Аттестационная работа на тему: «Влияние мелкой моторики рук на развитие активной речи в 1 младшей группе»
методическая разработка (младшая группа) по теме

Методическая разработка для аттестции согласно требуемой структуре на тему «Влияние мелкой моторики рук на развитие активной речи в 1 младшей группе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аттестационная работа на тему: «Влияние мелкой моторики рук на развитие активной речи в 1 младшей группе»

Для методической разработки программы мною выбран раздел «Познавательно-речевое развитие » (образовательная область «Коммуникация») 

Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.

Педагоги детские психологи бьют тревогу – в последнее десятилетие детей, страдающих дисграфией и нарушениями речи, стало на порядок больше, чем тридцать-сорок лет тому назад. Главная причина этой проблемы-общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Еще несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать и т. д. Теперь в современной жизни огромное количество бытовой техники и многие операции выполняют за человека машины. Многие мамы, бабушки, стараются оградить детей от домашних дел, сажают их перед телевизором, компьютером, чтобы не мешались.

 Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно  застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. Мамы обрадовались и перестали учить малышей с года завязывать шнурочки. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически!

Можно не учить детей читать в раннем возрасте – этот навык прекрасно формируется и в старшем дошкольном возрасте безо всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. С течением времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному  возрасту практически сходит на нет.

Изучив программу и проанализировав рекомендации к ней, мы  пришли к выводу, что развитие мелкой моторики не является в программе приоритетным, оно представлено кратко и в самых общих чертах.

  Развитие речи ребенка через развитие мелкую моторику мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением и тема моей разработки «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»

Анализ психолого – педагогической литературы показал, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды. Такие авторы, как В.В. Цвынтарный, О.А. Новицкая, Ю.А. Соколова описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей. А.А. Хвостовцев, С.Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста.

         Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

        Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть и даже выше нормы.

         М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.

         Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.

 

          Мелкая моторика имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Особенно важна связь мелкой моторики с развитием связной речи. Кроме того , использование при работе с детьми разнообразных форм  предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, способствует обогащению словаря. .А значит ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 

 Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей,Во время работы мы играеми экспериментируем с различными материалами (крупой, манкой, песком.) А это способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным. 

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, качестве, величине предметов, их расположении в пространстве. А это значит , что ребенок овладевает таким интегративным качеством как "имеющий первичные представления о   мире и природе"

Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой самостоятельно и активно овладевает культурно-гигиеническими навыками. А значит, что развитие мелкой моторики способствует развитию такого интегративного качества,как физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

 Свою работу по развитию мелкой моторики провожу с детьми 1 младшей группы. В группу пришли “домашние” дети, у многих из них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики.

В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук.

Обследование проводили  через 9 игровых заданий.,В таблице на слайде представлены материалы, используемые для заданий, инструкции и умения, которые мы ожидали увидеть.

Задания были подобраны таким образом, чтобы ребенок не чувствовал, что его диагностируют, а играл с предложенным дидактическим материалом.

«Игровые задания для детей» (на начало и конец учебного года)

Таблица 1

Материал для заданий

Инструкция ребенку

Умения ребенка

Пособие по шнуровке «Сапожок»

«Продень шнурочек»

Продевать шнурок сквозь узкое отверстие

Пирамидка (5колец)

«Собери пирамидку»

Нанизывать кольца на стержень

Матрёшка (3-х местная)

«Собери матрёшку»

Соединять части матрёшки

Тренажер с крышками (4 штуки)

«Открути крышечки, а теперь закрути их»

Закручивать (откручивать) крышки

Рамки Монтессори (с пуговицами)

«Застегни пуговки и расстегни их»

Расстёгивать (застёгивать) пуговицы

Мелкие предметы (бусинки, пуговки), ёмкость

«Переложи из тарелочки бусинки в баночку»

Перекладывать предметы

Рамки Монтессори (верёвочка)

«Завяжи узелок, а теперь развяжи»

Завязывать узелки

Пластмассовый шарик (диаметром 2см.)

«Покатай шарик межу ладошками, а теперь пальчиками»

Катать шарик между ладонями, пальчиками

На начало учебного года по уровню развития мелкой моторики рук дети распределились следующим образом.

Таблица 2

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Начало года

4 ребенка (25%)

3 ребенка (19%)

9 детей (56%)

Для детей с низким уровнем развития оказалось трудным выполнение многих предлагаемых мною заданий. Малыши с трудом надевали кольца на стержень, собирали матрешки, захватывали разные мелкие предметы всей ладонью, а не двумя-тремя пальцами. Всего труднее оказалось задание на застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание узелков. Их пальчики были непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений – замедленный.

На основании результатов диагностики мы определили индивидуально-образовательные маршруты по развитию мелкой моторики рук детей, показавших средний и низкий уровень развития на начало учебного года,

Цель моей работы: формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики. 

Задачи:

  • проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярно, выделив для неё оптимальное время в режиме дня через организацию совместной деятельности с детьми;
  • повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру;
  • сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
  • организовать соответствующую предметно-развивающую среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей;
  • привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук.

         Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме, а также периодические издания. Используемые источники представлены на слайде.

При организации образовательного процесса мы выяснили, что наиболее эффективно образовательная область «Коммуникация» интегрируется со следующими образовательными областями: « Познание» - происходит развитие тактильно-двигательного восприятия, с помощью которого у детей складываются первые впечатления  о форме, качестве, величине предметов, их расположения в пространстве.

 «Чтение художественной литературы», «Музыка» - использование худ. и музыкальных произведений  произв. для эмоционального обогащения .

«Физическая культура»- развитие мелкой моторики способствует тому, что ребенок становится более самостоятельным при  овладении культурно-гигиеническими навыками.

Принцип интеграции, объединяющий различные образовательные области, разные виды деятельности приемы и методы в единую систему, реализуется на основе комплексно-тематического планирования. Вариант такого планирования представлен на слайде

Месяц

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Принцип интеграции реализуется также через организацию различных форм образовательного процесса :

1. Совместная деятельность педагога с детьми: здесь мы используем дидактические игры, индивидуальную работу с детьми, сюжетно-игровые ситуации,

2Cамостоятельная  деятельность детей.

Для самостоятельной деятельности детей мы постоянно работаем над пополнением предметно-развивающей среды .используя все центры активности, в которые концентрировали разнообразный материал по развитию мелкой моторике рук.

3. Взаимодействие с семьей:открытые просмотры НОД, привлечение родителей к изготовлению игр и игрушек, консультации, анкетирование, наглядная информация.

 

С целью системного подхода к развитию мелкой моторике рук мы классифицировали основные виды игр, заданий, упражнений:

  • игры с пальчиками;
  • массаж пальцев и кистей рук;
  • игры с разными материалами: поролоном, тестом, песком, глиной, крупой, бумагой, водой, с природным материалом, с тканью, с пластилином, с красками;
  • игры с предметами-игрушками, имеющими сквозное отверстие, с разборно-сборными игрушками, с вкладышами, с надувными и резиновыми игрушками, с мелкими предметами, магнитами, с конструктором, с прищепками, со шнурками, с палочками, с образными игрушками;
  • игры с тренажерами: на ткани и картоне, на дереве и металле, с пластиковыми крышками.

Использую и  нетрадиционные методы развития мелкой моторики, такие как:

Узоры из ниток

Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве.

Аква гимнастика для пальчиков

Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии. Для изучения цветовой гаммы можно предложить детям «выловить» предметы определенного цвета, для развития тактильных ощущений – «выловить» предметы гладкие (шершавые, тяжелые (легкие) и т. д. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.

Показатели эффективности методической разработки: 

Конечно же ,главный критерий эффективности методической разработки-это  развитая мелкая моторика ребенка и развитая речь. Однако на данном этапе говорить об этом пока еще рано, так как с момента начала работы прошло всего три месяца, и новые дети продолжают поступать в группу. Однако  считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, это залог успешной работы с детьми. Родители принимают активное участие в реализации всех мероприятий группы. В настоящее время в группе объявлен конкурс «Конфета моей мечты»Это будут конфеты, над которыми детям придется потрудиться, прежде чем угоститься. Эти поделку можно будет назвать тренажером.

Кроме того, На основе изученной литературы разработала:

перспективный план по развитию мелкой моторики    

  • систематизировала игры, развивающие мелкую моторику ребенка
  • дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом,
  • оформила картотеку пальчиковых игр со стихами .
  •  Опыт работы будет представлен в конце учебного года на медико-педагогическом совещании в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей»

Доклад на тему:«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей»В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жи...

Конспект родительского собрания по теме: «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи»

Все мы с вами знаем, что речь – одна из самых важных линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает ...

Семинар-практикум для родителей на тему: "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей раннего возраста"

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев"...

Самообразование по теме «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.  Проблема исправления речи в наше время является очень актуальной.  Речевы...

Опыт работы на тему: «Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Актуальность данной проблематики заключается в том, что одним из навыков, который должен быть сформирован у детей к тому времени, когда они пойдут в школу – это развитие мелкой моторики, координ...