Авторская программа Богатовой Т. В. по музыкально - ритмическому воспитанию "Потанцуй со мной малыш!" для детей младшего дошкольного возраста
рабочая программа (младшая группа) по теме

Богатова  Татьяна Владимировна

Авторская программа  Богатовой Т. В.  по музыкально - ритмическому воспитанию "Потанцуй со мной малыш!" для детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида № 172

Октябрьского   района городского округа Самара.

 Авторская программа по музыкально – ритмическому воспитанию

 для детей младшего дошкольного возраста

«ПОТАНЦУЙ СО МНОЙ, МАЛЫШ»

(Составитель:  музыкальный  руководитель

Богатова   Татьяна  Владимировна)

Самара 2013

Содержание:

1. Пояснительная записка

стр. 3

2. Структура и содержание программы

стр. 6

3. Раздел I «Музыкально-ритмические движения»

стр. 8

4. Раздел II «Развитие чувства ритма, внимания»

стр. 9

5. Раздел III «Воображение, фантазирование»

стр. 10

6. Тематика разделов программы

стр. 11

7. Мониторинг

стр. 17

8. Литература

стр. 18

Пояснительная записка

Программа «Потанцуй со мной, малыш» представляет собой систему музыкально – ритмического воспитания детей 3 – 4 лет на основе использования игровых, танцевальных, музыкально – ритмических упражнений, в течение всего года. Подобранные упражнения, пляски, игры для малышей объединены по принципу возрастания сложности и разнообразия движений, где чередуются упражнения на различные группы мышц, напряжение и расслабление, развитие мелкой моторики. Начало учебного года является самым сложным для маленького ребёнка, так как чаще всего малышей впервые приводят в детский сад именно осенью, в начале учебного года.

В настоящее время возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей младшего дошкольного возраста, поэтому музыкально-ритмическое развитие ребёнка является одним из важнейших видов деятельности, так как объединяет музыку, пение, движение и слово.

Музыкально – ритмические занятия с детьми оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние малышей. Движения под музыку в наше время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях ребёнка. Игровые музыкально – двигательные упражнения, игры, танцы для детей младшего дошкольного возраста имеют особую значимость, поскольку являются не только универсальным средством всестороннего гармоничного развития ребёнка, но и служат незаменимым инструментом общения детей и взрослых, инструментом их эмоционального взаимодействия.

Ярким показателем успешности музыкального развития ребёнка является эмоциональность поведения детей, их желание заниматься, умение сосредоточиться на выполнении упражнения, пляски, игры и точно исполнять движения по показу педагога.

Цель программы:

Эмоциональное развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, музыкального вкуса, качеств личности, воспитание навыков общения со взрослыми и сверстниками, обогащение разнообразными радостными впечатлениями.

Задачи программы:

  1. Воспитание интереса и потребности к музыкально – ритмическим движениям под музыку;
  2. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно – игровых движений; обогащение слушательного и двигательного опыта;
  3. Развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером, темпом и ритмом музыкального сопровождения;
  4. Развитие музыкального слуха, музыкально – сенсорных способностей;
  5. Развитие двигательной сферы и формирование основных двигательных навыков и умений (ходьбы, бега, прыжков), развитие пружинных, маховых движений, выразительных жестов, элементов плясовых движений, развитие выразительности движений, умений передавать в мимике и пантомиме образы знакомых животных и персонажей;
  6. Воспитание общительности, умения входить в контакт со взрослым или ребёнком;
  7. Развитие воображения, фантазии, умения находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками;
  8. Развитие элементарных умений пространственных ориентировок: умения становиться друг за другом, двигаться «стайкой» за ведущим, двигаться по кругу, вперёд и назад;
  9. Расширение словарного запаса;
  10. Закрепление умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, развивать способность координировать слуховые представления, двигательную реакцию, учить ориентироваться в пространстве.

Методические принципы построения программы:

  1. Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.
  2. Последовательное усложнение поставленных задач.
  3. Принцип преемственности.
  4. Принцип положительной оценки.

Структура и содержание программы

Программа «Потанцуй со мной, малыш» представлена в виде отдельных разделов:

I раздел – музыкально – ритмические движения;

II раздел – развитие чувства ритма;

III раздел – слушание, фантазирование.

Содержание программы рассчитано на детей младших групп, в возрасте 3-4 лет.

В процессе реализации программы используются следующие формы работы с детьми:

  • беседы;
  • дыхательная гимнастика;
  • пальчиковые игры со словами;
  • разучивание скороговорок;
  • словесные (объяснения, беседы, рассказ воспитателя, вопросы, чтение художественной литературы, заучивание);
  • игровые.

Наглядный и аудио материал, используемый на занятиях:

  • только качественная аудиозапись музыки
  • иллюстрации и репродукции
  • игровые атрибуты
  •  «живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в костюмы)

Условия реализации программы:

  • Занятия проводятся один раз в неделю в музыкальном зале, во второй половине дня;
  • Длительность занятий по 10 – 15 минут (в зависимости от возраста детей).

Структура занятия:

  1. Приветствие
  2. Музыкально-ритмические движения
  3. Развитие чувства ритма, внимания
  4. Воображение, фантазирование
  5. Заключительная часть (упражнения на дыхание, релаксацию, расслабление)

В процессе составления программы «Потанцуй со мной, малыш» были разработаны основные критерии, позволяющие определять уровень овладения ею детьми.

Критерии педагогической оценки:

  1. Уметь различать двух частную музыку
  2. Самостоятельно менять движения по частям и музыкальным фразам
  3. Уметь энергично ходить, легко бегать, ритмично прыгать, выполнять различные махи руками и выбрасывание ног, кружиться  под руку.
  4. Уметь использовать знакомые движения в творческих плясках.
  5. Хорошо чувствовать ритм и уметь прохлопать его.
  6. Уметь считывать ритмические рисунки с паузами.
  7. Во время «свободного» танца проявляется фантазия ребенка.
  8. Может самостоятельно придумать движения под определенную музыку.

Разделы программы

Раздел I «Музыкально-ритмические движения»

Цель: развивать у детей  умение передавать музыкально-двигательный образ.

Задачи:

  1. Учить детей правильно, ритмично ходить бодрым шагом в одном направлении и в колонне по одному, сохраняя дистанцию. Четко останавливать с окончанием музыки.
  2. Совершенствовать у детей координацию движения рук. Выполнять движения четко, передавая яркий акцент музыки.
  3. Учить детей передавать в движении веселый, задорный характер музыки.
  4. Развивать у детей плавность движений, умение изменять силу мышечного напряжения, создавая выразительный музыкальный образ.

Именно в дошкольном возрасте дети не испытывают чувства неудобства, стеснения, связанного с тем, что может что-то не получиться.

Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать.

Ценность детского творчества не в результате, а в процессе, оно нужно не зрителям, а детям.

Ребёнок не должен бояться ошибиться. На то он и ребёнок, чтобы многого не уметь. На то мы и взрослые, чтобы научить. Надо нам искать пути друг к другу, пути понимания, тогда процесс обучения и воспитания будет приносить радость и взрослым и детям.

Раздел II

«Развитие чувства ритма, внимания»

Цель: Способствовать развитию ритмического слуха.

Задачи:

  1. учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характе­ром музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
  2. развивать основы музыкальной культуры;
  3. развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления);
  4. учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. Д.);
  5. формировать красивую осанку, учить выразительным, пла­стичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Музыка эмоциональна. Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык.

Чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.

Раздел III «Воображение, фантазирование»

Цель: развивать у детей воображение, наблюдательность, менять характер движения с изменением характера музыки.

Задачи:

  1. Учить детей действовать с воображаемым предметом, изменять движение в соответствии с музыкальными фразами различного характера.
  2. Способствовать освобождению подсознания от наслоения условностей, комплексов и мышечных зажимов у детей.

Занятия музыкой в детском саду, в основном, носят репродуктивный характер. Педагог обучает слушанию, грамоте, пению, то есть дает музыкальный стандарты, а ребенок воспроизводит услышанное, увиденное. Это все лишает детей самобытности, естественности, снижает творческую активность. Различные виды фантазирования, предложенные в программе,  позволяют ребенку  импровизировать, что ведет к развитию его творчества.

Основные условия, необходимые при проведении работы по фантазированию:

  • необходимо дать минимальный объем знаний, кратко и образно объяснить суть процесса фантазирования.
  • После объяснения сразу же перейти к выработке слухового навыка, постепенно усложняя задачи.
  • Постепенно, по мере закрепления навыка педагог передает право решения поставленной задачи (создать образ, передать настроение, сочинить мелодию на тему и т.д.) самим детям.
  • Допустимы самые невероятные версии, ассоциации, формы проявления фантазии.
  • Главное требование к танцу – исполнять красиво, выразительно, четко, мягко, т.е. музыкально.

Тематика разделов программы «Потанцуй со мной, малыш»

Раздел I «Музыкально-ритмические движения»

Игры, упражнения

Репертуар

Упражнение

 «Вот как мы умеем»

«Вот как мы умеем»

слова – Н. Френкель,

музыка – Е. Тиличеевой

Упражнение

«Ладошечка»

Русская народная песня «Я на горку шла»

Пляска «Да – да –да»

«Пляска да-да-да»

слова Ю. Островского,

музыка Е. Тиличеевой

Упражнение «Самолёты»

«Самолёт»

музыка – Е. Тиличеевой

«Танец с листиками»

«Танец с листиками»

слова и музыка – Е. Гомоновой

Игра «Бежит зайка»

музыка – З. Иорданского,

слова народные

Игра – танец

 «Будем с мишкой танцевать »

музыка – Е. Макшанцевой,

слова народные

Игра – упражнение

«Где же наши ручки?»

слова – И. Плакиды

музыка – Т. Ломовой

Упражнение

«Большие и маленькие ноги»

слова народные,

музыка - В. Агафонникова

Танец

«Маленькая полечка»

Слова - А. Шибицкой

Музыка - Е. Тиличеевой

Упражнение

«Муравьишки»

Музыка - Ю. Забутова

Парная пляска

Украинская народная мелодия

Упражнение «Сапожки»

Русская народная песня «По улице мостовой»

Упражнение

«Зайчики»

Музыка - А. Рожавской

Игра

«Зайчики и лисичка»

Слова - В. Антоновой,

Музыка - Б. Финаровского

Игра «Санки»

слова и музыка - Т. Сауко

Упражнение

«Повторяй за мной»

Слова - Т. Сауко,

Немецкая народная мелодия

Упражнение

«Лошадка»

Музыка - М. Раухвергера

Пляска с погремушками

Слова - А. Ануфриевой

Белорусская народная мелодия «Бульба»

Игра с мишкой

Слова - В. Антоновой

Музыка - Г. Финаровского

Игра – упражнение

«Пони»

Песня Т. Морозовой

«Пони»

Игра «Карусели»

Украинская народная мелодия

Упражнение – игра

«Саночки»

Слова - М. Картушиной,

Английская народная мелодия

Парный танец

«Ладошки»

Латышская народная мелодия

Игра «Дети и лиса»

Слова и музыка - М. Картушиной

Игра

 «Зайчики и лисичка»

Слова и музыка - М. Картушиной

Игра «Догонялки с мишкой»

Слова и музыка - М. Картушиной

Хороводная игра

«Мы в лесу гуляли»

Слова - М. Картушиной,

Украинская народная мелодия

Упражнение

«Идём – прыгаем»

Слова - Ю. Островского

Музыка - Р. Рустамова

Пляска с платочками

Слова и музыка - М. Картушиной

Танец с музыкальными инструментами

Русская народная мелодия

«Полянка»

Упражнение

«Солнышко»

Слова и музыка - Е. Макшанцевой

Игра «Делай как я»

Английская народная мелодия

Пляска «Летняя»

Слова - Т. Сауко,

русская народная мелодия

Раздел II «Развитие чувства ритма, слухового внимания»

Игры, упражнения

Репертуар

Упражнение

«Поезд»

Русская народная мелодия

(по выбору)

Парный танец

«Манечки – Ванечки»

Русская народная мелодия «Барыня»

Упражнение

«Ноги – ножки»

«Ноги и ножки»

Музыка - В. Агафонникова

Упражнение

«Пальчики – ручки»

Русская народная мелодия

«Из под дуба»

 Разминка Упражнение

«Топ – топ»

Музыка – М. Сатулиной

Упражнение

 «Кап-кап»

Русская народная мелодия

Танец

«Весёлые пары»

Музыка - И. Штрауса

«Устали наши ножки»

«Устали наши ножки»

Слова - Е. Соковниной,

Музыка - Е. Макшанцевой

Упражнение

«Ай – да»

«Ай – да»

Музыка - Верховинца

Упражнение «Поезд»

Слова - Т. Бабаджан,

Музыка - Н. Метлова

 Хоровод

Музыка - Я. Френкеля

Зимняя пляска

Слова - О. Высотской

Музыка - М. Старокадомского

Упражнение

«Ходим – бегаем»

Слова - Н. Френкеля

Музыка - Е. Тиличеевой

Танец «Ширмочки»

Музыка - В. Кулау

Упражнение

«Пальчики шагают»

Слова и музыка - Е. Макшанцевой

Упражнение

«Научились мы ходить»

Слова и музыка - Е. Макшанцевой

Упражнение

«Разминка»

Слова и музыка - Е. Макшанцевой

Спокойная пляска

Мелодия русской народной песни «Во поле берёза стояла»

Упражнение

«Велосипед»

Слова и музыка - Е. Макшанцевой

Пляска с куклами

Слова - А. Ануфриевой

Немецкая народная мелодия

Танец «Топ и хлоп»

Слова - Т. Сауко

Немецкая плясовая мелодия

Упражнение

«Погуляем»

Слова и музыка - Е. Макшанцевой

Упражнение

«Тихо – тихо мы сидим»

Слова - А. Ануфриевой

Русская народная мелодия «Во саду ли в огороде»

Танец – игра

«Мы по кругу идём»

Слова - М. Картушиной

Музыка - М. Красева

Солнечный хоровод

Слова и музыка - М. Картушиной.

Упражнение

«Бойцы идут»

Слова - В. Татаринова

Музыка - В. Кикты

Упражнение

«Весёлые ладошки»

Слова и музыка - Е. Макшанцевой

Упражнение

«Зарядка»

Слова - М. Картушиной

Музыка - Ю. Слонова

Хоровод

«По тропинке шла весна»

Слова - и музыка - М. Картушиной

Танец «Кадриль»

Музыка - В. Герчик

Игра с бубном

Слова - Т.Сауко

Немецкая плясовая мелодия

«Задорный танец»

Мелодия песни

«Бульба»

Дружный хоровод

Слова - Т. Сауко,

Мелодия русской народной песни

«Во поле берёза стояла»

Раздел III «Воображение, фантазирование

Игры, упражнения

Репертуар

Игра «Прятки»

слова – И. Плакиды

Музыка - Т. Ломовой

Игра с куклой

Русская народная мелодия «Калинка»

Игра «Ой, летали птички»

Русская народная мелодия,

 слова - народные

Игра «Хитрый кот»

Русская народная прибаутка

Игра «Кот и мыши»

Англиийская народная мелодия

Пляска с погремушками

Слова и музыка - А. Антоновой

Танец – игра

«Снежная баба и дети на санках»

Музыка - В. Герчик

Игра

«Заинька – зайка»

Музыка - С. Насауленко

Упражнение

«Едем на поезде»

Слова - Т. Сауко

Музыка - А. Филиппенко

Упражнение с погремушкой

Слова и музыка -

М. Картушиной

Пьеса «Погремушка»

Танец с ленточками

Слова и музыка - М. Картушиной

Парная пляска

«Приседай»

Слова - Ю. Энтина

Эстонская народная мелодия обработка А. Роомере

Пляска «Полька»

Немецкая плясовая мелодия

Игра

«Лягушки и аист»

Слова и музыка - М. Картушиной

Игра – упражнение

«Петушок»

Песня «Петушок – проказник»

И. Пономарёвой

Танец с султанчиками

Русская народная песня

«Я рассею своё горе»

Упражнение «Жуки»

Слова и музыка - М. Картушиной

Упражнение

«Ладушки – ладошки»

«Ладушки – ладошки»

Слова - Е Каргановой,

Музыка - М. Иорданского

Игра с персонажами

«Весёлые скачки»

Музыка - М. Можжевелова

Упражнение «Марш»

«Марш»

Слова - А. Шибицкой,

Музыка - Е. Тиличеевой

Упражнение «Кулачки»

Слова народные,

Музыка - А. Филиппенко

Танец снежинок

Музыка - Ю. Геллер

Танец зайцев

Музыка - Г. Доницетти

Упражнение

«Научились мы ходить»

Слова и музыка - Е. Макшанцевой

Упражнение

«Резвые ножки»

Слова и музыка - Е. Макшанцевой

Марш

Слова - Т. Сауко,

Музыка - В. Дешевого

Русская пляска

Русская народная песня «Из-под дуба»

слова - А. Ануфриевой

Игра «Воробушки и кошка»

Слова - А. Ануфриевой

Немецкая плясовая мелодия

Танец с цветами

Слова и музыка - Е. Гомоновой

Игра

«Курочки и петушки»

Русская народная мелодия

Игра

«Кошки – мышки»

Русская народная мелодия

Игра «Дождик»

Слова и музыка - Е. Макшанцевой

Упражнение

«Лодочка»

Слова - Т. Сауко,

музыка - Е. Макшанцевой

Игра «Ёжик и мыши»

Слова и музыка - М. Картушиной


Мониторинг

Систематическое использование контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса музыкального образования, предусматривает отслеживание в динамике уровня развития музыкально – ритмических навыков и умений детей, их творческую реализацию.

Диагностика уровня усвоения материала по программе проводится два раза в год (октябрь, апрель) в форме группового и индивидуального обследования. Все данные заносятся в таблицу, по которым делаются соответствующие выводы.

ФИО

ребёнка

Уметь различать двух частную музыку

Самостоятельно менять движения по частям и музыкальным фразам

Уметь энергично ходить, легко бегать, ритмично прыгать, выполнять различные махи руками и выбрасывание ног, кружиться  под руку.

творческих

Уметь использовать знакомые движения в плясках.

Хорошо чувствует ритм и уметь прохлопать его.

Уметь считывать ритмические рисунки с паузами.

Во время «свободного» танца проявляется фантазия ребенка.

Может самостоятельно придумать движения под определенную музыку

Система оценивания:

0 баллов – низкий уровень развития

1 балл – средний уровень развития

2 балла – высокий уровень развития

13–16 баллов – высокий уровень развития

8– 13 баллов – средний уровень развития

ниже 8 баллов – низкий уровень развития


Литература

  1. Виноградов Л. «Развитие музыкальных способностей дошкольников».
  2. Давыдова Н. «Основы музыкального воспитания» - Дошкольное воспитание, 1994 год, №6, стр. 89.
  3. Домогацкая И. Е. «Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет».
  4. Дубровская Е. А. «Музыкальное развитие ребенка», 2005.
  5. Жилин В. «Речевые игры и упражнения». – Челябинск, 1995.
  6. Кобалевский Д. Б. «Как рассказывать детям о музыке» – М.:1977;
  7. Леонтьева О. «Карл Орф». – Музыка, 1984.
  8. Метлов Н. А. «Музыка – детям» -  М., 1995;
  9. Музыка для утренней гимнастики в детском саду / Сост. Н.А. Метлов. — M., 1993.
  10. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3 — 5 лет / Авт.-сост. С. И. Бекина и др. — M., 2001.
  11. Петрушин В. И. «Музыкальная психология» - М., 1997;
  12. Радынова О. П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» -  Дошкольное воспитание, 1994 год, № 2, стр. 24 – 30
  13. Тютюнникова Т. Э. «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей». – М.: Астрель, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально - ритмического выступления с элементами фитнеса для детей старшего дошкольного возраста "Жили - были кошки, мышки!"

Сценарий показательного выступления детей старшего дошкольного возраста. Разработан к авторской программе дополнительного физического воспитания "Двигательная мозаика". Для заинтересованных могу разме...

Сценарий музыкально - ритмического выступления с элементами фитнеса для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий выступления для детей старшего дошкольного возраста с элементами степаэробики, гимнатики для глаз на фитболе, упражнениями на табуретах и гимнастических ковриках....

Статья по передаче педагогического опыта "Музыкально-ритмические движения как средство развития личности детей старшего дошкольного возраста"

Статья нацелена на понятие значимости музыкально-ритмической деятельности для развития качеств личности детей....

Сценарий 8 марта «Кот Леопольд в гостях у малышей» для детей младшего дошкольного возраста

Сценарий   8 марта «Кот Леопольд в гостях у малышей»(для детей второй младшей группы)Ведущий:                 ...

Проект «Здоровый малыш» (для детей младшего дошкольного возраста)

laquo;Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьёй»В.А. СухомлинскийАктуальность проекта:Здоровье детей – самая актуальная тема на сегодняшний день. Ведь современное обществ...

Музыкально - ритмические движения - как средство эмоционального развития детей раннего дошкольного возраста.

В данной статье речь пойдёт о различных музыкально - ритмических играх и упражнениях,  благотворно влияющих на психоэмоциональное здоровье малышей, которые только - только начали посещатьдетский ...