Детские страхи и тайны как особенности проявления детской субкультуры
статья (старшая группа) по теме

Сыкало Татьяна Андреевна

В материале указано:

Общая характеристика понятия «Страх».

 Основные формы страха.

Происхождение Страха. Детские страхи.

Развитие страхов: от рождения до подросткового возраста.

Психолого-педагогическая помощь детям в преодолении страха: практические задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

воспитателя  Сыкало Т.А.

«Детские страхи и тайны

 как особенности проявления

детской субкультуры»

г. Кронштадт

2011год

Содержание

1. Понятие «Детство», особенности детской субкультуры

2. Общая характеристика понятия «Страх»

3. Основные формы страха

3. Происхождение Страха. Детские страхи

4. Развитие страхов: от рождения до подросткового возраста

5. Психолого-педагогическая помощь детям в преодолении страха: практические задания

Литература

1. Понятие «Детство», особенности детской субкультуры

Признание ценности детства усиливается в XXI веке, что характеризуется разноплановыми и многообразными подходами в международном исследовании феномена детства. Положение детей в обществе характеризует состояние детства в целом - совокупность условий, возникающих в обществе для выживания и развития детей, а именно: уровень материального обеспечения их жизни и здоровья, состояние здравоохранения, сложившаяся в стране система общественного образования, воспитательные возможности семьи, общественная и государственная забота о детях и законодательные нормы.

Мир детства – это…

  • Особая субкультура жизни каждого человека;
  • Свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного;
  • Свое пространство свободы, которое ребенок охраняет от взрослого;
  • Период жизни, в котором постигается многообразие связей и отношений в мире…

Детство выступает особой субкультурой жизни человека. Оно содержит в себе человеческую мудрость и детскую непосредственность. Детская субкультура имеет свои отличительные особенности. Мир детства отличает:

  • Язык,
  • Представления,
  • Способ выражения увиденного,
  • Деятельность,
  • Образ жизни,
  • Стиль жизни,
  • Психические процессы – память, мышление, воображение и фантазия и т.д.
  • Пространство,
  • Тайны, эмоции и чувства,
  • Ценности и многое другое.

Таким образом, Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций и другими особенностями детской субкультуры. В современной философии, социологии и психологии обобщенное понятие Детство рассматривается как сложный многомерный феномен, который, имея биологическую основу, опосредован многими социально-культурными факторами.

2. Общая характеристика понятия «Страх»

Страх — неизбежный спутник нашей жизни. Постоянно изменяясь, он сопровождает нас от рождения до смерти. Вся история человечества состоит из попыток преодолеть, уменьшить, пересилить или обуздать страх. Надежда на возможность прожить без страха остается иллюзией; он пронизывает человеческое существование и является отражением нашей зависимости и нашего знания о неизбежности смерти. Мы только пытаемся противопоставить ему мужество, доверие, знания, силу, надежду, покорность, веру и любовь. Это помогает нам ужиться со страхом и объяснить его, но он постоянно побеждает вновь. Мы скептически относимся к методам, направленным на освобождение от страха: они не оправдывают наших надежд.

Страх существует независимо от культуры и уровня развития народа или его отдельных представителей; единственное, что изменяется, — это объекты страха, ибо как только мы полагаем, что победили или преодолели страх, появляется другой его вид, а также другие средства и мероприятия, направленные на его преодоление. Мы уже не боимся, грома и молнии, затмений солнца и других небесных тел, относясь к ним просто как к интересным явлениям природы, но не можем избавиться от переживаний страха, так как исчезновение некоторых предрассудков не исключает возможности гибели мира. Сегодня мы испытываем страх перед угрозой новых болезней, возможным несчастным случаем на транспорте, страх старости или одиночества.

Методы борьбы со страхом до сих пор почти не изменились. Только сегодня мы пытаемся преодолеть страх с помощью фармакологических средств, а не путем принесения жертв и магических заклинаний; однако страх по-прежнему остается с нами.

Страх всегда возникает, если мы оказываемся в неразрешимой или еще не разрешенной ситуации. Каждый этап развития, каждый шаг к зрелости связаны со страхом, если они приводят к чему-то новому, до этого неизвестному и неизведанному во внутренней или внешней ситуации, к еще не переживавшемуся нами. Все новое, неизвестное, впервые случившееся или еще переживаемое наряду с привлекательностью нового и захватывающим чувством наслаждения, риском и приключениями также сопровождается страхом.

3. Основные формы страха

Риман Ф. выделяет четыре основных формы страха:

  1. Страх перед самоотвержением, переживаемый как утрата Я и зависимость.
  2. Страх перед самостановлением (стагнацией Я), переживаемый как беззащитность и изоляция.
  3. Страх перед изменением, переживаемый как ощущение изменчивости и неуверенности.
  4. Страх перед необходимостью, переживаемый как ощущение окончательности и несвободы.

В обычных (нормальных) условиях взрослые в отличие от детей имеют гораздо более богатый выбор вариантов ответов и больше сил для противостояния страху: они могут продумать ситуацию, распознать и изучить факторы, вызывающие страх, понять, откуда исходит источник страха, и благодаря такому пониманию получить соответствующую помощь; наконец, они могут правильно оценить возможность угрозы. Всеми этими свойствами ребенок не располагает. Он слишком мал, чтобы распознать и различить объект своего страха; он внутренне беспомощен и не знает, как долго это может продлиться, и что вообще случилось.

3. Происхождение Страха. Детские страхи

А.И. Захаров

Социально-культурные и психологические предпосылки. Страх, как тень, преследовал человека еще с незапамятных времен. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям.

По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобрел социально опосредованный характер и стал выражать психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний.

Ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер. Баба Яга - это живое существо, обитающее где-то рядом, а дядя только и ждет, чтобы забрать их в мешок согласно угрозам родителей. Только постепенно складывается объективный характер представлений, когда учатся различать ощущения, справляться с чувствами и мыслить абстрактно - логически. Усложняется и психологическая структура страхов вместе с приходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других, появлением способности к сопереживанию, чувством стыда, вины, гордости и самолюбия.

Во многих цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: в дошкольном возрасте - страх отделения от матери, страх животных, темноты, в 6-8 лет - страх смерти. Это служит доказательством общих закономерностей психического развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становятся основой для проявления одних и тех же страхов.

У детей, живущих в отдельных квартирах, страхи встречаются чаще, чем у детей из коммунальных квартир, особенно девочек. В коммунальной квартире много взрослых людей, больше сверстников, больше возможности для совместных игр и меньше страхов. В отдельных, благоустроенных квартирах дети лишены непосредственного контакта друг с другом. У них больше вероятность появления страхов одиночества, темноты, страшных снов, чудовищ и т.д. В первую очередь это относится к единственным детям, по отношению к которым больше беспокойства и опеки.

Недостаточная двигательная и игровая активность, а также потеря навыков коллективной игры способствуют развитию у детей беспокойства. Большинство из них уже не могут с азартом играть в прятки, в «казаки-разбойники», в лапту и т.д. Отсутствие эмоционально насыщенных, шумных и подвижных игр существенно обедняет эмоциональную жизнь детей и приводит к чрезмерно ранней и односторонней интеллектуализации их психики.

Страх, беспокойство у детей могут вызвать постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей (прежде всего роли отца). Так, мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Работающая и доминирующая в семье мать часто беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми, что вызывает у них ответные реакции беспокойства. Доминирование матери также указывает на недостаточно активную позицию и авторитет отца в семье, что затрудняет общение с ним мальчиков и увеличивает возможность передачи беспокойства со стороны матери. Если мальчики 5-7 лет в воображаемой игре «Семья» выбирают роль не отца, как это делают большинство их сверстников, а матери, то страхов у них больше.

Уже к концу старшего дошкольного возраста дети в этих условиях эмоционально «закаляются» до такой степени, что перестают реагировать на излишне требовательное отношение матери, отгораживаясь от нее стеной равнодушия, упрямства и негативизма.

Наиболее чувствительны к конфликтным отношениям родителей дети-дошкольники. Если они видят, что родители часто ссорятся, ругаются, то число их страхов выше, чем когда отношения в семье хорошие.

Девочки более эмоционально ранимо, чем мальчики, воспринимают отношения в семье. При конфликтной ситуации девочки чаще, чем мальчики, отказываются выбирать роль родителя того же пола в воображаемой игре «Семья», предпочитая оставаться сами собой. Тогда мать может надолго потерять свой авторитет у дочери.

У девочек не только больше число страхов, чем у мальчиков, но и их страхи более тесно связаны между собой, т.е. в большей степени влияют друг на друга, как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Другими словами, страхи у девочек более прочно связаны с формирующейся структурой личности, и, прежде всего с ее эмоциональной сферой. Как у девочек, так и у мальчиков интенсивность связей между страхами наибольшая в 3-5 лет. Это возраст, когда страхи «цепляются друг за друга» и составляют одно целое - психологическую структуру беспокойства. Максимум страхов в 5-8 лет, в возрасте, когда заметно уменьшается интенсивность связей между страхами, но когда страх более сложно психологически мотивирован и несет в себе больший интеллектуальный заряд. Как известно, эмоциональное развитие в основных чертах заканчивается к 5 годам, когда эмоции отличаются уже известной зрелостью и устойчивостью. Начиная с 5 лет, на первый план выходит интеллектуальное развитие, в первую очередь мышления (вот почему во многих странах с этого возраста начинается обучение в школе). Ребенок в большей степени, чем раньше, начинает понимать, что способно причинить ему вред, чего следует бояться, избегать.

На частоту появления страхов оказывает влияние количественный состав семьи. Как у девочек, так и у мальчиков старшего дошкольного возраста число страхов заметно выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Именно в 5-7 лет дети в наибольшей степени стремятся идентифицировать себя с родителем того же пола, т. е. мальчики хотят быть во всем похожими на авторитетного для них в эти годы отца как представителя мужского пола, а девочки хотят быть похожими на свою мать, что придает им уверенность в общении со сверстниками того же пола. Если у мальчиков отсутствие отца, незащищенность им и чрезмерно опекающее, замещающее отношение матери ведут к несамостоятельности, инфантильности и страхам, то у девочек нарастание страхов скорее будет зависеть от самого факта общения с беспокойной, лишенной опоры матерью.

Чтобы ночью ребенок спал спокойно, без страшных сновидений, он должен знать, что ему ничто не угрожает, что его любят и всегда защитят. День его должен быть наполнен движениями, играми, радостью, смехом, новыми, но не чрезмерными впечатлениями.

Часто встречаемой разновидностью страха быть не тем будет страх опоздания в школу, т.е. опять страх не успеть, заслужить порицание, более широко - социального несоответствия и неприятия. Большая выраженность этого страха у девочек не случайна, так как они раньше, чем мальчики, обнаруживают принятие социальных норм, в большей степени подвержены чувству вины и более критично (принципиально) воспринимают отклонения своего поведения от общепринятых норм.

Существует термин «школьная фобия», что подразумевает на навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки.

Иногда родители боятся школы и непроизвольно внушают это страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняя вместо детей все задания, а также контролируя их по поводу каждой написанной буквы.

В результате у детей появляются чувство неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях, привычка надеяться на помощь по любому поводу. При этом тщеславные родители руководствуются соображениями успеха любой ценой, забывая, что дети даже в школе остаются детьми - им хочется поиграть, побегать, «разрядиться», и нужно время, чтобы стать такими сознательными, какими их хотят видеть взрослые.

У девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще.

Тем не менее, среднее число всех страхов, как у них, так и у мальчиков заметно уменьшается в подростковом и младшем школьном возрасте по сравнению с дошкольным.

Все страхи можно условно разделить на природные и социальные. Природные страхи основаны на инстинкте самосохранения и, помимо новополагающих страхов смерти себя и родителей, включают страхи чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта стихии, высоты, глубины, воды, замкнутого пространства, огня, пожара, крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков и т.д. Социальные страхи - это страхи одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т.д. \

Боязнь темноты

Боязнь темноты - один из наиболее распространенных страхов у детей. Часто она начинается лет с трех и длится до предподросткового и даже подросткового возраста.

Большинство из нас в темноте теряет ориентацию. Все знакомые нам ориентиры исчезают. И даже если не исчезают, то изменяют свой облик и кажутся более зловещими и таинственными, чем их дневные двойники. Темнота - это мир теней и загадок. Это - время, когда мы чувствуем себя изолированными, остаемся наедине со своими мыслями, фантазиями и страхами.

Для большинства детей боязнь темноты сопряжена со страхом неизвестности. Иногда этот страх вызывается самим состоянием темноты, становясь фобией темноты. Эту разновидность страха можно рас сматривать и лечить по типу других страхов и фобий.

 «Видение» чудовищ в темноте - явление настолько обычное, может считаться почти всеобщим. Обладая богатым воображением, дети зачастую не способны отличить фантазию от действительности. Для них чудовища, которых они якобы видят, так же реальны, как вы или я. Обычно вы стараетесь убедить напуганных детей, что нет никаких чудовищ, ведьм или каких-то других мерзких тварей, которые чудятся. Но дети вам не верят. Они могут согласиться, что сейчас, когда вы с ними, чудовищ в комнате нет, но они совершенно уверены, что стоит вам только уйти и выключить свет, они появятся вновь. Более того, когда вы утверждаете, что чудовищ не существует и это все – плод их глупых фантазий, дети чувствуют себя униженными и непонятыми. Под гнетом страха дети считают себя в какой-то степени неполноценными и без этого дополнительного стресса. Можно, конечно порекомендовать родителям, включать свет и показывать ребенку, что страшное чудовище, которое он «видел», в действительности всего-навсего оставленная на стуле одежда и т.д. Но важно также снабдить детей средством, которое, поможет им справиться с воображаемыми чудовищами в ваше отсутствие. Другими словами, необходимо помочь им почувствовать себя более сильными перед лицом представляющихся опасностей.

Иногда ночные страхи детей сосредоточены вокруг грабителей и похитителей детей, особенно если такие события, действительно имели место и обсуждались взрослыми. С детьми, которые боятся грабителей, похитителей детей и т.п., полезно прорепетировать действия, которые они могли бы предпринять, обнаружив в доме, скажем, вора-взломщика. Они могут, например, побежать в комнату своих родителей и позвать их. Покажите детям, что двери и окна их дома заперты и, стало быть, ночью им ничто не угрожает

Важно, чтобы постель, спальня стали местом, где ребенок успокаивается, а не местом, где он «отбывает наказание».

Установите ночное освещение, которое ребенок мог бы включать и выключать по своему желанию.

4. Развитие страхов: от рождения до подросткового возраста

Ведущие Специалисты Филадельфийского Центра Развития Ребенка

Раннее Детство. Время Появления Страхов

Время появления страхов

Дети обычно испытывают различные типы страхов на разных этапах своего физического, ментального и эмоционального развития Доминирующие страхи, характерные для каждого периода, рассмотрим по возрастным периодам.

От рождения до шести месяцев:

  • любой громкий и неожиданный звук или шум;
  • любое быстрое движение со стороны другого человека;
  • падение, в том числе из рук взрослого;
  • общая потеря поддержки.

Семь месяцев - один год:

  • определенные громкие звуки (например, шум мусороуборочной  машины);
  • любые незнакомые люди;
  • раздевание, переодевание и смена обстановки;
  • отверстие стока в ванной или бассейне (где ребенка купают);
  • высота;
  • беспомощность перед неожиданной ситуацией.

От одного до двух лет:

  • определенные громкие звуки;
  • разлука с родителем;
  • любые незнакомые люди;
  • отверстие стока ванны или бассейна (где ребенка купают);
  • засыпание и сон (выключение сознания и ночные кошмары);
  • травма;
  • потеря контроля над физическими и эмоциональными функциями.

Два - два с половиной года: 

  • определенные громкие звуки; разлука или отвержение со стороны родителя;
  • незнакомые ровесники; уборные (особенно издающие шум);
  • ночные кошмары;
  • изменения в окружающей обстановке (например, перестановка мебели, переезд);
  • плохая погода (особенно гром и молнии).

От двух до трех лет:

  • большие, непонятные и угрожающие на вид объекты;
  • незнакомые сверстники;
  • неожиданные события, изменение установившегося порядка жизни;
  • исчезновение или передвижение внешних объектов;
  • кошмары.

От шести до семи лет:

  • странные, громкие и резкие шумы (например, издаваемые животными, похожие на звонок телефона или будильника, на звуки ветра и грома);
  • призраки, ведьмы и другие «потусторонние» существа;
  • повреждение тела;
  • потеря родителей или собственная пропажа;
  • одиночество ночью (и появление кошмаров или «дьявольских» созданий);
  • уход в школу (так называемый школьный страх);
  • физическое насилие или неприятие, исходящие от кого-либо в школе,

От семи до восьми лет:

  • темнота и темные места (например, уборная, чердак, подвал);
  • реальные катастрофы, показанные в телевизионных программах, фильмах, описанные в книгах (например, похищение детей, наводнения, пожары, ядерный взрыв);
  • утрата любви окружающих;
  • опоздание в школу или внезапная оторванность от школьной или домашней жизни;
  • физическое насилие, нанесенное кем-либо в школе, или неприязнь, исходящая от кого-либо в школе.

От восьми до девяти лет:

  • личное оскорбление;
  • неудача в школе или игре;
  • собственная ложь или нехороший поступок, замеченные другими;
  • физическое насилие (исходящее от известных ребенку или чужих людей, совершенное с умыслом или случайно);
  • травма родителей, их потеря или ссоры с ними.

От девяти до одиннадцати лет:

  • неудача в школе или спорте;
  • заболевание;
  • отдельные животные (особенно те, которые крупнее людей или которые нападают на людей);
  • высота и ощущение «верчения» (например, головокружение);
  • зловещие люди (например, убийцы и хулиганы).

От одиннадцати до тринадцати лет:

  • неуспех в школе, спорте, среди ровесников;
  • собственные «странные» поступки или внешность;
  • смерть или угрожающие жизни заболевания;
  • секс (привлечение или отталкивание других, чья-либо агрессия);
  • попадание в ситуацию, демонстрирующую собственную глупость, или где «промывают мозги»;
  • потеря личных вещей, ограбление.

5. Психолого-педагогическая помощь детям в преодолении страха: практические задания

Минаева В.М. разработала цикл занятий, с целью развития у детей эмоциональной сферой. Одно из занятий просвещенно эмоции-страха.

Занятие. Страх

Цель: учить детей понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; учить детей различать эмоции по схематическим изображениям.

Содержание:

1. Игра "Гуси-лебеди". Дети гуляют по помещению, представляя, что они находятся на цветущей полянке. Когда ведущий подает сигнал тревоги, дети прячутся за стульчики. Игра повторяется несколько раз.

2. Упражнение "Найди пиктограмму". Дети выбирают пиктограмму страха из заранее подготовленных. Сопоставить выбор детей с тем чувством, которое они переживали, когда прятались от гусей. Рассмотреть с детьми выбранную ими пиктограмму, обратить внимание на брови, глаза, рот.

3.Обсуждение с детьми поговорки "У страха глаза велики". Отметить прямой и скрытый смысл поговорки. Вопрос к детям: Пугались ли вы когда-нибудь так, что причина страха вам казалась значительно страшнее, чем было на самом деле?

4.        Чтение отрывка из сказки С. Михалкова "Три поросенка" (эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха).

Вопрос к детям: Почему Наф-Наф не боялся страшного волка?

  1. Рисование на тему "Наф-Наф не боится страшного волка".
  2. Предложить детям нарисовать эпизод из сказки С. Михалкова "Три поросенка".

Рассмотреть рисунки детей. Обратить внимание на особенности изображения смелого поросенка.

Кряжева Н.Л. предлагает использовать игры на снятие страха и повышенной уверенности в себе.

«КАЧЕЛИ» (для детей с 4лет)

В упражнении могут участвовать ребенок и родитель или двое детей. Один садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.

Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2—3 минуты.

Предупреждение: сидящий не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Затем участники меняются местами.

 «НЕВАЛЯШКА» (для детей с 6 лет)

Необходимое количество участников — трое, желательно родители и ребенок, либо один взрослый и двое детей. Двое встают на расстоянии 1 метра лицом друг к другу. Ноги ставятся устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2—3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.

Предупреждение: дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнения с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.

Литература

  1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл, Академия, 2006.
  2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия/ Сост. Мухина В.С., Хвостов А.А. – М.: Академия, 2003
  3. Дошкольное образование. Словарь терминов / Сост. Виноградова Н.А. и др. – М.: Айрис-пресс, 2005, с. 73.
  4. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения.- СПб.: Речь, 2001
  5. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000
  6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001
  7. Риман Ф. Основные формы страха: Исследование в области глубинной психологии/Пер. с нем. Глушанского Э.Л. – М.: Академия, 2005
  8. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. – М.: Наука, 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение детских страхов и его проявлений

Данная консультация построена по книге А.И. Захарова "Дневные и ночные страхи у детей" В консультации дается возрастная динамика страхов и рекомендации по их коррекции...

Особенности проявления детской агрессивности

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики заговор...

Детская конфликтность. Возрастные особенности проявления детской конфликтности.

Педагогическая статья для воспитателей ДОУ по работе с дошкольниками...

Статья Возрастные особенности проявления детской конфликтности

  В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради...

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Консультация для воспитателей Детские страхи: виды, причины, способы борьбы с детскими страхами.

Страх –  это острое эмоциональное специфическое состояние, особая чувствительная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже насту...