Леворукость не деффект
консультация по теме

Малетина Ирина Олеговна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levorukost_ne_defekt.docx14.99 КБ

Предварительный просмотр:

                        Леворукость не дефект

«Леворукость   не просто привычка и уж ни в коем случае дефект. Это индивидуальная особенность,  с которой необходимо  считаться»,- писал доктор медицинских наук  А.П.Чуприков  в статье «Почему блоху подковал левша», опубликованной в №1 нашего журнала за 1982 год. Статья вызвала и до сих пор вызывает много откликов. И это неудивительно – ведь среди школьников и младших школьников до 8% леворуких! И чуть ли не в каждой семье, где ребёнок берёт карандаш, кисточку, ножницы в левую руку, возникают по этому поводу волнения и споры. Пробуют переучивать ребёнка , а он нервничает, плачет. Советуются с воспитателями детского сада, с педагогами и не всегда получают однозначный ответ. « Есть ли единое мнение по поводу обучения леворуких? – спрашивают нас читатели.- Есть ли какой-нибудь официальный документ, научная рекомендация.

 Ещё недавно таких рекомендаций не было. Сегодня мы можем ответить: они есть! Нынешним летом в Ворошиловграде состоялась Всесоюзная школа-семинар « Охрана здоровья леворуких детей». Участники семинара- учёные, врачи, педагоги, предстовители союзных и республиканских министерств здравоохранения и просвещения – единодушно признали необходимым призвать родителей, медицинских работников, воспитателей и педагогов отказаться от всех форм переучивания леворуких детей». А не задолго до этого Министерство здравоохранения СССР утвердило методические рекомендации « Выявления леворукости и психогигиена леворуких детей» , разработанные сотрудниками кафедры психиатрии Ворошиловского медицинского института и Научно-исследовательского института гигиены детей и подростков Минздрава СССР. Это и есть официальный документ, и в нём указанно, что насильственное переучивание ребёнка может привести к развитию невротических расстройств вплоть до появления в некоторых случаях заикания, недержания мочи, обострения хронических заболеваний- нейродермита, бронхиальной астмы и других. В раннем возрасте, до трёх-пяти лет, когда происходит созревание двигательного анализатора, большинство детей действую обоими руками, предпочтение правой формируется позднее. И можно попытаться ускорить этот процесс , в раннем возрасте осторожно обучая ребёнка держать игрушку, есть, водить карандашом по бумаге правой рукой. « Эти попытки должны протекать без какого-либо насилия, диктата, окриков», - говориться в методических рекомендациях. И, если ребёнок сопротивляется обучению, настаивать не надо.

Вопрос о «рукости» ребёнка особенно остро встаёт перед поступлением в школу, причём иногда бывает не ясно, какая рука у ребёнка ведущая. В таких случаях при диспансерных осмотрах детей 5-6 лет будут выяснять, какой рукой ребёнок ( чаще всего или всегда) пишет буквы, рисует, бросает камень, режет ножницами, бьёт молотком, держит зубную щетку, расчёсывается, стирает ластиком написанное, держит ложку во время еды, раздаёт карточки, играя в лото и другие игры, складывает башню из кубиков, какая рука при аплодировании у него сверху. Каждому ответу соответствует  определённое количество баллов, позволяющих не только выявить леворукость, но и определить в условных единицах, насколько она выражена.

При необходимости обследование дополняют несложными сенсомоторными пробами. Ребёнку предлагают взять в руку свёрнутый в трубку лист бумаги и несколько раз посмотреть сквозь отверстие на предмет, находящийся на расстоянии 2-3 метров. Ведущим будет у него тот глаз, к которому он приставляет трубку. Далее- проба с часами: их кладут перед ребёнком на стол и предлагают, не прикасаясь к ним руками, определить, идут ли они. Каким ухом он будет наклоняться к часам? Можно эту пробу провести иначе- последить, к какому уху ребёнок прикладывает трубку, когда говорит по телефону.

Ещё проще две другие пробы: переплести пальцы рук. Какой из больших пальцев окажется сверху- правый или левый? Скрестить руки на груди- какое предплечье ( но не кисть ) окажется сверху?

У так называемых амбидекстров, то есть действующих то правой, то левой рукой, результаты проб позволяют в известной мере прогнозировать, станет ли правая рука со временем более предпочтительной и целесообразно ли создавать эту предпочтительность путём обучения.

Итак, вопрос о том, какой рукой должен писать ребёнок, решает в каждом случае врач. Но дело не только в технике письма. Замечены некоторые особенности нервной системы леворуких детей, которые должны привлечь внимание родителей, и воспитателей, и педагогов. Это повышенная эмоциональность, которая часто сочетается с ослаблением тормозных процессов и чрезмерной подвижностью. Таких детей рекомендуют вовлекать в подвижные игры, чаще давать им разнообразные поручения, требующие переключения внимания.

И дома, и в детском саду, и в школе очень важно поощрять старания такого ребёнка, когда он рисует, лепит, пишет, работает левой рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Леворукость, как уникальность. Диагностическая и коррекционно - развивающая работа с леворуким ребёнком дошкольного возраста и его адаптация к школе»

Эта презентация была использована мною на аттестации на 1 квалификационную категорию. Надеюсь, что Вам она тоже понравится...

Деффект развития подъязычной связки у детей дошкольного возраста.

Перечень артикуляционных упражнений для устранения деффекта развития подъязычной связки....

Презентация "Нравственно-патриотическое воспитание"(группа со сложными деффектами)

В данной презентации представлена работа,проводимая воспитателями, по нравственно-патриотическому воспитанию детй со сложными деффектами....

психологические особенности леворуких детей , развивающие игры для леворуких детей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ .На протяжении всей эволюции люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однак...

Леворукий ребенок Леворукие в праворуком мире (буклет)

Леворукие в праворуком миреПочти все люди на земле праворукие, и только часть из них — другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее. Но и...

Профилактика нарушений чтения у леворуких детей в дошкольном возрасте. Леворукость: понятие, особенности детей с леворукостью, рекомендации по психолого-педагогической работе с ними

Чтение играет важнейшую роль в жизни человека. Особое место данный процесс развития личности у детей занимает в их познавательной деятельности, в формировании личности. Чтение развивает интеллект, что...

Конспект занятия для детей со сложными деффектами

Учить детей сортировать бельё по цвету (светлое, цветное), намыливать, стирать руками, прополаскивать, отжимать, развешивать. Прививать интерес к труду, отзывчивость, стремление выполнить поручение, с...