) устроил ретроспективную выставку работ художника. В августе 1973 в галерее Далзел Хэтфилд в Лос-Анджелесе состоялась мемориальная выставка, посвящённая его памяти.
           Скончался художник Гр. Глюкман в 1973году 25 июля.

Jean-Gabriel Domergue, французский художник, считавший себя создателем стиля пин-ап, родился в Бордо 4 марта 1889 года. Он учился в Школе изящных искусств в Париже. Рано начал выставлять свои картины в Салоне в 1906 году в возрасте 17 лет, что свидетельствует о его больших способностях. Ученик Тулуз-Лотрека и его последователь, Domergue сначала рисовал пейзажи, но славу и богатство ему принесли изображения женщин. Эти женщины – обнаженные или полуобнаженные – легко узнаваемы. Именно Domergue показал миру истинную француженку – элегантную, кокетливую красавицу с лебединой шеей. Многие знаменитости позировали художнику, среди них были Жозефин Бейкер, Брижит Бардо, Джина Лоллобриджида.
В 1927 году Domergue купил роскошную виллу в Каннах, Виллу Фиезоле, которую он завещал городу. Он был назначен куратором Musée Jacquemart- André в 1955 году, и до самой своей смерти в 1962 году он организовывал очень важные выставки картин Тулуз-Лотрека, Ван Гога, Берты Моризо, Гойи и других знаменитых художников.
Умер в 1962 году в Париже.

Тулуз Лотрек  Анри Мари Раймон (1864-1901) - французский живописец, один из ярчайших представителей постимпрессионизма.
           Родился в старинной дворянской семье. В детстве, дважды упав с лошади, сломал обе ноги и на всю жизнь остался калекой. Этот физический недостаток наложил отпечаток на дальнейшую жизнь художника. Интерес к рисованию пробудился под влиянием художника Р.Пренсето. Учился у Л.Бонна (1883) и Ф.Кормона (1884- 1885). Большое влияние на формирование его творческой манеры оказало искусство Э.Дега и японской гравюры.
           Тулуз-Лотрек писал картины из жизни парижской богемы, ему не свойственно морализаторство, он точно передает яркие моменты.

Гойя, Ботичелли, Ренуар, Рафаэль и др. Рядом с этими именами ставят имена женщин - их моделей, муз или центральных персонажей знаменитых полотен этих мастеров. Однако, в 20 веке женщина, как центральная фигура в творчестве, ушла в тень. Художники стремились передать неконкретные картины видимого мира, а переосмыслить явления невидимого мира. Вместе с тем, в открытый мир, в жизнь в разных ее ипостасиях, буквально ворвалось множество женщин, чтобы навсегда остаться в истории человечества. Супер-женщины - наши современнницы - талантливые личности, замечательные красавицы или просто женщины, в отличие от исторических дам прошлого - особ королевских кровей, аристократок или куртизанок.

          ,,Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск," - писал О.Уайльд.
           С этой точки зрения некоторые работы В.Мухина просто завораживают, рождают чувство, будто на холсте мазками, линией, цветом художник останавливает время.
            Владимир Николаевич Мухин родился 25 апреля 1971 года в г. Караганда, Казахстан. Окончил Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого. Затем учился во Всероссийской Академии живописи и зодчества. Постоянно действующая экспозиция в Галереях «Элит» (Калифорния, США), Галерея «Кармел» (Скатсдейл, Аризона). В настоящее время живет и работает в Москве.
            Работы Владимира Мухина находятся в галереях и частных собраниях в США, России.
Много прекрасных картин можно посмотреть на официальном сайте художника
http://www.muhin-art.ru/]Site

                Владимир Мухин в своих произведениях показывает целые сцены, где образ элегантной и красивой женщины является центральным. Женщина с лошадью, женщина с собачкой, женщина у камина, женщина в богатом интерьере… Манера живописи мастерски передает «шик» красивой жизни.

            Игорь Андриянов Igor Andrianov, Shulman.

            Игорь Андриянов родился в 1959 в Твери, Россия. Свое художественное образование он получил в Колледже Искусства Венецианова. Участвовал в многочисленных выставках в России и за границей. С 1999 года живет в Праге, и с тех пор по настоящее время пишет свои картины под именем Shulman.

William Whitaker Уильям Уитакер (Whitaker, b. 1943) - американский художник, представитель академического направления в живописи.
Был единственным ребенком в семье живописца и с детства рос в художественной среде. Уже в возрасте 6 лет он начал рисовать, и отец создал все условия для развития его способностей, научив его писать маслом и рисовать акварели. В 17 лет он начинает получать систематическое художественное образование у художника - портретиста Элвина Гиттинса в Универистете штата Юта. После творческого поиска и экспериментов с разными стилями, Уитакер пришел к выводу, что его художественной манере ближе всего реалистическое направление в живописи.
С 1965 года Уитакер становится профессиональным художником, а также преподавателем. В качестве профессора живописи он преподавал в разных университетах.

Художник-акварелист Вячеслав Коробейников

Вячеслав Коробейников, родился в Челябинске, Россия в 1968 году. Там же закончил Художественную школу. С 1992 по 1998 учился в Санкт-Петербургской Академии Искусств. В настоящее время и живет и работает в Санкт-Петербурге.
Его акварельные работы можно встретить и на выставках в России, и в Бельгии, Франции, Финляндии.

Анатолий Зверев, столь экстравагантный в жизни, в набросках женских голов следовал принципам старой культуры рисунка и живописи. С его стремлением объединять все стили и манеры, импровизируя, он добивался эффекта красивости, которая порой могла иметь и оттенок салонности (в старом, добром смысле этого слова). Нередко, как известно, художник льстил своим моделям, но и в этом высказывал свое поклонение перед женской красотой. Анатолий Тимофеевич Зверев (3 ноября 1931, Москва — 9 декабря 1986, Москва) — известный русский художник-авангардист. Является ярким представителем периода «Второго русского авангарда», а также выдающимся художником неофициального (нонконформистского) искусства того времени.

Однако крупнейший коллекционер русского авангарда Георгий Костаки считал его первым русским экспрессионистом.

Родился 3 ноября 1931 года в Москве в Сокольниках, в семье инвалида гражданской войны, мать — рабочая. Учился в школе рисованию на уроках художника-графика Николая Васильевича Синицына (ученика А. П. Остроумовой — Лебедевой). В 1954 поступил в Московское областное художественное училище памяти 1905 года, откуда вскоре был исключен за богемно-анархическое поведение.

Участник квартирных выставок 1959—1962 гг. Первая зарубежная выставка — в 1965 г. в галерее «Мот», Париж.

Творческий путь Анатолия Зверева во многом был вызовом обывательскому «здравому смыслу», полуосознанным самоотторжением от мертвящей казёнщины устоявшихся норм и общепринятых представлений об искусстве. Влияние его новаторского творческого опыта на всю современную живопись ощутимо до сих пор.

Кульминация, максимальный личный взлет его творчества состоялся на рубеже 50—60-х гг. и был своего рода живым воплощением духа тогдашних свободных «независимо-подпольных» тенденций в искусстве. Он был несомненным лидером в контексте нонконформизма 60-х. Но он был слишком самим собой, чтобы пленяться любым доктринёрством или групповой ангажированностью, хотя для тогдашнего «андеграунда» путь художника-одиночки был вообще очень характерен. Среди большинства художников своего поколения и союзников по независимому искусству он выделяется уже тем, что не вписывается ни в одну из сложившихся там общностей.

Творческое наследие Анатолия Зверева насчитывает более 30 тысяч работ. Разнообразие обстоятельств создания работ художника, материалов при этом использованных и смешение школ делает крайне затруднительным достоверную искусствоведческую экспертизу для отделения настоящих работ от подделок, присутствующих на рынке. В этих условиях «знаточество»[3] становится единственным способом работы над наследием А. Т. Зверева.

Марина Тиме-Блок (1913-1999)

          Известнейший российский художник, яркий самобытный автор.

          Марина Георгиевна Тиме-Блок родилась 23 мая 1913 года в Петрограде в интеллигентной семье. Отец, Блок Георгий Петрович, двоюродный брат поэта Александра Блока, был потомственным юристом, а так же был наделен многими талантами, в том числе был блестящим рисовальщиком. Александр Николаевич Бенуа, хорошо знавший Георгия Петровича, высоко ценил его способности.

          Как пишет в своей автобиографии Марина Георгиевна: - «детство мое прошло в среде друзей и знакомых родителей – Верейского, Билибина, Добужинского, Кустодиева. В памяти остались замечательные детские праздники, которые, несмотря на трудное голодное время, устраивались в доме Кустодиевых на Введенской. Гостями были всегда Маруся и Митя Шостакович, дети Добужинских, Орик Верейский. Незабываемо и детское впечатление от ярких, радостных картин Бориса Михайловича Кустодиева. Должно быть, все это и породило у меня неистребимое желание рисовать. Сколько себя помню – рисовала всегда.»

          В 1940 году Марина Георгиевна окончила Таврическое художественное училище и поступила в академию художеств на живописное отделение. Вместе с ней учились замечательные мастера: А.А. Мыльников, В.Ф. Загонек, Ф. И. Пакун, Е.Е. Моисеенко, скульптор М.А. Аникушин. Любимым педагогом был К.И. Рудаков.

          Учеба закончилась только в 1949 году и 20 лет Марина Георгиевна преподавала живопись, рисунок, композицию в родном Таврическом художественном училище и в Академии художеств.

          «В 1955 году меня приняли в Ленинградское отделение Союза художников. Наиболее близкие творческие отношения сложились в это время с Татьяной Бруни, Александрой Щекатихиной-Потоцкой, Софьей Юнович. Я принимала участие более чем в 40 различных художественных выставках, проходивших в различных городах страны. Среди моих учеников были теперь уже многим известные художники Юрий Межиров, Юрий Люкшин, Игорь Майоров, Борис Смирнов и многие другие».

          В 1969 году Марина Георгиевна вышла на пенсию и больше не преподавала. Появилась своя хорошая мастерская на Петроградской стороне. «Пишу портреты (Ахматовой, Бергольц, Шостаковича, Улановой, Нуреева, поэтов Тихонова, Дудина, Шефнера, писателей Бражнина, Зощенко и многих других), натюрморты, пейзажи. И все же главная моя любовь – это мой родной Ленинград-Петербург. Его рисовать самое большое удовольствие и счастье. В эти работы я вкладываю всю свою душу без остатка. Без этой постоянной работы жить не могу, нет смысла».

          «В 1986 году к 40-летию независимости Индии я написала две большие работы: панно, посвященное великой истории дружественного нам народа и портрет Индиры Ганди на фоне Тадж Махала. Панно находится в Бомбее, а портрет Индиры Ганди в Нью-Дели в музее Индиры Ганди. Эти работы заслужили похвалу С.Н. Рериха». Последние годы жизни Марии Георгиевны были трудными. «Беда, конечно, что с каждым годом слабеет зрение, память, уходят силы – трудней становиться ходить, рисовать. Но не убывает желание творить, трудиться, быть полезной обществу, радоваться жизни, новым переменам».

Художник Sergio Cerchi родился во Флоренции, где он живет и работает в настоящее время.                Художественное образование получил в Porta Romana Art Institute и Cherubini Conservatory. С раннего возраста две страсти, которые неотделимы друг от друга - музыка и изобразительное искусство. Он начал рисовать в 15 лет, экспериментируя с различными методами до созревания своего личного стиля. Принимая участие в художественных семинарах, играл в музыкальных ансамблях.

         "Фигуры и геометрия" они составляют его видение из реальности, эстетически художественные образы они выражают еще философские и исторические ценности. Фон растет в его живописи как музыкальный ряд, испаряя плоский горизонт и объемы, где подробно и разборчиво возникают образы. Оттенки масляной краски - теплые тона красного смешанные с оттенками охры, зеленые, синие тона и мудрый старый светло-серый, включающий в себя элементы камня и скульптуры. Это как знаковые цвета величайших мастеров искусства Эпохи Возрождения, которые вдохновляют художника.

Tae Park Тэ Парккорейская художница, родилась и выросла в городе Kyouнг-Ю, Южная Корея. Парк получила степень бакалавра живописи в сангшингском женском университете, в Сеуле, Корея, а затем степень магистра в изобразительном искусстве в Академии искусств.
           Tae Парк прекрасная художница с многолетним опытом профессиональной работы. За плечами у нее не один десяток персональных и коллективных выставок.
            Тэ Парк, рисует картины, открывающие дверь в другой мир, в другую реальность. "Живопись не только помогает создавать иллюзию трехмерного пространства, но и отражение мира, который существует внутри меня", говорит художница. Внутренний мир, который она изображает, это, на самом деле, идеализированная реальность, вызываемая мирными, но мимолетными моментами повседневной жизни.
            Цель Тэ - создание сказочного настроения, часто персонажи или пейзажи на ее картинах видятся в мистическом свете. Для достижения этого эффекта, она может выйти с моделью в лес, около 5 часов утра зимой и начать фотографировать, или выйти на улицу в сильный дождь, облачным, туманным утром со своей камерой, чтобы сделать пару кадров.
В детстве она была очарована греческой и римской мифологией, особенно фантазиями о существах, известных как нимфы. Сегодня эти мистические существа из леса и воображение продолжают предлагать бесконечные идеи для ее работ.

Frida Kahlo (1907-1954)

Трагическая жизнь и прекрасные работы художницы Фриды Кало

Я твое повторяю имя
по ночам во тьме молчаливой,
когда собираются звезды
к лунному водопою
и смутные листья дремлют,
свесившись над тропою.
И кажусь я себе в эту пору
пустотою из звуков и боли,
обезумевшими часами,
что о прошлом поют поневоле.

Я твое повторяю имя
этой ночью во тьме молчаливой,
и звучит оно так отдаленно,
как еще никогда не звучало.
Это имя дальше, чем звезды,
и печальней, чем дождь усталый.

Полюблю ли тебя я снова,
как любить я умел когда-то?
Разве сердце мое виновато?
И какою любовь моя станет,
когда белый туман растает?
Будет тихой и светлой?
Не знаю.
Если б мог по луне гадать я,
как ромашку, ее обрывая!
Г.Г.Лорка (пер. Я.Серпина)

Фрида Кало родилась в Мехико в 1907. Она третья дочь Гулермо и Матильды Кало. Отец - фотограф, по происхождению - еврей, родом из Германии. Мать - испанка, рождённая в Америке. Фрида Кало в 6 лет заболела полиомелитом, после чего осталась хромота. "Фрида — деревянная нога" — жестоко дразнили ее сверстники. А она наперекор всем плавала, играла с мальчишками в футбол и даже занималась боксом. На ногу натягивала по 3–4 чулка, чтобы выглядела, как здоровая. Физический дефект помогали скрывать брюки, а после замужества — длинные национальные платья, какие до сих пор носят в штате Оахака и которые так нравились Диего. Впервые Фрида появилась в таком платье на их свадьбе, одолжив его у служанки. 
         ...Автокатастрофа произошла дождливым вечером 17 сентября 1925 года. Автомобиль, в котором Фрида ехала со своим школьным другом, столкнулся с трамваем. Удар был таким сильным, что парня вышвырнуло из машины. Но он легко отделался — лишь контузией. А Фрида... Сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра, нога. Врачи не могли поручиться за ее жизнь. Фриде Калон было 18 лет. И она победила.
Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время она попросила у отца кисть и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида могла видеть себя. Она начала с автопортретов. "Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего".
           В 22 года Фрида Кало поступает в самый пристижный институт Мексики (национальную подготовительную школу). На 1000 студентов взяли только 35 девушек. Там Фрида Кало встречает будующего мужа Диего Риверу, только вернувшегося домой из Франции.
В день свадьбы Диего показал свой взрывной нрав. 42-летний новобрачный немного перебрал текилы и стал палить из пистолета в воздух. Увещевания только распаляли разгулявшегося художника. Случился первый семейный скандал. 22-летняя супруга ушла к родителям. Проспавшись, Диего просил прощения и был прощен. Молодожены переехали в свою первую квартиру, а потом — в ставший знаменитым "голубой дом" на улице Лондрес в Койаокане, самом "богемном" районе Мехико, где они прожили много лет. 
             Их семейная жизнь бурлила страстями. Они не всегда могли быть вместе, но никогда — врозь. Их связывали отношения, по словам одного из друзей, "страстные, одержимые и порой мучительные". В 1934 году Диего Ривера изменил Фриде с ее младшей сестрой Кристиной, позировавшей ему. Сделал это открыто, понимая, что оскорбляет жену, но отношений с ней порывать не хотел. Удар для Фриды был жестоким. Гордячка, она своей болью не желала делиться ни с кем — только выплеснула ее на холст. Получилась картина, быть может, самая трагичная в ее творчестве: обнаженное женское тело иссечено кровавыми ранами. Рядом с ножом в руке, с равнодушным лицом тот, кто нанес эти раны. "Всего-то несколько царапин!" — назвала полотно ироничная Фрида. После измены Диего она решила, что тоже имеет право на любовные увлечения. Это взбесило Риверу. Позволяя себе вольности, он был нетерпим к изменам Фриды. Знаменитый художник был болезненно ревнив. Однажды, застав жену с американским скульптором Исамой Ногучи, Диего выхватил пистолет. К счастью, не выстрелил. 
            Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким. Мексиканская художница восхищалась "трибуном русской революции", тяжело переживала его высылку из СССР и была счастлива, что благодаря Диего Ривере он нашел в Мехико приют.
В январе 1937 года Лев Троцкий и его жена Наталья Седова сошли на берег в мексиканском порту Тампико. Их встречала Фрида — Диего лежал тогда в госпитале. Художница привезла изгнанников в свой "голубой дом", где они нашли наконец тишину и покой. Яркая, интересная, обаятельная Фрида (после нескольких минут общения ее болезненных увечий уже никто не замечал) мгновенно пленила гостей. Почти 60-летний революционер увлекся, как мальчишка. Он всячески пытался выразить свою нежность. То будто невзначай притрагивался к руке, то тайком касался под столом ее колена. Строчил пылкие записки и, вложив их в книгу, передавал прямо на глазах своей жены и Риверы. Наталья Седова о любовной авантюре догадывалась, а Диего, говорят, так никогда и не узнал о ней. "Я очень устала от старика", — якобы обронила однажды Фрида в кругу близких друзей и оборвала недолгий роман.
             Есть и другая версия этой истории. Молоденькая троцкистка будто бы не устояла перед напором трибуна революции. Их тайное свидание состоялось в загородном поместье Сан-Мигель Регла, в 130 километрах от Мехико. Однако Седова зорко следила за мужем: интрижка была задушена на корню. Вымаливая у жены прощение, Троцкий назвал себя "ее старой верной собакой".      После этого изгнанники покинули "голубой дом".
Но это слухи. Никаких свидетельств этой романтической связи нет. 

             Больше всего в жизни Фрида любила саму жизнь — и это магнитом притягивало к ней мужчин и женщин. Несмотря на мучительные физические страдания, он искрилась юмором, могла хохотать до изнеможения, подшучивать над собой, развлекаться и от души кутить. И только взяв кисть, позволяла себе думать о неизбежном. Она мечтала о ребенке, но страшная травма не позволила ей иметь детей. Три беременности — а это был настоящий подвиг в ее положении — закончились трагично. И тогда она стала рисовать детей. Чаще всего — мертвых. Хотя большинство ее картин, натюрмортов, пейзажей пронизаны солнцем и светом. 
Фрида была коммунисткой. Она вступила в мексиканскую компартию в 1928 году, но через год вышла из нее вслед за исключенным Диего Риверой. А через десять лет, верная своим идейным убеждениям, снова вступила в компартию. В ее доме на книжных полках стоят потрепанные, зачитанные до дыр тома Маркса, Ленина, работы Сталина, рядом — Зиновьев, изданный в 1943 году в Мехико, тут же — публицистика Гроссмана, посвященная Великой Отечественной войне, и совершенно неожиданная "Генетика в СССР". В спальне, в изголовье кровати, висят большие портреты основоположников марксизма-ленинизма и самых даровитых их последователей. В частности, Мао Цзедуна в красивой деревянной раме. увеличенная фотография, тоже в раме: Ленин выступает с трибуны на Красной площади перед уходящими на фронт красноармейцами. Инвалидная коляска стоит рядом с подрамником, на холсте незаконченный портрет Сталина. Вождь изображен суровым, с нахмуренными бровями, в белом парадном кителе, с одним золотистым маршальским погоном. Второй погон Фрида нарисовать не успела...

            Поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. Периодически Фриде Кало приходилось ложиться в госпиталь, чуть ли не постоянно носить специальные корсеты. В 1950 году ей сделали 7 операций на позвоночнике, 9 месяцев она провела на больничной койке. Теперь она может передвигаться только в инвалидной коляске. Через два года — новая трагедия: ей ампутируют до колена правую ногу. И как утешение — в том же, 1953, году проходит первая персональная выставка Фриды Кало. Она счастлива. Она, как всегда, смеется. И чуточку подтрунивает над собой. Вот, мол, какая я знаменитость. Не хуже Риверы...

              А дома в крохотной спальне (ее трепетно берегут хранители "голубого дома") на потолке порхают большие яркие нарисованные бабочки — глядя на них, Фрида успокаивается, боли утихают, и она засыпает. Чтобы проснувшись, снова взяться за кисть.

             Ни на одном автопортрете Фрида не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные черные усики над плотно сжатыми чувственными губами. Идея ее картин зашифрована в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Символика художницы, говорят искусствоведы, опирается на национальные традиции, тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего и Фрида собирали всю жизнь, находится сейчас в саду "голубого дома". Каменные идолы, такие же каменные животные схоронились под пальмами и кактусами. Тут и там выглядывают индейские маски. Здесь есть даже — редкость для иного этнографического музея — каменная плита с кольцом для игры в мяч — древняя и совсем небезобидная забава мексиканских индейцев: ведь капитан проигравшей команды приносился в жертву богам.

               Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, во вторник 13 июля 1954 года. На следующий день близкие собрали ее любимые украшения, в том числе старинное, еще доколумбовых времен, ожерелье, дешевенькие простые вещицы из морских ракушек, которые она особенно любила, и положили все это в серый гроб, установленный в "Бельяс Артес" — Дворце изящных искусств. Гроб накрыли черным покрывалом, который спускался до самого пола, усыпанного красными розами. Одноклассник Фриды Кало— Артуро Гарсиа Бустос, как и она, увлеченный революционными идеями, принес красное знамя с серпом и молотом в центре белой звезды и положил его на гроб. Возник скандал, который быстро замяли, убрав знамя. Рядом с Диего Риверой стояли бывший президент Мексики Ласаро Карденас, известные художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор.

Мэри Кассат (Mary Cassatt) (1844 - 1926) -  знаменитая американская художница и график, писавшая в стиле импрессионизма. Она прожила большую часть своей жизни во Франции. Дочь банкира, училась в Пенсильванской Академии художеств в Филадельфии (1861-1865), в Парме (1872), в Париже у Ш.Шаплена (1874), совершенствовала мастерство в европейских музеях, особое внимание уделяя творчеству Ж.Д.Энгра и Г.Гольбейна. Много путешествовала, была во Франции, Италии, Испании, Бельгии.Находясь в Париже, брала уроки живописи у Э.Дега. Большое влияние на формирование ее художественного метода оказало творчество французских импрессионистов, в особенности Дега и Мане, а также искусство японской гравюры.

Очевидно, что все эти художники, показывают образ современной женщины как бы примеривая к нему те, которые создавались вне нынешней цивилизации, примет которой тут и не увидишь. Они словно испытывают этот образ на прочность: выдержит ли он уподоблению с мастерами предшествующих времен. К примеру, с салонным искусством рубежа XIX-XX веков.

Художник-иллюстратор  Jules Erbit  Мало что известно о Jules Erbit. Американский художник, иллюстратор. Родился в 1889 году. Умер в 1968 году. Он был мастер пастели, один из самых известных и очаровательных художников с 1930 по 1950 годы.

Художник Josef Loukota Loukota Джозеф (1879-1967) 
            Живописец, рисовальщик, профессор академии в Праге. В годы 1896 - 1899 годах учился в Fox . Затем, в Академии Вацлав Brozik и Hanus Schwaiger . Он исполнил несколько работ по декоративной росписи Hynaisova , таких как стены аллегории в Пантеоне в Национальном музее в Праге. Он рисует сцены из жизни простых людей. Многие из его работ были воспроизведены в Золотую Прагу. С 1910 года возглавлял Академию Roubalik, а позже Мысльбека в Праге.

Маковский Константин Егорович (20.06(2.07).1839 - 17(30).09.1915), русский художник, действительный член петербургской Академии художеств (1898).

Родился в Москве, в семье одного из организаторов Московского училища живописи ваяния и зодчества Е. И. Маковского. Старший брат художника Владимира Маковского.

Учился в МУЖВЗ (1851-58) у С. К. Зарянко и в Академии художеств (с 1858).

Один из участников "бунта четырнадцати" (Крамской,Корзухин, Лемох, Вениг, Григорьев и др.), Константин Маковский в 1863 г. покинул Академию художеств, став одним из членов Артели художников , а затем входил в состав Товарищества передвижников (см. художники передвижники).

Творчество Константина Маковского можно разбить на два этапа. В 1860-х - начале 1870-х годов под влиянием передвижнических идей обращался к сюжетам из народной жизни ("Селедочница" 1867 г., "Балаганы на Адмиралтейской площади" 1869 г., обе картины в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург, "Маленькие шарманщики у забора зимой" 1868 г, частное собрание).

Поворотным моментом в творчестве художника можно считать путешествие в Египет и Сербию ( середина 1870-х гг.). После этого события Маковский начал всё больше склоняться к академизму ("Возвращение священного ковра из Мекки в Каир", 1876, Русский музей).

В 1883 году состоялся окончательный разрыв с передвижниками. С этого момента писал главным образом внешне эффектные портреты и жанрово-исторические сцены (портрет жены художника, 1881, "Поцелуйный обряд", 1895, - оба в Русском музее; "Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного", Иркутский областной художественный музей). Картины Константина Маковского имели огромный успех в высшем свете. Он был одним из самых высоко ценимых художников того времени.

Маковский Константин Егорович погиб в результате несчастного случая (трамвай столкнулся с его экипажем) в 1915 году в Санкт-Петербурге. Художник оставил огромное художественное наследие.

Djordje Prudnikoff Рука Бога соединила сербскую женщину и русского мужчину, приехавшего в Сербию со своими родителями после Октябрьской революции. В 04.1939 у них родился сын Джордже Прудников. В 1946 семья перехала в Белград. После школы Джордже поступает в Академию искусств, которую оставляет через несколоко месяцев, чтобы записаться в Академию прикладных искусств, которую он закончил под руководством профессора Михайло Петрова. Во время учебы он был несколько раз награжден за работы по графическому дизайну. В 1967 году он продолжил занятия дизайном в Вене. Один из его проектов даже выиграл "Оскара" для дизайна в Германии в 1969.

На Международном конкуре на новые идеи в дизайне мебели, он получил награду и три месяца стажировки в Италии. Во время стажировки и после он главным образом занят в области прикладного искусства, принимает участие в разработке проектов мебели и керамики для нескольких известных итальянских предприятий. Его работы отобраны для выставки Итальянского дизайна, которая пройдет во многих европейских столицах. Это было время, когда итальянский дизайн считали одним из лучших в мире.

Прудников встретил много интересных людей в Италии. Имя Prudnikoff и желание заняться живописью он привез оттуда.

В 1976 он возвращается в Белград. Художник-график и дизайнер с академическим образованием, но живописец по призванию, за десять лет Прудников очень ярко раскрыл свое необычное дарование и индивидуальность.

Он принимает участие в многочисленных выставках и в стране, и за границей.

На (из) темных таинственных фонах появляются лица и фигуры людей, они растворяются или возникают в потоках света. Как будто его искусство прибыло в наше время из семнадцатого столетия. Его тематически выразительные сюжеты, драматический темперамент и «сфумато1», передающее эффекты освещения в ателье, гладкое письмо, выверенная композиция и поток сентиментальности ведут нас назад к миру Караваджо, Джовани Батисты или Сальвадора Розы. Италия не прошла для него даром.

Метод Прудникова прост. В его картинах есть вездесущее мастерство. Рука мастера, которая знает точно, как смешать краски, дозирует их количество и плотность. Он, как будто, избегает всего, что дало бы повод говорить о его современности. Он «иногда эпически велеречив, иногда лирически тих, время от времени - трагичен, чаще, чем нужно - патетичен...

Может завтра, когда потеплеет, когда солнце твердо усядется на престоле - все... испарится, уйдет как дым... А может, что-то и задержится. Как скромный знак того таинственного, что всегда близко, всегда с нами, того, что всегда на виду, а мы, часто не желаем этого видеть» (Горан Петрович).

Художник много пишет портретов известных людей: маршала Тито, оперную диву Ядранку Йованович, политиков, Милошевича, актеров, ученых, женские и детские портреты, пейзажи. Критики долго обходили своим вниманием живопись Прудникова, чувствуя его как причудливое и весьма необычное явление для Белградского искусства живописи. Кроме того, экстраординарные высокие цены его работ привлекали больше внимание публики, чем арт-критиков.

Однако, постмодернизм конца 20 века, совершенно спокойно позволил увидеть в холстах Прудникова не ретроградные тенденции, а возможность различного их прочтения и интерпретации. Тот, кто хотел видеть в этих работах искусство "анахронизма", мог посмотреть с другой стороны и объявить автора как «идущего впереди».

Живопись - единственное, что реально, даже больше реального, поскольку создает несколько реальностей.

Близорукие используют очки, глухие - слуховой аппарат, инвалиды - протезы, а атрофированные или ампутированные чувства востанавливает искусство.

Марина Подгаевская закончила ЛХУ им. Серова в 1983 году, в 1998 году - школу-студию по старинной технике живописи. Создала более 500 полотен. Многие из ее работ находятся в частных коллекциях России, США, стран Западной Европы. Самобытные полотна питерской художницы хранятся в Пулковской обсерватории, Петербургском университете, посольстве Словакии в Москве. 1991-участие в выставке "Художники Петербурга" в ЛЕНЭКСПО, 1995-1997-участие в выставке в Летнем саду в Петербурге, 2001-участие в выставке в выставочном зале "Смольный" в Петербурге, 2005-2006-галерея "Резиденция" в Питере, 2005-2006-галерея "Дар" в Петербурге, 2006-участие в выставке в Этнографическом Музее в Питере, 2007-участие в благотворительном аукционе в посольстве Москвы в СПб, организованного фондом "Милость" в Петербурге, 2007-персональная выставка "Ненавязчивый сон" в галерее "Ди Ди" В Петербурге, 2007-персональная выставка "Ненавязчивый сон - 2" в салоне т/х "Казань" в Петербурге, 2007- коллективная выставка в Центре книги и графики в Питере, 2007-коллективная выставка "Artindex" в Питере 2008 - коллективная выставка художников в Гостинном дворе в Москве, 2008-худож.выставка в ЦДХ в Москве, 2008-персональная выставка в "Английском клубе" в Питере. 2008-персональная экспозиция в рамках морской международной выставки "Ботшоу" в ЛЕНЭКСПО в Питере.

 Валерий Харитонов (род. В 1939 г. ВМоскве)

 1962 – Окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК). Художник - живописец и график,  работает в смешанной технике в  собственном стиле мистического экспрессионизма. 

         В картинах художника мистически прослеживается дыхание жизни – образы возникают, исчезают, как бы уплывая на время из нашего видения, фантастически преображаются и являются нам снова уже в другом обличьи и значении, позволяя заглянуть в скрытые тайны бытия и сознания.

               «Родословные корни Валерия Харитонова — в античности, в русской православной мистике.
Они в платоновских идеях бессмертия души…Мистический экспрессионизм художника— это вариации состояния взорванного времени, в котором художник ищет нити порушенной связи человека с Творцом…  

                В “полые формы” заимствованного с Запада визуального языка абстрактного экспрессионизма у Харитонова вселяется совсем иная, и по сути сверхличная и сверхрациональная Неведомая Сила, восточно-христианская по своему воздействию и творящей мощи…

               Огненная солнечная мужская энергия восстания против мира сего,  воспарения ввысь… заменяет чаще всего лунную, природно-зависимую душевную стихийность типичного экспрессионизма (хотя и в нем, конечно, особенно у немцев, последняя порой преодолевалась через дионисийский мятеж письма)…

               В отличие же от “абстракции”..живопись у Валерия Харитонова становится не только изображающей, но и повествующей в эпически возвышенных интонациях о пределах земного бытия, о пути человека к высшему предназначению…»   (из эссе о художнике).

          Работы в коллекциях музеев и частных собраниях:
Королевы Испании Софии (Мадрид)
экс-Генерального секретаря ООН Х.Переса де Куэльяра (Нью-Йорк)
Иоанниса Кардасидиса (Афины)
Музея современного русского искусства (Джерси-Сити, США)
Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина
музеях Малого театра и Паневежского драматического театра (Литва)
Московского Музея современного искусства
Фонда пропаганды искусств (Москва)
Папского Совета по культуре (Ватикан)

А. Херманн Родился в 1950 году в Буэнос-Айресе (Аргентина).

Живет и работает на юге Испании.

Работы художника с 1988 года экспонировались на многих европейских выставках в Австрии, Швейцарии, Италии, Франции, Германии, Великобритании, Испании, после чего получили признание во всем мире. С 1997 по 2005 год художник регулярно выставляется в Международной британской галерее (Лондон, Великобритания).

Работы Алехандро Херманна находятся в галереях и частных собраниях в США, Великобритании, Германии, Швейцарии, Австрии, Франции, Италии и Испании.

Дмитрий Александрович Шорин родился в 1971 в Новосибирске.

В 1988 – 1993 учился в художественных вузах Омска и Санкт-Петербурга, сначала по специальности «живопись», затем по специальности «художник-проектировщик костюма».

С 1991 года живет и работает в Петербурге.

В 1993 году вступил в Товарищество художников «Свободная культура» (Пушкинская,10, Санкт-Петербург).

В 1998 году принят в Международную Федерацию художников (при ЮНЕСКО).

С 1995 года регулярно принимает участие в художественных выставках как в России, так и за рубежом. Успешно участвовал в проекте ART LINK Аукциона Сотсби.

Работы Дмитрия Шорина находятся в собраниях 
Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Государственного Художественного музея (Омск), Музея Современного искусства Арт-Центра «Пушкинская,10» (Санкт-Петербург),
ГЦСИ (Санкт-Петербург) и в частных коллекциях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема «образ женщины» – бесконечна. Ее истоки видны в далекой древности. С XVIII столетия складывается тот тип, который мы назовем современным. Эти модификации различны. Но ясно, что женщины, начиная с XVIII века по наши дни, имеют определенное сродство. Они хотят видеть себя в образах искусства несколько сентиментальными, обворожительными, слегка капризными и элегантными. Конечно, возможны и другие варианты. Но выставка дает возможность – по преимуществу – понять и прочувствовать именно этот тип. И он покоряет. ПЛЕННИЦЫ КРАСОТЫ, ИЛИ ТРИУМФ ЖЕНЩИНЫ В ИСКУССТВЕ… Джон Уайт Александр Vincenco Pascuale Petrocelli

Слайд 2

Женские образы в изобразительном искусстве Древнего Египта Пирующие девушки, гробница Нахта (18 династия) «Если ты склонен к добру, заведи себе дом. Как подобает, его госпожу возлюби. Чрево ее насыщай, одевай ее тело, Кожу ее умащай благовонным бальзамом, Сердце ее услаждай, поколе ты жив! Она - превосходная пашня для своего господина» (Поучения Птахотепа )

Слайд 3

Леонардо да Винчи "Мадонна с цветком" " Мона Лиза" ("Джоконда") Образ женщины в живописи Рафаэля

Слайд 4

Принцесса де Брогли 1851-53. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Энгр , Жан Огюст Доминик Hans Zatzka

Слайд 5

ДАНИЭЛЬ РИДЖВЕЙ НАЙТ Daniel Ridgway Knight В дали от города... Тишина Я люблю дыханье тишины, Сладкий аромат её иллюзий... Мир загадок , радужные сны Лабиринтов тайных вечный узел. Милый сердцу уголок Речка, лес и поле. До чего же хорошо Коль душа не ноет. Выйди в поле и вдохни Воздух полной грудью, В тени леса отдохни, - Распрощайся с грустью. В речке смой свою печаль, Сбрось с души ты бремя. И забудь, что было жаль Все излечит время.

Слайд 6

Emile Vernon Pretty In Pink, 1909 Ли Ханей ( Luo Hanlei ) China НЕЖНОЕ... Ты в одеянии воздушном сравнишься чудной красотой С пионом, что под небом южным хрустальной окроплён росой. И, чтоб ещё тебя увидеть, я этот мир забыть готов, Поднявшись по отвесным кручам в обитель райскую богов. Ли Бо

Слайд 7

ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Анри Мари Раймон французский живописец " Танцующая Джейн Авриль , эскиз к плакату Жарден де Пари" Художник Igor Andrianov , Shulman

Слайд 8

Владимир Мухин Художник-акварелист Вячеслав Коробейников Курилко М.И. Театральный костюм №2. 1920-е гг.

Слайд 9

William Whitaker О, Женщина! -загадка, для мужчин! О, Женщина! -восторг и удивленье! Всегда найдёшь ты несколько причин... Чтоб, изменить на сто процентов мненье. О Женщина! -ты, нежности сосуд! Ты таинство, сплошное вдохновенье... О Женщина! -ты самый строгий суд! Любить тебя и боль и наслажденье. О Женщина!-ты свет и божество! Тебя сама природа обвенчала О Женщина!- ты мира, торжество! И новой жизни, Ты, даёшь начало!

Слайд 10

Фигура и геометрия. Художник Sergio Cerchi

Слайд 11

Художник Tae Park (Тэ Парк ) Увидел тебя и забыл, как надо дышать А сердце пробило четырнадцать раз и умолкло И как ему биться, так жаль, но не мне решать Ведь даже нельзя, обездвижив, поставить защелку Увидев тебя, забыл, что умел говорить Болезненный жар восхищенно исследовал шею И ночь предрекла весь этот экстаз повторить И явь становилась прозрачней, а щеки бледнее Коснувшись тебя, я понял, что раньше не жил Ведь как это жить, не касаясь изящных ладоней? А дождь из листвы мои мысли взял и вскружил И чувства метались на привязи стаей вороней Увидев тебя, я понял, что значит любить Один поцелуй опрокинет небесные дали Жаль, имя твое придется однажды забыть Но я не забуду, как мы с тобой вместе летали. Forest of Heart

Слайд 12

Сара дает игрушку малышу, 1901 Что – самая сладкая сладость на свете? Сахар – могла я когда-то ответить. Мед, мармелад, пастила.. и щербет .. Только теперь поняла я ответ - Родного ребеночка – запах макушки, Что остается на нашей подушке, Пальчики нежные.. и ноготки– Попка, коленочки …и локотки… Что – самая горькая горечь на свете? Горчица – могла я когда-то ответить… Редька и уксус… полынь и хинин.. Ну а теперь – мой ответ – лишь один: Губки дрожащие - плач на подходе Вот от чего мое сердце заходит Самая горечь – родного ребенка – Полные слез и обиды глазенки… Художник Mary Cassatt

Слайд 13

Susan Hall Я все еще сживаюсь с ноябрем ... Это так неброско и так пронзительно... Он - её мурашки. Она - его истерика. Без мороза по коже. Так заразительна Осень на вкус... по понедельникам. Тонной секунд разбавляем молчание ... Он ее перекус... между утром и ужином... Слишком родная его... до отчаянья... А между ними-осень . Простужена В демисезонном... Покоя хочется. Выспаться... Пишется в рифму... Бредовое... Она... так смешно от смеха морщится... Глаза цвета неба... почти бирюзовые... Так все неброско... моё сокровенное... Уходящую осень повесив на гвоздь... На кон ставят ставки... проверены временем... Он по буквам на нежность, она... "на авось"

Слайд 14

Художник Josef Loukota ЖенскоПортретное .. Художник-иллюстратор Jules Erbit

Слайд 15

Она пришла ко мне, молчащая, как ночь, Глядящая, как ночь, фиалками-очами, Где росы кроткие звездилися лучами, Она пришла ко мне - такая же точь-в-точь, Как тиховейная, как вкрадчивая ночь. Ее единый взгляд проник до глуби тайной Где в зеркале немом - мое другое я, И я - как лик ея , она - как тень моя, Мы молча смотримся в затон необычайный, Горящий звездностью, бездонностью и тайной. К. Бальмонт Djordje Prudnikoff

Слайд 16

А. Херманн Эспальда . 2006 г. Спасибо за внимание! В. Харитонов Марина Подгаевская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область «Художественное творчество». Тема:«Образ матери в искусстве».

«Образ матери в искусстве». Цель: воспитывать в детях чувство любви и уважения к матери через приобщение их к произведениям искусства (живопись, музыка, литература), в которых главным являе...

Образ матери в искусстве

                               Образ матери в искусстве Цель:Воспитывать чувство любви к матери через ...

НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНЬЯ Женские образы в русской живописи

Материал педназначен для педагогов, и  может быть использован на педчасах, как консультация или Педагогическая Гостиная. В искусстве существуют вечные темы. Одной из них является тема ...

Перспективное планирование занятий кружка по ознакомлению детей 4-5 лет с искусством - «Детские образы в мировой живописи»

Данный перспективный план был разработан мною для кружковых занятий с детьми средней группы. Тематика занятий подбиралась, исходя из интересов детей данной группы. Для ознакомления детей с живописью м...

Конспект по синтезу искусств «Образ матери» в искусстве художников и поэтов»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления с творчеством художниковЗадачи: ·      Создать условия для развития у детей представлений о творчестве худо...

Викторина «Женские образы, такие разные и удивительные …»

Викторина «Женские образы, такие разные и удивительные …»        ...

Шедевры мирового искусства

в этой статье я расскажу о проекте шедевры мирового искусства...