Инклюзивное образование
презентация к занятию (старшая группа) по теме

Сергеева Анастасия Ивановна

Адаптация ребёнка- инвалида к новым социальным условиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_invalidy.pptx369.27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Адаптация ребёнка - инвалида к новым социальным условиям (коллектив сверстников)». Практические рекомендации инклюзивного образования дошкольника» АВТОР Сергеева Анастасия Ивановна Ст.воспитатель МАДОУ детский сад комбинированного вида №128

Слайд 2

Эти дети особенные, не такие как все. У них все по-другому и развитие, и восприятие мира и поведение. Таких детей очень часто не воспринимает наше общество, их пытаются «оттолкнуть», обидеть, их просто не замечают. Общество, государство не должно быть равнодушно к этой проблеме и всячески поддерживать таких людей.

Слайд 3

Что же включает в себя понятия «инвалид», «инвалидность».

Слайд 4

Инвалид — человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

Слайд 5

Инвалидность — состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

Слайд 6

4 степени инвалидности: 1 степень утраты здоровья определяется при легком или умеренном нарушений функций ребенка; 2 степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребёнка;

Слайд 7

3 степень утраты здоровья соответствует второй группе инвалидности у взрослого; 4 степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий.

Слайд 8

В нашем обществе существовала и существует установка на изъятие ребенка-инвалида из семьи и социума, и помещения его в изоляцию, в интернат. И родители ребенка с явной патологией уже в роддоме подвергаются уговорам отказаться от ребенка. Проводя некоторые наблюдения в естественных условиях (на улице, в общественном транспорте, в магазинах) человека который адекватно относится к проблеме инвалидов может охватить ужас. Многие люди, видя ребенка-инвалида смотрят на него с отвращением или со страхом в глазах. В общественном транспорте не уступят инвалиду место. А во многие магазины инвалиду вообще не попасть. Почему столько ненависти и злобы? Ведь эти дети ничем не хуже, просто они особенные. Имея опыт работы с детьми страдающими синдромом Канера (аутизм), с нарушением опорно- двигательного аппарата я иногда удивлялась тому, насколько могут быть талантливы эти дети. Эти дети нуждаются в обществе и как никто другой они действительно заслуживают поддержки. Только поддерживая их и помогая им мы сможем увидеть положительный результат.

Слайд 9

Обратимся к западной практике. У таких людей абсолютно полноценная жизнь. Они посещают кружки, учебные заведения, занимаются спортом, впоследствии устраивают свою личную жизнь, реализуют себя как специалисты и приносят пользу государству.

Слайд 10

На современном этапе развития инклюзивного образования в России сделано для детей - инвалидов не мало (организовываются концерты, выставки творчества, олимпиады, конкурсы), но необходимо и перестраивать общественное мнение. Учить общество терпимости, добру, сочувствию, переживанию. Дать возможность инвалидам быть полноценными гражданами своего государства.

Слайд 11

Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу. В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей-инвалидов в лучшую сторону. Однако проблема обучения, воспитания, адаптации и реабилитации детей-инвалидов остается сложной.

Слайд 12

О дносторонняя ориентация на их обучение (специализированные учреждения) Трудность перехода общества от старой идеологии в новые изменения и поправки в закон Слабая комплексная помощь (или отсутствие) людям с ограниченными возможностями: медицинских, педагогических, экономических, социальных, социально-психологических проблем, касающихся социальной защиты детей-инвалидов, их обучения, воспитания, реабилитации и адаптации в социальную среду. Недостаточность прогрессивных идей и разработок (теоритическая платформа ) Узкая профильная подготовка специалистов и их недостаток Недостаточное финансовое влияние (пособия, обустройство общественных мест, доступность транспорта) ТРУДНОСТИ

Слайд 13

Социальная адаптация - это процесс активного приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Знания по адаптации за последние годы существенно продвинулись вперёд, благодаря особому вниманию к людям с ограниченными возможностями, где наиболее трудным для понимания и реализации была проблема социальной адаптации. В общем виде социальная адаптация - это возможность и умение соответствовать требованиям общественных отношений: производственным, бытовым, учебным и прочим отношениям, в которые вступает человек, становясь субъектом социальной деятельности .

Слайд 14

Анализ отечественной и зарубежной социологической теории показал, что проблемы социальной адаптации должны рассматриваться с позиции деятельностного подхода, позволяющего более глубоко осмыслить личность ребёнка-инвалида. В рамках этого подхода развитие личности (независимо от внешних ограничений жизнедеятельности) рассматривается в процессе деятельности и взаимодействий с окружающими её людьми.

Слайд 15

Важной характеристикой личности является социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей. Человек - существо деятельное, преследующее свои цели. В основе личности лежат связи человека с окружающим миром, которые проявляются в предметной деятельности, общении, познании. Деятельность важный аспект в понимании личности вообще, и к пониманию социальной адаптации личности ребёнка-инвалида, в частности (Личность- индивид проживающий в обществе и занимающийся определённой деятельностью). При этом деятельность рассматривается и в структурном, и в функциональном аспектах:

Слайд 16

В структурном аспекте рассмотрение деятельности предполагает определение состава её элементов и выявление строения самой деятельности . ___ В функциональном - внимание концентрируется на том, как и каким образом, осуществляется деятельность.

Слайд 17

Деятельностный подход в социальной адаптации предполагает развитие и коррекцию ребёнка с ограниченными возможностями только в процессе деятельности посредством специального обучения, в ходе которого ребёнок овладевает психологическими средствами, позволяющими ему осуществлять контроль и управление своей внутренней и внешней активностью. Согласно С.Л. Рубинштейну, деятельность определяется самим объектом, но не прямо, а через «внутренние» закономерности, то есть внешнее воздействие дает тот или иной эффект, лишь преломляясь через психическое состояние человека, через сложившийся у него строй мыслей и чувств. В качестве системы внутренних условий выступает личность с её сложной многоуровневой структурой.

Слайд 18

Центральная категория деятельностного подхода - полноценная жизнедеятельность - означает систему способов деятельности во всех её видах и формах соотнесения с условиями, в которых существует и действует индивид. Индивид, согласно А.В.Петровскому , изначально обладает стремлением к внутренней цели, в соответствии с которой приводятся в действие все без исключения проявления его активности. Эта внутренняя цель раскрывается в понятии адаптивная направленность всех процессов и поведенческих актов. Сюда входят процессы приспособления индивида к природной и социальной среде, процессы самоприспособления и другие.

Слайд 19

Социальная адаптация - это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Процесс адаптации к окружающей социальной среде идёт непрерывно. Первые уроки приспособления к взаимодействию с людьми ребёнок получает в семье, в кругу близких для него, доброжелательно настроенных людей. Но социальная жизнь не ограничивается рамками семьи. Важными ступенями для вхождения в социальную жизнь становятся дошкольное учреждение, школа, формальные и неформальные группы общения, включение в трудовую деятельность и другое.

Слайд 20

В числе основных факторов, определяющих степень успешности вхождения ребёнка в социальную среду, выступают особенности самого ребёнка и особенности микросоциальной среды, в которую он включается.

Слайд 21

К индивидуальным особенностям ребёнка, от которых зависит эффективность его адаптации, относят: П отребностно -мотивационную сферу Характер и тип темперамента Э моциональные и интеллектуальные свойства

Слайд 22

Возможность и умение соответствовать требованиям общественных отношений формируется в процессе целенаправленного воспитания, при обучении соответствующим навыкам поведения. Как показывают исследования, эти навыки ребёнок усваивает настолько, насколько это позволяет его биологический дефект: недостаточность интеллекта; неуравновешенность эмоций; нарушение других функций.

Слайд 23

Соответственно этому вырабатывается тот или иной вид адаптации: активный тип, когда ребёнок вступает в отношения с окружающей средой (с семьей, с детской группой, с взрослыми) и пытается изменить её в соответствии со своими личными качествами; и пассивный тип - набор личных качеств не позволяет ребёнку активно действовать и формировать среду «под себя». В этих случаях происходит формирование различных новообразований самой личности ребёнка, что позволяет ему «подделаться» под среду. Тип адаптации существенно сказывается на социализации ребёнка и усвоении им социального опыта. У детей, имеющих те или иные жизненные ограничения, из-за дефектов развития затруднено взаимодействие в социальной среде, ограничена возможность адекватного реагирования, они испытывают трудности в достижении целей в рамках существующих норм.

Слайд 24

Таким образом, можно констатировать, что деятельностный подход пронизывает процесс формирования личности ребёнка-инвалида. Личность формируется, существует и проявляется в общественной жизни, все её стороны проявляются в деятельности и общении с другими людьми, в обществе в целом. Учитывая, что в основе социальной дезадаптации и симптомов дизонтогенеза детей лежат общие биологические и социальные причины, их коррекция и профилактика должны включать комплекс целенаправленных воздействий, ориентированных как на семью, так и на лечение и профилактику соматических расстройств, коррекцию интеллектуальных, эмоциональных и личностных нарушений, создание благоприятного климата в группах детей, нормализацию межличностных отношений.

Слайд 25

В личности ребенка-инвалида идет постоянная борьба между социальным и биологическим. Если общество оставляет его без внимания и заботы, то он попадает под власть физических недугов, которые определяют его характер, отношения с людьми, семейное положение, уровень образования, карьеру, в общем, весь жизненный путь. Если же социум берет человека под свою опеку, то влияние инвалидности отступает на задний план.

Слайд 26

Дети с тем или иным физическим недостатком постоянно страдают либо от нехватки внимания, либо от слишком пристального внимания со стороны своих сверстников. Поэтому главная задача родителей, учителей, воспитателей – научить ребенка приспосабливаться в детском коллективе, чтобы ребенок не стеснялся своей болезни, не чувствовал себя виноватым и умел бы рассказать о своей болезни сверстникам.

Слайд 27

Родителям необходимо рассказать о болезни ребенка медицинской сестре, воспитателю, учителю, чтобы в какой-то экстренной ситуации они смогли помочь ребенку. С ребенком инвалидом почти всегда рядом находятся родители или взрослые, которые своим отношением к болезни ребенка влияют на ситуацию. Ребенок относится к своей болезни так же, как его родители. Он копирует их поведение. И здесь самая главная цель родителей контролировать свои чувства и эмоции. Ведь если родители любят ребенка, он радостен, если родители позитивно настроены, то и ребенок будет счастлив. Педагогу же в свою очередь необходимо построить свою работу так, чтобы при сублимации ребёнка - инвалида в коллектив возникали лишь положительные эмоции и желание посещать учреждение ещё и ещё.

Слайд 28

Ͼ Нужно понять и разобраться в чем проблема сложных отношений ребенка с ровесниками: в том, что ребенок - инвалид или в том, что он нерешительный, стеснительный человек. РЕКОМЕНДАЦИИ

Слайд 29

Ͼ Объяснить ребенку, что у каждого человека есть свои особенности. Почитайте или расскажите примеры из жизни о том, что болезнь - не препятствие для нормальной, достойной жизни. Объясните ребенку, что многое решает воля, характер, а не обстоятельства. Ͼ Не правильно сильно опекать ребенка ( гиперопека ) или жалеть и вызывать жалость окружающих. Мы можем вырастить слезливого и психическими расстройствами человека, с тираническими наклонностями.

Слайд 30

Надо объяснить, что есть определенные правила, которые нужно обязательно исполнять всем и есть вещи, которые нельзя делать, независимо от того кто ты – инвалид или здоровый человек. Ͼ Необходимо давать ребёнку разные поручения, тем самым давать ему понять, что его помощь необходима и полезна, тем самым давая ему установку с ранних лет, приносить пользу обществу.

Слайд 31

Ͼ Приглашайте домой сверстников ребенка (завести друзей) Создайте дружественную, теплую атмосферу в доме. Придумывайте увлекательные игры: домашний театр, художественные выставки ребят, вообще фантазируйте вместе с детьми. Но не откупайтесь от них сладостями, игрушками, компьютером, ведь живое общение ничто не заменит.

Слайд 32

Ͼ Единство требований педагога и родителей. Активное взаимодействие воспитателя и родителей. Все это создаст уважение и интерес к ребенку.

Слайд 33

Ͼ Родителям не следует скрывать от ребёнка его болезнь, а проконсультироваться со специалистами как ребенку лучше рассказать о его болезни, а педагог в свою очередь проведёт необходимую беседу со сверстниками, ведь дети любопытны и обязательно спросят его о болезни. А рассказать все равно придется, дети будут выдумывать небылицы, разные подробности из-за своего незнания.

Слайд 34

Ͼ Педагог, специалисты нацеливают ребенка спокойно, с достоинством, не вдаваясь в подробности, объяснить что с ним не так (ручка болит - обжёгся, ножка заболела, поэтому хромаю). На некоторые очень навязчивые вопросы можно и не отвечать, каждый человек имеет на это право, но не агрессивно, не грубо.

Слайд 35

Педагогу в такие разговоры нужно вмешиваться, смотря на реакцию ребенка - если он расплакался нужно подойти приобнять детей и коротко спокойно объяснить, что ничего плохого не произошло, рассказать о заболевании. Таким образом, вы объедините детей.

Слайд 36

Ͼ Внимание, любовь не сравнится не с чем. Иногда нужно спросить ребенка, нужна ли ему ваша помощь, и в какой степени. Но не нужно лишний раз вмешиваться, т.к. педагог показывает, что ребенок слабый, не может постоять за себя. Это приведет к еще большему негативному отношению к больному ребенку.

Слайд 37

Ͼ Педагог вносит в коллектив сверстников дружескую поддержку. Ведь когда в педагоге есть здравый смысл, тепло, поддержка, то это передается и детям.

Слайд 38

Ͼ Педагог учит ребёнка и родителей отвечать с достоинством на негативные проявления со стороны ребят. Пусть ребенок не боится людей, находит с ними общий язык и самое главное, пусть уважает себя, тогда и другие будут это делать.

Слайд 39

Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.

Слайд 40

восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребёнок не должен чувствовать себя объектом деятельности взрослых. Он должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий:

Слайд 41

- создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям; - уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни; - чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями;

Слайд 42

- владеть различными технологиями реабилитации; - формировать социально-психологическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий. - реабилитация носит социальный характер, так как её реализация происходит в конкретных социальных условиях и направлена на достижение социального уровня активности личности. Применительно к ребёнку-инвалиду его социальная активность может достаточно полно выражаться в творческой деятельности. Творчество есть благодатная почва для самореализации, самостоятельности, активности, уверенности в собственных силах, адекватной самооценки больного ребёнка.

Слайд 43

- использование искусства как реабилитационного метода поскольку специальных медицинских знаний при этом не требуется. Можно использовать арттерапию в реабилитационной деятельности. Термин “ арттерапия ” по определению Е. И. Холостовой – это способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности.

Слайд 44

Основными видами арттерапии являются: Музыкотерапия Куклотерапия Сказкотерапия Фольклор Иппотерапия 6.Плавание

Слайд 45

Для работы с родителям предлагаются следующие рекомендации: 1 . Можно применять социальный паспорт, который, поможет специалисту более полно узнать о семье ребенка-инвалида, о взаимоотношениях в семье, о социальном статусе родителей и много другой информации. 2. “Дни открытых дверей” – присутствие на занятиях, совместная работа по освоению каких-либо необходимых навыков на уроках с логопедами. 3. Родительские сообщения и доклады – они способствуют повышению грамотности в области и коррекционной педагогике, и психологии; пробуждают интерес и желание заниматься со своими детьми дома. 4. Также можно предложить использовать в работе так называемые тематические опросники и проективные рисунки. Так как педагог работает совместно с психологом, то обработать и предоставить результаты должен именно он. А уже по результатам исследования педагог строит свою работу с родителями, в частности с матерью.

Слайд 46

5. Совместно с родителями и детьми, педагогу можно провести занятие на тему: «Путешествие по улицам города», это может быть просмотр репродукций с достопримечательностями города, посещение музеев, выставок; беседа о зданиях, представляющих собой архитектурную ценность. 6. Для более тесного взаимодействия между родителями, детьми, и другими специалистами, необходимо организовать концерты: «Фейерверк творчества», «Театральный фестиваль» где могли бы участвовать все. 7. Педагог может предложить родителям «Зарядку позитивного мышления» для того, чтобы они в домашних условиях попытались привести свои чувства и мысли в порядок, т.к. многие родители детей-инвалидов находятся в ситуации постоянного стресса из-за болезни ребенка.

Слайд 47

Проведение работы с родителями необходимо рассматривать как важнейший элемент в комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии, т.к. только при взаимодействии с семьей, социальный педагог может помочь ребенку-инвалиду.

Слайд 48

И помните самое главное, Уродство души, страшнее уродства тела. / ВСЕХ БЛАГ ВАМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В статье рассматривается  понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...

Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.

Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...