Интегрированное психолого - дефектологическое развлечение для детей среднего дошкольного возраста
учебно-методический материал (средняя группа) по теме

Исмаилова Дамира Жололиддиновна

Конспект интегрированного психолого-дефектологического занятия.

 

Тема: Зима пришла

Изготовление поделки «снежинка».

Цели:учить высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;

развивать способности работать руками, приучать детей к точным движениям пальцев рук под контролем сознания;

развивать умение детей выражать собственные положительные эмоции;

развитие коммуникативных умений, групповой сплоченности, сотрудничества.

Материалы: магнитофон, аудиозаписи, художественные средства, мяч, волшебная елочка.

1 этап - подготовительный (психологическая часть)

1. Игра: «Имя и движение»

Цель:

помочь детям в невербальной форме выразить свои чувства, связанные с собственными именами;

развить интерес друг к другу.

Время: 5 минут

Техника проведения: дети сидят по кругу, и каждый по очереди называет своё имя и выполняет какое-то движение руками, ногами, все телом, приветствуя группу, а все остальные повторяют имя и движение.

Инструкция: Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя, и при этом делать какое-нибудь движение — руками, ногами, всем телом, тем самым приветствовать группу. Мы все хором говорим имя ребенка, и повторяет движение, сделанное им. Затем эстафету принимает ребенок, стоящий слева. И так все по кругу назовут свое имя и сделают какое-то движение. Я начну первая.

Анализ упражнения:

Чьи движения тебе понравились больше других?

Какие чувства у вас вызывают ваши имена?

2. Игра: «Хорошее настроение»

Цель:

- создания хорошего настроения;

 - расширение словарного запаса.

Время: 3 мин.

Техника проведения: Дети сидят в кругу, психолог предлагает всем, по очереди, улыбнутся соседу справа посмотреть в глаза и сказать доброе слово на букву «Л». Игра заканчивается, когда очередь дошла до психолога.

Инструкция: Мы с вами будем создавать «Азбуку хороших слов» и начнем с того, что сейчас каждый по очереди улыбнется соседу справа, посмотрит в глаза и скажет хорошее слово на букву «Л».

Анализ:

- Значение, каких слов было не понятно?

- Какие слова понравились и запомнились?

- Почему необходимо смотреть человеку в глаза?

- Правильно ли говорится в пословице: «Любовь начинается с глаз»?

- Какие чувства у вас сейчас?

3. Игра: «Разные чувства»

Цель: расширить круг понимаемых эмоций.

Время: 3 мин.

Техника проведения: Детям предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений под музыку «иллюстрировать» стихотворение «Бывают чувства разные».

Материал: магнитофон, аудиозаписи.

Инструкция: сейчас я буду читать стихотворение «Бывают чувства разные», а вы внимательно слушаете и при помощи выразительных движений под музыку «проиллюстрируйте» стихотворение.

Бывают чувства разные:

 Прекрасные, опасные,

 Сердечные, забавные,

 Сердитые и славные,

 Веселые, печальные,

 Игральные, молчальные.

 

Попробуй улыбнуться,

 Как клоун на манеже,

 И робко потянуться,

 Как маленький подснежник.

 Попробуй рассердиться,

 Как злющая оса.

 Попробуй удивиться,

 Взглянув на небеса

 

Анализ:

 

- Какие чувства у вас сейчас?

 - Какое настроение?

 - Когда люди смеются?

 - Когда люди радуются?

 

2 этап – основной (дефектологическая часть)

 

1.       Упражнение «Подбери картинки».

 

Цель: развитие умения классифицировать и обобщать.

 

Время: 10 минут.

 

Техника проведения: дефектолог предлагает предметные картинки (20 шт. – роза, пион, мак, ромашка, одуванчик; кольцо, браслет, бусы, диадема, заколка для волос; пирожное, конфета, мороженое, торт, суфле; кукла, машина, пирамидка, кубики, конструктор), которые необходимо поделить на некоторые группы.

 

Материал: предметные картинки.

 

Инструкция: перед вами выложены картинки с различными изображениями. Вам необходимо поделить их на группы. Какие группы можно выделить? А теперь поделитесь на 4 группы. Сейчас я буду присваивать каждому из вас определенное слово: любовь, начинается, с, глаз. Каждое слово объединяет группу детей любовь (изображение украшений) начинается (изображение сладостей) с (изображение игрушек) глаз (изображение цветов). А теперь возьмите картинки, соответствующие своей группе и назовите хором одним словом.

 

Анализ:

Когда дарят цветы?

Какое настроение?

Какие еще могут быть подарки?

 

6. Упражнение: «Снежинка»

 

Цель: развитие креативности, мелкой моторики, приучать детей к точным движениям пальцев под контролем сознания; улучшать способность следовать устным инструкциям.

 

Время: 10 минут.

 

Техника проведения: дефектолог рассказывает о времени года – зима, о ее прелестях и особенностях, затем предлагает пошагово изготовить поделку «Снежинка».

 

Материал: квадратный лист бумаги, художественные средства.

 

Инструкция: наступила зима и приближается праздник – 31 декабря -Новый год. Первый день года, один из главных праздников у многих народов. С античных времён существует традиция обмениваться подарками, поздравлениями. Дома украшены гирляндами и елками, на улицах горят фонари и белыми хлопьями снег ложится на деревья. И сегодня мы с вами попробуем сделать снежинки, которые кружат в воздухе и тихо ложатся на елочки. Для этого увлекательного и полезного занятия, потребуется только бумага, внимание и терпение.

 

Складывание снежинки (дефектолог тоже складывает снежинку и проговаривает каждый этап работы):

 

Приступим к работе:

 

Сворачиваем угол стандартного листа формата А4 так, чтобы получился квадрат. Свернутый лист бумаги отрезаем оставшуюся часть листа.            Треугольный лист бумаги

складываем полученную фигуру в новый треугольник. Заготовка становится меньше. Сложенный треугольник из бумаги, затем размещаем треугольник тупым концом на себя и складываем острый угол один на другой как показано на фотографии. Финальная подготовка фигуры. Получаем остроконечный треугольник с двумя "хвостиками". Острый треугольник из бумаги  отрезаем лишнее и получаем ровный треугольник.             Заготовка для снежинки из бумаги.

На этом самый рутинный и не интересный этап работы завершен. Начинаем творческую часть. На полученном шаблоне рисуем силуэт снежинки из бумаги. Обращаем внимание, что треугольник необходимо расположить так, чтобы единый общий сгиб был на левой стороне, иначе говоря, так, как будто перед вами лежит книга.

Нарисованный узор аккуратно вырезаем и медленно разворачиваем. На данном этапе важно не спешить, особенно, если для снежинок используется бумага низкой плотности. Получилась снежинка из бумаги!           

                Подарки должны быть аккуратными, красиво оформленными, поэтому займемся украшением нашей работы (разукрашивание работы).

 

Анализ:

- Какое настроение?

 

- Какое у вас чувство?

 

- Нравятся вам ваши работы? Чем?

 

3 этап – завершающий (психологическая часть)

 

7. Упражнение «Волшебная елочка»

 

Цель:

- снятие психоэмоционального напряжения

 - подведение итога занятия.

 

Время:5 мин.

 

Техника проведения: детям предлагается сидя по кругу и держа в руках Снежинки, поделиться впечатлениями о прошедшем занятии, и сказать пожелание группе. После того, как ребенок расскажет, он вешает свою «Снежинку»на волшебную елку. Игра заканчивается, когда все Снежинки окажутся на дереве. Психолог подводит позитивный итог занятия.

 

Материал: Снежинки, елочка.

Инструкция: Посмотрите на свои Снежинки. Какие они у вас красивые и аккуратные.

 

Как вы знаете, Снежинки кружась в воздухе, падают и ложатся на деревья. Давайте и мы повесим их  волшебную елочку,(волшебная она потому, что исполняет все желания) которая нас тоже есть. Но, прежде чем повесить свои Снежинки, я хочу, чтобы каждый рассказал нам, что узнал сегодня на занятии, что больше всего понравилось, что было трудно, а что давалось легко.

А сейчас повесьте Снежинки на Волшебную Елочку.

 

8. Домашнее задание (дефектолог).

 

Сделайте еще несколько Снежинок близким и поставьте их на стол рано утром 31 декабря, это будет сюрприз. Научите складывать снежинку  маму.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по ОБЖ для детей среднего дошкольного возраста «Мы –пожарные»

Интегрированное занятие по ОБЖ для детей среднего дошкольного возраста «Мы –пожарные» ...

Конспект познавательного интегрированного занятия по ПДД для детей среднего дошкольного возраста

Тема: «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»...

Конспект познавательного интегрированного занятия по ПДД для детей среднего дошкольного возраста

Тема: «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»...

Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по введению в грамоту. Тема: «У Солнышка в гостях».

Цель: создать условия для свободного владения устной речью.Задачи:развивать интонационную  и звуковую культуру речи, фонематический слухразвивать связную грамматически правильную диалогическую...

Фронтальное интегрированное музыкально-логопедическое занятие для детей среднего дошкольного возраста на тему «Насекомые» «В гостях у Комарика»

Цель. Автоматизация звука «З и Зь».ЗадачиКоррекционно-образовательные:- уточнение и расширение представлений о насекомых;- закрепление знаний о механизмах образования звуков «з», «зь», автоматизация и...

Психолого-педагогическая характеристика развития детей среднего дошкольного возраста.

В средней группе продолжается психическое и физическое развитие ребенка. На развертывание всех видов детской деятельности, их усложнение начинают оказывать сильное влияние замысел ребенка. Но полная р...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...