Работа с одарёнными и способными детьми четырёхлетнего возраста на основе кружка «Волшебная бумага»
учебно-методический материал по теме

Жуланова Вера Алексеевна

 «Одаренность человека – это маленький   росточек,

 едва проклюнувшийся  из земли и требующий к себе огромного внимания.  Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».                                                                      В.А.Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с одарёнными и способными детьми четырёхлетнего возраста  на основе кружка «Волшебная бумага»

 «Одаренность человека – это маленький   росточек,

 едва проклюнувшийся  из земли и требующий к себе огромного внимания.  Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».                                                                      В.А.Сухомлинский

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который эффективно развивается  в продуктивной деятельности. Именно она  дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Как известно, продуктивную деятельность разделяют на технический и художественный труд. К последнему относится конструирование из бумаги. Художественный труд, как нельзя лучше отвечает этой потребности и способствует развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых физических закономерностей, познанию свойств различных материалов.
Ребёнок, овладевая разнообразными способами практических действий, приобретает, так называемую ручную умелость.
Всё это побудило меня сформировать задачи по развитию у детей  творческих способностей на основе кружка «Волшебная бумага».

Развивающие:

  • Развивать творческую активность  личности ребенка и формировать потребность дошкольников  к самоутверждению через продуктивную деятельность.
  • Выявлять и развивать индивидуальные способности.
  • Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление,      пространственного воображение, мелкую моторику рук.

Обучающие:

  • Формировать умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • Обучать  различным приемам работы с бумагой.
  • Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности.

Воспитательные:

формировать  художественный вкус, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.

Одними из основных задач выступили: совершенствование техники аппликации из бумаги; развитие точности движений руки под контролем зрения; расширение набора материалов, которые дети могут использовать в процессе работы.

При организации кружковой работы соблюдала следующие принципы:

  • добровольность;
  •  выбор содержания занятий с учётом личных склонностей детей;
  •  опора на самостоятельную творческую инициативу детей;
  • знакомство детей с новыми видами творчества;
  • сообщение новой  информации небольшими порциями;
  • осуществление  повторения знаний и совершенствование умений не на образцах, а на разнообразных изделиях, которые обязательно несут смысловую нагрузку;

Были созданы необходимые условия для работы кружка: подобраны материалы и инструменты, доступные детям; разработаны методы и приемы, изготовлены демонстрационные пособия.

Формирование знаний, умений и навыков и развитие творческих способностей дошкольников осуществлялось на основе разработанного комплекса занятий.

При составлении конспектов занятий учитывалось следующее:

  • программные задачи по разделу «Аппликация»;
  • ·усложнение в освоении детьми способов аппликации из бумаги разной фактуры;
  • игровая мотивация;
  • четкая логика обследования демонстрационных образцов (целостное и дифференцированное восприятие);
  • проблемные ситуации, направленные на самостоятельный поиск детей в решении той или иной задачи;
  • разные виды аппликации (предметная и сюжетная, плоскостная, полуобъемная, объемная).

Работу по развитию творческих способностей я начала во 2 младшей группе. В начале года провела диагностику уровня развития творческих способностей  воспитанников. В результате  выявлено девять детей с ярко выраженными способностями  в продуктивной деятельности В кружок принимались дети на добровольной основе.. На первом занятии  познакомила детей с разными видами бумаги, (картоном, тонкой бумагой, цветной, папиросной, гофрированной калькой, бархатной, вощёной, глянцевой, и т.д.) так как это хорошо знакомый детям материал. Бумага легко поддаётся изменению формы, дети её сгибали, мяли, рвали, наклевали, я показывала способы резания и нарезания ножницами. При этом ребенок узнавал не только свойства бумаги, но учился согласовывать свои действия и усилия. Работая с плотной бумагой, детям приходилось затрачивать значительно большее напряжение, что положительно сказывается на моторных функциях руки. Я предлагала детям младшей группы тонкую и толстую бумагу, и наблюдала, как дети сминали ее в комочки, бросали, катали, складывали, собирали.

Занятия содержали  теоретическую и практическую части.

 Теоретическая часть давалась в  форме бесед с  просмотром иллюстративного материала. Для оказания помощи детям в создании ярких образов  проводила    эмоциональную беседу, задавала вопросы, которые способствовали  активизации мышления, творческого воображения.

 В практической части  организовывалась  работа с технологическими картами, схемами, проводились    дидактические, развивающие и познавательные  игры; игры на развитие внимания, памяти, глазомера.

В процессе занятий использовала:

  • традиционные методы: практические, словесные, наглядные;
  • нетрадиционные: проблемная ситуация, частично-поисковый метод.
  • демонстрационные методы, реализующие принципы наглядности обучения, помогали детям во время занятия воспринять конкретные образы изучаемых объектов, облегчить усвоение материала.
  • эвристический метод.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии  активизирую внимание детей, побуждала   их к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами являлись:

  • игра- основной вид деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходил в гости и приглашал ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение и т.д.      

   Кроме того, старалась живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий .

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях кружка. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогало не допустить в детскую  продуктивную деятельность однообразие и скуку, обеспечивало живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.  Всякий раз создавала новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

 Чтобы у детей не создавалось шаблона при выполнении работы, листы бумаги давала разной формы, цвета, фактуры. Постепенно малыши  начинали понимать, что для работы  можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит выполнять.

. Больше разнообразия  вносила  и в организацию занятий: дети  выполняли работу, сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд и т.д.

Во время занятий  для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы  использовала   аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходило выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений.

 Повышению качества детских работ способствовали выставки. Использовала ежедневные, которые проводила  в конце каждого занятия с целью обсуждения. Постоянные  - проводила  в помещении, где работали дети. Тематические - по итогам изучения разделов, тем.

В конце года организую выставка практических работ детей. Все выставки обсуждались  с участием воспитателей, родителей, гостей. Надо отметить, что дети участвовали не только в выставках, но и во всероссийских конкурсах: «Подарки для ёлочки», »Красота спасёт мир».

В  конце февраля  провела промежуточную диагностику. Получены следующие результаты:

Все дети  научились:

  • различным приемам работы с бумагой;
  • следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; создавать изделия  пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • самостоятельно  создавать  композиции из бумаги.

У детей развилось  внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
Они овладели  навыками культуры труда;
– У них значительно повысились коммуникативные способности. Они  и приобрели навыки работы в коллективе.

В дальнейшем я буду продолжать  работу кружка  с одарёнными детьми  в направлении развития  творческих способностей детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Анистратова А.А., Гришина Н.И. Развиваем творческие способности. Москва. 2008.
Доронова Т.Н. Радуга. / Комплексная программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста. Москва. 2006.
Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздник ёлки в детском саду. Москва. 2006.
Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. Вып. 2. Москва. 2007.
Кайе В.А. Занятия по конструированию с детьми 5-8 лет. Москва. 2008.
Коротаева Е. Творческая педагогика. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6.
Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Москва. 2008.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: лепка, аппликация, рисование. Москва. 2007.
Малышева А.Н. Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. Ярославль. 2007.
Новикова И.В. Конструирование в детском саду. Ярославль. 2007.
Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции. Москва. 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Волшебная бумага"

Рабочая программа кружка "Волшебная бумага" для детей 4-5 лет....

План работы кружка "Волшебная бумага" в старшей группе

План работы кружка "Волшебная бумага" в старшей группе на 2013-14 учебный год...

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» для детей подготовительной к школе группы

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага»2014-2015 учебный годгруппа № 4  возраст детей (6-7лет)Воспитатель: Захарова Елена Анатольевна...

Отчёт о работе кружка "Волшебная бумага" во второй младшей группе№2 "Разноцветные бабочки" за 2015-2016 учебный год

Отчёт о работе  кружка "Волшебная бумага"  во второй младшей группе подготовлен  воспмитателем Плосковой И.Н. в мае 2016 года....

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию на тему: "Волшебные шары"(мозаичная аппликация в кружке "Волшебная бумага")

Знакомство детей с процессом изготовления мозаичной аппликации; развитие у детей творческого воображения....

Пран работы кружка "Волшебная бумага"

учить создавать поделки своими руками;развивать мелкую моторику кистей рук....

Перспективный план работы кружка «Волшебная бумага» (подготовительная группа)

Цель кружковой работы на год:Закреплять с детьми навык работы с бумагой, кистью, клеем. Продолжать учить аккуратности в работе, порядку на рабочем месте.Расширять представление дет...