Использование нетрадиционных методов в работе с родителями в условиях современного ДОУ.
статья по теме

Капранова Марина Николаевна

Инновационные формы работы с родителями могут послужить эффективным методом налаживания  взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ, установления доверительных и партнерских отношений с ними. Кроме того, инновационные методы помогают вовлечь семьи в единое образовательное пространство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc317.5 КБ

Предварительный просмотр:

Капранова М. Н.

Феоктистова А. А.

Использование нетрадиционных методов в работе с родителями в условиях современного ДОУ.

Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.

В практической деятельности педагога  работа с родителями – одно из основных направлений. Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигает взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия, так как именно родители являются основными социальными заказчиками ДОУ.

Формы работы с родителями могут быть традиционными –консультирование, тематическое информирование через родительские собрания и достаточно инновационными для детского сада. Такие социологические методы как анкетирование, интервьюирование, проведение фокус-групп помогут педагогу реализовать инновационный подход в своей профессиональной деятельности.

        Инновационные формы работы с родителями могут послужить эффективным методом налаживания  взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ, установления доверительных и партнерских отношений с ними. Кроме того, инновационные методы помогают вовлечь семьи в единое образовательное пространство, что является немаловажным фактором в условиях постоянной занятости современных родителей. Использование инновационных методов позволило провести комплексное социологическое исследование «Имидж детского сада глазами родителей» на базе ГБДОУ детский сад №67 Приморского района Санкт-Петербурга.

 В период с 17 по 29 января 2013 года в средней группе №3 проводился первый этап исследования -  анкетирование на тему «Наш детский сад глазами родителей», целью которого являлось выявление мнения родителей по поводу работы ДОУ, их пожеланий. (Приложение№1) Выбор темы исследования отвечает актуальным требованиям общества – современный детский сад, выходящий на рынок образовательных услуг, должен соответствовать ожиданиям и требованиям потенциального потребителя в лице родителей, заботиться о создании позитивного имиджа в их глазах. Анкетирование проводилось анонимно. После статистической обработки данных, полученных в ходе анкетирования, было принято решение провести полуформализованное интервью с родителями с целью уточнения некоторых сведений, полученных в результате анкетирования. В целом первый этап позволил выявить положительные отрицательные стороны в работе детского сада по мнению родителей. Результаты исследования позволили сотрудникам ДОУ скорректировать свою дальнейшую деятельность с учетом пожеланий родителей.

Второй этап – полуформализованное интервью, проводился  с 1 по 7 марта 2013 года. Цель данного этапа исследования -  получение максимально полного, всестороннего представления об имидже детского сада среди родителей. Кроме того, в ходе интервью уточнялись некоторые вопросы, которые были заданы в ходе анкетирования и требовали более детального разъяснения. (Приложение №2) Интервью проводилось среди лидеров мнений.

Для более эффективной работы с родителями было принято решение расширить рамки сотрудничества с ними и организовать данное взаимодействие в неформальной обстановке с применением такой инновационной формы как проведение фокус группы.  Заключительный этап исследования был проведен 20 мая 2013 года и позволил сделать выводы о том, что современные родители могут и готовы к совместной деятельности с ДОУ по вопросам создания положительного имиджа детского сада, а так же по воспитанию и образованию детей. (Приложение №3).

Таким образом, опыт педагогов ГБДОУ детский сад №67 Приморского района Санкт-Петербурга по внедрению инновационных методов работы с родителями помог оптимизировать взаимодействие ДОУ с семьей. Использование инновационных форм работы с родителями дало определенный результат: они активно участвуют в жизни детского сада, оказывают помощь воспитателям, а это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.

Приложение №1

Уважаемые родители, предлагаем Вам ответить на несколько вопросов. Ваши ответы помогут коллективу детского сада совершенствовать свою работу.

Анкета анонимна.

1. Как Вы считаете, наш детский сад:

1.пользуется популярностью в микрорайоне

2.не пользуется популярностью

3.свой вариант:

2. Ваши впечатления о территории детского сада:

1. нравится (чем именно

2. не нравится (что именно

3. свой вариант

3. Ваши впечатления о помещениях в детском саду:

1. Нравятся (какие именно и чем

2. Не нравятся( какие именно и чем

3. свой вариант

4. Достаточно ли Вас информируют о происходящем в детском саду и в группе:

1. да, достаточно

2. не совсем достаточно

3. крайне мало информируют

4.совсем не информируют

5. Информацию о детском саде Вы получаете:

1. от администрации детского сада

2. от воспитателей

3. со слов других родителей

4. с сайта детского сада

5. не получаю

6. Насколько активно Вы принимаете участие в том, чтобы ребенку было хорошо в детском саду:

1. принимаю  активное участие

2. стараюсь принимать участие

3. крайне редко принимаю участие

4.совсем не принимаю


7. Считаете ли Вы необходимым, чтобы в нашем детском саду:

1. улучшилась материальная база

2. повысилась этика быта

3. изменилось отношение к детям

4. возникло уважение к родителям

5. повысилось качество воспитательной работы

6. улучшилась работа с родителями

7. свой вариант

8. Устраивает ли Вас работа педагогов в группе:

1. устраивает полностью

2. устраивает частично

3. устраивает в единичных случаях

4.не устраивает

9. Если бы Вы вновь стали ребенком, хотелось бы Вам ходить в наш сад

1. да, с удовольствием

2 скорее да

3. да

4. скорее нет

5. нет

10. Представьте, Вы входите в детский сад, опишите в нескольких словах Ваши ощущения, на что Вы обращаете внимание, что Вас радует или огорчает


Благодарим за участие!

Приложение №2

Гайд полуформализованного интервью с родителями на тему «Имидж детского сада глазами родителей»

Цель интервью – получить максимально полное, всестороннее представление об имидже детского сада среди родителей.

Количество респондентов – 5 человек. Интервью проводится среди лидеров мнений.

Здравствуйте, уважаемые родители! Вы принимали участие в анонимном анкетировании «Наш детский сад глазами родителей». Сегодня мне хотелось бы более подробно поговорить с вами об имидже нашего детского сада, обсудить и уточнить некоторые вопросы, которые были заданы Вам в ходе анкетирования. Наша беседа займет около 30 минут, все сказанное останется конфиденциальным.

1. Давайте начнем нашу беседу с того, что поговорим о том, пользуется ли наш детский сад популярностью в микрорайоне. Если да, то почему? Если нет? Что именно по Вашему мнению определяет популярность/непопулярность детского сада? Что еще Вы можете добавить?

2. Если бы Вы вновь стали ребенком, хотели бы Вы ходить в наш сад? Почему? Почему еще? Какие эмоции вызывает у Вас то, что Вы ходите именно в наш детский сад? Ваше первое впечатление от детского сада? Чем пахнет наш детский сад?

 

3. Поговорим теперь о том, как Вы получаете информацию о происходящем в детском саду. Не могли бы Вы рассказать, как именно Вы получаете такую информацию. Какой вариант информирования приемлем лично для Вас? Почему?

4. В ходе анкетирования выяснилось, что 44% родителей хотели бы, чтобы в нашем детском саду улучшилась материальная база и повысилась этика быта. А что Вы понимаете под улучшением материальной базы? Что еще? Устраивают ли Вас бытовые условия в детском саду? Чем именно? Что бы Вы изменили? Каким образом этого можно достигнуть?

5. Поговорим об организации воспитательной работы в саду. В ходе анкетирования выяснилось, что 89% родителей довольны качеством воспитательной работы. Что Вы понимаете под качеством воспитательной работы? Что еще? Не могли бы Вы откровенно рассказать, устраивает ли Вас работа педагогов в группе. Чем именно устраивает /не устраивает? Что бы Вы изменили в работе педагогов? Что еще? Какие педагоги по Вашему мнению должны работать в детском саду с хорошим имиджем?

6. Давайте немного пофантазируем. Представьте себе, что Вы заведующий ГБДОУ детский сад №67 (на одну неделю).

 Каковы были бы Ваши действия по поводу организации деятельности детского сада? Что бы Вы изменили в первую очередь? Каков был бы план Ваших мероприятий? Что бы Вы сделали для того, чтобы повысить имидж детского сада?

7. Как Вы относитесь к введению инновационных технологи         в образовании? Как Вы думаете, влияет ли участие образовательного учреждения в инновационной деятельности на его имидж? Каким образом? Хотели бы Вы принимать участие в инновационных мероприятиях, проводимых в детском саду? Почему?

  1. Сейчас я зачитаю незаконченные фразы, пожалуйста, закончите их.
  1. Я порекомендую своим знакомым наш детский сад потому что…
  2. Я хотел(а) бы, чтобы в детском саду…
  3. Я хотел(а) бы, чтобы педагоги в детском саду…

9. Представьте, что наш детский сад – человек. Какой это человек? Возраст, пол, внешность, характер.

10. Если бы наш детский сад умел говорить, что бы он Вам рассказал о себе?

Спасибо за участие в исследовании!

Приложение №3

ГБДОУ детский сад №67 Приморского района Санкт-Петербурга

Топик-гайд фокус группы на тему

«Имидж детского сада глазами родителей»

Подготовили воспитатели:

Капранова М. Н.

Феоктистова А. А.

3 группа

Санкт-Петербург

2013

Цель исследования: Выявить особенности восприятия имиджа детского сада родителями группы.

Место проведения: отдельное помещение, общий стол для группы.

Участники: родители воспитанников группы №3, 5-6 человек.

Оснащение: блокнот, карандаши, ручки, доска для записей, маркеры, сценарий, список участников, часы.

1. Вводная часть.

1.1.«Разогрев», фоновые вопросы.

Добрый день, уважаемые родители! Вот и подошел к концу очередной учебный год у наших детей, совсем скоро наступит пора каникул и отпусков, а вы уже решили, где проведете отпуск этим летом? Ваши дети будут отдыхать с вами? Желаю всем отличного отдыха и много новых впечатлений!

1.2.Сообщение цели и правил проведения фокус группы.

Уважаемы родители, благодарю вас за то, что нашли время для нашего собрания. Сегодня мы с вами проведем не обычное родительское собрание, а инновационное, мы с вами проведем фокус-групповое исследование. Позвольте вам напомнить, что наша группа участвует в инновационной деятельности детского сада. В течение учебного года родители нашей группы приняли участие в анкетировании и интервьюировании на тему «Имидж детского сада глазами родителей». Результаты, полученные в результате прошедших исследований, помогли нам скорректировать свою деятельность, для того чтобы повысить имидж нашего ДОУ. Кроме того все вы заметили те изменения, которые произошли в помещении нашей группы.

Для сегодняшнего исследования мы выбрали вас, потому что вы представляете для нас интерес. Мы еще раз будем обсуждать имидж нашего детского сада. Пожалуйста, размышляйте свободно и высказывайте ваши точки зрения, даже если они отличаются от того, что думают другие. Нет неправильных ответов, есть только разные точки зрения. Все, что сегодня будет обсуждаться останется анонимным.

 Перед началом, разрешите напомнить вам следующие правила. Нельзя говорить многим одновременно. Говорить можно только по одному. Мы записываем это собрание и не хотим потерять важную информацию. Высказывайте как положительные, так и отрицательные мнения. Иногда отрицательные замечания наиболее полезны.

 Наше собрание продлится полтора часа и у нас не будет перерыва. Но если кто-то захочет выйти, то он может спокойно это сделать. Итак, начнем.

  1. Погружение в проблему. Вводные вопросы.

2.1. Как Вы выбирали детский сад для Вашего ребенка (полученный ответ зондируется):

- Какие эмоции Вы испытывали при выборе детского сада?

- С кем Вы обсуждали выбор детского сада?

- Расскажите, на что вы обращали внимание при выборе детского сада? Над чем задумывались?

-  Какой из критериев самый важный?

- Посещали ли Вы День открытых дверей при выборе детского сада?

2.2. Не могли бы вы коротко рассказать о своём опыте посещения детского сада с ребёнком? (полученный ответ зондируется):

- Как вы относитесь к воспитателям детского сада? Как ваш ребёнок относится к ним?

-  Как вы относитесь к детям, посещающим детский сад и их родителям? Как ваш ребёнок относится к ним?

- С кем ваш ребёнок чаще общается (с воспитателями или со сверстниками)?

- Что в детском саду вызывает у вас тревогу?

3. Переходные вопросы.

(Апелляция к личному опыту респондентов)

3.1.Устройтесь поудобнее, закройте глаза и вспомните себя дошкольником. Вы в детском саду. Видите перед собой свою воспитательницу. Что вы слышите? Что вы чувствуете? Что вспоминается вам, о том времени вашей жизни?

3.2. Если бы вы вновь стали ребенком, хотели бы вы посещать наш детский сад? Какие ощущения вы испытываете от того, что ходите именно в наш сад? Что радует и огорчает вас как ребенка?

4. Ключевые вопросы

4.1. Давайте поговорим о том, пользуется ли наш детский сад популярностью в микрорайоне. Если да, то почему? Если нет? Что именно по вашему мнению определяет популярность/непопулярность детского сада? Что еще вы можете добавить?

4.2. Детский сад с хорошим имиджем для вас – это… Пожалуйста, закончите фразу. А наш сад, это ДОУ с положительным имиджем?

4.3. По мнению 89% родителей детей нашей группы, принимавших участие в интервьюировании, в детском саду с хорошим имиджем должны работать профессионалы своего дела, воспитателем можно работать только по призванию. А как вы считаете, какие педагоги должны работать в детском саду с хорошим имиджем? Можно ли научиться быть хорошим педагогом?

4.4. Из каких компонентов, по вашему мнению, складывается положительный имидж ДОУ? Могут ли родители воспитанников детского сада способствовать формированию положительного имиджа ДОУ? Каким образом? Или это прерогатива только лишь руководства и педагогического состава детского сада? Задумывались ли вы когда-либо над этим вопросом?

5.Заключительные вопросы.

5.1. В заключение нашей беседы предлагаю вам немного расслабиться и поиграть. Игра называется «Если бы наш детский сад был…». Вам будут зачитаны незаконченные предложения, которые вам необходимо завершить.

• «Если бы наш сад  был транспортным средством, он был бы...»

• «Если бы наш был отрицательным персонажем сказки, он был бы...»

• «Если бы наш сад был цветом, он был бы...»

• «Если бы наш сад был настроением, он был бы...»

• «Если бы наш сад был инструментом, он был бы...»

• «Если бы наш сад был животным, он был бы...»

• «Если бы наш сад был известным литературным персонажем или историческим деятелем, он был      бы...»

• «Если бы наш сад был запахом, он был бы...»

• «Если бы наш сад был едой, он был бы...»

6. Подведение итогов.

Уважаемые родители, благодарю вас за участие в нашей фокус-группе. После проведения анализа нашего исследования мы обязательно сообщим вам о его результатах. Мы с вами провели интересное исследование, которое показало, что у вас есть потребность получить дополнительную информацию о нашем детском саде. Надеюсь, что все важные моменты были зафиксированы. Может быть, некоторые из вас хотели бы что-то добавить? Давайте выберем время, чтобы провести дискуссию с другими родителями или родительский вечер на эту тему. На такой вечер мы могли бы пригласить руководство нашего ДОУ. До свидания! Желаю всем приятного вечера!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Использование нетрадиционных методов в работе с родителями в условиях современного ДОО».

Родительское собрание на тему:  «Использование нетрадиционных методов в работе с родителями в условиях современного ДОО»....

Использование нетрадиционных методов в работе с родителями в условиях современного ДОУ.

Инновационные формы работы с родителями могут послужить эффективным методом налаживания  взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ, установления доверительных и партнерских отношений с ними. ...

Консультация для воспитателей Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод – анималотерапия.

Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод - анималотерапия....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Использование нетрадиционных методов в работе логопеда учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рекомендации Воспитателям и специалистам...

Использование нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда ДОУ

Самыми сложными направлениями работы при нарушении речи дошкольников являются развитие артикуляционной моторики, формирование артикуляционных укладов, автоматизация вызванного звука, развити...

Консультация для педагогов "Использование нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда ДОУ"

Различные нарушения речи у детей дошкольного возраста в последнее время встречаются все чаще. Речевая недостаточность у большинства дошкольников сопровождается несформированностью отдельных компоненто...