Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область «Художественное творчество». Тема:«Образ матери в искусстве».
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Комарькова Наталья Викторовна

 

«Образ матери в искусстве».

 

Цель: воспитывать в детях чувство любви и уважения к матери через приобщение их к произведениям искусства (живопись, музыка, литература), в которых главным является образ женщины-матери.

Задачи:

  • познакомить с картинами известных художников – А. Г. Венецианова «На пашне. Весна» и Рафаэля «Мадонна Темпи»;
  • обогащать духовный мир детей; 
  • развивать эстетический вкус, восприятие, воображение, музыкальные и творческие способности, мышление, речь;
  • обогащать словарь детей выразительными эпитетами;
  • воспитывать в детях любовь, уважение, чуткость, внимательность, отзывчивость, доброжелательность в отношении к самому главному человеку – маме.

 

Предшествующая работа:  разучивание стихотворений о маме, разучивание танцев и песен, беседы с детьми о маме и семье, обязанностях членов семьи, просмотр семейных фотографий, участие в празднике, посвященном дню 8 Марта, изготовление подарков для мам, словарная работа.                                                                                                          

 

Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитофон, музыкальные записи, репродукции картин, фотографии мам, воздушный шарик – сердечко на палочке, шаблоны медалей из картона, цветы из бумаги, клей, тряпочки.

 

Методические приёмы: сюрпризный момент (загадка),рассматривание картин и беседа по ним, слушание музыки, игра, исполнение танца, чтение стихотворений, творческая деятельность, похвала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Художественное творчество».

Тема:  «Образ матери в искусстве».

«Образ матери в искусстве».

Цель: воспитывать в детях чувство любви и уважения к матери через приобщение их к произведениям искусства (живопись, музыка, литература), в которых главным является образ женщины-матери.

Задачи:

  1. познакомить с картинами известных художников – А. Г. Венецианова «На пашне. Весна» и Рафаэля «Мадонна Темпи»;
  2. обогащать духовный мир детей;  
  3. развивать эстетический вкус, восприятие, воображение, музыкальные и творческие способности, мышление, речь;
  4. обогащать словарь детей выразительными эпитетами;
  5. воспитывать в детях любовь, уважение, чуткость, внимательность, отзывчивость, доброжелательность в отношении к самому главному человеку – маме.

Предшествующая работа:  разучивание стихотворений о маме, разучивание танцев и песен, беседы с детьми о маме и семье, обязанностях членов семьи, просмотр семейных фотографий, участие в празднике, посвященном дню 8 Марта, изготовление подарков для мам, словарная работа.                                                                                                           

Оборудование:                                                                                                        мультимедийное оборудование, магнитофон, музыкальные записи, репродукции картин, фотографии мам, воздушный шарик – сердечко на палочке, шаблоны медалей из картона, цветы из бумаги, клей, тряпочки.

Методические приёмы:                                                                                                  сюрпризный момент (загадка), рассматривание картин и беседа по ним, слушание музыки, игра, исполнение танца, чтение стихотворений, творческая деятельность, похвала.

Ход.

 - Ребята, загадаю я загадку

Сможете вы отгадать?

Кто на свете всех нежнее

Надо вам узнать!

Кто накормит вкусной кашкой

Рано поутру?

Кто дурачится с тобою

И дудит в трубу?

Кто штаны тебе подтянет

Или вытрет нос?

Кто гулять с тобою выйдет

В дождь или в мороз?

Кто займет тебя игрою

Если ты грустишь?

Кто расскажет тебе сказку

Если ты не спишь?

Кто тебя обнимет нежно

И к груди прижмет?

Кто тебе на вкусный ужин

Блинчики печет?

Кто возьмет тебя за руку,

Если страшно вдруг?

Кто надежный и хороший-

Самый лучший друг?

 -Конечно, это мама.

Ведь в мире нет её роднее,                                                                                                                                                          Справедливей и добрее.                                                                                                                                                              И скажу, друзья, вам прямо:                                                                                                                                           Лучше всех на свете мама!

 

     - Поэтому сегодня мы с вами поговорим о мамах, нежных, добрых, ласковых и самых любимых. Закройте на минутку все глаза и вспомните свою маму. А теперь ласково произнесите слово «мама».

      - Почувствовали, как стало теплее? Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

     - Потому что, «мама» - самое прекрасное слово на земле. У мамы самые добрые и ласковые руки – они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь к своему ребенку. И сколько бы ни было тебе лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мама, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к маме, тем радостнее и счастливее будет твоя жизнь. Для каждого человека мама – самый добрый, самый заботливый, и вообще, самый главный человек в жизни! Поэтому женщин – матерей всегда прославляли во все времена художники, поэты и композиторы.

        - Посмотрите на картину замечательного русского художника Алексея Гавриловича Венецианова, написанную очень давно. Она называется «На пашне. Весна».

            (Дети рассматривают картину, звучит мелодия Дж. Ласта «Одинокий пастух»)

       - Ребята, какое время года изображено на  картине? (Ответы детей)

Правильно, выдался чудесный весенний теплый день. По ясному небу плывут облака. Крестьяне вышли в поле на работу.

        - Кого художник изобразил в центре картины? (Ответы детей)

  В центре картины мы видим молодую женщину – крестьянку, которая ведёт лошадей.

       - А кто ещё изображён на картине? (Ответы детей)

 Мы видим малыша, который сидит невдалеке от мамы на краю поля и играет с васильками. Крестьянка ведет лошадей и нежно и ласково присматривает за своим ребенком.

      - Ребята, посмотрите, во что одета изображённая художником женщина? (Ответы детей)

 Эта молодая крестьянка одета в простую белую рубашку и цветной сарафан. На голове  невысокий кокошник, ноги её босы. Так одевались женщины раньше. Но обратите внимание, как красива эта молодая женщина в простой русской одежде,  как легко и плавно она движется, словно парит босыми ногами над рыхлой, еще сырой землёй. А ведь выполняет она очень тяжёлую работу.

      - Как вы думаете, что она делает? (Ответы детей)

По широкому полю крестьянка ведёт лошадей, которые тянут за собой тяжёлую борону.                                     -   А для чего она это делает? (Ответы детей)

 Правильно, чтобы взрыхлить землю и посеять семена ржи, пшеницы. Взойдут упавшие в землю зерна, заколосятся поля и будет хороший урожай. А значит, будет хлеб, которым можно накормить всю свою семью, а главное – детей!

       - Ребята, как вы думаете, почему ребёнок находится здесь же, на поле? (Ответы детей)

Любящие и заботливые мамы никогда не оставляют своих детей одних, оберегая их от опасностей. Это сейчас ваши мамы уходят на работу и спокойно оставляют вас в детском садике, зная, что под присмотром воспитателей с вами ничего не случится. А раньше детских садиков не было и женщинам приходилось всегда брать детей с собой, где бы они ни были. Поэтому эта молодая мама взяла своего малыша в поле. Заняв его игрой с цветами, она выполняет тяжёлую работу, но ни на минуту не оставляет сына без внимания, наблюдая за ним.

        - А давайте представим, что ребёнок заплакал. Как вы думаете, почему это может произойти и что тогда сделает мама? (Ответы детей)

* Например, он может проголодаться и тогда мама тут же бросит свою работу и покормит его.

* Или он может чего – то испугаться или просто соскучится, и тогда мама подойдет и обнимет его так нежно и ласково, что все страхи обязательно уйдут прочь.

         - Вам понравилась эта картина? Какую маму показал в ней художник? (Ответы детей)

Правильно, в ней художник показал нам простую русскую женщину – крестьянку, молодую маму, трудолюбивую, ответственную за своего ребенка, заботливую и внимательную.

   -  А сейчас я вам хочу показать еще одну картину. Перед вами «Мадонна» великого итальянского художника Рафаэля.

                        (Дети рассматривают картину, звучит «Аве Мария»)

   -   Расскажите, кто изображен на картине? (Ответы детей)

Мы видим милую светловолосую молодую женщину, маму, которая держит на руках  своего ребёнка.

    - Ребята, внимательно всмотритесь в лицо женщины, какое оно? Как она смотрит на своего малыша? (Ответы детей)

Мама смотрит на своего ребёнка  ласково и с  большой любовью. Такое впечатление, что она что – то напевает ему или шепчет какие – то  нежные слова.

     - А теперь обратите внимание на руки женщины. Как они держат малыша? (Ответы детей)

Мама нежно обняла своего ребёнка и прижалась к нему. Как уютно малышу  в этих тёплых и надёжных маминых руках.

     - Можно ли сказать, что малыш и его мама счастливы?

Конечно, они кажутся нам самыми счастливыми на свете.

      - Ребята, а как вы думаете, а когда малыш спать захочет, как мама его успокоит?

(Ответы детей)

 Она его покачает и споёт колыбельную песню, которая поможет ему заснуть. Может быть, вот такую. Послушайте.

           (Звучит отрывок из колыбельной песни (из серии «Весна» музыка Назаровой))

   - Эта  мамина песня полна любви и заботы о своём ребёнке. Ребята, а вам ваши мамы пели колыбельные, когда вы были маленькими? А может кому-то и сейчас еще поют? Сможете напеть мамину песню, какие слова были в ней? (Ответы детей)

    - Ребята, а эта картина вам понравилась? Какую маму показал в ней художник?

 Правильно, нежную, добрую, ласковую. А ещё он показал, как счастлива мама, когда у неё есть малыш. Вот так же счастливы и ваши мамы, потому что у них есть вы. И всю свою огромную любовь они отдают только вам.

      -  Давайте ещё раз произнесём - «мама». Какое же это все – таки красивое  слово, не так ли?! Поэтому не только художники, но и композиторы, и поэты преклонялись перед ним. Композиторы изображали женщин – матерей с помощью музыки, а поэты подбирали самые добрые, нежные и трепетные слова. Часто они объединялись вместе и рождались замечательные песни. Многие из них звучали у нас на занятиях, а некоторые мы исполняли сами, например, на празднике «8 Марта». Помните?

      - Ну а если к этим замечательным песням добавить выразительный язык движений, то получаются прекрасные танцы, полные нежности, теплоты и огромной любви. Давайте вспомним один из них и постараемся с помощью движений передать в нем всю свою любовь к своим мамочкам.

                              (Дети исполняют танец «Подарок маме»)

 - Ребята, вы так красиво исполнили этот танец, что ваши мамочки не удержались и пришли сегодня к нам. Вот они, посмотрите на экран. С какой огромной любовью смотрят они на вас.                                            (На экране фотографии мам)

         - Сейчас мы с вами будем передавать вот это сердечко, полное вашей любви. К кому оно попадёт, тот расскажет нам о своей маме, какая она.

                                        (Проводится игра «Расскажи о  маме »)

        - Молодцы, ребята. Как же много теплых слов вы сказали о  своих мамах!

А теперь давайте послушаем, как  рассказывают  о мамах  известные поэты в своих стихотворениях.                

                                                 (Дети читают стихотворения)

Татьяна Бокова «Липучка-почемучка»

Мама любит и жалеет

Мама понимает.

Мама всё моя умеет,

Все на свете знает!

- Почему кусают осы? –

Спрашиваю прямо.

И на все мои вопросы

Отвечает мама.

Скажет мне, откуда с неба

Снег зимой берется?

Почему буханка хлеба

Из муки печется?

Почему собака лает?

Что во сне приснится?

Почему сосулька тает

И дрожат ресницы?

Почему на небе тучка,

А в лесу – лужайка?

Я липучка – почемучка,

А она – всезнайка!

Михаил Садовский «Вот бы как мама»

Поет моя мама всегда за работой,

А я ей всегда помогаю с охотой!

Мечтаю на маму похожей я стать,

И гладить учусь, и варить, и стирать.

И пыль вытираю, и пол подметаю…

Мечтаю, мечтаю, мечтаю, мечтаю…

Мечтаю, как мама, всё делать уметь,

И, может, как мама, я выучусь петь!

Елена Яковлева  «Я сегодня в ссоре с мамой…»

Я сегодня в ссоре с мамой,

Я весь день молчу упрямо.

Не играю, не кричу

И обедать не хочу.

За окошком ярко светит

Солнце, сухо во дворе.

Дождь прошел, играют дети

И не жарко в сентябре.

И ,конечно, мама спросит:

«Может, хочешь ты гулять?»

Но решил я на вопросы

Ни за что не отвечать!

Я выдерживал характер,

Я держал себя в руках.

А потом увидел слёзы –

Слёзы в маминых глазах.

Женских слёз еще мужчина

Никогда не выносил!

Подошел я к маме тихо

И прощенья попросил…

Очень быстро ночь настала.

Мама сказку мне читала.

В ней о детях непослушных

И о маме их – кукушке.

С самой милой, доброй самой

Я теперь не ссорюсь с мамой!

Вдруг однажды не простит?

Тоже птицей обернется и в окошко улетит?

     - Спасибо, ребята! Замечательные стихотворения вы нам прочитали. А какие красивые слова подобрали поэты, чтобы рассказать нам о том, что все мамочки всё знающие, всё умеющие, всё прощающие и очень сильно любящие своих детей.

      И, может быть, когда вы подрастёте, кто-нибудь из вас тоже расскажет  всем о своей маме: кто-то станет знаменитым поэтом и сочинит замечательное стихотворение, или будет великим художником и напишет мамин портрет, а может кто-то станет известным композитором и придумает красивую мелодию, полную нежности и любви. А пока, ребята, почаще радуйте своих мам  успехами, не обижайте их, во всём помогайте и делайте подарки не только в праздники, но и в обычные дни.

   

  Я предлагаю вам сейчас изготовить для ваших мам медали и наградить их за всю ту любовь и заботу, что они отдают вам. Заготовки медалей лежат уже на столах. А ваша задача – украсить их цветами.  

                                (Изготовление детьми медалей для мам)

   - Ребята, покажите всем, какие медали у вас получились. На них написано «Самой лучшей мамочке». Я думаю, что вашим мамам будет очень приятно получить такую медаль от сына или дочки. И пусть улыбки на их лицах сияют так же, как эти цветы. А сегодня, когда придёте домой, обнимите свою мамочку, поцелуйте, наградите медалью и скажите, как сильно вы её любите. Ваши мамы это заслужили!

Обойди весь мир вокруг,

Только знай заранее:

Не найдешь теплее рук

И нежнее маминых.

Не найдешь на свете глаз

Ласковей и строже.

Мама каждому из нас

Всех людей дороже.                                                                                                                                                     Сто путей, дорог вокруг                                                                                                                                          Обойди по свету:                                                                                                                                                   Мама - самый лучший друг,                                                                                                                                    Лучше мамы – нету!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области художественное творчество.

Игровое занятие по рисованию в средней группе, с элементами цветового игротренинга "Путешествие в Жёлтую страну".  На занятии предлагается прочувствовать жёлтый цвет, эмоциональное настроение, ко...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по области «Художественное творчество», аппликация в старшей группе Тема: «Украсим малицу».

Образовательная область «Художественное творчество».Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».Форма: непосредственно образовательная деятельность.Тема: «Украсим м...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области художественного творчества с детьми второй младшей группы «Рисование. Белоснежная зима». (Тычки жесткой полусухой кистью. Гуашь)

Программное содержание.Цель:Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Развивать эстетическое восприятие зимнего пейзажа.Интеграция образовательных областей:«Художественное творчество», «Комму...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по области «Художественное творчество», аппликация в средней группе Тема: «Украсим сумочку».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по области «Художественное творчество», аппликация в средней группеТема: «Украсим сумочку». Образовательная область «Художественное твор...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Художественное творчество» по рисованию в технике – пластилинография

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Художественное творчество»  по рисованию в технике – пластилинография. Тема: Дикие животные. Инт...