Готовность к школе
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Новикова Ирина Николаевна

Готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Скачать:


Предварительный просмотр:

« ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТИПА»

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГ  Д\С № 50  Петроградского района

В последнее время вопросы школьной готовности детей являются одними из актуальных для педагогов школ, воспитателей детских садов, а также родителей. За время моей работы в детском саду (22 года) было замечено повышенное внимание к этому вопросу, что, возможно, связано с изменениями в школьной программе по приему детей в школу и их обучению. В представленном в Приложении графике можно увидеть как возрос у родителей интерес к подготовке к школе (это видно из характера обращений на индивидуальные и групповые консультации к психологу д/сада).

 В связи с этим интересом, а также с учетом специфики нашего детского сада была разработана программа по осуществлению психологической коррекции с целью успешной адаптации детей к школе, что является актуальным, т.к. дети нашего детского сада – часто болеющие и имеющие различные отклонения в здоровье. Программа коррекции, развития дошкольников представлена как в групповых формах занятий с детьми и их родителями, а также индивидуальных.

Главная задача педагога-психолога детского сада в этом вопросе - определение условий, наиболее благоприятствующих дальнейшему развитию данного ребенка, а также успешной адаптации его к школе.

Задача диагностики и коррекции -  контроль за ходом психического развития детей с целью коррекции обнаруживаемых отклонений.

Под готовностью к школе мы понимаем тот уровень физического и психического развития, при котором требования систематического обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического развития ребенка.

Готовность к школе в условиях детского сада рассматривается нами по 2 параметрам: физическая (что является актуальным у ослабленных детей) и психологическая.

Школьная психологическая готовность рассматривается как сложное системное образование, включающее следующие компоненты:

1) интеллектуальная готовность - соответствующий возрасту уровень развития всех психических процессов (ощущение, восприятие, представление, внимание, память, мышление).

       2) личностная готовность - зрелость системы отношений (к самому себе, к взрослым, к сверстникам).

3) эмоциональная - способность адекватно воспринимать эмоции других и выражать свои.

4) субъектная - зрелость дошкольника как будущего субъекта учебной деятельности, т.е. сформированность предпосылок к овладению письмом, счетом и чтением.

5) мотивационная - зрелость мотивационных сфер, таких как познавательная мотивация и мотивация достижения (основные).

6) волевая - способность принять задачу, решить ее, проанализировать результат.

7) коммуникативная - способность устанавливать контакты со сверстниками, малышами и взрослыми.

Диагностика проходит:

1) в начале года в подготовительной группе д/с (цель - контроль за ходом психического развития, создание развивающе-коррекционных групп, рекомендации родителям и воспитателям),

2) в конце года (Цель - рекомендация программы обучения, наиболее соответствующей особенностям развития ребенка и стимулирующей его развитие).

В связи с дефицитом времени для обследования будущих первоклассников используются экспресс-методики диагностики школьной готовности по некоторым показателям (интеллектуальные, личностные).

Однако дети по запросу родителей, а также нуждающиеся в дополнительной коррекции имеют возможность в условиях детского сада пройти промежуточную индивидуальную полную диагностику.

Наиболее соответствующая, на наш взгляд, диагностика – ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА И.Н.Агафоновой (используется и групповая и индивидуальная форма, охватывает всю структуру школьной готовности, удобна в обработке результатов)

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

Агафоновой И.Н.

I.  Групповое тестирование включает:

1) "Заселение дома" (Аргинская И. И.).

Логическое мышление по параметру "комбинаторные умения".

"Паровозик".

Комбинаторные способности, логическое мышление.

2) "Найди правило".

Логическое мышление, умение найти закономерность (в ряду изменяющихся объектов).

3) Написание схем слов под диктовку Нечаева Н. В.).

Уровень развития фонематического слуха.

4) Срисовывание бессмысленных слогов (Гильбех Ю. З.).

Сформированность тонкой моторики руки.

5) ВОК - внимание, ориентация, количество.

Уровень развития внимания, способность к ориентации в пространстве, представление о количестве.

6) "Приглашение в гости" (Венгер Л. А.).

Наглядно-схематическое, наглядно-образное мышление, умение пользоваться правилами.

II.  Индивидуальное тестирование.

1) Беседа "Отношения" - к учению, ко взрослым, к сверстникам, к себе.

2) Вербальное мышление.

Осведомленность, сравнение, обобщение, существенные признаки; сформированность мыслительных операций в действиях с вербальным материалом.

сходство (сравнить слова шуба-брюки…)

Аналогии (яблоко - фрукт, морковь -…)

Словарный

3) Воспроизведение рассказа.

Смысловая память, речь.

2. Личностная готовность к школе - зрелость системы отношений дошкольника (Нежнова Т. А., Агафонова И. Н.):

- к самому себе,

- к взрослым,

- к сверстникам,

- к учению и школе.

Хочешь ли ты идти в школу?

Что сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?

Какие будешь получать оценки?

Диагностика в детском саду

В д/с диагностикой занимается практический психолог, либо педагог, работающий с детьми. Задача в этом случае - получить ответ на конкретный вопрос, выявить причину конкретного психологического явления, отклонения в развитии ребенка. Главная задача - разработка рекомендаций или программы коррекции обнаруженного явления. Такую психодиагностику можно назвать "научно-практической" (в отличие от "научно-исследовательской").

Основное назначение диагностической работы - не сравнение детей и не тренировка собственных гностических навыков, а проникновение в духовный мир детей: познание психики (понять, как каждый ребенок воспринимает окружающий мир и переживает его; как относится к себе; каковы особенности его памяти, мышления; проявляет ли он творчество; каковы его желания, потребности, побудительные мотивы и др.); изучение взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека - 7 лет. Но в этот период развитие идет как никогда быстро:

1) формируются основы личности, осознания "я", управление своим поведением и деятельностью, обогащение эмоций и т.д.,

2) расширяется сфера деятельности (круг общения, новые виды деятельности, поручения) - от общения с матерью к общению со сверстниками и взрослыми (игра, рисование, труд, конструирование),

3) познавательное развитие (речь, внимание, память, воображение, мышление).

Особенности диагностической работы в д/c сказываются на выборе методик для изучения детей. Они должны быть не только адекватны поставленной задаче, но и удобны, эффективны в практике.

В детском саду диагностика касается всех сторон жизни ребенка, может диагностироваться:

- сформированность культурно-гигиенических навыков;

- предметная деятельность,

- трудовая деятельность,

- игровая,

- изобразительная,

- музыкальная,

- произвольность поведения и роли,

- осознание нравственных норм,

- развитие восприятия и памяти,

- развитие воображения и речи,

- развитие мышления.

Основной метод - наблюдение в процессе регулярного, систематического педагогического взаимодействия.

Так, педагогам, работающим с самыми маленькими, особенно важно изучить, как развивается у детей предметная деятельность, в какой степени сформирована самостоятельность, сенсорика, наглядно-действенное мышление, каков качества, способствующие (затрудняющие) адаптацию ребенка в ДОУ. Те, кто работает с "почемучками" (3-4-года), особое внимание обратят на игровую деятельность, их взаимоотношения со сверстниками, развитие памяти, воображения, образного мышления, мотивационной сферы и т.д. Для воспитателей "фантазеров" (5-6 лет) особый интерес представляет психологическая готовность детей к школе (интеллектуальная, эмоционально-волевая, социальная).

Важно помнить, что психика ребенка находится в стадии становления, развития, поэтому при ее изучении нужно руководствоваться следующими принципами.

Принципы изучения психики ребенка

1. Принцип генетического (исторического) подхода

При изучении явлений детской психики мы стремимся выяснить, как они возникли, как развиваются и изменяются под влиянием взаимодействия ребенка со взрослыми, его собственной деятельности и общения со сверстниками.

2. Принцип детерминизма

Всякое психическое явление связано с другими, оно вызывается целым комплексом причин. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических явлений. Причины могут быть скрыты временными и преходящими влияниями.

3. Принцип единства изучения личности и общения

Абсолютно ничего нельзя понять в личности ребенка и его поведении без анализа общения его с окружающими людьми (родители, сверстники, воспитатели).

4. Принцип развития психики в сознании и деятельности

Все психические особенности ребенка находятся в становлении, основные условия их развития - деятельность.

5. Принцип единства сознания и деятельности

Сознание, личность не только формируются, но и проявляются в деятельности. Изучать  сознание можно опосредовано через деятельность ребенка.

6. Принцип стереоскопичности

Точность и объективность в психологическом исследовании относительны. Недаром об одном и том же ребенке разные взрослые нередко высказывают различные суждения. Поэтому важно учитывать мнения обоих воспитателей, музыкального руководителя, родителей, всех кто часто общается с ребенком.

7. Принцип ненанесения ущерба или в другом источнике - принцип гуманизма и педагогического оптимизма

"Не навреди!"

Любое исследование должно помочь развитию ребенка, а не затормозить его. Нужно верить в будущее ребенка. Диагностика предполагает не только установление наличного уровня развития, но и выявление его резервов, определение как отрицательных, так и положительных качеств, на которые можно опереться в дальнейшем.

8. Принцип единства диагностики и коррекции развития психики

Диагностика должна быть направлена не на отбор детей, а не контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений.

9. Принцип объективности и научности

Психическое развитие должно быть закрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях детской психологии. Важно понять собственные законы детского развития и содержание детской психики на каждом возрастном этапе.

10. Принцип сотрудничества

Диагностическая психокоррекционная работа в д/с предполагает тесное сотрудничество психолога (воспитателя) не только с ребенком (группой), но и с родителями, педагогами-коллегами.

11. Принцип комплексности, системности и систематичности

Предполагает, что изучение ребенка проводится последовательно, через определенные промежутки времени. При этом исследуются не отдельно взятые параметры, а прослеживаются все стороны развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его ход, ставить педагогические задачи.

12. Принцип индивидуального и личностного подхода

Общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

Основные методы детской психологии

- наблюдение,

- эксперимент,

- беседа,

- анализ продуктов деятельности.

Наблюдение - планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.

Условия: цель, объект, поддержание естественных условий жизни дошкольников.

Проводится последовательно и систематично, способы фиксации данных.

Эксперимент - изучение психических данных в специально созданных условиях (цель, объект, методика, условия, инструкция).

Темп исследования должен соответствовать индивидуально-психологическим особенностям ребенка (5-20 мин., сажать ребенка рядом с собой, комната хорошо освещена, исключить посторонние раздражители, установить доверительные отношения).

Беседа - самостоятельно или сочетается с наблюдением или экспериментом (вопросы четкие, краткие, проводится индивидуально 10-15 мин.), установить доверительные отношения.

Анализ продуктов деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции) - изобразительная и конструктивная деятельность и музыкальная деятельность - исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах..., пересказ литературных произведений (цель, объект, условия). Часто является частью эксперимента.

По окончании исследования кроме протоколов и их анализа пишется характеристика на ребенка.

I.  Общие сведения

- Ф.И.

- дата рождения

- общее физическое развитие

- состояние здоровья

- состав семьи

II.  Особенности личностного развития

1) развитие самосознания

- уровень притязаний и самооценки

- развитие самоконтроля

- осознание нравственных норм

2) нравственные черты личности

3) интересы, склонности

4) волевые черты

5) особенности развития эмоций и чувств

6) проявление темперамента и характера

III.  Особенности развития видов деятельности

- изобразительная

- конструктивная

- игровая

- трудовая

- учебная

- общение с родителями и сверстниками

IV.  Особенности развития речи:

- диалогической и монологической.

V.  Особенности развития познавательной деятельности:

- внимание, восприятие, память, воображение, мышление.

VI.  Основные направления в развитии психика ребенка.

VII.  Рекомендации.

Методики:

I.  Развитие самосознания.

а) Чувство  гордости за достижения.

Предлагаются задачи - напр., собрать пирамидку,   машинку и т.д. - за выполнение - различные виды оценки выполненного.

б) Изучение уровня притязаний.

Предлагается несколько видов заданий - легкие, средние и сложные - различная оценка - выбор детьми, после выполнения оценка, справился или нет.

Затем снова предлагают сделать выбор.

в) Изучение самооценки детей в разных видах деятельности.

Рисование - вопрос ребенку - хороший или плохой?

Трудовая деятельность - предлагают картинки с ситуацией - с каким поручением ты бы справился?

Двигательные упражнения - 3 дорожки - легкая, трудная, средняя - выбор; затем качество выполнения.

II.  Сформированность "Я".

а) Вопросы, помогающие выявить отношение ребенка к привлекательным и непривлекательным качествам человека и отношение к себе.

- Какой человек тебе бы понравился?

- Какой человек тебе бы не понравился?

- Какой ты сам?

б) Шкала с характеристиками

Хороший-плохой, добрый-злой, умный-глупый и т.д. - отметить место фишкой "где ты"?

Мотивы поведения и деятельности

Изучение умения сдерживать свои непосредственные побуждения:

перед ребенком ставят красивую  шкатулку и взрослый под каким-либо предлогом выходит из комнаты:

1. не смотри, что лежит в шкатулке,

2. получение поощрения, награды,

3. наказание,

4. собственное обещание ребенка.

Взрослый наблюдает.

Мобилизация волевых усилий.

Команда "Замри"! - не двигаться как можно дольше - время.

Психологические и поведенческие особенности детского возраста

1. Сравнительно низкий уровень сознания и самосознания.

Произвольность сознания, внутренний волевой контроль и опосредованность речью основных познавательных процессов начинает развиваться примерно с 3-4 лет и заканчивается к концу подросткового возраста.

Отсюда:

- тестовые задания не должны требовать от ребенка высокоразвитого произвольного управления своими познавательными процессами;

- нужны тестовые задания, направленные на произвольный и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы.

2. Низкий уровень самосознания.

Дети, особенно до 4 лет, еще весьма слабо осознают собственные личностные качества и не в состоянии дать правильную оценку своего поведения. Самооценка и уровень притязаний у них еще не оформились настолько, чтобы иметь четкое представление о себе, о своих достоинствах и недостатках.

Дети 4-6 лет могут оценить себя как личность, но в ограниченных пределах - те свойства личности, на которые обращали внимание взрослые при общении с ребенком.

Поэтому диагностика личности и поведенческих особенностей до 4 лет не проводится.

Следует обращаться к методу экспертной оценки.

3. Трудности с использованием методик опросного типа.

Не осознает прямые суждения самооценочного типа (методика Полярный профиль) - не использовать (подробно разъяснять каждое суждение).

4. Непроизвольность процессов связана с интересом.

При отсутствии интереса - не показывает свои возможности -> давать такую инструкцию, чтобы вызвать интерес.

5. Особенности самих непроизвольных познавательных процессов:

- повышение утомляемости,

- непостоянство непроизвольного внимания.

Батарея тестов д.б. недлинной, от 1 до 5 минут (чем меньше возраст ребенка, тем короче время проведения).

Ранний возраст (1-3) - экспертная оценка внешне наблюдаемых действий и реакций ребенка.

Основной метод:

- наблюдение,

- естественный эксперимент на хорошо знакомой жизненной ситуации, во время предметной игры.

Младший и средний возраст: впервые новая форма социальной активности - межличностное общение:

- наблюдение в коллективной игре сюжетно-ролевого плана,

- опора на данные самосознания.

Старший возраст: игры с правилами, элементарные рефлексивные способности:

- исследование познавательных процессов,

- личности, межличностных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....